Отказ в регистрации по месту жительства

Регистрация по месту жительства

Разделы:

  • История вопроса
  • Переход от прописки к регистрации
  • Регистрация по месту жительства
    • Что такое “место жительства”?
    • Что такое “жилое помещение”?
    • Сроки и порядок регистрации по месту жительства
    • Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства
  • Регистрация по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета

Что такое “место жительства”?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее – Закон № 5242-I) к понятию “место жительства” относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие “место жительства” как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое “жилое помещение”?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения “пригодных для постоянного проживания“. Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

треть опрошенныхдачном или садовом участке

Почти готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на . Узнать больше

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: “Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.”

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Регистрация по месту жительства: перечень оснований для отказа

Нередко в процессе оформления регистрации у граждан возникают проблемные ситуации, результатом которых становится отказ в выдаче свидетельства о регистрации.

Но даже если все документы уже оформлены, представители УФМС могут досрочно прекратить срок действия регистрации.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Отказ в регистрации по месту жительства

Согласно действующему регламенту сотрудники УФМС несут ответственность за то, чтобы регистрация граждан отвечала нормам закона. При наличии веских оснований они могут отказать в принятии заявления на временную и постоянную регистрацию. Также они занимаются выпиской граждан с их жилплощади при несоблюдении установленных законом условий прописки.

Отказ в регистрации выдается гражданам на этапе подачи заявления при постановке на учет по месту жительства. Он обязательно должен иметь письменную форму, в которой прописаны причины отрицательного решения по заявлению гражданина на регистрацию со ссылкой на действующее законодательство.

Отказать в прописке гражданину УФМС вправе как на этапе подачи заявления о регистрации, так и после его принятия при выявлении несоответствия в полученной документации.

Возможные причины отказа содержатся в ФЗ 5342-1, Постановлении Правительства №713, Жилищном кодексе и Конституции.

Отказ в регистрации может быть вынесен по следующим причинам:

  1. При предоставлении неполного комплекта необходимых документов.
  2. При обнаружении факта недействительности или фальсификации представленной документации (например, при предъявлении недействительного ордера на квартиру).
  3. При отказе собственника предоставить жилое помещение для прописки лица (только если речь не идет о прописке новорожденного на совместную с матерью территорию).
  4. При несогласии совладельцев помещения, которое находится в долевой собственности.
  5. В случае несоответствия предоставленной документации требованиям законодательства.
  6. В случае порчи важного документа, не позволяющего определить его содержание.
  7. При отсутствии постановки на учет в военкомате для военнообязанных.

Помимо этого возможно получение отказа в регистрации по объективным обстоятельствам.

Также отрицательный вердикт УФМС следует ожидать в случае нахождения недвижимости под арестом, если жилье признано аварийным или предназначено под снос, в случае нарушения санитарных норм.

Читайте также:  Исковой срок давности по наследству

Причина отказа может крыться и в собственнике жилого помещения, который подписывал согласие на прописку к нему лица. Например, если он был лишен прав собственности в судебном порядке, проживает в помещении незаконно, помещение не было приватизировано.

Когда граждане получили немотивированный отказ в предоставлении прописки они вправе его обжаловать. Сделать это можно в вышестоящем подразделении ФМС или в судебном порядке. Если факт незаконного отказа подтвердиться гражданин должен быть восстановлен в своих правах.

Принудительное прекращение регистрации

Процедура прекращения регистрации по месту жительства может производиться как в добровольном, так и принудительном порядке.

Принудительное прекращение регистрации по месту жительства предполагает прекращение действия регистрации без согласия на это прописанного лица.

В этом случае потребуется предварительно получить решение суда или другой уполномоченной организации, разрешающее выписку лица с занимаемой им жилплощади.

Законом предусмотрены следующие ситуации, при которых снятие с учета производится в принудительном порядке:

  1. Призыв лица на военную службу – такое решение может быть принято военным комиссариатом.
  2. Лишение свободы – на основании судебного постановления.
  3. Признание лица пропавшим без вести – по решению судебного органа.
  4. Утрата права на использование жилья – по решению суда.
  5. Обнаружение факта фальсификации документации, которая легла в основу регистрации граждан.
  6. При обнаружении свидетельств неправомерных действий уполномоченных лиц при прохождении лицом регистрационной процедуры.

Более подробно указанные причины рассматриваются в приказе ФМС №288 от 2012 года (с ред.от 2015 года).

В последнем случае им требуется получить судебное решение, предписывающее выселение лица. Обычно исковые требования собственников основываются на статьях Жилищного кодекса (ст.30-31) и указывают на факт прекращения семейных отношений или фактическое прекращение пользования жилым помещением (неоплата коммунальных услуг, проживание по другому адресу и пр.).

УФМС обычно инициируют принудительное прекращение регистрации в случае обнаружения признаков фиктивной прописки (когда речь идет о так называемых «резиновых» квартирах, перенаселенных мигрантами).

Если нормы по квадратуре на одного человека явно нарушены (например, каждый занимает менее 1 кв.м.), то специалисты УФМС могут инициировать проверку для выявления фактов фиктивной прописки. Если будут выявлены нарушения и установлен факт незаконной регистрации мигрантов, то к собственнику будут применены штрафные санкции, а регистрация прописанных будет аннулирована.

Как выделить долю в частных случаях, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по ссылке.

Отмена регистрации

Отмена или аннулирование регистрации по месту жительства предполагает прекращение регистрации лица по независящим от него обстоятельствам, либо в добровольном порядке.

Сняться с учета в добровольном порядке согласно требованиям закона должны все граждане, которые сменили место своего проживания.

Об этом факте они обязаны оповестить ФМС в течение 7 дней (ст.6 ФЗ 5242). В результате такого уведомления действие прежней прописки отменяется, вместо него начинает действовать – новая.

Досрочная отмена регистрации по месту жительства допускается в случае смерти прописанного лица.

По истечении трех рабочих дней умершее лицо будет снято с регистрационного учета по месту жительства.

Также лицо могут снять с учета при наличии судебного решения о признании его без вести пропавшим. В этом случае собственнику жилья также нужно обратиться в УФМС и предоставить судебное постановление, признающее данный факт.

Таким образом, в процессе оформления регистрации по месту жительства лицо может получить отказ. Такой отказ должен быть оформлен УФМС в письменном виде и в установленные законом сроки. В документе должны содержаться веские основания для вынесения миграционной службой отрицательного решения в части предоставления прописки со ссылкой на законодательство.

Даже если гражданин получил положительное решение по своему заявлению на регистрацию по месту жительства, это совсем не означает, что УФМС в дальнейшем его не изменит и не инициирует процедуру принудительного снятия с учета. Также желание снять лицо с учета принудительно может исходить от собственников жилого помещения.

Отмена регистрации допускается в случае изменения адреса лица, его смерти или признания без вести пропавшим.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как оспорить отказ УФМС в регистрации по месту жительства, или новшества Российской Фемиды

Многие граждане вынуждены сталкиваться с такой ситуацией, когда у принадлежащей им квартиры несколько собственников-дольщиков (размеры и количество долей, а также причины их возникновения в данном случае принципиального значения не имеют) и рано или поздно у кого-либо из таких собственников возникает потребность зарегистрировать (прописать) в своей квартире постороннего человека (не имеет значения в какой степени родства он находится с этим человеком, за исключением несовершеннолетних разумеется, их зарегистрируют в квартире автоматически, и не важно, собственник его родитель этой квартиры или просто зарегистрирован в ней).

Обычно это выглядит так. У квартиры имеется несколько собственников, некоторые из них проживают в ней, некоторые не проживают, при этом, один из них просит остальных сособственников дать согласие зарегистрировать в квартире своего друга или родственника, назовем его претендентом. Кстати, этот претендент на вселение и регистрацию может приходится родственником всем остальным собственникам, такое также часто встречается, что является последствием приватизации. Но остальные собственники не дают такого согласия – не хотят терпеть присутствие «лишнего» человека в квартире или просто из предрассудков, являющихся последствием правовой безграмотности граждан, несмотря на то, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, что и подтвердил 02 февраля 1998 года Конституционный суд РФ в своем знаменитом Постановлении №4-П. А при отсутствии такого согласия, УФМС отказывает в регистрации этому претенденту.

Закон по поводу вселения говорит вот что.

Согласно ч.1 ст.288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Согласно ч.1 ст.247 ГК РФ, и ч.1 ст. 246 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Таким образом, для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, то бишь для вселения претендента в общую квартиру, находящимся в долевой собственности необходимо согласие других сособственников.

Позиция УФМС по данному вопросу полностью исходит из перечисленных выше норм. Аналогичного мнения придерживаются и суды, включая Верховный суд РФ. Так, Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года, дал следующие разъяснения:

«Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 288 ГК, ст. 30 ЖК). Для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности необходимо согласие других сособственников (ст. 247 ГК). Данной нормой следует руководствоваться и при решении вопросов, связанных с владением и пользованием жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности. Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения».

Как видим, полное единение мнений. Ссылаясь на указанную позицию, органы УФМС отказывают гражданам в регистрации при отсутствии согласия других собственников долей. Суды в таких спорах в большинстве своем поддерживают УФМС.

Однако практически недавно, 26 апреля 2012 года, Краснооктябрьским районным судом г.Волгограда, было вынесено довольно интересное решение, полностью опровергающее указанную выше позицию. Согласно данному решению, оставленному в силе Областным судом Волгоградской области (УФМС обжаловало решение), действия отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в Краснооктябрьском районе г. Волгограда по отказу в государственной регистрации по месту проживания, признаны незаконными. Суд обязал отдел УФМС устранить указанное нарушение. Данное решение довольно интересно тем, что очень хорошо и грамотно обосновано, содержит ряд замечательных формулировок, и весьма вероятно, что выводы, содержащиеся в нем, станут прецедентом (несмотря на любимую судейскую поговорку, что «право в России не прецедентное», судьи внимательно отслеживают подобные события).

Выводы Волгоградского суда заключаются в следующем.

«Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства сама по себе является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, имеющим исключительно уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы государственной власти уполномочены на регистрацию лишь результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина в выборе места жительства. Под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в определенном законом порядке уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания либо проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Предоставление для регистрации документов подтверждает добросовестное использование гражданином своего права свободного передвижения. При этом такое представление порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов, не предусмотренных Правилами, приводит к нарушению прав граждан.

Поскольку «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» не содержат ограничения при выборе места жительства или пребывания члена семьи сособственника, непредставление документов, подтверждающих согласие сособственника, не может являться основанием для отказа в регистрации по месту жительства. Данный вопрос подлежит разрешению в соответствии с Гражданским кодексом РФ, его статьей 288 (собственность на жилое помещение), согласно которой собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Отказ в регистрации порождают массу социальных проблем. Заявитель не может трудоустроиться, получить полноценную квалифицированную медицинскую помощь, социальные пособия и т.д.

Несмотря на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П о том, что регистрация граждан по месту жительства является лишь формой учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер, отражающий факт нахождения гражданина по месту временного или постоянного проживания, факт ее наличия или отсутствия обусловливает возможность полноценной реализации человеком неотъемлемых социальных прав. Таковыми являются право на труд, право на получение квалифицированной медицинской помощи, право на получение социальных выплат, в том числе пенсий. При таких обстоятельствах, суд полагает права заявителя нарушенными».

Интересно, что Волгоградский суд сослался кроме прочего, на особое социальное значение регистрации: «Заявитель не может трудоустроиться, получить полноценную квалифицированную медицинскую помощь, социальные пособия и т.д.». Сам по себе вывод о социальных проблемах, является редкостью в судебных решениях, несмотря на то, что является абсолютно верным по своей сути (суды при вынесении решений исходят из иных соображений). Областной суд полностью подтвердил выводы районного суда. Учитывая, что указанные судебные акты приняты несколько позднее «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», можно предположить, что мнение судов по данному вопросу изменилось, что позволит упростить порядок регистрации граждан.

При этом, хочется отметить, что правоприменительная судебная практика зачастую сильно различается в различных регионах страны (есть такой парадокс), и совсем не обязательно что Новосибирский областной суд и районные суды последуют выводам Волгоградского судьи. Но в любом случае практика это покажет.

ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Е. ЛАТЫНОВА
Е. Латынова, адвокат МКА “Адвокатская палата”.
С началом правления Сталина законодательно был установлен разрешительный режим выбора места жительства и пребывания в форме прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью за их несоблюдение. И только новая российская Конституция 1993 г. реально предоставила гражданам свободу в выборе места жительства и пребывания.
После принятия Основного Закона страны издавалось, изменялось и дополнялось большое количество нормативных актов различных уровней, регламентирующих порядок реализации этих конституционных прав. Многие из этих актов, как оказалось впоследствии, не соответствовали новой Конституции.
О пресловутой прописке, ныне – регистрации, уже столько писали, что, казалось бы, о ней и говорить не стоит. Кажется, уже не только работники паспортных столов, но и любая старушка из глухой деревушки сможет рассказать о порядке реализации своих прав на передвижение и жительство.
Но, просмотрев гражданские дела московских районных судов за последние два года, я поняла, что тема регистрации по месту жительства не потеряла своей актуальности. Работники органов регистрационного учета как отказывали по различным причинам регистрировать граждан, так и продолжают отказывать. Оснований для отказа немало. К примеру, Законом города Москвы от 14 сентября 1994 г. предусматривалась уплата регистрационного сбора. Граждане стран СНГ, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывавшие на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, должны были платить за разрешение пользоваться своей собственностью. Причем ставка сбора была установлена немаленькая – 5000 минимальных месячных оплат труда, а для граждан Российской Федерации – 10 процентов от этой ставки. В Краснодарском крае действовал закон, по которому обязательным условием прописки являлось наличие у лица, к которому прописывается заявитель, постоянной прописки в крае более 10 лет. Такие требования региональных нормативно-правовых актов были, как известно, признаны неконституционными. Какие же основания для отказов в регистрации граждан по месту жительства органами регистрационного учета существуют сейчас?
Согласно части первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
В соответствии с этой статьей Закона для регистрации достаточно представления указанных в ней документов, которые подтверждают добросовестное использование гражданином своего права. Предоставление соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Требование о предоставлении дополнительных документов не соответствует названному Федеральному закону.
Рассмотрим на примерах, как осуществляется регистрация по месту жительства собственников жилья.
Начальник паспортного стола ОВД отказал заявительнице в регистрации на жилой площади, перешедшей в ее собственность по наследству. Как указано в ответе из ОВД, “если собственниками являются несколько граждан, а регистрируется один из них, то необходимо предъявить письменное согласие остальных собственников”. Отказ в регистрации был обжалован заявительницей в суде, так как получение согласия остальных собственников квартиры было для нее крайне затруднительно и тем самым она не могла вступить в права собственности, гарантированные законом. Суд установил следующее.
Согласно подпункту “б” пункта 2 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43, подлежат регистрации по месту жительства граждане на основании свидетельства о праве собственности на жилище по наследству. Как видно из представленных материалов, заявительница является собственницей спорного жилого помещения на основании свидетельства о праве собственности по наследству (архив Чертановского межмуниципального суда N 938/99). Основываясь на требованиях подпункта “б” п. 2 названных Правил, суд удовлетворил жалобу заявительницы. Однако и отказ начальника паспортного стола ОВД на момент вынесения был юридически обоснован. В пункте 2.11 упомянутого Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”, действовавшего до 30 марта 1999 г., указывалось, что регистрация по месту жительства в доме (части дома), жилых помещениях на праве собственности осуществляется при наличии согласия всех ее участников. Руководствуясь этим Постановлением, органы регистрационного учета требовали предоставления письменного подтверждения согласия сособственников. Это не соответствовало не только Конституции РФ (в п. 2 ст. 35 которой указывается, что каждый вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом), не только Закону “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, но и Гражданскому кодексу РФ. Им установлено, что сособственники имущества имеют равные права по отношению к принадлежащему им имуществу вне зависимости от размера доли в собственности. Поэтому участник совместной собственности, отказывая в пользовании имуществом другому сособственнику, нарушал его конституционное право собственности, а Правительство Москвы и области поощряло такие нарушения.
30 марта 1999 г. правительства Москвы и Московской области в целях приведения своих актов в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П и с действующими нормами Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов РФ, регламентирующими права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, постановили утвердить в новой редакции Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области. Новые правила, утвержденные Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, уже не предусматривают согласия остальных участников совместного имущества на вселение сособственника.
Но, несмотря на то, что Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области вступили в законную силу еще 30 марта 1999 г., органы регистрационного учета и в 2000 году продолжали отказывать сособственникам жилых помещений в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия согласия остальных участников совместной собственности.
М. обратился в суд с жалобой на решение комиссии по вопросам регистрации по месту пребывания и по месту жительства г. Москвы, отказавшей в оформлении регистрации в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Комиссия указала, что сособственник квартиры – К. – возражает против регистрации заявителя. Суд удовлетворил жалобу М.
В соответствии с п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из следующих правоустанавливающих документов: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением.
Заявитель подлежит регистрации, так как ее основания документально подтверждены.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ” от 25 июня 1993 г. собственник жилого помещения в г. Москве, избравший его местом своего жительства, должен зарегистрироваться в органе регистрационного учета, а этот орган обязан зарегистрировать его не позднее трех дней со дня предъявления документов.
Необходимые документы заявителем были представлены. Не имея регистрации, заявитель ограничен в реализации социальных прав по фактическому месту жительства (решение Тверского межмуниципального суда N 163/2000).
На первый взгляд, вновь введенные московские Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета наконец стали соответствовать Конституции, так как многие собственники жилых помещений смогли реализовать свое право пользоваться собственностью, но, увы, московское правительство, как всегда, установило новые требования, которые не могут быть признаны соответствующими конституционным нормам. Так, согласно п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из названных выше правоустанавливающих документов. И далее в скобках указывается оговорка: “при условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире”. Не знаю, каким образом органы регистрационного учета применяют на практике данное условие, решения судов по этому вопросу мне не встречались. Такое неточное определение позволит паспортным столам по-разному толковать норму. Если указанное требование относится к собственникам имущества, то отказ собственнику в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия в квартире (доме), принадлежащей ему на праве собственности, изолированного жилого помещения не может соответствовать Конституции РФ и нормам гражданского законодательства, не запрещающего собственникам на равных правах пользоваться и распоряжаться неделимым имуществом (например, однокомнатной квартирой).
Если же это ограничение относится к гражданам, вселяющимся к собственнику на жилую площадь, принадлежащую нескольким участникам общей собственности, то к чему изобретать велосипед? Жилищным и Гражданским кодексами предусмотрено требование о предоставлении согласия сособственников или проживающих совместно с нанимателем лиц на вселение гражданина, а отказ в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия у собственника изолированного жилого помещения не соответствует федеральному законодательству.
Перейдем к рассмотрению другого спорного момента – регистрации по месту жительства родственников.
В феврале 1999 г. паспортный стол ГУВД отказал Ш. в регистрации по месту жительства в квартире ее родственницы Л. Ш. обратилась с жалобой в суд на действия паспортного стола, пояснив, что Л. является ее тетей – единственной собственницей квартиры. Письменное согласие Л. было представлено в паспортный стол со всеми копиями свидетельств, подтверждающими родственные отношения и права собственности на квартиру.
Суд отказал в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области” от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 регистрация граждан на жилую площадь, принадлежащую на праве собственности, производится при представлении договора купли-продажи, договора дарения, свидетельства о праве собственности на жилище по наследству и заявления о регистрации по месту жительства близких родственников.
В соответствии с указанными Правилами к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг.
Правилами не предусмотрена регистрация по месту жительства племянниц к теткам, как в данном случае. На основании таких данных суд пришел к выводу, что обжалуемые действия совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий паспортного стола, права либо свободы заявителя не были нарушены, поэтому суд вынес решение об отказе в удовлетворении жалобы (архив Чертановского межмуниципального суда N 1887/99).
Приведенное решение суда основано на подпункте “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. Как было сказано, это Постановление отменено. Ныне действующие Правила, утвержденные Постановлением правительств Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, не содержат списка близких родственников, но продолжают ограничивать круг лиц, регистрируемых по месту жительства по родственному признаку. Так, пункт 2 Правил, регулирующий вселение по месту жительства на государственную, муниципальную жилую площадь, требует представления письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи о вселении родственников. Иные лица, не являющиеся родственниками, этим пунктом не подразумеваются.
При вселении граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется письменное согласие: собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников; собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении только близких родственников (п. 3 Правил). Итак, правительства Москвы и Московской области разрешают и нанимателям, и собственникам проживать только с родственниками. Соответствуют ли такие требования Конституции и федеральному законодательству?
Статья 17 Конституции РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, но требует осуществлять эти права и свободы, не нарушая права и свободы других лиц.
В статье 54 Жилищного кодекса говорится, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. В статье 127 Жилищного кодекса указывается, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, вправе вселять в дом, квартиру других граждан.
Основываясь на приведенных нормах Конституции и Жилищного кодекса, можно утверждать: правительства Москвы и Московской области по-прежнему

Читайте также:  Заявления о клевете: как написать иск в прокуратуру или мировой суд, образец

Отказ в регистрации по месту жительства

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области

Наименование услуги: Регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

1. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление установленной формы о регистрации по месту жительства (форма № 6 приложение № 3 к Регламенту);

– документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявления лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.

2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (форма № 1 приложение № 2 к Регламенту);

– документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением)

3. Снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания при досрочном убытии:

– при досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной письменной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление по почте или форме электронного документа через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил этого гражданина по месту пребывания.

4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

– изменения места жительства – на основании заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства (в произвольной форме) от каждого лица с указанием адреса куда выбывают, а так же предоставляют документ, удостоверяющий личность;

– признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

– смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;

– выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

– обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда;

Читайте также:  Договор аренды автомобиля

– выявление факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован – на основании решения органа регистрационного учета.

Основания для отказа в приеме документов:

Отказ в приеме документов, действующим законодательством не предусмотрен.

  1. Получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы.
  2. Проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы.
  3. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания.
  4. Проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

При регистрации гражданина по месту жительства – в течении 3-х дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета. В случае не предъявления документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления – не позднее 8-ми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность.

  • При регистрации гражданина по месту пребывания – не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета. В случае не предъявления договора социального найма жилого помещения или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, а только указано в заявлении о регистрации по месту пребывания сведения о данном договоре или свидетельстве – не позднее 8-ми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность.
  • При снятии с регистрационного учета по месту пребывания до окончания заявленного срока пребывания – в течении 3-х рабочих дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина, а в гостиницах и иных подобных учреждениях – в день выбытия.
  • При снятии с регистрационного учета по месту жительства – в течении 3-х дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.

Порядок действия / Условия подачи документов:

  1. Осуществляет прием документов с заверением копий в установленном законодательством порядке.
  2. Регистрирует заявление в АИС МФЦ.
  3. Вносит соответствующие сведения в поквартирную карточку (при обращении жителей многоквартирных домов, Управляющей компанией которых функции по ведению паспортного учета переданы в МФЦ).
  4. По желанию заявителя на срок оформления регистрации по месту пребывания или по месту жительства, снятия с регистрационного учета, выдает справку о приеме документов по форме, установленной Приложением № 10в к настоящему Соглашению.
  5. Формирует пакет документов для передачи в ОВМ.

Риск отказа в регистрации по месту жительства

До введения понятия регистрации в 1993 году существовал термин «прописка», с которой было связано множество ограничений в советское время. На сегодняшний день ограничений поменьше, но обязательный характер данного инструмента контроля миграции населения остался.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Официально регистрация имеет уведомительный характер, но обязанности по такому уведомлению регулируются Административным кодексом, согласно которому, в случае нарушения порядка регистрации, может быть наложен штраф.

И несмотря на то что Конституция гарантирует свободное перемещение граждан, закон всё-таки выдвигает определенные требования к регистрации. Поэтому случаи отказа в прописке имеют место быть.

Причём иногда заинтересованные лица от владельцев жилья, родственников и нанимателей могут получить отказ в регистрации по месту жительства и в незаконном порядке. В последнем случае вопрос придётся решать через суд.

Основания

Основаниями для отказа в предоставлении прописки могут быть:

  • отсутствие согласия владельца жилища (за исключением случаев, когда прописывается новорождённый либо не достигший 18 лет ребёнок);
  • не предоставление согласия всех правообладателей недвижимости, находящейся в долевой собственности;
  • ненадлежащая форма юридических документов либо неправильное их заполнение;
  • неудовлетворительное состояние подтверждающих документов, не позволяющее установить соответствие указанных в них данных заявлению;
  • отсутствие одного из требуемых документов;
  • не прохождение предварительной постановки на учёт в военкомате (касается тех, кто является военнообязанным);
  • признание ордера на жильё в законном порядке недействительным;
  • нахождения жилплощади под арестом;
  • признание жилого здания аварийным;
  • достижение предельно возможного количества прописанных лиц исходя из установленных норм минимальной площади на человека.

Часто встречаемые неприятности

Проблемы с постоянным пребыванием

Согласно закону при переселении в другую область в случае продажи или обмена жилья, а также по другим причинам оформляется постоянная прописка, сделать которую нужно в течение недели после приезда на новое место жительства.

Нередки также случаи наложения штрафа, когда УФМС считает, что гражданином были нарушены сроки оформления прописки при смене постоянного места жительства. До оплаты штрафа работники службы не примут документы на регистрацию.

Зачастую выписывание штрафа не имеет под собой никакого основания. Дело в том, что на практике очень проблематично доказать тот факт, что человек находится по новому адресу проживания больше установленного срока.

Даже если был выставлен штраф, у гражданина всегда имеется возможность его опротестовать. На это у него есть 10 дней, в течение которых, если он не согласен с постановлением УФМС, он может подать жалобу в суд.

К сожалению, практика показывает, что мало кто обращается в суд из-за нескольких тысяч рублей штрафа. Для многих его легче оплатить, так как пока это не будет сделано, либо не выйдет судебное решение в пользу гражданина, прописка предоставлена не будет. Такое положение дел только способствует злоупотреблениям, связанным с выпиской штрафов, касающихся регистрации.

Претензии от УФМС

Как правило, наиболее часто встречающимися претензиями со стороны работников УФМС в отношении представленных на прописку документов являются следующие:

  • не следование образцу заполнения анкеты-заявления;
  • ошибки в предоставленных данных;
  • сомнения инспектора УФМС в подлинности какого-либо документа;
  • истек срок документа, удостоверяющего личность;
  • правила пребывания были нарушены (в основном это касается иностранных граждан);
  • квартира, на которую оформляется регистрация, находится под арестом либо в залоге.

В большинстве случаев УФМС отказывает в оформлении прописки по причине представления неполного комплекта документов либо неправильного их заполнения.

Незаконные и недействительные случаи

В случае отказа в регистрации заявителю в 3-хдневный срок (с момента подачи документов) должны быть предоставлены причины этого решения в письменной форме.

Читайте также, что нужно для регистрации по месту жительства.

Подача заявления в суд

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что подобные дела (против незаконного решения должностных лиц) рассматриваются в особом порядке. Данное дело будет относиться к так называемым публичным правоотношениям, то есть заявление будет подано в порядке публичного производства. Срок исковой давности, предусмотренный законом для обжалования подобных дел, в 2020 году составляет 3 месяца.

Также следует несколько нюансов:

  • присутствие истца обязательно – дело не будет рассмотрено заочно;
  • заявитель должен предоставить письменный отказ работников УФМС;
  • обязательно должен быть пройден этап досудебного разбирательства, то есть нужно обратиться к вышестоящим должностным лицам;
  • придётся доказывать, каким образом был нарушен закон со стороны УФМС (в свою очередь, должностные лица будут доказывать законность обжалуемых решений).

Если суд признает требования заявителя обоснованными, будет вынесено решение, исполнение которого со стороны УФМС будет уже обязательным.

Главные причины отказа в регистрации по месту жительства

Муниципальная квартира
  • В случае если прописка осуществляется в муниципальную квартиру, то для того чтобы не получить отказ, необходимо учесть ряд нюансов.
  • Новый житель, не являющийся близким родственником, может быть прописан только при одобрении наймодателем, которым является орган самоуправления, заключивший соглашение с нанимателем. Если учётная норма по плотности проживания будет превышена, заявитель получит отказ.
  • Одобрение наймодателя не требуется при прописке близких родственных лиц, включая несовершеннолетних родных детей. При регистрации любого лица согласие всех пользователей жилья, имеющих действующую в нем прописку, обязательно.
ООО Отказ в регистрации ООО по адресу, указанному в заявлении, может быть по следующим причинам:
  • отсутствие гарантийного письма арендодателя, который предоставляет помещение заявителю под юридический адрес;
  • не предоставление копии документа о праве арендодателя на собственность;
  • отсутствие согласия генерального директора либо одного из учредителей на то, чтобы адресом фирмы был назначен адрес проживания соответствующего лица (если в качестве юридического адреса будет выступать собственное жильё);
  • обнаружение работниками налоговой факта фиктивной регистрации, когда указанный адрес не существует либо по нему уже зарегистрированы другие организации.

Долги и микродолиЗадолженность по квартплате не может служить основанием для отказа в предоставлении прописки. УФМС этот вопрос волновать не должен. Даже если документы на регистрацию подаются через паспортный отдел управляющей компании, она может только лишь напомнить о текущих долгах, но отказывать в принятии документов не имеет права.

Часто практикуется требование со стороны управляющей организации сначала погасить задолженность, после чего документы на прописку будут приняты. Это требование незаконно, так как заставить владельца жилья платить компания может только через суд.

При таком подходе к вопросу со стороны УК собственник квартиры может смело обращаться в суд. Но чтобы не тратить время, всё же рекомендуется обратиться в УФМС напрямую, а не через посредническую организацию.

Другая причина отказа связана с тем, что у жилья имеется несколько собственников, каждый из которых владеет микродолей. По закону один из таких владельцев может прописать в нем нового жильца, только лишь получив согласие от всех остальных законных обладателей части имущества. По ряду причин сделать это не всегда возможно, поэтому зачастую инициатор обращается в суд.

К сожалению, судебную практику по таким делам нельзя назвать однозначной – в большинстве случаев истцу предоставляется отказ. Он связан с тем, что владелец микродоли не может полностью реализовать свои права пользования помещением, так как ввиду незначительной площади жилья, приходящейся на долю, не представляется возможным выделить отдельное помещение для вселения нового постояльца.

Тем не менее, каждый случай индивидуален и зависит от:

  • площади жилья;
  • размера доли;
  • количества жильцов;
  • того, как используется помещение проживающими в нём лицами.

Подробнее о том, как решить данный вопрос и что показывает судебная практика в отношении подобных дел, будет рассмотрено далее.Аварийное состояние

  • В законе нет упоминания о том, что регистрация в аварийном жилье невозможна. Несмотря на это в некоторых случаях УФМС предоставляет отказ в регистрации в таком жилье, ссылаясь на то, что здание находится на учёте городской администрации в качестве аварийного.
  • Пока не было принято постановления о сносе такого дома, в регистрации отказывать никто не имеет права. Поэтому в этом случае можно также обращаться в суд.
  • Таким образом, препятствий для прописки в аварийном жилье никаких нет, за исключением вышеупомянутой ситуации. И даже если в скором времени планируется выход постановления о сносе, то до его фактической реализации может пройти от нескольких месяцев до нескольких лет. Тем временем можно спокойно проживать по оформленной прописке.

Общежитие

  • Случаи отказа при временной прописке в общежитии возможны, если у УФМС будут основания утверждать, что регистрирующийся гражданин по факту не намерен в нём проживать. Доказать это сложно, поэтому человек, скорее всего, получит свою временную прописку.
  • Более реально доказать факт фиктивной прописки при необходимости её продления, если выяснится, что в течение предыдущего срока гражданин там не проживал.
  • В случае если человек зарегистрировался в общежитии, а на самом деле проживает в другом месте (что очень часто имеет место быть при регистрации иногородних студентов), то ответственные лица должны подать заявление на его выселение.

Как можно оспорить решение

Регистрация нового жильца в квартире, права на владения которой имеют несколько долевых участников, требует согласия каждого из них. Но если кто-то из них не согласен, можно отстоять право распоряжаться своей долей и прописывать на данной жилплощади любого человека по своему усмотрению через суд. В таком случае можно ссылаться на ГК (ст. 247), где указывается, что долевой участник получает права владения соразмерно доле.

Чтобы реализовать возможность прописки в данной ситуации, нужно:

  • направить иск в суд с требованием выделить долю из имущества;
  • получив на руки судебное решение, зарегистрировать право на собственность в Росеестре;
  • получить свидетельство на часть имущества и предоставить его в УФМС.

Если предпринять вышеуказанные действия, остальные долевые участники не смогут воспрепятствовать процессу регистрации.

Тем не менее, в 2012 году имел место единственный случай, когда суд защитил право и интересы гражданина прописаться в жилье, принадлежащим нескольким долевым участникам при отказе одного или нескольких из них.

Решение было вынесено Волгоградским судом и основывалось на следующих основополагающих моментах:

  • уполномоченные органы должны лишь регистрировать факт принятия решения гражданином прописаться в выбранном жилье, а не судить о том, разрешать это делать или нет;
  • при добросовестном представлении документов со стороны гражданина органы не пользуются какими-либо правами, а имеют обязанность по регистрации человека по выбранному адресу;
  • в случае отказа в регистрации у гражданина возникает множество социальных проблем, связанных с трудоустройством, получением бесплатного медобслуживания и т. д.

Возможно, в будущем решение Волгоградского суда станет прецедентом, и при отсутствии согласия одного из совладельцев заявителю не будут отказывать в прописке.

Какие могут быть последствия за отсутствие регистрации по месту жительства — мы расскажем далее.

Здесь вы можете найти форму 6 для регистрации по месту жительства.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.