Особенности регулирования труда на муниципальной службе

Трудовые отношения на муниципальной службе

Рассматривая особенности трудовых отношений муниципальных служащих, надо еще раз подчеркнуть, что муниципальный служащий кроме инструмента реализации властных функций является еще и работником. Поэтому трудовые отношения на муниципальной службе – один из важнейших вопросов организации муниципального управления.

Правовой статус муниципальных служащих, как было установлено выше, является причиной введения особенностей правового регулирования их труда.

Все без исключения лица, поступающие или проходящие муниципальную службу, пользуются правами и обязанностями граждан РФ, установленными в главе 2 Конституции РФ. Эти положения, составляющие основы правового статуса личности в РФ, в полной мере включаются в статус муниципальных служащих. Они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самойКонституцией РФ

Заметим, однако, что гражданские права и свободы муниципальных служащих ограничиваются законом, когда это диктуется нормальным функционированием системы муниципального управления.

Правосубъектность

Для осуществления акта вступления в трудовые отношения и приобретения статуса работника любое физическое лицо должно обладать трудовой правосубъектностью, все параметры которой трудовое законодательство не раскрывает. В то же время личный характер трудовых правоотношений определенно требует, чтобы каждое физическое лицо, заключающее трудовой договор, обладало фактической и юридической способностью самостоятельно осуществлять тот труд, который составляет содержание его трудовой функции, определяемой трудовым договором.

Под фактической способностью к труду следует понимать наличие у потенциального работника физических, интеллектуальных и волевых качеств, образующих его трудоспособность. Об отсутствии такой фактической трудоспособности могут свидетельствовать инвалидность работника, неполная дееспособность и т.п.

Под юридической способностью к труду понимается обладание физическим лицом рядом формальных признаков, предусматриваемых законодательством, которые предоставляют ему право выполнять данный вид трудовой деятельности. К признакам такого рода, например, относятся возраст физического лица; наличие у него специального образования или специальной подготовки; обладание, в случае необходимости, гражданством РФ, допуском к данной работе, лицензией или специальным правом; отсутствие медицинских противопоказаний к выполняемой работе либо судебных запретов на занятие соответствующей деятельностью и пр.

Закон о муниципальной службе вводит перечень таких признаков, который расширен по сравнению с устанавливаемыми ТК РФ, что является одной из особенностей применения трудового законодательства. Перечень по отношению к ТК РФ расширен в части:

· обязательности гражданства РФ или государства, с которым у РФ есть соответствующий договор;

· отсутствия гражданства другого государства, вида на жительство или иного права на постоянное проживание на территории другого государства;

· владения государственным языком РФ;

· соответствия квалификационным требованиям;

· наличия дееспособности без ограничений;

· согласия на прохождение процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральными законами тайну при необходимости допуска к ней;

· возраста (увеличенного минимального и максимального).

Перевод на другую работу и перемещение. Виды переводов на другую работу.

Перевод на другую работу. Трудовою законодательство связывает понятие пере­вода на другую работу прежде всего с изменением места работы работника либо его трудовой функции (специальности, квалификации, должности). Поскольку речь идет в данном случае об изменении существенных условий трудового договора, перевод всегда означает изменение трудового правоотношения работника с работода­телем.

По общему правилу, переводы возможны только с письменного согласия работника. Переводом на другую работу, требующим такого согласия работника, следует считать также поручение ему работы, при выполнении которой изменяются существенные условия труда — раз­мер оплаты труда, режим работы, льготы и преимущества, обусловлен­ные соглашением сторон.

Понятие перевода следует отличать от смежного с ним понятия — перемещения по работе, которое в отличие от перевода не требует согласия работника. Таким образом, если перевод связан с изменением места работы либо трудовой функции, то перемещение предполагает сохранение обусловленных трудовым договором места работы и трудовой функции (меняется лишь конкретное рабочее место, конкретное структурное подразделение — цех, отдел и т.п.).

Виды переводов. В зависимости от специфики критериев трудовое законодательство предусматривает различную классификацию перево­дов. Так, в зависимости от срока переводы подразделяются на временные и постоянные; в зависимости от места переводы в преде­лах одной и той же организации, переводы в другую организацию (той же местности), переводы в другую местность; в зависимости от инициативы переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника.

Перемещение – это перемещение работника в той же организации на др. рабочее место, в др. структурное подразделение, на др. механизм или агрегат без изменения трудовой функции или иных существенных условий труд. дог., не требует согласия работника и не является переводом. Перемещение может производиться без согласия работника, однако работодатель не должен перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Изменение существенных условий труд. дог. Существенные условия: 1) место работы; 2) дата начала работы; 3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соотв. со штатным расписанием; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности работодателя; 6) характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; 7) режим труда и отдыха; 8) условия оплаты труда; 9) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с труд. деятельностью.

По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий труд. дог. по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения труд. функции. Работник д.б. уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 мес. до их введения. Если работник не согласен, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соотв. его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

Трудовые отношения на муниципальной службе

Особенности регулирования труда на муниципальной службе

Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего? Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст.

59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Особенности регулирования труда на муниципальной службе

В остальных случаях применяются общие нормы ст.

59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления).

Муниципальная служба и трудовые отношения

Челябинск Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь: Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линию для Москвы и Московской области: Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (1) 1143 ответа 371 отзыв Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Елена, добрый день.

Указанная вами работа предполагает оплату труда?

Трудовые и социальные гарантии муниципальным служащим (Давыдова Е.В.)

23 Закона N 25-ФЗ, условно можно разделить на две группы.

Первая — это гарантии, предоставляемые в связи с исполнением служащим своих трудовых (должностных) обязанностей (гарантии по обеспечению условий работы, выплаты денежного содержания и отдыха). Некоторые специалисты называют их экономическими.

Особенности трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими

Впервые позиция Конституционного Суда РФ была сформулирована в определении от 01.07.1998 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (данный закон утратил силу). В данном определении Конституционный Суд РФ указал, что специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.

Трудовые отношения на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Трудовое право»

Эти случаи касаются: порядка поступления и прохождения государственной службы; проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы; порядка и условий проведения аттестации гражданских служащих, установления иного срока испытания по сравнению с нормами трудового права. Помимо оснований увольнения предусмотренных законодательством РФ о труде, в законодательстве о государственной гражданской службе устанавливаются и иные основания прекращения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Муниципальная служба и муниципальная должность: описание, особенности и функции

допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Все они прописаны в специальном трудовом положении.

Консультация юриста

Информация

Соцально трудовые отношения относятся к муниципальной службе

Особенности трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими

Поступление на муниципальную службу 1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. Извлечение из Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Трудовые отношения на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Трудовое право»

Ключевые слова: трудовые отношения, принципы правового регулирования трудовых отношений, правовое положение гражданского служащего в сфере труда.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

№ 58-ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Указанный нормативный акт определяет систему законодательства, структуру, источники, предмет ведения и полномочия между федеральными органами и актами субъектов Российской Федерации.

1. Социальный характер функционирования государственной и муниципальной службы

К социальным функциям муниципальной службы можно отнесли следующие: реализация интересов, прав и свобод граждан; эффективное решение социальных задач общества: производство социальных услуг (образование, воспитание, здравоохранение, правовая защита, безопасность и т. д.); разрешение социальных конфликтов; регулирование социального статуса муниципальных служащих; формирование их социального состава в соответствии с принципом равного доступа граждан к муниципальной службе.

Социальные функции органы местного самоуправления осуществляют при решении следующих вопросов, отнесенных Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

к предметам ведения муниципальных образований: 1) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 2) содержание и использование муниципального жилищного фонда; 3) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 4) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 5) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

Особенности регулирования труда на муниципальной службе

А муниципальный служащий — это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т.

Муниципальная служба и трудовые отношения

Муниципальная служба и муниципальная должность: описание, особенности и функции

Именно в этом документе прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой деятельности. Здесь закрепляются следующие принципы:

  1. в приоритете права и свободы человека и гражданина;
  2. закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
  3. гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.
  4. все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;

Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

Трудовые отношения в сфере государственной гражданской службы

Ноздрачев, Г.В. Атаманчук, А.А.

Гришковец и др. Суть данной позиции сводится к тому, что государственная служба как публично-правовой институт должна представлять собой целостную систему, основанную на служении государству в целом, а не отдельному государственному органу.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих

Регулирование труда муниципальных служащих, равно как и регулирование вопросов организации местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего трудового права и муниципального права. Основные постулаты заложены в Конституции Российской Федерации. Статья 130 основного закона страны устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В развитие конституционных норм, заложивших правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания, были приняты федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:

  • – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новый Закон, частично вступивший в силу с 1 января 2006 года, а частично вступающий в силу только с 1 января 2009 года, нацелен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В связи с этим законодателем предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
  • – «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • – «Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
  • – «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Читайте также:  Минимальная заработная плата (МРОТ), из чего состоит и чему равна

Новый федеральный закон о местном самоуправлении предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться в основном на федеральном и региональном уровнях. Так, в соответствии с новым законом из обязательных положений устава муниципального образования исключены условия и порядок организации муниципальной службы. В настоящее время действует Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В то же время на местном уровне могут устанавливаться дополнительные гарантии для муниципальных служащих, определяются размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.

Итак, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» является основным в вопросах регулирования труда муниципальных служащих. Данный Закон содержит основные понятия «муниципальная служба», «муниципальная должность»; в нем определена законодательная основа муниципальной службы; основные принципы муниципальной службы; основы статуса муниципального служащего (права, обязанности, ограничения, гарантии и ответственность); основания для прекращения муниципальной службы. Однако данный федеральный закон, как отмечают эксперты, в целом охватив основные вопросы муниципальной службы, содержит недостаточную регламентацию муниципальной службы, что обусловлено необходимостью регулирования местных особенностей муниципальной службы не только на уровне субъекта Федерации, но и на уровне муниципального образования.

Кроме нормативных актов, непосредственно затрагивающих регулирование деятельности муниципальных образований на территории России, в связи с самим фактом образования в стране муниципальных образований, были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

Так как по действующему законодательству значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном уровне власти, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления.

Отметим, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью лица. Отсюда следует, что будучи разновидностью общественно-полезного труда, муниципальная служба, как и любая иная профессиональная деятельность, должна регулироваться нормами трудового права.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (ст.11 Трудового кодекса) – т.е. в первую очередь с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации». Этому соответствует и норма п.3 ст.4 указанного ФЗ.

Возникает логичный вопрос – о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде муниципальных служащих.

Согласно ст.5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Исходя из изложенных выше положений ст.5 ТК РФ, некоторые юристы делают выводы о том, что если отдельные нормы законодательства о муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс. Однако на наш взгляд, эти выводы не обоснованы, и необходимо учитывать другие положения Кодекса и федеральных законов.

В ст.11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (то есть, пользуясь формулировкой ТК РФ до изменений от 30.06.06 – распространяют свое действие на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем). Однако далее в этой же статье указывается, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. При внимательном изучении ТК РФ становится очевидным, что в нем фактически не содержится специальных норм о труде муниципальных служащих. Исключение составляют лишь несколько статей, где муниципальные служащие просто упоминаются, или статьи носят отсылочный характер.

Обратимся к ст.251 ТК РФ «Особенности регулирования труда». В ней устанавливается, что особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Отсюда исследователи делают, на наш взгляд, справедливы вывод что положение ст. 5 ТК РФ о том, что в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс, относится лишь к федеральным законам, содержащим общие нормы о труде. Что касается ФЗ «Об основах муниципальной службы», то содержащиеся в них специальные нормы права о труде муниципальных служащих имеют своеобразный приоритет над соответствующими положениями ТК РФ.

Таким образом, в регулировании трудовой деятельности муниципальных служащих специальное законодательство – первично, а трудовое законодательство – субсидиарно.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» является административно-правовым нормативным актом. Но он же и содержит нормы, которые регулируют отношения, являющиеся по своей сущности трудовыми – это своеобразные вкрапления норм трудового права в нормативно-правовые акты, которые в целом регулируют другие (не трудовые) отношения. Как отмечает Д.А. Липинский, необходимость нахождения подобного рода трудовых норм связана со спецификой труда и обязанностей некоторых категорий служащих. Специфика деятельности государственных и муниципальных служащих обусловлена их особым правовым статусом и ролью в жизнедеятельности общества. Анализ нормативно-правовых актов показывает, что дисциплина труда государственных и муниципальных служащих, помимо требований, указанных в ТК РФ, непосредственно связана с обязанностями соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, Конституцию РФ. Именно поэтому нормы, регулирующие трудовую деятельность муниципальных служащих (в том числе нормы об ответственности муниципальных служащих) содержатся не в Трудовом кодексе, а в иных нормативно-правовых актах. Специфика дисциплинарной ответственности государственных служащих состоит в том, что их обязанности формулируются не только в ТК РФ и специальных законах, посвященных определенному виду государственной службы, но и в иных нормативно-правовых актах, специально не посвященных регламентации трудовой деятельности государственных служащих.

Кстати, примечательно то, что до изменений ТК РФ от 30.06.06 (ФЗ №90-ФЗ) терминологического разделения «государственных» и «муниципальных» служащих в Кодексе не происходило, и муниципальные служащие причислялись к государственным. Сейчас же такое разделение налицо (см., напр., ст.ст. 11, 28), что подтверждает то, что муниципальные служащие к государственным не относятся (о чем подробнее будет сказано ниже).

Законодательство о государственной и муниципальной службе. Особенности регулирования труда государственных и муниципальных служащих.

На государственных служащих и муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство с особенностями, которые установлены для регламентации их труда специальными нормативными правовыми актами. Прием на государственную службу по общему правилу происходит путем проведения конкурсного отбора. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Конкурс-испытание включает в себя испытание на соответствующей должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом. Решение конкурсной комиссии о прохождении конкурса является основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы и заключения трудового договора. Муниципальные служащие также могут приниматься на службу путем проведения конкурса.

Таким образом, при приеме на муниципальную службу заключению трудового договора также может предшествовать проведение конкурса на основании перечисленных нормативных правовых актов, а также законов субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок и на срок не более пяти лет.

С муниципальными служащими, принимаемыми на работу , также, как правило, заключается трудовой договор на неопределенный срок. Исключение из этого правила составляют случаи, перечисленные в ст. 59 ТК РФ, например, при принятии на должность временно отсутствующего работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

При выполнении обязанностей государственной и муниципальной службы должны действовать следующие ограничения: 1) лица, состоящие на этой службе, не должны заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) они не могут быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) они не должны заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) они не должны состоять членами органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев назначения в соответствии с законодательством в эти органы для участия в управлении данной организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном или муниципальном органе, в котором они состоят на службе; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное или муниципальное имущество, а также служебную информацию; 7) получать от физических и юридических лиц вознаграждение, связанное с исполнением служебных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 8) принимать участие в забастовках; 9) использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений.

Существуют дополнительные основания для прекращения трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими. В связи с признанием лица, проходящего службу, недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда. Увольнение при соответствующем заключении аттестационной комиссии аналогично расторжению трудового договора ввиду несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Специальное законодательство может предусматривать дополнительные по сравнению с общими нормами трудового права льготы для лиц, проходящих службу. Федеральные законы могут ограничивать трудовые права лиц, проходящих службу. , на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ч. 2 ст. 349 ТК РФ говорится о том, что в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников, заключивших трудовой договор, устанавливаются особые условия труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Следовательно, специальные нормы, регулирующие труд указанных лиц, призваны создавать более благоприятные условия труда по сравнению с общими нормами трудового законодательства.

О СООТНОШЕНИИ НОРМ ТРУДОВОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

При регулировании служебных отношений муниципальных служащих (как, впрочем, и государственных гражданских служащих), законодательство о муниципальной службе, и, в частности, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе» [1], часто содержит отсылки к нормам трудового законодательства.

Уже при поступлении на муниципальную службу предполагается заключение трудового договора с муниципальным служащим «в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (п. 6 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе»).

Как и статья 64 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст. 16 Закона о муниципальной службе запрещает «установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего».

Рабочее (служебное) время муниципальных служащих регулируется в соответствии с трудовым законодательством (ст. 20 Закона о муниципальной службе). Применительно к продолжительности рабочего времени законодательство о муниципальной службе не содержит специальных норм для муниципальных служащих по сравнению с общими нормами трудового законодательства.

Даже перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренный пунктом 1 ст. 27 Закона о муниципальной службе не отличается от перечня, установленного статьей 192 ТК РФ. Хотя, например, закон о государственной гражданской службе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает специальное взыскание для государственных гражданских служащих – предупреждение о неполном должностном соответствии (ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]). Впрочем, в вопросах поступления и прохождения государственной гражданской службы закон более детализирован по сравнению с законом о муниципальной службе в отношении муниципальной службы.

Читайте также:  Срок исковой давности по ОСАГО - после ДТП, по регрессу, к виновнику

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих также определяется трудовым законодательством в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о муниципальной службе.

Однако, Закон о муниципальной службе предусматривает и ряд специальных норм по отношению к трудовому законодательству, реализуя тем самым возможность учета «особенностей, предусмотренных… Федеральным законом».

Так, для муниципального служащего законом предусмотрено отстранение на срок не более 1 месяца от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. В общих нормах трудового законодательства такое положение вполне закономерно отсутствует. Как отмечает С.Е. Чаннов данная дисциплинарная мера преследует сразу несколько целей, важнейшими из которых являются обеспечение нормальной работы комиссии по проведению служебной проверки и невозможность ликвидации документов, воздействия на членов комиссии, воспрепятствования ее работе иным образом [5].

В вопросах времени отдыха муниципальным служащим установлен также ряд специальных норм, а именно удлиненный основной оплачиваемый отпуск, дополнительный отпуск, зависящий от выслуги лет, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. Последний, впрочем, определен в минимальном размере, предусмотренном ст. 101 ТК РФ.

При поступлении на муниципальную службу закон определяет ряд дополнительных документов, которые обязан предоставить муниципальный служащий по сравнению со статей 65 ТК РФ.

В первую очередь выделим свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН). Работодатели требуют ИНН от работников при поступлении на работу, но в Трудовой кодекс данный документ в перечень обязательного так до сих пор и не включен.

К числу специальных сведений, предоставляемых для муниципальных служащих также относятся сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о размещении информации в информационно- телекоммуникационной сети “Интернет” (п. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе). Здесь мы вновь сталкиваемся с нормами, связанными с особым публичным статусом муниципального служащего. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что «специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и органов местного самоуправления предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих в трудовых отношениях» [4].

Специальной нормой по отношению к трудовому законодательству определяется и минимальный возраст для поступления на муниципальную службу – 18 лет, по сравнению с общей нормой Трудового кодекса РФ – 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Вполне справедливо это объясняется особенной важностью и ответственностью функций, выполняемых на муниципальной службе.

Статья 17 Закона о муниципальной службе предусматривает конкурсный отбор кандидатов на должности муниципальной службы. Хотя благодаря словосочетанию «может предшествовать» конкурс не является обязательной процедурой, тем не менее, на практике он чаще всего и применяется. Это оправданный шаг, так как целью конкурса является «оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы». Трудовой кодекс РФ также предусматривает возможность возникновения трудовых отношений на основании акта избрания по конкурсу (ст. 18 ТК РФ).

Закон о муниципальной службе предусматривает и дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) (ст. 19 Закона):

1) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращение гражданства Российской Федерации…

3) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона о муниципальной службе;

4) применение административного наказания в виде дисквалификации.

Последний из приведенных пункт 4 – «применение административного наказания в виде дисквалификации» – перекликается с п. 8 ст. 83 ТК РФ. Причем, в Трудовом кодексе РФ данное основание прекращения трудового договора относится к основаниям, не зависящим от воли сторон, а не к инициативе работодателя.

Вернемся к вопросам регулирования законодательством о муниципальной службе порядка и оснований применения к муниципальным служащим дисциплинарных взысканий. Если порядок, как уже ранее отмечалось, Законом о муниципальной службе определен на основании норм трудового законодательства, то специфика муниципальной службы позволяет устанавливать специальные основания применения дисциплинарных взысканий.

Одним из таких оснований является применение дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 3 ст. 19 Закона о муниципальной службе). Эти ограничения и запреты отражают специфику статуса муниципальных служащих и, как справедливо отмечал С.Е Чаннов, носят антикоррупционную направленность [5].

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года в статью 81 Трудового кодекса РФ был введен пункт 7.1, предусматривающий расторжение трудового договора с работником в связи с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов или не предоставления, либо предоставления ложных сведений об имущественном положении. В тексте статьи нет конкретного указания на специальный субъект данного взыскания, что на наш взгляд вредит правильному восприятию данной нормы обычными субъектами правоотношений. Тем не менее, данный пункт прямо перекликается с упомянутым п. 3 ст. 19 Закона о муниципальной службе. Возникает некоторая конкуренция норм при применении данного основания расторжения трудового договора. На наш взгляд, вполне достаточно было бы оставить данное основание прекращения трудового договора только в Законе о муниципальной службы в качестве специального основания. Дублирование нормы в Трудовом кодексе произошло хронологически позже и не вполне обосновано, учитывая, что п. 14 Трудового кодекса вполне допускает расторжение трудового договора с работником в случаях предусмотренных не только самим ТК РФ, но и предусмотренных другими федеральными законами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий по данным основаниям содержится непосредственно в ст. 27.1 Закона о муниципальной службе.

В юридической литературе в качестве положительного примера, приводились нормы законодательства США, согласно которым федеральный служащий не позднее, чем за 30 дней до вынесения взыскания должен быть в письменной форме уведомлен об этом [3]. Положительность данного опыта всё- таки вызывает сомнения, так как затягивает процедуру применения дисциплинарного взыскания после проведения, например, служебной проверки. В этом случае, с момента установления факта совершения проступка до момента вынесения взыскания должно пройти не менее 30 дней, которые никак не влияют на факт вынесения взыскания. Если же говорить о защите прав муниципального служащего при применении незаконного дисциплинарного взыскания, то даже после его вынесения никто не мешает служащему обжаловать данное взыскание в судебном порядке.

Таким образом, в регулировании служебных отношений муниципальных служащих наблюдается тенденция заимствования общих норм трудового законодательства с установлением специфических правил прохождения муниципальной службы в ряде специальных норм.

Список литературы

1. Федеральный закон «О муниципальной службе» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»

3.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif” />Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы М.: Юрист, 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Никандров В.Г. Проблемы расторжения контракта с главой местной администрации: пределы применимости трудового законодательства // Трудовое право. 2011. N 3. // СПС «КонсультантПлюс».

5.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif” />Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина М.: «Ось-89», 2009 // СПС «КонсультантПлюс».

Особенности правового регулирования труда государственных и муниципальных служащих.

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Закон N 58-ФЗ) называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная*(1), правоохранительная и государственная гражданская служба. В данной статье рассмотрим подробнее вопросы регулирования государственной гражданской службы.

Нормативное регулирование государственной гражданской службы

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области государственной службы, являются:
– Закон N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” ;
– Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон N 79-ФЗ);
– другие федеральные законы, в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы.
Военная и правоохранительная службы являются разновидностями федеральной государственной службы и поэтому регулируются исключительно федеральным законодательством. Государственная гражданская служба делится на:
– федеральную государственную гражданскую службу, регулируемую федеральным законодательством;
– государственную гражданскую службу субъекта РФ, регулируемую совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому ее регулирование осуществляется как федеральным законодательством, так и соответствующим ему законодательством субъектов РФ.
Закон N 79-ФЗ является базовым федеральным законодательным актом о государственной гражданской службе. Именно он определяет предмет любого комплексного законодательного акта субъектов РФ в области правового регулирования гражданской службы.
Многие вопросы организации государственной службы в настоящее время урегулированы подзаконными актами. Согласно Закону N 79-ФЗ принят ряд указов Президента РФ, например, от 01.02.2005 N 112 “О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации”, от 01.02.2005 N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” и др.
Правительство РФ во исполнение указов Президента принимает cоответствующие правовые и организационные меры. Так, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ принято Постановление от 06.05.2008 N 362 “Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации”.
Субъекты РФ также могут принимать свои законы и подзаконные акты в сфере гражданской службы. Это следует из ч. 4 ст. 2 Закона N 58-ФЗ.

Статьей 73 Закона N 79-ФЗ установлено, что на государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство. Федеральным законом N 90-ФЗ*(2) ст. 11 ТК РФ дополнена частью седьмой: на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Вопросы регулирования труда муниципальных служащих представляют значительную трудность, поскольку здесь действует не только Трудовой кодекс РФ, но и другие акты общего законодательства о труде, и специальное законодательство – муниципальное, в том числе прямо регулирующее муниципальную службу. При рассмотрении вопросов применения трудового законодательства и, в частности, ТК РФ к муниципальным служащим исключительно важно рассматривать нормы трудового законодательства в единстве с нормами публичного права. В ином случае не исключены существенные ошибки, которые могут быть в судебном порядке признаны нарушениями законодательства с вытекающими отсюда последствиями.

Как было отмечено выше, предмет регулирования муниципальной службы состоит из двух частей: регулирование статуса служащих и регулирование их труда с учетом статуса муниципального служащего. Очевидно, что трудовое законодательство вопросы публичного статуса служащего не затрагивает и не может затрагивать. Регулирование труда составляет предмет специальной отрасли права – трудового. К этой же правовой отрасли относится и положение служащего как работника, определяемое только трудовыми и непосредственно связанными с трудовыми отношениями.

Исходя из этого, при определении соотношения норм законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства необходимо идентифицировать отношения, которые регулируются той или иной нормой. При отнесении регулируемых отношений к публичным – статус служащего – применяются и имеют приоритет нормы муниципального права, регулирующие муниципальную службу. Если же речь идет о трудовых отношениях работника, применяются нормы трудового права. При этом надо отметить, что трудовое законодательство учитывает специфику трудовой функции, в связи с чем предусматривает выделение особенностей труда отдельных категорий работников, в частности государственных и муниципальных служащих.

Закон о муниципальной службе установил следующее соотношение между специальным законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством: «На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом» (ч. 2 ст. 3). Такая правовая конструкция означает, что трудовые отношения регулируются ТК РФ и иными правовыми актами в области труда, однако при применении положений трудового законодательства должны учитываться установленные Законом о муниципальной службе определенные особенности, связанные с публичностью деятельности муниципальных служащих. Данное положение корреспондируется и с нормой ст. 11 ТК РФ.

Это существенным образом отличает применение Закона о муниципальной службе от применения ФЗ о государственной гражданской службе, установившего однозначный приоритет специального законодательства о государственной службе перед нормами трудового права, определяя, что последние могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части, не урегулированной данным Законом. В отличие от муниципальной службы, если один и тот же вопрос организации труда государственных гражданских служащих урегулирован и в трудовом, и в административном законодательстве, должны применяться нормы административного; нормы же трудового права применяются только в случае, если законодательство о государственной службе вообще не регулирует данный вопрос.

Часто можно столкнуться с мнением, которое базируется на провозглашении принципа взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской служб, что регулирование государственной гражданской и муниципальной служб весьма схоже. Однако такое мнение ошибочно. Указанный принцип обеспечивается не тождественностью статуса (как публичного, так и трудового) данных служащих, а посредством:

Читайте также:  Доверенность организации на организацию - особенности, требования и образец

· единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

· единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы (что связано с публичностью, властным характером деятельности и тех, и других служащих – прим. автора);

· единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

· учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

· соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

· соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Как видно, к трудовому статусу из этих положений относится лишь соотносительность (но не полная тождественность!) основных условий оплаты труда и социальных гарантий, а также обеспечение необходимой квалификации служащих.

Таким образом, за исключением особенностей, прямо установленных ФЗ о муниципальной службе, при рассмотрении вопросов трудовой деятельности муниципальных служащих применяются нормы ТК РФ и иных актов трудового права.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 314 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Специфика регулирования труда муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:12, дипломная работа

Описание работы

Основная цель исследования – анализ проблем правового регулирования трудовых отношений муниципальных служащих, эффективности соответствующих правовых средств, формулирование предложений по их совершенствованию.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать центральные категории законодательства о муниципальной службе.
2. Установить соотношение нормативных правовых актов о труде и законодательства о муниципальной службе.
3. Определить компетенции Российской Федерации и субъектов РФ при регулировании трудовых отношений муниципальных служащих
4. Проанализировать эффективность существующих правовых средств при реализации трудового статуса муниципальных служащих;
5. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о муниципальной службе, практики его применения.

Работа содержит 1 файл

диплом готов.doc

Так, согласно Федеральному закону N 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется указанным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, то есть исчерпывающе определяются виды актов, посредством которых возможна регламентация отношений в области муниципальной службы.

Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями. Нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника. И наконец, правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени из всех законодательных норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим.

Прежде чем обратиться собственно к анализу правового статуса муниципального служащего, необходимо определить, что такое “правовой статус” и “правовое положение” как юридические категории.

Следует сказать, что эти понятия по-прежнему являются дискуссионными в российской правовой науке. Существуют различные точки зрения по поводу соотношения самих терминов “правовой статус” и “правовое положение”, их содержания и структуры. Обратимся к наиболее значительным исследованиям по данному вопросу.

Сам термин “правовой статус” в качестве самостоятельной юридической категории возник в советской правовой науке в 60-х годах XX века. До этого периода в работах крупнейших теоретиков права он обычно отождествлялся с правоспособностью (Н.Г. Александров, С.Н. Братусь) или с правосубъектностью (А.В. Мицкевич, Б.К. Бегичев) и не рассматривался в качестве самостоятельной юридической категории.

Между этими категориями, действительно, существует несомненное сходство. Все они возникают у субъекта права одновременно и в равной степени неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отождествления.

Так, например, А.В. Мицкевич рассматривал правовой статус субъекта права аналогично понятию правоспособности, исходя из понимания последней как суммы некоторых общих прав. [8]

1.2 Права, обязанности и ответственность муниципальных служащих

Само по себе закрепление в Законе о муниципальной службе перечня прав и обязанностей муниципальных служащих является новеллой. Ранее действовавший Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” содержал лишь отсылочную норму о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с этим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ. Как отмечает в связи с этим В.И. Васильев, из проекта (имеется в виду проект закона об основах муниципальной службы) были исключены и перераспределены в пользу муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации целый ряд положений, в числе которых “расписание прав и обязанностей муниципального служащего, перечень мер ответственности служащего. “[9]

В целом закрепленные в Законе права муниципального служащего носят достаточно абстрактный характер. В общем-то это довольно логично, так как нормативный документ, закрепляющий общие для всех без исключения муниципальных служащих права, независимо от занимаемой ими должности, совершенно очевидно может указывать лишь на важнейшие из них, причем без существенной детализации.

Права, закрепленные Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации”, с нашей точки зрения, можно разделить на четыре группы. В первую входят права, направленные на обеспечение исполнения служащим его должностных обязанностей. В связи с этим данные права можно назвать функциональными. К функциональным правам относятся права на:

– ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

– обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.

Вторая группа прав – это права-гарантии. В данную группу входят права, направленные на обеспечение муниципальному служащему определенного уровня социальной защищенности, в том числе и после прекращения муниципальной службы. К правам-гарантиям относятся права на:

– оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

– пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Третью группу составляют права, связанные с развитием муниципального служащего. Сюда можно отнести права на:

– участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

– повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

Наконец, четвертую группу составят права, связанные с защитой муниципальным служащим прав первых трех групп. Мы предлагаем назвать их дефензитивными.[10] Соответственно, в эту группу войдут права на:

– защиту своих персональных данных;

– ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

– объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

– рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений.

Отдельно следует сказать о праве муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу, предусмотренном ч. 2 ст. 11. Данное право не может быть включено ни в одну из указанных выше групп (хотя по формальным признакам оно могло бы быть отнесено к правам-гарантиям). Однако делать этого не следует, поскольку по сути оно вообще не является специфическом правом муниципального служащего. В ч. 2 ст. 11 речь идет не о дополнительном праве, которое возникает у лица в силу замещения им должности муниципальной службы, а об особенностях реализации муниципальными служащими конституционной свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и вытекающего из этой конституционной нормы права на работу по совместительству. Рассматривать данное право следует во взаимосвязи с обязанностью, установленной п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”, и запретами, установленными п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 14 того же Закона.

В соответствии с новым Законом о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

– с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя);

– если при этом он не становится членом органа управления коммерческой организации;

– если это не выборная государственная, муниципальная или профсоюзная должность;

 если это не образует конфликт интересов.

В этой связи наибольший интерес представляет определение конфликта интересов, так как этот институт является принципиально новым для муниципальной службы. В то же время следует отметить, что в российском законодательстве он используется уже больше десяти лет, правда, в основном применительно к предпринимательской деятельности. Так, его можно встретить, в частности, в Федеральных законах от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (ст. 3), от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” (ст. 44), от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах” (ст. 43), от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (ст. 38), от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (ст. 36.24), от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (ст. 35). Причем если в некоторых из этих документов понятие “конфликт интересов” присутствует, но не разъясняется, в других дается определение этого понятия. В целом для конфликта интересов в сфере предпринимательской деятельности характерно наличие (или возможность наличия) трех объективных компонентов: противоречие интересов, крупный убыток или неправомерное деяние (его сокрытие) и причинная связь между ними.[11]

В последние годы термин “конфликт интересов” начал проникать и в публичное право. Еще в Концепции реформирования системы государственной службы РФ (утверждено Президентом РФ от 15 августа 2001 г.) было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Принятый в 2004 году Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ. Рассмотрению института конфликта интересов на государственной службе был посвящен ряд научных работ.[12]

Вполне логично, что авторы нового Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” распространили указанный институт на муниципальных служащих. Однако, как на это уже указывалось в специальной литературе[13], сделали это некорректно и не до конца.

Сравнение главы 3 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и главы 3 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” (в принципе эти главы практически одинаковы) наглядно показывает, что в последнем законодательном акте отсутствуют некоторые статьи, присутствующие в первом документе. В частности, это касается ст. 19 “О государственной гражданской службе Российской Федерации” – “Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе”. Само понятие конфликта интересов и личной заинтересованности было авторами Закона о муниципальной службе перенесено в ч. 2 ст. 11. А вот механизм разрешения конфликта интересов на муниципальной службе, в отличие от службы гражданской, оказался полностью не урегулирован!

В результате не имеет законодательного решения вопрос о последствиях уведомления муниципальным служащим представителя нанимателя о своем намерении работать по совместительству в том случае, если последний усмотрит наличие конфликта интересов. В отличие от аналогичной ситуации на государственной гражданской службе, на муниципальной у представителя нанимателя отсутствуют властные рычаги не только для того, чтобы определить наличие или отсутствие конфликта интересов, но даже и для того, чтобы запретить муниципальному служащему работать по совместительству при выявлении такого конфликта.

В соответствии с Федеральным законом о муниципальной службе (ст.10) полный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации – то есть определение прав и обязанностей муниципального служащего входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Тем не менее общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.

На практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной службе индивидуально для каждого субъекта, и в результате получается, что права и обязанности служащих устанавливаются органами государственной власти субъектов федерации, а не самими муниципальными образованиями – что явственно противоречит ст.10 ФЗ.

Ссылка на основную публикацию