Срок исковой давности по административным правонарушениям: особенности и методы исчисления

Расчет “административного” срока исковой давности (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

В общем случае постановление по делу об административной ответственности не может быть вынесено по истечении двухмесячного срока со дня совершения административного правонарушения. Практика показывает, что контролирующие органы на местах частенько этот срок нарушают, причем не случайно, а по некоему своему убеждению. В то же время даже один “лишний” день может избавить нарушителя от ответственности.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Таковые сроки определены в ст. 4.5 КоАП. В общем случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если дело рассматривает суд – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Для отдельных видов правонарушений установлен более длительный срок давности. К примеру, за нарушение миграционных правил, за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах и т.д. таковой составляет один год со дня их совершения. При нарушениях в сфере таможенного дела или бюджетного законодательства срок давности уже составляет два года. А за нарушение законодательства о противодействии терроризму и законодательства о противодействии коррупции привлечь к административной ответственности нельзя только по истечении шести лет со дня совершения такого правонарушения.

Вопрос о сроках

В общем случае срок давности исчисляется со дня совершения административного правонарушения. Исключение сделано лишь для длящихся правонарушений. При таких обстоятельствах указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Порядок исчисления сроков регламентирован положениями ст. 4.8 КоАП. Данной нормой определено, что сроки, предусмотренные КоАП, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. При этом, как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г. N 5163/11, при совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Казалось бы, что в данной части нет никаких недоговоренностей – все довольно четко регламентировано. Однако практика показывает, что не только контролирующие органы, но и даже суды порой сбиваются в расчетах срока давности, за пределами которого нарушитель уже не может быть привлечен к административной ответственности. Именно по этой причине Президиум ВАС РФ в Постановлении от 3 июня 2014 г. N 1487/14 был вынужден вернуться к этому вопросу.

История дела

В рассматриваемом деле по запросу регионального отделения ФСФР страховая компания должна была представить информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании пп. 3 п. 5 ст. 30 Закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. На все про все обществу отводилось 15 рабочих дней со дня получения запроса. Последний день исполнения – 17 августа 2012 г.
В обозначенный срок документы представлены не были. И 18 октября 2012 г. отделение ФСФР вынесло постановление о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП. Штраф составил 500 000 руб.
Общество обратилось в суд с иском о признании незаконным данного постановления и, соответственно, о его отмене.
Суды трех инстанций признали, что правонарушение имело место, но. Арбитры разошлись во мнении, соблюден ли двухмесячный срок давности привлечения компании к ответственности.
Так, суд первой инстанции посчитал, что данный срок уже истек. При этом арбитры ссылались на следующие нормы. Они отметили, что согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Поскольку в рассматриваемом деле последним днем представления в ФСФР запрашиваемых документов являлось 17 августа 2012 г., то срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с 18 августа 2012 г. Соответственно, последним днем двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности является 17 октября 2012 г. (первый месяц – с 18 августа 2012 г. по 17 сентября 2012 г., второй месяц – с 18 сентября 2012 г. по 17 октября 2012 г.). Вот и выходит, что постановление о привлечении к ответственности было выписано уже за пределами срока давности.
В то же время апелляционная и кассационная инстанции использовали иной алгоритм расчета срока давности. Судьи указали, что в соответствии с ч. 2 ст. 4.8 КоАП срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Поскольку отсчет срока давности начался с 18 августа 2012 г., то соответствующим числом последнего месяца двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности является 18 октября 2012 г. То есть региональное отделение ФСФР, выписывая постановление о привлечении к административной ответственности, уложилось в отведенные на то сроки. А стало быть, общество обязано заплатить полумиллионный штраф.

“Высшая” арифметика

Между тем Президиум ВАС решил, что в расчетах ошиблись как раз апелляционная и кассационная инстанции. Именно они неправильно применили положения ч. 1 ст. 4.5 и ч. 1, 2 ст. 4.8 КоАП о порядке исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Так, в силу ч. 1 ст. 4.8 КоАП сроки, предусмотренные КоАП, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. В рассматриваемом деле событием, которым определено начало срока давности, является непредставление обществом документов по запросу административного органа в срок, истекающий 17 августа 2012 г. Следовательно, отсчет срока давности привлечения к административной ответственности начинается с 18 августа 2012 г., а истекает срок в соответствующее число – 17 октября 2012 г. Под соответствующим числом, упоминаемым в ч. 2 ст. 4.8 КоАП, следует понимать число, соответствующее истечению двухмесячного срока. То есть срок давности истекает как раз 17 октября 2012 г.
Тем самым Президиум ВАС подтвердил правомерность решения суда первой инстанции. Более того, Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июня 2014 г. N 1487/14 содержит оговорку о возможности пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Выводы

Совершенно очевидно, что в данном случае имеет место проблема в понимании фразы “соответствующее число последнего месяца”, которая содержится в ч. 1 ст. 4.5 и ч. 2 ст. 4.8 КоАП. Президиум ВАС в этой части уточнил, что в данном случае имеется в виду число, когда этот срок истекает. Тем самым высшие судьи не допустили увеличения срока давности привлечения к административной ответственности на один лишний день, который в рассматриваемом деле позволил обществу “сэкономить” 500 тыс. руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Исчисление срока давности по административным правонарушениям

Что же такое административное правонарушение и чем оно отличается от уголовного? Какой существует срок исковой давности по административным правонарушениям? И для всех ли нарушений давность одинаковая? В какие сроки можно обжаловать постановление должностного лица или суда и подлежать ли сроки восстановлению? На эти и другие вопросы ответы можно будет найти в статье!

Административное правонарушение и его краткая характеристика

Абсолютно каждый взрослый человек ежедневно вступает во множество форм правоотношений. И из этих форм абсолютное большинство принадлежит именно к административной группе. Именно эта отрасль права регулирует отношения, возникающие, так или иначе, между гражданином и представителем государственной власти. Отличительной особенностью этой отрасли права является возможность привлечения к ответственности юридического лица, в отличие от более жесткого уголовного права, где субъектом преступления может стать только физическое лицо.

Многие нормы имеют своих «дублеров» в уголовном законодательстве. Но различия их существенны:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности;
  • такое правонарушение имеет, как правило, небольшой вред.
  • административное правонарушение в обязательном порядке имеет одну из сторон в лице государства.

Самый первый признак позволяет четко разграничить сферу уголовного и административного дела. Именно наличие общественной опасности позволяет относить норму к тому или иному виду законодательства.

Особенности административной ответственности

Как было сказано выше, субъектом административного правонарушения может являться юридическое лицо. Это значит, что и к ответственности оно также может быть привлечено. Таким образом, нужно выделить основные признаки: ответственности подлежит дееспособное лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Дела, как правило, рассматриваются должностным лицом государственного органа, имеющего на это полномочия. Отдельные нормы административного законодательства подлежат рассмотрению Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это связано, в первую очередь, с реализацией социальной политике по защите несовершеннолетних в нашей стране.

Исковая давность: общая характеристика

Чтобы начать разбирать конкретные сроки, стоит понять терминологию, используемую в административном праве и иных отраслях. Под исковой давностью в общем смысле понимается определенный промежуток времени, в рамках которого может происходить защита конкретных нарушенных прав.

Отличительной особенностью является императивность срока: это значит, что срок не подлежит какому-либо изменению лицами, например, в договоре. Он определяется только законодательным правовым актом. В каждой отрасли права существует 2 вида сроков: общий – характерный для большинства норм, и специальный. В этой отрасли права срок исковой давности по правонарушениям начинает свой отсчет с момента совершения нарушения.

Наличие такого правового института в законодательстве Российской федерации обладает стимулирующей функцией для «пострадавших» лиц. Своевременное обращение в государственный орган дает больше шансов на справедливое решение. И еще пару слов о юридической терминологии.

Многие путают сущность таких понятий, как протокол и постановление, срок исковой давности и давность привлечение к ответственности. Так вот относительно административного права грамотнее будет сказано именно «срок привлечение/ или давность привлечение к административной ответственности».

Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение

В каждой отрасли права есть свой основополагающий законодательный документ, на основе которого проводится квалификация случившегося деяния и наступает ответственность. Помимо этого, такой документ содержит основы, базовые принципы законодательства в этой области. В административном праве таким «фундаментом» является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП).

Именно в Кодексе закрепляется и те сроки, в течение которых физическое или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершенное правонарушение. Еще раз необходимо напомнить, что начало любого такого срока начинается с момента совершения правонарушения. Сроки закреплены в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрит эти сроки.

  1. Итоговое постановление нельзя вынести после 2 месяцев с момента совершения административного правонарушения – если дело рассматривается без обращения в суд, если дело рассматривается судьей – по истечении 3 месяцев. Этот срок относится к нарушениям в таких сферах, как нарушение законодательства нашей страны в сфере экспортного контроля, в сфере охраны внутренних вод, а также континентального шельфа и территориальных вод, в сфере охраны окружающей среды и нарушения в сфере исключительной экономической зоны, в сфере энергосбережения, в сфере авторского права и охраны здоровья населения (санитарно-эпидемиологические нормы), в сфере избирательного права и проведения выборов, в сфере нарушения законодательства об азартных играх, в сфере противодействия терроризму, в сфере нарушения правил техники безопасности и т. д.
  2. За правонарушения, в результате которых мерой наказания служит дисквалификация, срок привлечения юридического или физического лица составляет 1 год. Этот срок вступает в свою силу в день совершения административного правонарушения. Если же лицо совершает длящееся правонарушение, то в этом моменте 1 год начинает течь со дня обнаружения такого нарушения.
  3. Срок давности для административного правонарушения, связанного с использованием запрещенных субстанций спортивными медиками или иными лицами, участвующими в спортивном процессе, начинается с момента получения результатов антидопинговой комиссией и заключения об этом препарате.
  4. Если суд отказывается возбуждать уголовное дело и на это есть официальная бумага, но есть наличие признаков административного правонарушения, то общий срок начинается с момента совершения такого правонарушения. Для приостановления уголовного дела и возвращении его в административное разбирательство правило такое же.
  5. Если лицо, в отношении которого осуществляется административное разбирательство, подает ходатайство о том, чтобы перенести рассмотрение дела по месту его жительства и в случае удовлетворения этого ходатайства срок привлечения его к ответственности приостанавливается на момент передачи материалов дела и возобновляется с момента их получения государственным органом по месту жительства нарушителя.
  6. Если же административное правонарушение было совершено в Антарктиде, то срок исковой давности в этом случае будет отсчитываться только с того момента, когда материалы поступят в компетентный орган или должностному лицу, которое вправе составлять административные протоколы.
  7. За совершение таких административных правонарушений, как «Ограничение конкуренции органами власти», «Нарушение определенных процедур в сфере строительства» и т. д. срок будет считаться начатым только с того момента, как в силу вступят распоряжения и решения органа, который следит за исполнением антимонопольным законодательством и устанавливает факт нарушения этого законодательства.
Читайте также:  Нарушение общественного порядка

Необходимо сказать пару слов и о восстановлении сроков. Их можно восстановить только при наличии серьезной причины, которая обязательно должна быть документально подтверждена. Это может быть болезнь, командировка или что-то еще. В этом случае подается ходатайство либо в суд, либо высшему должностному лицу.

Обжаловать административное постановление также можно в пределах определенного срока. Он составляет 10 календарных дней. Стоит отметить, что обжалованию подлежит только постановление, но никак не сам протокол.

Таким образом, важно запомнить, что общий срок привлечение к административной ответственности физического или юридического лица составляет 2 месяца (для должностных лиц) и 3 месяца (для рассмотрения в суде). Начинает свой отсчет он с момента совершения такого правонарушения, а если оно является длящимся, то со дня его точного обнаружения.

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Критерии длящегося административного правонарушения

Адвокат, к. ю. н. Виталий Шакин, специально для Клерк.Ру

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует самые различные сферы общественных отношений, поэтому можно уверенно предположить, что не найдется такой коммерческой организации, которая ни разу не совершила бы административное правонарушение.

В связи с этим весьма актуальным для юридических лиц (как впрочем и для других субъектов, которые могут быть привлечены за административное правонарушение) является вопрос о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Как установлено в ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Это так называемый общий срок давности. За нарушения ряда иных отношений (за нарушение законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.) предусмотрен более длительный специальный срок, который равен одному году со дня совершения административного правонарушения.

Если было совершено простое правонарушение, то вопросов по применению приведенных сроков давности, как правило, не возникает. Например, если 1 апреля 2005 года был выявлен факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины (ст. 14.5 КоАП РФ), то привлечь организацию к ответственности возможно только до 2 июня 2005 года.

Ситуация меняется, если правонарушение является длящимся.

Как указано в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 1 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом закон не раскрывает понятия длящегося правонарушения, что приводит к возникновению споров относительно применения сроков давности при совершении отдельных правонарушений.

Следует отметить, что при анализе поставленной проблемы не будет рассматриваться вопрос о том, насколько целесообразно и правомерно по длящимся правонарушениям устанавливать срок исчисления давности с момента их обнаружения. Поставленная задача заключается в другом: найти те критерии, которые помогут отличить длящееся административное правонарушение.

Так, предположим, что организация, суммарная стоимость активов по последнему балансу которой превышает 100 тыс. (на настоящий момент 2 млн.) установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, приобрела 15 февраля 2004 года определенную долю в другом обществе (в соответствии с надлежащим договором). Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» организация в течение 45 дней с момента совершения данной сделки должна уведомить об этом антимонопольный орган.

Допустим, что юридическое лицо не выполнило данной обязанности (не направило уведомление в государственный орган до 1 апреля 2004 года). Это означает, что было совершено правонарушение в области антимонопольного законодательства – не предоставление соответствующего уведомления в антимонопольный орган (ст. 19.8 КоАП РФ).

Срок давности по таким правонарушениям равен одному году. Но с какого момента следует его исчислять?

Например, антимонопольный орган обнаружил факт совершения правонарушения 4 апреля 2005 года и 8 апреля 2005 года принял решение о привлечении организации к ответственности. Следует ли признать решение государственного органа незаконным, поскольку с момента окончания срока уведомления о сделке (с 1 апреля 2004 года) прошло более года? Или же данное решение обоснованно, поскольку с момента обнаружения правонарушения (4 апреля 2005 года) прошло менее года?

Если признать правонарушение простым, то после 1 апреля 2005 года организацию нельзя привлечь к ответственности, так как прошел год с момента его совершения. Соответственно, решение государственного органа незаконно.

Читайте также:  В каком случае можно подать на алименты

Если же признать правонарушение длящимся то, срок в один год будет исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 4 апреля 2005 года. Соответственно, решение государственного органа будет вполне правомерным.

Тем самым ответ на вопрос о том, можно ли в приведенном примере привлечь организацию к административной ответственности, зависит от того, будет ли признано правонарушение, предусмотренное ст. 19.8 КоАП РФ, длящимся или не будет признано таковым.

Следует отметить, что по своей сути рассматриваемое в примере правонарушение представляет собой нарушение субъектом предусмотренной законом обязанности, при том, что обязанность должна была быть исполнена к установленному в законе сроку. Именно по подобным правонарушениям возникает проблема отнесения их к простым или к длящимся.

Ни в теории, ни в практике не дается окончательного ответа на вопрос о том, признавать ли неисполненную к установленному законом сроку обязанность длящимся административным правонарушением или нет. Одни авторы считают, что это длящиеся правонарушения, другие – придерживаются иной позиции, при том каждая из сторон приводит свои аргументы.

Государственные органы в своей практике в большинстве случаев исходят из того, что подобные правонарушения являются длящимися, что вполне естественно, так как в таком случае контролирующие органы получают дополнительные возможности по воздействию на организации. Фактически в таком случае государственные органы продляют срок давности на неизвестное время, так как обнаружено правонарушение может быть не скоро.

Так, в Письме ГТК РФ от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» указано: «… в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, с момента истечения такого срока правонарушение является оконченным, однако противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его прекращения» 1.

В обоснование того, что подобные правонарушения являются длящимися, специалисты обычно ссылаются на то, что обязанность по уведомлению антимонопольного органа никуда не исчезает и после того, как прошел срок, установленный законом: установленная законодательством обязанность не прекращается в момент наступления установленного для ее исполнения срока. Лицо продолжает быть обязанным исполнить действия, предписанные законом.

Исходя из изложенного, делается вывод, что правонарушение «протекает» во времени (обязанность продолжает не исполняться), что характерно для длящихся правонарушений.

Опровергая данную позицию, авторы, не относящие подобные правонарушения к длящимся, указывают, что не совершение лицом определенной обязанности означает не только само действие (бездействие), но и его результат. Следовательно, делается вывод, что основу противоправных деяний, заключающихся в неисполнении обязанности к определенному сроку, составляет именно фактическое неисполнение (неуведомление – в приведенном примере). Соответственно окончено такое деяние тогда, когда истек срок исполнения обязанности (истек срок подачи заявления в антимонопольный орган). С данного момента и следует исчислять срок давности привлечения к ответственности.

Представляется, что расхождение позиций и дискуссия по рассматриваемому вопросу являются следствием несовершенства административного законодательства. Для сравнения, например, в уголовном праве таких проблем нет.

В УК РФ установлено, что сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора в законную силу. В связи с особенностью уголовно-правовых отношений в срок давности привлечения к уголовной ответственности включается все время, прошедшее до обнаружения преступления и после этого – до приговора суда. При этом ч. 2 ст. 9 УК РФ определяет время совершения преступления – это время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Поэтому срок давности по всем уголовным преступлениям начинает исчисляться с одной даты – с момента совершения деяния, независимо от того, является ли данное преступление длящимся или нет, обнаружено оно или нет.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, как уже указывалось, не содержит понятия длящегося правонарушения, и кроме того, устанавливает различный момент начала исчисления срока давности по простым и по длящимся правонарушениям, не определяя при этом, что является днем совершения правонарушения.

Данные недостатки, должны быть устранены только законодательным путем. Например, представляется вполне приемлемым, установление в законе единого начала исчисления срока давности – с момента совершения противоправного деяния. Однако, до внесения изменений необходимо обозначить более четкие критерии, которые позволили бы на практике разграничивать простые и длящиеся административные правонарушения.

В общем смысле длящееся правонарушение – это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, оканчивающееся вследствие действия самого лица, направленного к прекращению правонарушения, либо наступления событий, препятствующих его совершению, либо, когда отпадает сама обязанность, невыполнение которой составляло содержание правонарушения.

Тем самым для длящегося правонарушения характерно начало его осуществления – с момента, когда лицо нарушило закон, и фактическое окончание его совершения – когда лицо само перестало его совершать или правонарушение было пресечено. При этом на всем протяжении (от начала до окончания) длящееся правонарушение является юридически оконченным, что определяет возможность привлечения лица к ответственности. То есть с момента начала совершения противоправного деяния длящееся правонарушение является юридически оконченным, но деяние продолжает осуществляться дальше, до его фактического прекращения.

У недлящихся правонарушений момент начала совершения противоправного деяния совпадает с моментом юридического окончания правонарушения и моментом фактического окончания осуществления правонарушения.

Таким образом, можно условно обозначить, что если при совершении правонарушения имеется возможность его пресечения со стороны государственных органов или же сохраняется возможность прекращения его совершения самим лицом, то это длящееся правонарушение. Именно это и является характерным признаком длящихся правонарушений. Если же таких возможностей нет (поскольку правонарушение фактически окончено когда и начато) – то это обычное правонарушение.

В качестве примера первого правонарушения можно привести ст. 5.32 КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах. Правонарушение будет окончено фактически лишь тогда, когда либо сам руководитель устранит свое нарушение или на это укажут ему уполномоченные органы.

В случае с неуведомлением антимонопольного органа возможности пресечения или прекращения правонарушения нет. Лицо не может вернуть время назад и отправить уведомление в срок. Даже, если лицо направит уведомление, то оно все равно может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков. Пресечь правонарушение государственные органы также не могут, так как оно уже совершено, уже нарушены сроки. Можно только потребовать представить уведомление, но это не устранит факта совершения правонарушения.

Таким образом, представляется более обоснованной, логичной и последовательной позиция, в соответствии с которой противоправные деяния, заключающиеся в неисполнении обязанности к определенному сроку, не являются длящимися. Соответственно исчисление сроков давности по таким правонарушениям следует осуществлять с момента их совершения, когда обязанность не была исполнена к установленному сроку.

Для того, чтобы определить длящееся правонарушение или простое, необходимо проанализировать признаки его состава и определить имеется ли возможность пресечения или прекращения деяния. В длящихся правонарушениях противоправное деяние совершается до момента его пресечения или самостоятельного прекращения. В рассматриваемом примере о неуведомлении антимонопольного органа противоправное деяние уже совершено. При этом сохраняется обязанность совершить определенные действия, что не означает того, что само противоправное деяние продолжает совершаться. В связи с этим, решение антимонопольного органа о привлечении организации к ответственности должно быть признано незаконным.

Следует отметить, что разрешение вопроса об ответственности за административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанности в срок, будет зависеть в первую очередь от того, как положения кодекса будут трактоваться и применяться на практике.

И тут имеются как положительные, так и отрицательные моменты.

Так, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года, № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 неоднократно указывается, что:

– невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

– срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 1 сентября 2003 г. N Ф08-3268/03 указывает: «Обязанность по получению согласия ограничена во времени, согласие антимонопольного органа необходимо получать до совершения сделки. Следовательно, нарушение статьи 18 названного закона считается законченным в момент совершения сделки и с этого момента следует исчислять срок привлечения к административной ответственности» 3. Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 1 июня 2005 года по делу N А42-4765/03-12 4 также соглашается с тем, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением и что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Сараев Д.В., анализируя рассматриваемую проблему, приводит в пример решение апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы.

Арбитражный суд г. Москвы сделал выводы, что длящимся является такое правонарушение, которое носит непрерывный характер и совершается ежедневно, вплоть до его пресечения (обнаружения). Длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено и устранено непосредственно самим правонарушителем 5.

Приведенные из практики примеры решений указывают на то, что суды склонны разрешать дела исходя из позиции, в соответствии с которой невыполнение обязанности к установленному законом сроку не является длящимся правонарушением. В тоже время необходимо заметить, что в практике по схожим ситуациям существуют и иные, противоположные судебные решения.

Так, тот же Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа в Постановлении от 14 марта 2005 года (по делу N А56-28535/04) признал ошибочными выводы суда первой инстанции 6.

Суд первой инстанции признал незаконным решение о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ в связи с пропуском срока давности. Однако суд кассационной инстанции указал, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 и ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ, является длящимся, в связи с чем таможенные органы не пропустили срока давности привлечения общества к ответственности.

Таким образом, судебная практика по рассматриваемой проблеме неоднозначна. Вследствие этого остается только ждать выводов Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу, так как до законодательных изменений в связи со спорностью позиции практика пойдет по тому пути, который будет установлен высшей судебной инстанцией. На данный момент Высший Арбитражный Суд РФ ограничился только разъяснением относительно того, что является днем обнаружения административного правонарушения 7.

1 См.: Таможенные ведомости. 2002. N 9.

2 См.: Российская газета. 2005. 19 апреля.

3 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

5 См.: Сараев Д.В. Реализация норм о сроках привлечения к административной ответственности и практика их применения арбитражными судами // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2003. N 1-2.

6 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

7 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 3 .

Какой срок давности у административного наказания?

Административные правонарушения относят к действиям или бездействиям, которые противоречат текущей версии законов. При этом серьёзная опасность для социума у таких действий отсутствует, как и принципиальный вред. Но это не отменяет необходимости применить наказание.

По сути, административные правонарушения нельзя расценивать как полноценные преступления. Но общество не одобряет подобные поступки. Более того, такие действия пресекаются с соответствующим наказанием за содеянное.

Привлечение к наказанию – момент, когда давность уже вступает в силу. Правило распространяется на этап вступления наказания в законную силу. Вот два главных показателя, отличающихся друг от друга при разных составах преступлений:

  1. Сами сроки давности.
  2. Порядок исчисления.

Административное право: об ответственности и наказании

Ответственность – термин, имеющий свою расшифровку. Это принудительная обязанность действовать всегда согласно действующим законам. Иногда предполагается воздержание от каких-либо действий, чтобы сохранить интересы общества и установленного порядка.

Ответственность административного типа входит в юридическое направление.

Более подробно об ответственности административного характера

Административным наказанием считают любое умышленное или неосторожное действие, если оно причинило вред в одном из следующих направлений:

  • Гражданские права.
  • Нравственность.
  • Установленный общественный порядок.
  • Здоровье.
  • Экологию.
  • Отношения внутри социума, любой разновидности.

Наступление ответственности связано с обнаружением факта нарушения, когда он известен. Из-за этого возникают ограничения в пользовании определёнными благами:

  1. Рабочие ограничения, ухудшения по репутации.
  2. Принижение достоинства.
  3. Материальные, имущественные издержки.
  4. Рамки по правовой, личной свободе сужают.

Порицание часто становится реакцией властей на такие нарушения. Ответственность применяют для всех, кто достиг 16-летнего возраста.

Наказания

Наказание относят к обоснованным реакциям со стороны государства на любые нарушения. Это и дополнительная мера ответственности для любых нарушителей спокойствия.

Читайте также:  Образец приказа о надбавке за выслугу лет

Восстановить баланс, справедливость в обществе – вот с какой целью применяют наказания. Для таких мер одновременно характерны карательные функции с воспитательными. То есть, такие происшествия должны научить других не поступать схожим образом.

Когда определяют степень наказания, больше всего внимания уделяют характеру административных поступков. Исследуются потенциальные последствия для общества и его членов, но рассмотрению подлежит и личность нарушителей. Речь идёт не только о материальном положении, но и о других факторах вроде смягчающих, либо отягчающих обстоятельствах.

Санкции административного характера связаны со следующими видами реакций:

  • Заморозка труда, отказ от занимаемой должности.
  • Выдворение из страны, если речь идёт об иностранных гражданах.
  • Использование ареста, принудительных работ до 30 суток.
  • Лишение особых прав, предоставленных ранее. Пример – охота или рыбалка, конфискация различного вида имущества.
  • Наложение штрафов.
  • Разные виды порицаний.

Закон гласит, что невозможно дважды использовать административное наказание для одного и того же правонарушения. Наказание нельзя суммировать, при необходимости лишь используют более серьёзную статью.

Исковая давность по административным правонарушениям

Административная ответственность отличается от уголовной в том, что она легче. Поэтому и сроки устанавливаются более лояльные, тюремное заключение редко становится применяемым видом наказаний.

Давность исчисляют при использовании следующих нюансов:

  1. 2 месяца – когда к ответственности привлекают.
  2. 2 года – когда наказания применяют в реальности.

Спустя год лицо, привлечённое к такой ответственности, можно считать «чистым». Об этом говорит и действующий закон. То есть, гражданину присваивают статус «привлечённого к ответственности». Такой статус действует, начиная с момента вынесения наказания, и на протяжении 1 года после этого времени.

Исчисление сроков начинается с того дня, как произошло нарушение, либо о нём стало известно. Значит – с того времени, как контролирующий сотрудник узнал об этом.

Противозаконными считают любые попытки привлечь к ответственности после того, как срок давности закончился. Нельзя инициировать производство только в одностороннем порядке. Если процедуру начали, её немедленно прекращают.

Вынесение постановлений – момент, с которого начинают считать давность. При этом спустя два года любые подобные бумаги лишаются законной силы. Аннулированным документ считают и в том случае, если за указанное время он так и не был реализован. То же нарушение не может стать основанием для повторного применения наказаний.

Рассрочка, приостановление часто действуют по отношению к постановлениям различного рода. Тогда для сроков давности применяют продление, на тот же промежуток. Сначала идёт прерывание, потом подсчитывают рассрочку. Далее всё возобновляется.

При этом административную ответственность нельзя снова накладывать, если два года назад это уже произошло, но о документе забыли. Другое дело – когда работа с гражданином велась, но он умышленно скрывался. В этом случае наказание может увеличиться.

О длящихся правонарушениях

Длящееся правонарушение – то, которое остаётся активным уже на протяжении некоторого времени. И до момента обнаружения уполномоченным лицом не прекатилось.

Но действующие законы устанавливают достаточно чёткие сроки для выполнения некоторых обязанностей. А иногда случается так, что никаких действий не последовало. В этом случае давность считается с того момента, как закончилось первое время для принятия мер и реакций.

Давность в этом случае считают не по факту нарушения, а по факту начала совершения. Днём обнаружения проступка считается момент, когда ответственное лицо составило, подписало протокол.

О нарушениях в сфере ГИБДД

Штрафы ГИБДД относят к административным мерам ответственности. Их требуется оплатить не позднее, чем через два месяца после составления всех официальных документов. Сумму штрафа могут сократить в два раза, если оплату произвели в первые двадцать суток.

Судебный пристав имеет право организовать исполнительное производство, если со стороны гражданина отсутствуют какие-либо шаги к урегулированию вопроса. При таких обстоятельствах уклоняющемуся дают до 5 дней на то, чтобы добровольно решить вопрос. После приставы начинают присматриваться ко всему имуществу должника, его доходам.

Если сумма долгов – от 10 тысяч рублей и выше, то накладывают временный запрет на выезд за границу.

При наложении штрафов общий срок достигает 2 месяцев. До 3 месяцев увеличен промежуток, когда речь – о рассмотрении дел в суде. От 10 до 60 дней есть у граждан для обжалования. В зависимости от того, общается гражданин с начальником автоинспекции, или же пришёл в суд.

Заключение

Любые административные правонарушения предполагают привлечение к ответственности, следовательно – применение наказаний. Общий случай – когда так называемые сроки давности ограничиваются двумя месяцами. В случае с исполнением постановления о производстве срок растягивается на два года. Но это не значит, что можно просто не реагировать на любые извещения, чтобы скрыться.

Меры наказаний только усиливаются по отношению к тем, кто злостно уклоняется от исполнения обязательств. Лишь в некоторых случаях государство не имеет прав по повторному применению наказаний. Но такое на практике происходит редко. В большинстве случаев за нарушителями устанавливают особый контроль.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Срок привлечения к административной отвественности

Меня интересует вопрос про истечение срока давности административного правонарушения.

Постановление об административном правонарушении не получал но в базе данных ГИБДД значится правонарушение в ноябре 2013 г.

Каков срок исковой давности по административным правонарушениям с момента моего нарушения ПДД и в какие сроки могут привлечь к ответственности по КоАП РФ?

Ответы юристов ( 10 )

  • 136 ответов
  • 50 отзывов

Здравствуйте, Анатолий! Я проанализировал ответы юристов и подготовил развернутый ответ на Ваш вопрос.

Срок привлечения к административной ответственности зависит от типа административного правонарушения.

Понятие типов административных правонарушений

Административные правонарушений бывают совершёнными и длящимися.

Совершённые правонарушения отличаются небольшим промежутком времени с момента их осуществления и до последствий, наступающих от таких деяний. В большинстве случаев последствия наступают сразу после правонарушения, и противоправное деяние считается совершённым. Одномоментно с совершением возможно обнаружение правонарушения, что является основанием для составления протокола и вынесения (если это возможно) постановления или составления протокола и направления материалов по подведомственности.

Отличительные особенности длящегося административного правонарушения заключаются в большом периоде времени с момента совершения правонарушения до наступления последствий, поэтому в таких случаях давность привлечения к ответственности рассчитывается в порядке, установленном КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности

По законодательству РФ на вынесение постановления по делам, связанным с административными правонарушениями, дается не более 2 месяцев с момента совершения противоправного деяния. Но есть и исключения из общего правила, которые предусмотрены в КоАП РФ ч.1 ст. 4.5. Например, при нарушении норм законодательства, касающихся авторских и смежных прав, внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, срок для привлечения к административной ответственности составляет 1 год.

Согласно КоАП РФ приостановление этого срока возможно в случае подачи лицом, в отношении которого ведётся производство, ходатайства о рассмотрении дела по месту регистрации и удовлетворении его требований уполномоченными органами.

Приостановление срока исчисляется с момента вынесения постановления об удовлетворении ходатайства до получения материалов, которые должны рассматриваться по делу уполномоченными органами, то есть в давность привлечения к административной ответственности не входит время, затраченное на пересылку документов.

Какие существуют сроки давности для привлечения к административной ответственности

В соответствии сч. 1, ст. 4.5 КоАП для привлечения к административной ответственности установлены следующие сроки:

  • 2 месяца – для правонарушений, решение по которым в результате рассмотрения дела выносит должностное лицо (сотрудник дорожно-патрульной службы или полиции, например, штрафы за нарушение правил дорожного движения и за другие нарушения);
  • 3 месяца – для правонарушений, по которым рассматривается дело и выносится решение судьёй (нарушения, за которые может быть наказание в виде штрафа или лишения прав, например, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, скрытие с места дорожно-транспортного происшествия);
  • 1 год – по статьям КоАП, предусматривающим наказание в виде штрафов (ст. 12.8, ст. 12.24, ст.12.26, ч.3 ст. 12.27, ч.2 ст.12.30).

При нарушении положений КоАП РФ юридические лица также могут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа или приостановления деятельности на определённый период (до 90 дней). Срок для них исчисляется в общем порядке. Согласно ст. 4.5 КоАП производство по делу за правонарушение не может открываться после истечения 2-месячного срока, но из этой нормы российским законодательством предусматриваются некоторые исключения.

При нарушении юридическими лицами условий водопользования, правил добычи ресурсов и их охраны применяется наказание в виде наложения штрафа в тройном размере с конфискацией имущества, которое было задействовано. Часто нарушаются и права потребителей, а также правила, в соответствии с которыми должна перевозиться продукция через границу.

К административной ответственности вместе с юридическим лицом или отдельно от него может привлекаться должностное лицо. Постановление об открытии производства по делу не может выноситься после истечения срока давности, составляющего 2 месяца. В редких случаях наказание за нарушение может назначаться не позднее чем через 1 год.

После истечения срока привлечения к ответственности не может применяться наказание к водителю, совершившему правонарушение.

В каких случаях сроки привлечения к административной ответственности могут приостанавливаться

Срок на решение вопросов, связанных с дисквалификацией виновного лица, составляет 12 месяцев с момента обнаружения правонарушения или его совершения. Если по совершённому правонарушению в рамках уголовного дела при отказе в его возбуждении изначально проводится проверка, несмотря на наличие признаков правонарушения согласно КоАП, исчисление срока привлечения к административной ответственности начинается не со дня, когда выносилось решение об отказе, а с момента, когда было совершено деяние. При заявлении виновным лицом просьбы о рассмотрении дела по месту регистрации оно передаётся в соответствующую судебную инстанцию. В таком случае сроки, установленные для привлечения к административной ответственности, будут приостановлены.

Продление сроков возможно только после подачи лицом ходатайства. Сроки привлечения к ответственности не могут самостоятельно восстанавливаться судом по его усмотрению.

В какой срок возможно привлечение к ответственности по длящимся правонарушениям

Определение начала срока привлечения к ответственности невозможно из-за длительности нарушений, которая не ограничивается одним днём. Например, при парковке автомобиля в неположенном месте (на тротуаре, где расстояние до пешеходного перехода составляет менее 4 метров) и отсутствии в течение нескольких месяцев водителя в связи с выездом его на отдых предусматривается привлечение виновного лица к ответственности за длящееся правонарушение в соответствии со ст. 4.5 КоАП. Срок привлечения к административной ответственности за такие нарушения исчисляется с момента их обнаружения; то есть инспектор ДПС, заметив неправильно припаркованный автомобиль, отправляет его на штрафстоянку, а собственнику выписывает штраф.

В области дорожного движения длящиеся правонарушения составляют относительно небольшой процент от их общего количества. Важно правильно определить правонарушение, поскольку к длящимся часто относят те, которые связаны с несоблюдением условий управления транспортным средством (например, светопропускаемость тонировки передних стёкол менее 70%, истек срок действия полиса ОСАГО). В данном случае наказание предусматривается за нарушение установленных требований при управлении транспортным средством; то есть при каждом выезде водитель будет привлекаться к ответственности, пока не устранит эти нарушения.

Исчисление сроков

В соответствии с нормами, предусмотренными в КоАП, срок исчисляемый:

  • сутками, истекает в 24 часа последних суток;
  • днями, истекает в последний день установленного периода. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день
  • месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца;
  • годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Срок не признаётся пропущенным в случае подачи заявления, жалобы, других документов или денежных средств в отделение банка, организацию связи, а также в орган или лицу, имеющему соответствующие полномочия, до 24 часов в последний день срока.

Вышеуказанные положения не применяются, если сроки исчисляются в ином порядке, предусмотренном в других статьях КоАП, касающихся административных наказаний.

Если в процессе рассмотрения жалобы на постановление по делу о совершении административного правонарушения выявляется, что оно вынесено после окончания срока, в течение которого возможно привлечение к административной ответственности, то принимается решение об отмене такого постановления и о прекращении производства по этому делу.

Постановление по делу о привлечении к административной ответственности не отменяется из-за истечения срока, если его окончание приходится на момент рассмотрения претензий, изложенных в жалобе. В этом случае жалоба должна рассматриваться и решение по ней – приниматься.

При удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном нарушении и отмене этого постановления в связи с истечением сроков для привлечения к ответственности на момент рассмотрения жалобы и принятия по ней решения постановление отменяется и одновременно прекращается производство по этому делу. Главное в этой ситуации – правильно ориентироваться в сроках применения административного наказания.

Ссылка на основную публикацию