Органы внутренних дел РФ: понятие, задачи, система органов
Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.
Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.
Основными задачами органов внутренних дел РФ является:
— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
— обеспечение охраны общественного порядка;
— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— организация государственной охраны имущества и организаций;
— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;
— и другие задачи.
Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.
Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:
— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;
— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;
— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.
Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:
— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;
— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;
— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.
Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:
— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;
— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
— и другие направления.
Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.
Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.
В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:
— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;
— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;
— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;
— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».
Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:
— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;
— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).
В состав органов внутренних дел входят:
— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
— территориальные органы МВД России;
— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
— представительства МВД России за рубежом;
— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).
Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.
В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, но возглавляет МВД России — Министр внутренних дел РФ (далее — Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретаря — заместитель Министра, один заместитель Министра — начальник Следственного департамент МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8619 – | 7453 –
или читать все.
Система органов внутренних дел
Органы раскрытия и расследования преступлений
Общая характеристика организации раскрытия и расследования преступлений. Понятие расследования уголовных дел. Формы расследования: дознание и предварительное следствие.
Принципы деятельности органов и должностных лиц, занимающихся расследованием и раскрытием преступлений.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Виды оперативно-розыскных мероприятий.
Органы дознания, их компетенция, уголовно-процессуальные функции.
Органы предварительного следствия.
Понятие и виды подследственности.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Органы внутренних дел являются специализированной государственной структурой, предназначенной для непосредственного осуществления государственного управления в области внутренних дел. Государственное управление внутренними делами преследует цели защиты прав, свобод и законных интересов личности, собственности, обеспечения в стране правопорядка, создание безопасных условий для жизни людей. Органы внутренних дел осуществляют основные направления своей деятельности в соответствии с Конституцией России и федеральными законами на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.
Орган внутренних дел– это специализированный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством, по защите основных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной ценности и охраны правопорядка в целом.
Правовой основой организации и деятельности органов внутренних дел РФ является Конституция, Закон о полиции, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Министра внутренних дел РФ.
Анализ данных документов позволяет назвать следующие основные функции , которые выполняют органы внутренних дел6
1. обеспечение безопасности личности;
2. охрана общественного порядка;
3. предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, осуществление досудебного производства;
4. расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных к их подследственности;
5. обеспечение безопасности дорожного движения;
6. осуществление государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих;
7. лицензирование и осуществление государственного контроля за деятельностью частных охранных и сыскных структур;
8. охрана имущества физических и юридических лиц по договором;
9. производство по делам об административных правонарушениях, которые им подведомственны;
10. осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
11. проведение государственной дактилоскопической регистрации;
12. проведение государственной геномной регистрации;
13. оказание помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов.
Органы внутренних дел – одна из самых разветвленных и многочисленных структур исполнительной власти в РФ.
Их систему образуют:
– главные управления МВД России по федеральным округам;
– управление на транспорте МВД РФ по федеральным округам;
– министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ(МВД, УВД, ГУВД по субъектам РФ);
– управления и отделы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям образованиям;
– управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
– управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
– управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях (ОВД ЗАТО);
– образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска;
– внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками. Кроме того, МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
МВД России возглавляет Министр внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности.
МВД России подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
2) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
3) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
4) совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;
5) совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы МВД России;
6) развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.
МВД России выполняет следующие функции:
– определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;
– осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;
– обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий;
– обобщает практику применения законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти РФ предложения о его совершенствовании, подготавливает проекты нормативных правовых актов РФ по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, осуществляет нормативное регулирование своей деятельности и оказывает органам внутренних дел и внутренним войскам практическую и методическую помощь в организации нормативной правовой работы, налаживает пропаганду правовых знаний;
– участвует совместно с органами государственной власти субъектов РФ в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью; в разработке и реализации договоров и соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении законности, общественного порядка, общественной безопасности и по иным вопросам, предусмотренным Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами;
– организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
– организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;
– осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
– участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране Государственной границы РФ, обеспечению безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории России, защите в системе министерства сведений, составляющих государственную тайну;
– обеспечивает охрану важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказывает содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников.
| | следующая лекция ==> |
Виды денег. Деньги в своем развитии выступали в двух видах: полноценные (товарные) деньги и неполноценные (нетоварные) деньги | | |
Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1855 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Органы внутренних дел РФ
Учебные задачи:
- – формирование общих теоретических знаний об органах внутренних дел РФ;
- – усвоение основных понятий, регламентирующих деятельность органов внутренних дел РФ;
- – усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности органов внутренних дел РФ;
- – усвоение направлений деятельности органов внутренних дел РФ.
В результате изучения этой главы обучающиеся должны:
знать
- – понятие органов внутренних дел РФ, основные задачи, возложенные на эти органы, основные направления деятельности;
- – систему и структуру органов внутренних дел РФ;
- – основные понятия, раскрывающие правовые основы, принципы организации и деятельности, полномочия органов внутренних дел РФ;
- – основные задачи, полномочия и деятельность органов полиции и сотрудников органов полиции;
- – порядок прохождения государственной службы в органах внутренних дел РФ;
- – основные направления деятельности МВД России и его структуру;
уметь
- – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие основные направления деятельности, функции и полномочия органов внутренних дел РФ;
- – оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус органов внутренних дел РФ;
- – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью МВД России и его сотрудников;
- – принимать решения, определяющие порядок деятельности органов внутренних дел РФ и их сотрудников;
владеть
- – юридической терминологией;
- – навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовые основы, направления деятельности и полномочия органов внутренних дел РФ;
- – навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов внутренних дел РФ.
Ключевые слова, органы внутренних дел; внутренние войска МВД России; правоохранительные органы исполнительной власти; противодействие преступности; охрана общественного порядка и собственности; обеспечение общественной безопасности; принципы, законность, правопорядок; МВД России; полиция; государственная служба; правоохранительная служба; оперативно-розыскная деятельность.
Органы внутренних дел РФ: понятие, задачи, система органов
Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности.
Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории России.
Основными задачами органов внутренних дел РФ являются:
- – обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- – организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
- – обеспечение охраны общественного порядка;
- – организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
- – обеспечение безопасности дорожного движения;
- – организация государственной охраны имущества и организаций;
- – организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории России, а также деятельностью ведомственной охраны
- – и другие задачи.
Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.
Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:
- – производство дознания и предварительного следствия но уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
- – организацию и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;
- – обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
- – выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;
- – принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
- – обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- – другие полномочия.
Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ как раз и связана с административной деятельностью. Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:
- – осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории Российской Федерации;
- – производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;
- – осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработку и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организацию и осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- – лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказанием услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.
Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:
- – участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- – организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
- – обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- – участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- – участие в организации территориальной обороны Российской Федерации, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Федерации;
- – организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений – в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
- – обеспечение по решению Президента РФ участия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
- – и другие направления.
Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.
Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения об МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти Российской Федерации. Данное построение органов в первую очередь связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.
В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:
- – на федеральном уровне – из центрального аппарата МВД России;
- – на окружном уровне – главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;
- – на межрегиональном уровне – оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- – на региональном уровне – министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;
- – на районном уровне – управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе “Байконур”.
Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:
- – органами внутренних дел, включающими в себя полицию;
- – внутренними войсками;
- – организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).
В состав органов внутренних дел входят:
- – центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
- – территориальные органы МВД России;
- – образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
- – окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
- – представительства МВД России за рубежом;
- – иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).
Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.
В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России но Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, по возглавляет МВД России – Министр внутренних дел РФ (далее – Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретарь – заместитель Министра, один заместитель Министра – начальник
Следственного департамента МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”),
Понятие и система органов внутренних дел Российской Федерации
Характеристика правового положения Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов на местах позволяет рассматривать их в качестве единого субъекта права – органов внутренних дел (ОВД).
В юридической науке вопросам, касающимся понятия органов внутренних дел как субъекта правоохранительной деятельности, его правового статуса и проблемам реализации последнего, уделялось значительное внимание. В частности, подчеркивалось, что органы внутренних дел осуществляют властные полномочия в различных сферах нередко посредством применения принудительного воздействия на участников многочисленных подконтрольных отношений. Подобная возможность субъектов применения мер принуждения с необходимостью требует четкого определения их места в современной правоохранительной системе, объема и содержания компетенции по реализации соответствующих правовых средств.
Говоря о системе ОВД, нельзя раскрыть ее без структуры. Общая структура служб и подразделений Министерства внутренних дел РФ определена в п.2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утвержденный Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., №1039, с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.) Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Божьева В.П.- 2-е изд, передел.и измен. – М.: Спарк, 2012.- С.42..
В систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В систему МВД также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.
При этом следует иметь в виду, что нормативно закрепленного понятия органов внутренних дел не существует. В литературе, посвященной деятельности правоохранительных органов, система органов внутренних дел рассматривается в широком и узком смысле слова.
Широкая трактовка предполагает включить в систему ОВД практически все органы государства, общественные объединения, организации и граждан, что аргументируется участие их в обеспечении управления внутренними делами 2 , оцениваемой в качестве одной из форм административно-политической деятельности. Однако такое понимание трудно согласуется с тем, что органы внутренних дел являются правоохранительными, характерной особенностью которых выступает наличие только субординационного метода правового регулирования отношений между отдельными элементами этой системы.
Критической оценки заслуживает также тезис об отождествлении органов внутренних дел с полицией, что, к сожалению, нашло свое выражение в законодательстве Российской Федерации. В то время как в действительности понятия «органы внутренних дел» и «полиция» различаются как в смысловом, так и в функциональном плане.
Во-вторых, отбор кадров в ОВД осуществляется по различным критериям. Это, в частности, касается возрастных ограничений. Так, на службу в полицию имеют право поступать граждане России не старше 35 лет, в то время как этот показатель для иных структур ОВД может не превышать 40 лет.
В-третьих, в составе органов внутренних дел имеются подразделения, осуществляющие функции, не свойственные для полиции. Такими функциями являются: обеспечение системы органов внутренних дел квалифицированными сотрудниками, подготовка и переподготовка кадров, осуществляемая подразделениями кадрового обеспечения и учебными учреждениями системы МВД России; организация централизованного обеспечения ОВД техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами, реализуемая финансовыми подразделениями и подразделениями материально-технического и военного снабжения; управление и руководство деятельностью органов внутренних дел, которое возлагается на организационно-инспекторские (штабные) аппараты МВД России: энциклопедия/ Под ред. В. Ф. Некрасова.- 2-е изд., измен. – М.: Наука, 2012.- С.195..
К расширенному толкованию системы органов внутренних дел можно отнести утверждения ряда авторов о включении в их состав внутренних войск МВД России. Представляется, что данная позиция недостаточно аргументирована. Деятельность внутренних войск регулируется самостоятельным Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Их задачи отличаются от тех, которые решают ОВД (за исключением охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности). Личный состав внутренних войск осуществляет военную службу, а не правоохранительную, как сотрудники органов внутренних дел. Следовательно, данные лица приобретают статус военнослужащих, который отличается от статуса сотрудников органов внутренних дел.
Важным также представляется и то, что в соответствии с указанным выше Федеральным законом внутренние войска решают задачи совместно с органами внутренних дел, а не в их составе.
Аналогичным образом решен вопрос о следственных подразделениях МВД России, которые на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» выведены из органов внутренних дел. Однако ряд авторов по-прежнему включает их в структуру ОВД.
Таким образом, на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов система органов внутренних дел представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность.
Действительно, органы внутренних дел относятся к органам отраслевого государственного управления (или органам специальной компетенции), по порядку образования – к производным, по способу принятия решения – к едино-начальным, по срокам полномочий – к постоянным и т. д. Но когда очевидные оценки исчерпаны, то оказывается, что сущностную характеристику органов внутренних дел дать весьма непросто.
В качестве общей тенденции следует отметить последовательное сужение сферы их деятельности, освобождение от функций, не отвечающих их прямому назначению. Тем не менее, до настоящего времени они продолжают оставаться многоотраслевыми. Хотя периодически все же поднимается вопрос о перераспределении функций, передаче тех или иных звеньев системы органов внутренних дел другим органам (ИТУ, Госпожнадзор, Наркоконтроль и др.).
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, следует более детально охарактеризовать саму сферу внутренних дел.
Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной. Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связанны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Каждая из таких групп является составной частью рассматриваемой сферы, и лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом.
Существующая взаимосвязь указанных общественных отношений, их специфика позволяют объективно рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т. е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы.
Как уже было замечено, наряду с различными государственными органами специальными субъектами управления в данной сфере являются органы внутренних дел, возглавляемые МВД России.
При выполнении своих функций органы внутренних дел и их структурные элементы (звенья) вступают в управленческие и иные отношения. При рассмотрении системы данных органов в управленческом плане, обнаруживается закономерность, связанная с их способностью проявлять себя в двух ролях: как управляющих субъектов, так и управляемых объектов.
Управление осуществляется как внутри самой системы ОВД, с целью обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений в решении стоящих перед ними задач, так и во внешней сфере во взаимоотношениях ОВД с гражданами, предприятиями и организациями. Представляется важным подчеркнуть внешне властный характер полномочий ОВД, поскольку они предоставлены им для управления субъектами, не состоящими с ним в иерархических связях. В этом проявляется одна из основных особенностей правоохранительных отношений с участием органов внутренних дел, выражающихся в юридическом неравенстве сторон.
Система органов внутренних дел построена по двум критериям: административно-территориальному и функциональному. Так, главное управление МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, сформированы с учетом административно-территориального критерия, а управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, окружные управления материально-технического и военного снабжения – с использованием критерия функционального.
Целостность системы ОВД объясняется общими задачами и функциям, закрепленными за ними действующим законодательством. При этом задачи ОВД представляют собой круг тех вопросов, которые требуют своего непосредственного повседневного решения и направлены на достижения основной цели – защиты от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства.
В решении этих задач участвуют все звенья органов внутренних дел, которые можно классифицировать в зависимости от масштаба обслуживаемой территории и специфики обслуживаемых объектов на федеральные, региональные, ОВД по субъектам РФ и местные органы внутренних дел; органы внутренних дел на транспорте; органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов/ Под ред. Галустяна О.А., Кизлыка А.П. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.- С.195.. внутренний дело государственный власть
Анализ юридической литературы и законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие элементы сущности и содержания органов внутренних дел:
- · принадлежность к государственным органам исполнительной власти;
- · системность в их построении;
- · цель, связанная с защитой интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, являющей понятия «внутренние дела»;
- · осуществление деятельности в сфере внутренних дел;
- · возможность применения мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств и огнестрельного оружия, для выполнения стоящих перед ними задач.
Рассмотрев все перечисленные признаки в совокупности, можно вывести следующее определение: органы внутренних дел (как специальные субъекты правоохранительной деятельности) представляют собой возглавляемую МВД России систему органов исполнительной власти и их подразделений, осуществляющих публичные функции в сфере внутренних дел и наделенных в установленных законом случаях полномочиями по применению принудительных мер воздействия на участников контролируемых правоотношений.
Необходимым элементом правового статуса любого государственного органа, в том числе органа внутренних дел, является его компетенция.
При этом каждый орган внутренних дел, ровно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств, составляющих их элементов. Так, управления (отделы) уголовного розыска, управления (отделы) государственной инспекции безопасности дорожного движения и другие подразделения имеют свои задачи и функции. Однако лишь МВД как целостная система способно решить задачи, возложенные на органы внутренних дел в полном объеме.
Система органов МВД представляет собой сложную, одновременно управляющую и управляемую социальную систему, включающую в себя в качестве элементов несколько порядков подсистем, в рамках которых управление осуществляется на различных уровнях. Сколько бы порядков систем не насчитывало то или иное образование, функционирующее в рамках единой системы МВД, нижний уровень управления непременно будет «обслуживать» сферу внешних управленческих воздействий и будет направлен на решение уже не собственно «управленческих», а сугубо служебных задач, решаемых органом внутренних дел или каким-либо из его структурных подразделений.
Таким образом, поскольку каждый орган внутренних дел любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой.
Функциональное назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается орган внутренних дел. Задачи, стоящие перед органами внутренних дел, определяют их компетенцию, которая в свою очередь находит выражение в правовом положении данных органов. Так, по отношению к органу исполнительной власти общей компетенции республики в составе РФ, республиканское Министерство внутренних дел является управляемой системой. В то же время оно само осуществляет управление входящими в его структуру элементами – отделами внутренних дел по городу, району либо иному муниципальному образованию.
Необходимо отметить, что в настоящее время претерпел существенные изменения такой важный принцип организации деятельности органов внутренних дел, как двойное подчинение (по вертикали – вышестоящему органу внутренних дел, а по горизонтали – местному органу представительной власти и местной администрации).
Это выражается, в частности, в назначении руководителей органов внутренних дел по субъекту РФ и их заместителей, руководителей криминальной полиции и следственных подразделений данного уровня, а также руководителей иных подразделений ОВД, должности которых отнесены к разряду высшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно Президентом РФ без значимого участия органов местной власти.
Правоохранительные органы / Органы внутренних дел
51) Органы внутренних дел
Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
ФЗ «О службе в ОВД» (2011)
ФЗ «О полиции» (2011)
Органы внутренних дел РФ – система федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение безопасности и другие функции
Основными задачами органов внутренних дел РФ является:
— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
— обеспечение охраны общественного порядка;
— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— организация государственной охраны имущества и организаций;
— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;
Основное назначение данных органов подчинено конституционному положению о приоритете прав и свобод человека и гражданина. Наряду с этим они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, стабильность социальных отношений и эффективность государственного механизма.
Поскольку ОВД РФ являются централизованными, их задачи и полномочия наиболее наглядно проявляются через полномочия МВД России. Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую МВД России.
МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят:
В состав органов внутренних дел входят:
— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
— территориальные органы МВД России;
— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
— представительства МВД России за рубежом;
— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).
Территориальные органы МВД РФ:
— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;
— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;
— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».
Кроме того, МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
В единую централизованную систему МВД входят: ОВД, включающие в себя полицию; внутренние войска, организации и подразделения, созданные для осуществления полномочий, возложенных на МВД.
МВД возглавляет систему ОВД. МВД возглавляет министр ВД, назначаемый Президентом по представлению председателя Правительства РФ
организует и осуществляет: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания, предварительного следствия, розыск лиц и похищенного имущества, контроль за оборотом оружия, контроль за частной детективной и охранной деятельностью
реализация основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения
охрана особо важных объектов
обеспечивает государственную защиту судей и других должностных лиц, в соответствии с законом.
Аналогичные полномочия с учетом их места и роли в системе ОВД осуществляют территориальные и специализированные органы, подчиненные МВД.
ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.
ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:
организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:
обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.
Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:
осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.
Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:
производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам; обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс; мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Административная деятельность.Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью. Данная деятельность органов внутренних дел направлена на осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений; осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.
Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:
— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
Органы внутренних дел Российской Федерации: понятие, задачи, система. Положение о службе в органах внутренних дел
Органы внутренних дел РФ относятся к исполнительной власти. Они формируют целостный институт, реализующий функцию охраны порядка и обеспечения безопасности на территории страны. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет система органов внутренних дел.
Задачи
Деятельность органов внутренних дел базируется на принципах:
- Соблюдения и уважения свобод и прав человека и гражданина.
- Гласности.
- Гуманизма.
- Законности.
- Подконтрольности.
Положение о службе в органах внутренних дел формулирует пределы полномочий, а также определяет ключевые задачи института. К последним, в частности, относят:
- Обеспечение защиты свобод и прав граждан в рамках своих полномочий.
- Организацию в пределах компетенции предупреждения, пресечения, выявления, расследования и раскрытия преступлений.
- Обеспечение охраны правопорядка в обществе.
- Предупреждение и пресечение административных правонарушений.
- Осуществление госконтроля оборота оружия.
- Организацию госохраны имущества и организаций.
- Обеспечение безопасности на дорогах.
- Контроль частной охранной и детективной деятельности, а также вневедомственной охраны на территории страны.
Борьба с преступностью
Положение о службе в органах внутренних дел определяет ключевые направления их работы. Одним из них выступает борьба с преступностью. В рамках противодействия незаконным посягательствам органы внутренних дел осуществляют:
- Дознание, предварительное следствие по уголовным преступлениям, отнесенным к их компетенции.
- Организацию и непосредственное проведение оперативно-розыскной работы и экспертно-криминалистических мероприятий.
- Выявление, предотвращение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким, совершенных криминальными сообществами, организованными группами, отличающиеся межрегиональным или транснациональным характером или вызывающие широкий общественный резонанс.
- Обеспечение государственной защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников судопроизводства по уголовным делам, судей, следователей, прокуроров, должностных лиц контролирующих и правоохранительных структур, прочих субъектов, защищаемых законом.
- Выявление, пресечение, предотвращение, расследование и раскрытие, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственных операций на предприятиях, организациях, в учреждениях вне зависимости от их форм собственности.
- Принятие мер, направленных на борьбу с экстремизмом.
Административная работа
В органах внутренних дел российской исполнительной власти проводятся мероприятия, направленные на:
- Охрану порядка на территории государства.
- Производство по делам, связанным с административными правонарушениями, включенным в компетенцию ОВД.
- Обеспечение безопасности на автотрассах страны, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению ДТП, уменьшению тяжести последствий аварий, организацию и выполнению специальных надзорных, контрольных и разрешительных функций в сфере БДД.
Органы внутренних дел Российской Федерации проводят также лицензионную работу в сферах, подлежащих лицензированию, контролируют отношения, возникающие в них.
Другие функции
Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в обеспечении режима ЧС и военного положения при их введении на территории страны либо в отдельных ее регионах. Структуры обеспечивают проведение мероприятий в рамках военного времени и единой госсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. ОВД организуют и проводят мобилизационную подготовку в системе МВД, контролируют и координируют работу ФМС в данной сфере. Органы внутренних дел обеспечивают выполнение мероприятий ГО, способствуют повышению стабильности функционирования внутренних войск в военное время и при возникновении ЧС в мирных условиях.
Структуры участвуют в территориальной обороне, в совместных действиях с ВС, прочими формированиями. Органы внутренних дел организуют специальные воинские перевозки в границах страны в интересах ОВД и ВС в соответствии с межведомственными соглашениями и правительственными постановлениями и в интересах соответствующих институтов исполнительной власти. По решению президента ОВД обеспечивают участие своих сотрудников, солдат внутренних войск и госслужащих в мероприятиях по восстановлению либо поддержанию международной безопасности и мира.
Система органов внутренних дел
Федеральным институтом, осуществляющим функции по разработке и реализации госполитики и нормативному регулированию в сфере ВД и миграции, является МВД. Построение системы органов обуславливается разными полномочиями, которыми наделяются структуры, входящие в нее. Она включает в себя горизонтальные и вертикальные связи. В последнем случае система состоит из:
- Центрального аппарата – на федеральном уровне.
- Главных управлений по округам, транспортных ведомств – на окружном уровне.
- Оперативных бюро, центров спецназначения, линейных подразделений на воздушном, водном, железнодорожном транспорте – на межрегиональном уровне.
- Министерств по республикам, управлений (главных в том числе) по прочим субъектам – на региональном уровне.
- Отделов, ведомств, подразделений по городам, районам, прочим муниципальным образованиям, на режимных и особо важных объектах, на комплексе “Байконур”, воздушном, железнодорожном, водном транспорте – на районном уровне.
Горизонтальные связи представлены следующим образом:
- Органы внутренних дел, полиция в том числе.
- Внутренние войска.
- Подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на МВД.
Структура ОВД
Органы внутренних дел включают в себя:
- Центральный аппарат Министерства ВД, кроме главного командования внутренними войсками МВД.
- Территориальные подразделения.
- Научно-исследовательские, санаторно-курортные, медико-санитарные организации, образовательные учреждения.
- Окружные управления по материально-техническому снабжению.
- Зарубежные представительства.
- Прочие подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на ОВД.
Кроме этого, каждый из перечисленных институтов выстраивает собственную систему органов в соответствии с тем или иным уровнем (федеральным, территориальным, районным и пр.).
Коллегия МВД
Этот орган рассматривается отдельно от прочих. В состав коллегии МВД входят:
- Председатель – министр ВД.
- Заместители.
- Начальники ФМС.
- Руководитель управления по Северо-Кавказскому ФО.
- Лица, входящие по должности.
- Прочие сотрудники ОВД, военнослужащие внутренних подразделений, федеральные госслужащие, работники МВД.
Состав коллегии, за исключением лиц, включенных в нее по должности, утверждает президент России.
Управление
Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации
Она осуществляется на должностях начальствующего и рядового состава. Они устанавливаются министром ВД. Служба в органах внутренних дел также осуществляется на должностях высшего руководящего состава. Они утверждаются президентом. Особый порядок, в соответствии с которым проходит служба, установлен законодательством, ведомственными нормативными документами. Работа сотрудников основывается на тех же принципах, что и строится функционирование всей структуры МВД. Кроме указанных выше основных положений, можно выделить следующие:
- Приоритет интересов государства.
- Выполнение обязанностей на всей территории страны.
- Единоначалие ОВД.
- Компетентность и профессионализм.
- Политическая нейтральность.
- Ответственность за все принимаемые решения.
- Правовая и социальная защищенность.
- Справедливое вознаграждение за работу.
- Продвижение по службе в соответствии с результатами труда и с учетом квалификации и способностей.
Правовой статус должностей
В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.
Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.
Обязанности
В юридической литературе предлагается следующая классификация:
Служебные обязанности. Они возводятся в ранг нормативных предписаний и закрепляются ФЗ, нормативными документами президента, актами МВД. Именно служебные обязанности характеризуют сотрудника ОВД как представителя исполнительной федеральной власти. Среди них следует отметить:
- Соблюдение Конституции, ФЗ и прочих правовых актов.
- Добросовестное выполнение обязанностей.
- Обеспечение защиты и соблюдения законных интересов и прав граждан и так далее.
Должностные обязанности. Они устанавливаются в инструкциях и положениях. К таким обязанностям, в частности, относят соблюдение условий контракта и присяги, внутреннего порядка и дисциплины и пр.
Права
Они сопровождают государственно-служебную деятельность сотрудника, формируют условия его защищенности и в социальной, и юридической сфере. Права, по своей сути, обладают обеспечительным характером. Ряд авторов предлагает следующее разделение:
- Права, которые способствуют непосредственному исполнению обязанностей. К этой категории, например, относят возможность ознакомиться с материалами и документами, регулирующими деятельность сотрудников ОВД, должностной рост, повышение квалификации, членство в профсоюзе и пр.
- Права, которыми сопровождается служебная деятельность субъекта. К ним, например, можно отнести ношение и хранение оружия, форменной одежды и пр.
Кроме того, для сотрудника устанавливаются определенные ограничения. Они призваны обеспечивать его моральный облик и свободу действий служащего в рамках его компетенции.