Нарушение миграционного законодательства режима пребывания: ответственность

Наиболее распространенные нарушения миграционного законодательства, режима пребывания в РФ и ответственность за них

Существует множество причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.

Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.

Санкции за нарушение миграционного законодательства несут такие функции:

  • кара – негативные последствия за отрицательное деяние;
  • воспитание – выработка поведения индивида в рамках, которые исключат впоследствии привлечение к ответственности;
  • профилактика – снижение желания допускать неправомерные аналогичные деяния у иных лиц.

В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2020 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.

Кто является субъектом нарушений в области миграции

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.

В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2020 году задействованы три стороны (субъекта):

  • сам иностранец либо апатрид-нерезидент;
  • физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
  • госорган в сфере миграционной политики.

Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.

Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

Типы правонарушений

Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

  • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
  • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
  • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

  • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
  • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
  • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
  • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
  • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
  • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.

По состоянию на 2020 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-ух до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2020 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

Крайне рекомендуется в случае допущения такого правонарушения сразу оплатить штраф. За несвоевременную уплату нарушителю может быть назначен штраф в двойном размере или даже помещение под административный арест.

Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:

  • осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
  • несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.

Штрафы за такие деяния назначаются от 2-ух до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.

За нарушения в сфере трудовой деятельности могут к ответственности привлекаться и должностные лица, виновные в таковых. Как правило, работодатель допускает следующие нарушения:

  • неуведомление госоргана о трудоустройстве иностранных граждан (штрафы для граждан составляют от 2-ух до 5-ти тысяч, для должностных лиц – от 25-ти до 50-ти тысяч; для юрлиц – от 250-ти до 800-а тысяч рублей; кроме этого для предприятия может грозить приостановление деятельности на период до 3-х месяцев);
  • несоблюдение ограничений на привлечение иностранных граждан к определенного рода работам (штраф для должностных лиц – 45-50 тысяч; компаний – 800 тысяч – миллион рублей);
  • подача недостоверных сведений о работнике-нерезиденте (штраф для работодателя – 350-800 тысяч; должностным лицам – 35-80 тысяч; иностранцу – 2-5 тысяч рублей).

За неоплату также предусмотрена возможность удвоить штрафы или применить к нарушителям административный арест.

Законом также предусмотрены и иные взыскания за нарушение учета, порядка пересечения границы, подачи документов о регистрации. Наиболее распространены среди них:

Итак, в 2020 году за нарушение порядка учета и прочих миграционных правил в Российской Федерации нерезидент может привлекаться к административной ответственности преимущественно в форме штрафов.

Основные санкции за нарушение миграционного законодательства

“Кадровик. ру”, 2011, N 1

ОСНОВНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с развитием экономики и укреплением отношений Российской Федерации с другими государствами ежегодно в нашу страну прибывает все больше иностранных граждан. В статье пойдет речь о тех иностранных гражданах, которые въезжают на территорию РФ по большей мере с целью развития партнерских и деловых отношений либо осуществления трудовой деятельности. В настоящее время отечественное миграционное законодательство лояльно по отношению как к иностранной, так и к российской стороне, но в то же время является весьма эффективным. Однако, к сожалению, даже хорошая нормативная база не исключает нарушений на практике.

Как известно, в российском законодательстве общественные правоотношения в сфере миграции регулируются в основном такими нормативными актами, как Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ), Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (далее – Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ) и т. д. Указанными нормативными правовыми актами регламентируется порядок въезда иностранных граждан в РФ, их пребывания в стране и выезда, а также привлечения к трудовой деятельности на территории РФ. (Отметим, что в данной статье под понятием “иностранный гражданин” также подразумевается лицо без гражданства.) Санкции за административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ установлены в гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой статье мы рассмотрим миграционные нарушения, которые наиболее часто встречаются в судебной практике, а также связанные с ними санкции.

Нарушение правил въезда и режима пребывания

Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается:

– в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ;

– в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом;

– в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Такие ситуации влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.

На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий или пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного Закона постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит миграционному учету по истечении 7 рабочих дней, за исключением обстоятельств, предусмотренных ст. 20. В соответствии с пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа.

Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы:

– документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;

– разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;

– визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения;

– миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;

– уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 3 рабочих дней, а если он имеет статус постоянно проживающего лица – более 7 рабочих дней.

В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности. Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ.

Читайте также:  Страхование жизни при автокредите в 2020 году - обязательно ли?

Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.

Распространенной ситуацией является просрочка российской визы. В этом случае иностранец, продолжающий пребывать в РФ без уважительных причин, сначала будет привлечен к административной ответственности за уклонение от выезда, а затем должен будет оформить специальную выездную визу.

Несоответствие цели въезда, заявленной в визе,

фактической цели въезда

По ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением миграционного режима является несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой деятельности в период пребывания (проживания) или роду занятий. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.

На практике это нарушение проявляется так: цель въезда, которая указывается в визе, не соответствует фактической. Виды виз определяются ст. ст. 25.4 – 25.8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, и отличаются они именно целью въезда и пребывания на территории РФ. Например, иностранному гражданину законом запрещено получить деловую или туристическую визу и осуществлять при этом трудовую деятельность.

Пример. У одной российской компании были зарубежные партнеры, представителям которых периодически необходимо было въезжать на территорию РФ для проведения переговоров и деловых встреч. Принимающая сторона оформляла приглашения, не прибегая к помощи специалистов. Однако со временем возникли затруднения. Один из зарубежных партнеров имел личный самолет, на котором и собирался прибыть в РФ. Для пилота, который также являлся иностранным гражданином, цель въезда не могла считаться деловой. В этом случае стоило в приглашении и визе указать “член экипажа”, иначе пилот мог не пройти пограничный контроль, а его деловая виза было бы аннулирована как не соответствующая фактической цели въезда.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей

по миграционному учету

Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, если принимающая сторона не выполняет обязанности, связанные с осуществлением миграционного учета, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 3 рабочих дней с даты прибытия, а если он имеет статус постоянно проживающего на территории РФ – не позднее 7 дней. Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона обязана снять иностранца с миграционного учета в случаях, предусмотренных законом (выезд гражданина за пределы РФ и т. д.), в срок не позднее 2 рабочих дней, направив в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Этот вид нарушений встречается довольно часто. Одна из основных причин такова: иностранный гражданин, работающий на территории РФ или приезжающий в страну с деловой целью, не всегда уведомляет о своем очередном прибытии приглашающую сторону, которая обычно является и принимающей. В этом случае по прошествии 3 рабочих дней с даты въезда, когда принимающая сторона будет оформлять уведомление о прибытии, ее привлекут к административной ответственности, причем объяснения о причинах просрочки не будут считаться уважительными.

Довольно часто иностранцы, покидая РФ, забирают с собой уведомления о прибытии, которые принимающая сторона обязана сдать в территориальный миграционный орган в течение 2 рабочих дней с даты выезда (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Кроме того, представители принимающей стороны могут не знать либо забыть о своей обязанности снять иностранного гражданина с миграционного учета и не оповестят соответствующие органы о том, что вернуть оригинал уведомления невозможно. Чтобы избежать административного правонарушения, в таком случае следует не позднее указанного срока снять иностранца с миграционного учета, направив в орган Федеральной миграционной службы РФ объяснительное письмо и копию отрывной части уведомления в органы.

Следует отметить, что в случае нарушения ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении двух или более принимаемых иностранных граждан ответственность возникает в отношении каждого из них. Если организация – юридическое лицо не поставит вовремя на учет двоих работников-иностранцев, на нее могут возложить административный штраф в размере до 1 млн руб. (по 500 тыс. руб. за каждого из сотрудников).

Чтобы избежать административной ответственности за нарушение правил миграционного учета, многие работодатели предусмотрительно указывают в трудовом договоре с иностранным гражданином обязанность предупреждать о намерении выехать из РФ или субъекта РФ, на территории которого ему разрешено пребывать, либо о въезде в РФ не позднее определенного срока. Желательно, чтобы у иностранного гражданина помимо оригинала всегда была при себе копия уведомления о прибытии (она понадобится и при выезде за пределы РФ, когда оригинал уже передан принимающей стороне). Это позволит избежать проблем при взаимодействии с государственными органами РФ.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности

В случае привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу или патента (далее – разрешительные документы), если они требуются в соответствии с федеральным законом, а также в случае, если у работодателя (заказчика услуг) отсутствует разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, КоАП РФ в ч. 1 и 2 ст. 18.15 предусматривает следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом административная ответственность возникает за нарушение по каждой из этих частей ст. 18.15. К данной ситуации также применима ст. 18.10 КоАП РФ, в соответствии с которой к административной ответственности будет привлечен и сам иностранец, работавший без разрешительных документов. Ему грозит штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Прецеденты нарушений ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ не раз освещались в российских СМИ. Обычно работодатели пытаются таким образом сэкономить время и средства при найме иностранных сотрудников. Сами работники в данном случае могут намеренно уклоняться от оформления разрешительных документов по разным причинам, одна из которых – нелегальное пребывание на территории РФ. Нарушения такого вида обычно выявляются в ходе выездной миграционной проверки, которая может быть инициирована как в плановом порядке, так и по заявлению или жалобе заинтересованных лиц.

Случается, что нарушения допускают и добросовестные участники таких правоотношений – без какого-либо умысла. Например, на практике очень много противоречий вызвали изменения, введенные 1 июля 2010 г. в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ об отмене процедуры получения разрешительных документов на работу для некоторых категорий иностранных граждан. В частности, возникли затруднения в толковании пп. 9 п. 4 ст. 13 данного Закона, в котором говорится об отмене обязательной процедуры получения разрешительных документов на работу для иностранных граждан, являющихся сотрудниками аккредитованных на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К сожалению, многие расценили данный подпункт как норму об отмене разрешительных документов для сотрудников представительств иностранных юрлиц, но не обратили должного внимания на отсылку в данной норме к международным договорам РФ и принципу взаимности. Из-за этого некоторые подобные компании столкнулись с серьезными проблемами, связанными с оформлением иностранцев на работу.

Неуведомление госорганов о привлечении

к трудовой деятельности

Неуведомление необходимых государственных органов о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина расценивается как нарушение ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Если работодатель (заказчик услуг) привлек к работе иностранца, но не уведомил установленные законом государственные органы о данном факте либо пропустил срок такого уведомления без уважительной причины, налагается административный штраф на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Перечень государственных органов, которые должен уведомить работодатель, зависит от порядка въезда иностранного гражданина на территорию РФ (визового или безвизового) либо от того, относится ли он к специальной категории (например, является высококвалифицированным специалистом). Данная обязанность устанавливается нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а формы и порядок (в том числе сроки) подачи уведомлений – уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Обратите внимание: при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти каких-либо нарушений в сфере миграционного законодательства РФ всегда должен составляться надлежаще оформленный протокол.

На практике. Четвертый арбитражный апелляционный суд. Постановление от 7 сентября 2010 г. по делу N А19-10377/10.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Дата публикации: 10.11.2019 2019-11-10

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Вакулов В. И. Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/archive/283/63651/ (дата обращения: 08.02.2020).

В данной статье рассматривается механизм миграционной безопасности Российской Федерации и административная ответственность за нарушение миграционного законодательства. Выявляются проблемы механизма и предлагаются способы их разрешения.

Ключевые слова: административная ответственность, миграционное законодательство, миграционная безопасность.

Ежегодно в Россию приезжают миллионы иностранных граждан, часть из которых находится в Российской Федерации незаконно. Так, в конце 2018 года МВД РФ насчитывало порядка двух миллионов нелегальных мигрантов [4].

Законодатель урегулировал порядок пребывания иностранных граждан на территории России, в частности он предусмотрел действенный механизм обеспечения миграционной безопасности, установив административную и уголовную ответственность за нарушение режима пребывания иностранцев в РФ. Мы обратимся лишь к первой, как наиболее частой.

Административная ответственность есть применение и реализация государственными органами и уполномоченными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, на основе и в порядке, установленным законодательством. [1]

К административной ответственности за нарушение миграционного законодательства могут привлекаться иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, должностные лица государственных органов РФ и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Самым распространённым и основным видом наказания в данной сфере является административный штраф. Например, согласно ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания на территории РФ, выразившееся в несоответствие заявленной цели въезда (пребывания) с фактической, влечёт наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Однако, в данной норме предусматривается и дополнительная мера наказания, остающаяся на усмотрение лица, рассматривающего дела.

Читайте также:  Взыскание алиментов в твердой денежной сумме 2020 судебная практика

Административное выдворение является второй по распространенности мерой наказания за нарушение миграционного законодательства. В ряде норм (ч.1 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ, ч.1 и ч.2 ст.18.8 КоАП РФ и др.) данное наказание является дополнительным и может не применятся, в других нормах (ч.2 и ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, ч.3.1, ч.4 и ч.5 ст.18.8 КоАП РФ) применяется совместно с основным видом наказания.

Административное выдворение, будучи мерой наказания, является принудительным и контролируемым перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в некоторых случаях их самостоятельным контролируемым выездом. [1] Данная мера наказания может быть назначена только судом, если правонарушение не было совершено при въезде на территорию РФ. В таком случае наказание назначает уполномоченный работник пограничного органа — Пограничной Службы ФСБ России.

Исходя из определения административного выдворения, можно выделить два подвида данного наказания. Принудительное выдворение, осуществляемое силами ФССП или ПС ФСБ России за счёт средств федерального бюджета, и самостоятельный выезд, осуществляемый силами выдворяемого иностранного гражданина за счёт средств этого же лица либо за счёт средств пригласившей его стороны и контролируемый МВД РФ. [2, ст.34]

При принудительном выдворение лицо до исполнения наказания содержится в специальному учреждение либо в специально отведённом помещение. При этом срок нахождения в данных местах никак не ограничен, что естественно является проблемой. Во-первых, иностранцы содержатся в этих местах за счёт федеральных средств и с каждым днём на них тратится всё больше и больше. Во-вторых, содержание в специальных учреждениях и специально отведенных помещениях можно расценивать как дополнительную меру наказания, не установленную законодателем в КоАПе, ведь нахождение лиц в этих местах заключается, в частности в ограничение свободы перемещения.

Для решения этой проблемы необходимо ввести максимальный срок пребывания в специальных учреждениях и специально отведённых помещениях в размере 7–15 суток, после чего начинать исполнение процедуры административного выдворения.

К юридическим лицам и иным лица, осуществляющим предпринимательскую деятельность, помимо административного штрафа, может быть применено административное приостановление деятельности, заключающееся во временном прекращение деятельности, несущей предпринимательский характер. [1] Данный вид наказания предусмотрен за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности, нарушение правил привлечения к трудовой деятельности на торговых объектах, а также за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей. (ст.18.16 КоАП РФ, ч.1, ч.2, ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, ч.2 ст.18.13 КоАП РФ).

Законодатель создал стройный и эффективный механизм административной ответственности. Очевидной проблемой является то, что назначать административное выдворение как наказание при рассмотрении дела (не связанного с въездом на территорию РФ) может исключительно суд. Это является усложнением процедуры привлечения к административной ответственности уполномоченным должностным лицо территориального подразделения МВД. Это может приводить к тому, что в ряде случаев к иностранцам, нарушающих миграционное законодательство, будет применяться только штраф, что никак не будет препятствовать деятельности лица на территории РФ. Есть ряд норм, например, ч.3 ст.18.10, которые устанавливают обязательное выдворение иностранца за пределы РФ за повторное нарушение одной и той же правовой нормы. Однако, есть также и нормы, которые не предусматривают такое (ст.18.11 КоАП РФ), что не решает проблему с тем, что часть нелегальных мигрантов продолжает оставаться на территории Российской Федерации.

Вполне возможно, что ужесточение санкций за нарушение миграционного законодательства в виде установления обязательного административного выдворения для иностранных граждан, совершивших правонарушение в данной сфере, и упрощение порядка их применения уменьшит количество остающихся в пределах РФ нелегалов и нарушителей. Однако, это также может привести и к негативным последствиям в виде увеличения частоты получения взяток должностными лицами от нелегальных мигрантов.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать, что законодатель выстроил в РФ развитой механизм миграционной безопасности, который имеет своего рода сложно устранимые недостатки, но выполняет свои функции в полной мере.

Нарушение миграционного законодательства и сроков пребывания в Украине (ужесточение административной ответственности с апреля 2018)

29 апреля 2018 года вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины Закона Украины относительно обеспечения пограничной безопасности государства”.

Так, уже с конца апреля 2018 года установлены ряд новых видов нарушений и ответственности и увеличены штрафы за нарушения при пересечении границы Украины, оккупированной территории и зоны проведения антитеррористической операции. Для удобства восприятия информации представляем ее в табличной форме.

Самое частое нарушение иностранцами миграционного законодательства Украины – это превышение сроков пребывания в Украине. Напомним, что законно находится в Украине (для стран с безвизовым порядком въезда в Украину) это 90 дней на протяжении 180 дней. Ранее, то есть до 29.04.2018 пограничные службы при выезде из Украины и при обнаружении нарушенных сроков пребывания привлекали к административной ответственности со штрафом в 510 грн (максимум 850 грн). Теперь же, то есть после 29.04.18 размер штрафа возрастет с 1700 грн до 5100 грн., что уже значительно существеннее. Если штраф не оплатить, получите запрет на въезд в Украину на 3 года, если запрет проигнорировать и попытаться таки пересечь границу Украины с действующим запретом на въезд –получите запрет на въезд + 10 лет. Далее, подробнее об изменениях.

1. Увеличены штрафные санкции в части нарушения законодательства о пересечении границы Украины

Правонарушение

Штраф

Что изменилось

1. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, который участвует в охране границы Украины

при исполнении им служебных обязанностей, связанных с охраной государственной границы, суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне или

осуществлением пограничного контроля в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины или

осуществлением пограничного контроля в контрольных пунктах въезда-выезда

2. Те же действия, совершенные группой лиц или лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за вышеперечисленные правонарушение

Штраф от 1700 грн до 5100 грн

или

административный арест от 10 до 15 суток

3. Нарушение правил пребывания в Украине:

проживание без документов на право жительства в Украине;

проживание по недействительным документам или документам, срок действия которых истек;

трудоустройство без соответствующего разрешения на это, если необходимость такого разрешения предусмотрено законодательством Украины;

несоблюдение установленного порядка передвижения и изменения места жительства;

уклонение от выезда из Украины после окончания соответствующего срока пребывания;

неявки без уважительных причин к определенному месту обучения или трудоустройства после въезда в Украину в определенный срок;

нарушение правил транзитного проезда через территорию Украины.

Увеличен штраф, ранее был от 510 до 850 грн

4. Несоблюдение иностранцами и лицами без гражданства

порядка регистрации или

проживания на территории Украины по недействительным документам или документам, срок действия которых истек, или

нарушение установленного срока пребывания в Украине, обнаруженные в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины или контрольных пунктах въезда-выезда

Увеличен штраф, ранее был от 510 до 850 грн

5. Умышленное невыполнение иностранцем или лицом без гражданства решения уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину

6. Пересечение или попытка пересечения государственной границы Украины любым способом

вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или

в пунктах пропуска через государственную границу Украины без соответствующих документов или с использованием поддельного документа или содержащих недостоверные сведения о лице, или

без разрешения соответствующих органов власти

(ч. 1 ст. 204-1 КУоАП)

Штраф от 3400 грн до 8500 грн

Админ. арест до 15 суток с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения

Увеличена ответственность, ранее был штраф от 1700 до 3400 грн, не было конфискации

7. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее

8. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, совершенные группой лиц или лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за это же правонарушение

9. Нарушение порядка въезда в район проведения антитеррористической операции или выезда из него

Пересечение или попытка пересечения линии соприкосновения в районе проведения антитеррористической операции или неконтролируемой участка государственной границы Украины в этом районе в любой способ

вне контрольных пунктов въезда-выезда или

в контрольных пунктах въезда-выезда без соответствующих документов или с использованием поддельных документов или содержащих недостоверные сведения о лице, или без разрешения соответствующих органов власти

(ч. 1 ст. 204-4 КУоАП)

вводится в действие с 29.07.2018

10. Действия, совершенные группой лиц или лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за нарушения, предусмотренные п.9 таблицы

(ч. 2 ст. 204-4 КУоАП)

вводится в действие с 29.07.2018

2. Нововведения, касательно сроков наложения административного взыскания (ст. 38 КУоАП).

Правонарушение

Срок наложения административного взыскания

1. Пересечение или попытка пересечения государственной границы Украины любым способом

вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или

в пунктах пропуска через государственную границу Украины

без соответствующих документов или

с использованием поддельного документа или содержащих недостоверные сведения о лице, или

без разрешения соответствующих органов власти

В течение 3 (трех) месяцев со дня их обнаружения, но не позднее 1 года со дня их совершения

2. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее

В течение 3 (трех) месяцев со дня их обнаружения, но не позднее 1 года со дня их совершения

3. Совершение нарушений пунктов 1 и 2 таблицы иностранцами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о принудительном возвращении или принудительном выдворении из Украины

В течение времени, необходимого для их выезда из Украины, но не позднее срока, определенного законом для выезда этих лиц из Украины или обеспечения их принудительного выдворения из Украины.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существенно увеличились штрафы за нарушения миграционного законодательства Украины в части пересечения государственной границы, оккупированной территории и зоны проведения АТО.

3. Когда могут запретить въезжать в Украину на срок 3 года, 10 лет, 5 лет?

Законодатель также внес ряд изменений касательно запрета въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину (ст. 13,14 ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»)

1) Так, въезд в Украину иностранцу или лицу без гражданства не разрешается:

(абз 2) в интересах обеспечения национальной безопасности Украины или охраны общественного порядка;

– если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины и других лиц, проживающих в Украине;

– если при ходатайстве о въезде в Украину такое лицо подала о себе заведомо ложные сведения или поддельные документы;

– если паспортный документ такого лица, виза поддельные, испорченные или не отвечают установленному образцу или принадлежат другому лицу;

– если такое лицо нарушило в пункте пропуска через государственную границу Украины правила пересечения государственной границы Украины, таможенные правила, санитарные нормы или правила или не выполнила законных требований должностных и служебных лиц органов охраны государственной границы, органов доходов и сборов и других органов, осуществляющих контроль на государственной границе;

(абз 7) если во время предыдущего пребывания на территории Украины иностранец или лицо без гражданства не выполнили решение суда или органов государственной власти, уполномоченных налагать административные взыскания (к примеру не уплачен штраф при выезде из Украины за нарушенные сроки предыдущего пребывания), или имеют другие не выполнены имущественные обязательства перед государством, физическими или юридическими лицами, включая связанные с предыдущим выдворением, в том числе по истечении срока запрета дальнейшего въезда в Украину;

Читайте также:  Пролонгация договора - формулировка в зависимости от ситуации

– (абз 8) (новое!) если такое лицо с нарушением установленного законодательством Украины порядка осуществило въезд на временно оккупированную территорию Украины или в район проведения антитеррористической операции или выезд из них или совершила попытку попасть на эти территории вне контрольных пунктов въезда-выезда

1й запрет на въезд в Украину по перечисленным основаниям (абз 2,7,8) устанавливается иностранцами и лицами без гражданства на срок до 3 лет. Кроме того, сведения о таких лицах вносятся в специальную базу данных лиц, которым запрещен въезд в Украину.

2й запрет на въезд в Украину устанавливается уже на срок +10 лет в том случае, если иностранец не выполнит решения о запрете на въезд в Украину в течении установленных 3-х лет. Эти 10 лет добавляются до части срока запрета, который еще не истек.

Т.е. если Вам было запрещено въезд в Украину на 3 года, а Вы после одного года такого запрета умышлено совершите или попытаетесь совершить нарушение этого запрета, то Вам будет запрещен въезд в Украину на 12 лет (2 года не отбытого трехлетнего срока + 10 лет).

На 5 лет запрет на въезд в Украину получают те иностранцы, которые попытаются незаконно пересечь границу Украины вне пунктов пропуска через государственную границу Украины. Они задерживаются и если нарушения законодательства Украины не предусматривает уголовной ответственности, возвращаются в страну предыдущего пребывания в установленном порядке + получают запрет на въезд в Украину сроком на 5 лет.

4. Конкретизированы полномочия Государственной пограничной службы

Так, органы Государственной пограничной службы Украины дела об административных правонарушениях, касательно нарушения пограничного режима, правил пребывания иностранцев в Украине, невыполнение решения о запрете въезда в Украину, нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины или выезда из нее, рассматривают по месту их выявления.

В случаи выявления таких нарушений непосредственно в пунктах пропуска, в течении 24 часов составляется протокол об административной ответственности, в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности.

При этом протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и административное взыскание, в следующих случаях:

Нарушение пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины или режимных правил в контрольных пунктах въезда – выезда;

Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины;

Умышленное невыполнение иностранцем или лицом без гражданства решения уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину;

Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее;

Нарушение порядка въезда в район проведения антитеррористической операции или выезда из него,

а соответствующими органами на месте совершения правонарушения выносится Постановление по делу об административном правонарушении.

Уполномоченные лица пограничной службы Украины могут взымать наложенные ими штрафы независимо от их размера непосредственно в пунктах пропуска исключительно с помощью безналичных платежных терминалов. Если таких терминалов нет на месте или нарушитель не может оплатить непосредственно в момент административного взыскания, штраф должен быть уплачен не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа. При этом нарушитель обязан в течении 3-х рабочих дней после истечения 15-ти дневного срока, отправить оригинал или копию квитанции (платежного поручения) об оплате штрафа в орган (должностному лицу), который вынес постановление о наложении этого штрафа.

Следует отметить, что в случае неуплаты правонарушителем штрафа в срок, штраф уже будет взыскан в порядке принудительного исполнения постановления, что влечет за собой дополнительные затраты: уплата штрафа уже в двойном размере + расходы на учет указанных правонарушений.

Также установлено, что нарушителей могут задержать на срок до 3 часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и / или выяснения обстоятельств правонарушения – до 3 суток.

Если Вы нарушили действующее миграционное законодательство или не уверенны в сроках законного пребывания в Украине, Вас оштрафовали при пересечении границы, но Вы не заплатили штраф в срок, или хотите узнать есть ли запрет о въезде в Украину на 3 года и/или снять такой запрет – компания «ЮБ «МАКСИМУМ» готова предоставить всецелую помощь в решении данных проблем.

Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства

За какие проступки придётся сесть в тюрьму или выплачивать крупные штрафы?

Мигранты — граждане, которые поменяли место жительства на другой регион или страну в силу каких-либо обстоятельств. Лица, покинувшие страну — это эмигранты, а переселившиеся в эту страну — иммигранты.

Что же заставляет людей покидать свой дом?

На это есть ряд веских причин:

военное положение в регионе или стране

причины социального характера

В качестве примера, можно привести эмиграционный коридор Украина-Россия. Люди покидали страну из-за реальной опасности жизни по причине военных действий, затем последовал и экономический кризис в стране, а также и новые политические устои, устраивавшие далеко не всех граждан Украины.

Как правило, соседние,и не только, регионы и страны принимают мигрантов. Но только в случае легального переселения. Нелегальным мигрантам не рады, например противники нелегальной миграции воздвигли стену в америке на границе с Мексикой.

Как получить разрешение на миграцию

В России миграционная политика государства регулируется комплексом законов.

В текущем году принят новый миграционный закон , позволяющий упростить порядок получения гражданства России для иностранных граждан.

Также, внесены изменения в других статьях:

Так, иностранный гражданин переселившийся с целью трудоустройства, должен иметь персональное разрешение на работу РНР, которое подлежит обязательной регистрации в миграционной службе. Как правило, его оформлением заранее занимается работодатель. Попутно оформляется российская виза.

Для жителей стран СНГ, необходимо приобрести рабочий патент.

Внесены и изменения о порядке оформления миграционной карты. Теперь ее можно получить в транспорте при пересечении границы.

Стало обязательным получение загранпаспорта для граждан СНГ, за исключением стран таможенного союза и ЕАЭС.

Срок пребывания мигранта в РФ зависит от его знания русского языка. Для этого нужно сдать экзамен, после сдачи которого выдается официальный документ.

Обязательно получение страхового полюса.

Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства

За нарушение закона о миграции применяется административная и уголовная ответственность. В связи со внесенными в закон изменениями о порядке учета мигрантов по фактическому месту пребывания, появились и новые статьи в Уголовном кодексе.

Основанием для привлечения являются:

Незаконная миграция. В соответствии со статьей 322 пунт 1, «незаконный въезд на территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, или их транзитный проезд», влечет за собой уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Если действие совершено группой лиц или с целью совершения преступления — сроком до 7 лет с выплатой штрафа либо без него.

Фиктивная регистрация . Согласно статье 322 пункта 2, наказание за фиктивную регистрацию в жилом помещении жителей СНГ или иностранных граждан, наказывается штрафом в размере от 100000 рублей до 500000 рублей.

Фиктивная постановка на учет . Статья 322 пункт 3 гласит, что фиктивной, регистрация считается, если:

предоставлены ложные сведения в документах

если нет намерения пребывать по данному адресу

если нет намерения собственника предоставлять жилье

Лицо, совершившее такое преступление несет ответственность либо в виде штрафа до 500 тысяч рублей, либо в виде исправительных работ или лишения свободы до трех лет. Также нарушение закона ограничивает право занимать руководящую должность на такой же срок.

Процесс миграции населения — естественный процесс смены жительства с целью улучшения качества жизни. Закон позволяет стать мигрантом любому гражданину, который легализовал этот статус. Следуя положениям миграционного закона, через определенный срок можно получить и вид на жительство, и гражданство.

Ответственность за нарушения миграционного законодательства

Ответственность за нарушения миграционного законодательства могут нести как непосредственные посетители Российской Федерации, так и их работодатели, которые нелегитимно обходят требования этого законодательства.

Ответственность соизмерима уровню конкретного проступка, потому одни вещи караются более серьёзно, чем другие. За что-то человек будет выдворен из страны, за другое он будет нести административное, а то и уголовное наказание.

Основные нарушения

Наиболее распространёнными нарушениями являются оговариваемые ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ следующие нарушения:

  • Несоблюдение установленных правил въезда на территорию РФ, правил порядка выбора места проживания или пребывания, передвижения по территории страны или транзитного проезда через неё.
  • Отсутствие документов, которые подтверждают право на пребывание/проживание в Российской Федерации. В случае, если такие документы ранее имелись, но были утеряны – неподача соответствующего заявления в компетентный орган. Также сюда входит неподтверждение места своего проживания в тех случаях, когда это требует закон.
  • Неисполнение требований по выезду из РФ по истечении определённого указанного срока пребывания.

Если данные нарушения проявились, то тогда на человека накладывается административная ответственность. Штраф может варьироваться от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы страны или, в некоторых случаях, без такового. Эта мера применяется к иностранному гражданину как к физическому лицу.

Прочие административные нарушения

Другие административные нарушения могут накладываться не только лишь на иностранного гражданина, но и на принимающую его сторону в России.

  • Повторное административное правонарушение, совершённое в пределах года с момента предыдущего. Штраф на сумму от 5 до 7 тысяч рублей.
  • Несоответствие заявленной цели визита Российской Федерации фактической. Штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
  • Невыполнение обязанностей по осуществлению миграционного учёта принимающей стороной. Штраф для граждан он в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 400 тысяч до 500 тысяч рублей.
  • Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешительных документов на работу. Штрафом для граждан он в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 250 тысяч до 800 тысяч рублей, а также административное приостановление работы на период до 90 суток. Наказание несёт не только работодатель, но и иностранный гражданин, на него накладывается штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
  • Неуведомление государственных органов при привлечении иностранных граждан к работе. Штраф для граждан он в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 35 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч рублей, а также административное приостановление работы на период до 90 суток.

Тяжёлые нарушения

При некоторых особо тяжёлых нарушениях предусматривается уголовная ответственность. Например, к ним могут относиться следующие:

  • Организация незаконного въезда на территорию России иностранных граждан, а также лиц без гражданства, если осуществляется организация их нелегитимного транзита или пребывания – то это может наказываться от штрафа в 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.
  • Фиктивная регистрация иностранного гражданина/лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении на территории Российской Федерации может наказываться от штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей до лишения свободы на срок до трёх лет.
  • Фиктивная постановка иностранного гражданина/лица без гражданства на учёт по месту пребывания в жилом помещении в РФ может наказываться от штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей до лишения свободы на срок до трёх лет.
  • Применение поддельных документов может быть наказано штрафом до восьмидесяти тысяч рублей либо, в крайнем случае, арестом на срок до шести месяцев.

Остались вопросы? Нужна помощь?

Мы можем проконсультировать вас по вашим вопросам совершенно бесплатно!

или звоните по телефонам +7 (499) 455-09-87, Вся Россия. Консультация – бесплатна!

Ссылка на основную публикацию