Межевание придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Оформление придомовой территории по новым рекомендациям Минстроя

Достаточно часто в управляющую организацию обращаются собственники помещений МКД с вопросами установки шлагбаумов, благоустройства детской площадки и малых архитектурных форм. В таких случаях остро встает вопрос об установления границ придомовой территории.

Как правило, при строительстве нового многоквартирного дома, застройщик заключает с органами местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства МКД.

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» даны разъяснения о том, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.

При этом не редко возникают ситуации, что участок под МКД, построенном 10-20 или даже 30 лет назад не сформирован.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № 12736/12 по делу № А40-80260/11-9-692, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с ч.3 ст.16 в Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В случае формирования земельного участка, он становится общедомовым имуществом собственников помещений МКД. Это значит, что собственники помещений по решению общего собрания вправе распоряжаться этим земельным участком (поставить забор или шлагбаум, организовать парковку, установить детскую площадку, сдать часть участка в аренду, расположить клумбы и иные малые архитектурные формы в границах земельного участка.

Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон 189-ФЗ) со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

07 марта 2019 г. был издан Приказ Минстроя РФ «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома».

Вышеназванным приказом Минстрой рекомендовал органам государственной власти и органам местного самоуправления целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома,провести следующие мероприятия:

подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

Под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок. Его рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах.

Границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка.

При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

Земельные участки рекомендовано образовывать с учетом будущего градостроительного развития территорий на основании проекта межевания и (или) проекта планировки территории.

Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Конечно, рекомендации Минстроя – это всего лишь рекомендации, но их текст нужно выдать рьяным собственникам, жаждующим определиться с границами придомовой территории абсолютно бесплатно. Возможно, этот вопрос в период весеннего обострения переключит внимание особо активных жителей с управляющей организации на органы местного самоуправления.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявку тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Проведение межевания участка под многоквартирным домом

Межевание – это комплекс геодезических работ, направленный на формирование границ земельных участков (ЗУ) с их последующим фиксированием в органах кадастрового учета.

Межевание ЗУ под многоквартирным домом (МКД) нужно для того, чтобы все собственники недвижимости могли распоряжаться территорией, на которой выстроено здание, а также прилегающей землей. Процедуру межевания ЗУ под МКД регулируют как Земельный кодекс РФ, так и закон «О государственном кадастре недвижимости» не оставляя без внимания и Градостроительный кодекс РФ.

Прилегающие территории

Покупая любую недвижимость в МКД, собственник автоматически становится владельцем общественного имущества, более подробно об этом говорит ст. 36 ЖК РФ. Это чердачные и подвальные помещения, коммунальные системы, крыша, земля, на которой выстроен дом, и прилегающая территория, на которой находятся общественные объекты.

Собственники недвижимости вправе использовать ЗУ под домом и околодомовую территорию в зафиксированных границах как угодно. Основание – право общей долевой собственности.

Сейчас собственники недвижимости в МКД имеют право оформить ЗУ в собственность, но это не обязанность, а именно право.

Для правительства удобно, когда ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, так как это позволяет распоряжаться территорией как угодно, не учитывая интересов жильцов. Отчасти поэтому практика межевания земли под МКД пока не очень широко распространена – эта возможность нигде не освещается, как и ее выгоды.

Плюсы межевания ЗУ под МКД

После формирования границ собственники получают право использовать землю как угодно:

  • устроить парковку;
  • установить шлагбаумы;
  • благоустроить территорию по своему усмотрению;
  • сдавать землю в аренду.

Если земля под многоквартирным домом отмежевана, это дает право включить объект в госпрограмму капремонта и благоустройства прилегающих территории без дополнительных взносов.

Кроме того, если ЗУ сформирован и является собственностью жильцов, они могут предотвратить строительство любых объектов (как муниципальных, так и коммерческих) на придомовой территории.

Недостатки

  1. Возникает обязанность платить налог на землю (за исключением ситуаций, когда ЗУ передается не в собственность, а в аренду). Размер налога зависит от площади недвижимости.
  2. Траты на благоустройство всех объектов несут сами жильцы. Велодорожки, тротуары, паркинг, зоны отдыха, детские площадки, уличные тренажеры и спортплощадки, заборы – все это устанавливается, обслуживается и ремонтируется из бюджета жильцов.

Этапы оформления придомовой территории в собственность

  1. Изучить кадастровую карту, которая есть в открытом доступе – определен ли ЗУ под конкретным МКД.
  2. Если ЗУ сформирован, у него есть свой номер и он известен, по этому номеру следует отправить запрос в Росреестр на получение информации о ЗУ.
  3. Когда выписка из Росреестра получена, нужно обратиться в Центр государственных услуг «Мои документы», внести оплату в установленном размере (600 р.), оставить комплект документов и через 3 дня прийти за готовой выпиской.
Читайте также:  Доверенность на получение почты: образец и бланк

Формирование ЗУ под многоквартирным домом

Чаще всего оформление ЗУ под МКД выполняется через суд. Это связано с тем, что границы участка изначально не обозначены на кадастровой карте города.

Если ЗУ, на котором выстроен МКД, не размежеван, для установления границ следует обратиться в организацию, которая специализируется на решении таких вопросов. Кадастровый инженер изучает МКД и прилегающие территории и готовит межевой план, а затем вносит эти данные в Государственный реестр.

Пока ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, прав на распоряжение землей у владельцев квартир нет.

Сбор документов и определение зон ответственности

Теоретически межеванием земель должны заниматься органы местного самоуправления. Но на практике добиться этого от властей почти невозможно. Намного эффективнее взять решение вопроса в свои руки и направить скооперированные усилия собственников в «нужное русло».

Заказать и оформить межевание также могут собственники помещений в МКД (владельцы жилых и нежилых помещений). Для более подробного ознакомления с процедурой можно изучить Постановление КС РФ от 28 мая 2010 года № 12-П, где говорится, что любой из собственников может подать заявление на данный процесс.

Подготовка документов

  • заявление о государственном кадастровом учете и о гос. регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в МКД;
  • паспорт заявителя или его заверенная копия у доверенного лица (доверенность должна быть заверена у нотариуса);
  • протокол собрания собственников помещений в МКД о формировании ЗУ;
  • документы о формировании ЗУ;
  • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Документы можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».

Другой вариант – отправить документы почтой или в электронном виде с сайта Росреестра.

Собрание собственников

Чтобы принять решение о межевании ЗУ под МКД, необходимо получить голоса «За» от 50% собственников недвижимости в доме. Для этого проводится собрание, опрос, голосование любыми удобными способами – главное, получить подтвержденные голоса от собственников недвижимости в конкретном доме.

Определение придомовой территории

Организация собрания из инициативных собственников – это необходимое условие для выявления реальных нужд жильцов.

На собрании следует выбрать уполномоченного представителя, который будет отстаивать интересы жильцов на всех проектах и работах, связанных с эксплуатацией дома.

Важно: на собрании должно присутствовать хотя бы 2/3 собственников. Из всех присутствующих 50% должны проголосовать за принятие обсуждаемого решения. По итогам собрания оформляется протокол, который является основанием для реализации принятого решения.

Положение границ согласовывается в следующих случаях

  • с собственниками недвижимости;
  • с людьми, которые наделены правом пожизненного наследуемого владения (читайте об особенностях пожизненного наследуемого владения);
  • с людьми, обладающими правом бессрочного пользования;
  • с арендаторами, заключившими договор аренды от 5 лет.

Затраты на межевание

Стоимость межевания определяется особенностями конкретного объекта. Как правило, стоимость услуг «под ключ» зависит от территориального расположения объекта, его площади, условий владения и других факторов

В среднем стоимость услуги варьируется в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей.

Финальная цена формируется из ряда факторов:

  • исходные данные – какие документы есть в наличии, какие нужно собрать;
  • подготовка недостающих документов – их сбор, оформление;
  • прочие услуги – взаимодействие с инстанциями, юридическое сопровождение.

Пример из судебной практики

Петрова Т.А., собственница квартиры в многоквартирном доме, обратилась в суд с иском к администрации района, в котором просит отменить проведенные ранее работы по формированию ЗУ. Также Петрова просит провести работы по межеванию снова на основании того, что формирование земельного участка изначально было проведено с нарушением законодательства, жителей не проинформировали, публичные слушания не проводились.

В итоге интересы жильцов не были учтены, и площадь сформированного ЗУ получилась намного меньше, чем нужно для обслуживания дома. Кроме того, в результате действий ответчика жильцы оказались не защищены от действий третьих лиц, которые планировали использовать прилегающую к дому территорию в своих интересах (расходящихся с интересами собственников жилья в данном доме).

Данные о том, что межевание вообще было проведено, появились спустя несколько месяцев после оформления (незаконного) – это произошло случайно, когда жильцы обнаружили в своем дворе снегоуборочную технику.

В ходе судебного процесса выяснилось, что обсуждаемому ЗУ был присвоен кадастровый номер, но в тот период межевание не осуществлялось, и соответствующие данные не предоставлялись в органы кадастрового учета.

На прилегающей территории, которая и стала предметом споров, находятся детская площадка и площадка для хозяйственно-бытовых нужд – эти объекты необходимы для эксплуатации дома. В результате действий ответчика (незаконного межевания, которое было выполнено с нарушениями) эти территории не были внесены в границы ЗУ под многоквартирным домом.

Ответчик с требованиями истца не согласился и просил отказать в удовлетворении иска. Основной акцент был сделан на то, что проводилось лишь уточнение границ участка, а не межевание, и для этого публичные слушания не нужны.

Основанием для отказа в удовлетворении требований истца были названы следующие причины: истечение срока исковой давности, а также тот факт, что представители органов кадастрового учета на заседание не явились, хотя и были извещены.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ответчик предоставил Единому Росреестру земель опись, в которой была указана лишь декларированная площадь, без привязки границ земельного участка под домом к конкретным координатам. Кроме того, были выявлены нарушения в оформлении процедуры и сроков внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости со стороны ответчика.

В результате иск был удовлетворен, прежние работы по формированию ЗУ отменены, администрации района предписано провести межевание заново (с возмещением судебных расходов истцу).

Межевание придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации – регионом, состоящий в муниципальной собственности – муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

Читайте также:  Дисциплинарное взыскание применяется со дня обнаружения проступка не позднее

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Подробная инструкция: как осуществить межевание придомовой территории многоквартирного дома?

Вопрос права собственности на территорию вокруг многоквартирного дома особенно остро стоит в крупных городах РФ.

Чтобы детская площадка или зелёные насаждения вокруг здания вдруг не оказались на чужой земле, собственникам стоит вовремя задуматься о межевании придомовой территории многоквартирного дома. Рассмотрим, как происходит межевание под многоквартирными домами подробно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Правовые основы процесса

Общий регламент проведения процедуры межевания земельного участка под многоквартирным домом содержится в ФЗ РФ № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости».

Существенные изменения земельного законодательства РФ вносятся Правительством с регулярной периодичностью. Последняя корректировка Земельного кодекса произошла 1 марта 2015 года, когда прекратила своё действие статья 26. С этого момента межевание участка многоквартирного дома проводится в соответствии со статьёй 11.9 ЗК и градостроительным законодательством.

ЗК РФ, Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. (п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Если не оформлены права на участок

Без проведения процедуры межевания МКД жильцы дома не могут использовать его по своему усмотрению и даже не могут защитить его от незаконной застройки.

Отсутствие документов на землю может привести к следующему:

  1. На придомовой территории возможно возведение капитальных и временных построек без согласования с жильцами. Если на строительство будет получено разрешение властей, и оно будет соответствовать градостроительным нормам, снести такие постройки впоследствии будет невозможно.
  2. УК не смогут заниматься вопросами благоустройства территории, в том числе обслуживанием и ремонтом детских площадок и вывозом мусора.
  3. Без оформления земли невозможно вступление дома в государственные программы.
  4. Дом без земельного участка не может войти в программу капитального ремонта и реконструкции, следовательно, все работы, в случае необходимости, будут проводиться за счёт их собственных средств.

Что дает межевание жителям многоквартирного дома?

Необходимость межевания придомовой территории возникает, когда собственники помещений в МКД хотят отстоять принадлежащие им по праву участки от незаконной застройки. Чтобы на земле, принадлежащей ТСЖ, не появились магазины, кафе и автомобильные стоянки, необходимо вовремя определить придомовую территорию и ее границы, и документально зафиксировать данный факт.

В границах отведенной придомовой территории собственникам открываются следующие возможности:

  1. Организация элементов благоустройства (зон отдыха, детских площадок и т.п.).
  2. Ограждение территории для стоянки автомобилей.
  3. Установка шлагбаума при въезде на территорию дома.
  4. Сдача части участка внаём.

Кто проводит определение границ придомовой территории

Где узнать границы придомовой территории многоквартирного дома? Обязанность проведения межевания участков МКД по законам РФ возлагается на органы местного самоуправления поселений. На практике данная статья бюджета поселений финансируется по остаточному принципу, поэтому власти часто ссылаются на недостаток средств и вопрос с определением границ придомовых территорий остаётся не решённым.

В то же время, заказать и оформить межевания участка могут сами собственники помещений МКД. Поэтому не стоит дожидаться каких-либо действий от властей и заняться данным вопросом самостоятельно. Владельцы помещений, согласно статье 305 ГК, могут защищать свои права, касательно придомовой территории, при наличии правоустанавливающих документов.

ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

Права, предусмотренные статьями 301, 302, 303, 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Собрание собственников. Его цель – определение нужд МКД и назначения земельного участка. Собрание выбирает уполномоченного, представляющего интересы собственников и заключающего договора на выполнение работ. Собрание считается состоявшимся при явке на него не менее двух третей всех собственников помещений дома, при этом за принятие решения должны проголосовать не менее 50 процентов участников. По итогам собрания оформляется протокол.

Обращение в органы местного самоуправления для согласования схемы земельного участка. Границы при межевании земли под многоквартирным домом формируются по следующим правилам:

  1. На формируемой территории располагается одно здание с прилегающими к нему элементами благоустройства.
  2. В границы не могут быть включены проезды, элементы жилых районов, связанные с городской дорожно-уличной сетью.
  3. При формировании границ соблюдается зонирование, учитывающее фактическое землепользование, определённое градостроительным регулированием муниципалитета.
  4. Элементы благоустройства не должны пересекать границы отведённого планом участка.

После обращения в органы следует этапы:

  1. Разработка проекта.
  2. Утверждение проекта собранием.
  3. Оформление землеустроительного дела.
  4. Регистрация межевого плана в Росрестре, постановка участка на кадастровый учёт.
  5. Получение Свидетельства о собственности.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии). Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома – сложная процедура, требующая использования специального оборудования и проводимая в соответствиями с государственными нормативами и инструкциями. Изготавливать проект имеют право специализированные геодезические организации, имеющие разрешения и лицензии. Их список можно уточнить в администрации поселения.

С проектной организацией взаимодействует лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Как правило, представителем избирается председатель ТСЖ или член его правления. Где узнать придомовую территорию многоквартирного дома? Для заказа проекта нужно связаться с соответствующей организацией и подать заявление на выполнение работ по определению границ участка. Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Паспорт заказчика.
  2. Техпаспорт здания.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Описание границ.

На проведение процедуры уполномоченное жильцами лицо подаёт заявление. В документ включаются следующие пункты:

  1. Наименование государственного органа, в который обращается гражданин.
  2. Личные данные заявителя.
  3. Просьба выполнить межевание участка с указанием адреса МКД.
  4. Реквизиты правоустанавляивающих документов.
  5. Кадастровый номер участка.
  6. Согласие на оплату выполнения работ.
  7. Дата документа, подпись заявителя.

Сроки и стоимость выполнения работ

Проект межевания участка кадастровыми инженерами выполняется за 2-4 месяца. Точные сроки оговариваются заказчиками и фирмой, куда обратятся уполномоченные жильцы.

Цена на проект варьируется от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от конфигурации участка, его размера и необходимых бумаг для согласования проекта.

Причины земельных споров

Если на придомовой территории до проведения межевания посторонние лица успели расположить какие-либо объекты недвижимости, придётся решать проблемы с их сносом. Как правило, такие постройки возведены без должного оформления, но у их владельцев могут быть заключены договора аренды земельного участка с муниципалитетами.

Тогда жильцам МКД придётся оспаривать право администрации получать арендную плату с участка, принадлежащего им. Требование сноса незаконной постройки выдвигается после межевания. Как вариант, можно аннулировать договор аренды с администрацией и заключить новый договор с владельцем объекта недвижимости. Денежные средства от такого договора пойдут на общедомовые нужды.

Существуют случаи, когда часть земельного участка, по праву принадлежащего МКД, уже оформлена на каких-либо посторонних ли, причём, со всеми разрешительными бумагами. В этих обстоятельствах вопрос придётся решать при помощи строительной экспертизы. По нормативам СНИП территория вокруг дома должна находиться во владении исключительно собственников жилья, поэтому на основании строительной экспертизы подаётся иск в суд.

Если решение принимается не в пользу собственников МКД, можно на данный участок земли установить сервитут, на основании необходимости обслуживания дома или организации движения транспортных средств. Тогда владельцы помещений дома будут вынуждены платить арендную плату.

Межевание участка – необходимая для определения придомовой территории процедура, позволяющая собственникам помещений получить землю в общедолевое владение. В этой статье мы рассмотрели, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома. Оформив землю должным образом, жильцы МКД смогут использовать её по своему усмотрению и даже получать с неё денежные средства для общедомовых нужд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Рассказываем, как провести межевание придомовой территории 14530

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ. Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия. Расскажем об этом в нашей статье.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать – это земля нашего дома!

С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

Читайте также:  Федеральный закон 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

Поэтому необходимо проявить активность.

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

Несмотря на то, что по закону проведение межевания земельного участка под МКД – это обязанность властей, на деле (из-за отсутствия бюджетных средств) все-таки нередки случаи, когда, не дождавшись действий со стороны власти, собственники самостоятельно выступают в роли заказчика и плательщика услуг по оформлению своего участка. Поэтому отвергать этот вариант событий тоже нельзя.

Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать. Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

– границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;

– границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;

– межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола – в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат– земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все – теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

Как провести межевание придомовой территории многоквартирного дома?

Всем собственникам жилья в многоквартирных зданиях хочется, чтобы территория возле их дома была максимально комфортной, удовлетворяющей их повседневным потребностям и просто эстетически привлекательной. Для этого высаживаются цветы и деревья, обустраиваются зоны отдыха, сооружаются детские и спортивные площадки, подготавливаются места для парковки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако прежде, чем приступать к работам по благоустройству примыкающей к зданию территории, целесообразно провести межевание участка многоквартирного дома, чтобы внезапно клумба или детские качели не оказались на чужой земле.

Что это такое?

Межеванием называется комплекс мероприятий, осуществление которых направлено на определение и фиксирование границ примыкающих к зданиям участков земли. Только после выполнения этих процедур участок фактически может считаться выделенным из остальной территории и обретает статус отдельного объекта.

Результат реализованных работ вносится в проект межевания, который необходим для того, чтобы новообразованный участок был внесен в кадастровый реестр. Без этого собственники жилья в многоквартирном доме не могут зарегистрировать свои права на него. Лишь после того, как проведена процедура регистрации, у жильцов МКД появляется законное право распоряжаться землей возле здания.

Межевание необходимо владельцам жилья еще и для того, чтобы их мнение учитывалось в случае возникновения различных споров, связанных с застройкой земли и возведением на ней тех или иных объектов.

Если они будут против строительства какого-то магазина или паркинга рядом со своим домом, то против их воли уполномоченные лица, выдающие разрешения, пойти уже не смогут.

Жильцы смогут в полной мере реализовать свои права на благоустройство данной территории. По коллективному решению они смогут устанавливать на ней объекты благоустройства или сдавать площадь в аренду, получая от этого прибыль.

Законодательная база

Основными нормативно-законодательными актами, регламентирующими особенности межевания прилегающей к МКД территории, являются:

  • Жилищный кодекс, устанавливающий права всех жильцов на использование придомовых территорий и объектов на них.
  • Гражданский и Земельный кодексы.
  • СНиП, которыми устанавливаются нормативы для данных участков.
  • Кодекс об административных правонарушениях, в котором прописаны последствия за нарушение обязанностей по поддержанию придомовой территории в надлежащем состоянии.

Межевание придомовой территории многоквартирного дома

Потребность в осуществлении процедуры межевания прилегающей к МКД территории возникает в первую очередь при желании собственников жилья реализовать свои права на принадлежащие им в соответствии с законом участки, прилегающие к дому.

После выполнения данной процедуры они могут полноценно заниматься благоустройством этой земли, устанавливать элементы ограждения для препятствования свободного проезда по ней посторонних транспортных средств (кроме экстренных служб, а также машин людей, проживающих в соседних зданиях) или даже сдавать участки в аренду.

Лишь при получении всей полноты прав на территорию в доме, где у них расположены квартиры, граждане могут эффективно противостоять возведению нежелательных построек на этой земле и оборудованию объектов, противоречащих их интересам.

Как определить границы земельного участка?

Процедура межевания, во время которой и определяются границы придомовой территории, предусматривает реализацию нескольких последовательных этапов.

Начинать следует с проведения собрания собственников недвижимости, в процессе которого определяются нужды товарищества и назначение земли. На собрании выбирается уполномоченное лицо, которое будет представлять интересы коллектива и заключать контракт на выполнение работ.

Собрание признается действительным, если на него явилось, по крайней мере, две трети всех владельцев жилья. Для принятия определенного решения за него должно проголосовать более половины пришедших. Итогом собрания становится оформление протокола.

После проведения собрания уполномоченное лицо вместе с протоколом обращается в органы местного самоуправления, с которыми согласовывается схема придомовой территории.

Формирование границ участка, на котором стоит недвижимость, а также непосредственно примыкающего к ней, происходит в соответствии со следующими правилами:

  • на выделяемой территории размещено одно основное здание и различные элементы благоустройства;
  • участок не может включать в себя части городской улично-дорожной сети;
  • границы территории формируются в соответствии с зонированием, учитывающим фактическое землепользование, определенным градостроительными нормами;
  • все элементы благоустройства должны располагаться внутри границ выделяемого участка.

Порядок оформления межевого проекта предусматривает его обязательную регистрацию в Росреестре и постановку участка на кадастровый учет.

Завершающим этапом является получение уполномоченным представителем свидетельства о собственности, после чего процедура межевания считается завершенной, и жильцы смогут распоряжаться принадлежащей им землей по своему усмотрению.

Как провести?

Пределы территории МКД должны быть обозначены на межевом плане еще в момент получения разрешения на возведение здания. Если этого сделано не было, границы проводятся в соответствии с фактическим использованием.

Размер участка и конфигурация границ утверждаются представителями местной администрации.

В придомовую территорию включают землю под самим зданием, детские и спортивные площадки, зоны отдыха и паркинга. Конкретные границы участка определяются в соответствии с нормами и требованиями градостроительного и земельного законодательства. Границы должны согласовываться с собственниками строений смежных земель и арендаторами.

Вычисление площади и конфигурации территории происходит с учетом красных линий границ с прилегающими участками, а также природных границ, если таковые присутствуют.

Разрешена ли парковка машин во дворе жилого дома? Смотрите тут.

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома представляет собой достаточно сложную процедуру, которая проводится согласно существующим государственным нормативам и правилам с использованием специального оборудования. Реализацией проекта могут заниматься исключительно обладающие соответствующими лицензиями геодезические компании.

Именно в такую организацию и должно обращаться уполномоченное лицо, выбранное на собрании жильцов, с заявлением о желании выполнить работы по межеванию участка.

В данном документе должны содержаться такие пункты:

  • название организации, в которую производится обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • просьбу о выполнении межевания придомовой территории с указанием месторасположения последней;
  • реквизиты документов, подтверждающих права жильцов на данный участок;
  • кадастровый номер объекта;
  • подтверждение готовности оплатить заказываемую работу;
  • дату составления документа и подпись заявителя.

Вместе с заявлением должно подаваться описание границ участка, его кадастровый план, технический паспорт дома, а также удостоверение личности заявителя.

Сроки и стоимость

На подготовку проекта межевания обычно у кадастровых инженеров уходит несколько месяцев. Конкретные сроки могут назвать исключительно представители организации, куда будет подаваться заявление.

Стоимость строго не регламентирована и может варьироваться от 10000 до 30000 рублей в зависимости от того, какие размеры имеет придомовая территория, насколько сложной является его конфигурация, а также от того, готовы ли все необходимые для согласования проекта бумаги.

Действующее на 2020 год законодательство обязывает производить оплату за проект межевания за счет средств муниципалитета. Однако часто собственники жилья, чтобы ускорить процесс и не ждать, когда местные власти выделят нужную сумму, рассчитываются с фирмой-исполнителем самостоятельно.

Права на сформированный участок

Согласно нормам жилищного законодательства придомовая территория после процедуры межевания является общей собственностью всех владельцев жилья в МКД.

Данное правило действует в большинстве случаев, за исключением отдельных ситуаций. К примеру, если данный земельный участок был изъят из стандартного оборота и в отношении него применяется специальный режим регулирования.

Можно ли ставить ограждение?

После окончательного закрепления своих прав на придомовую территорию жильцы, как правило, начинают заниматься ее благоустройством. Часто у них возникает желание оградить облагороженную территорию, ограничить проезд по ней, установить шлагбаумы.

Такие действия разрешены законодательством, однако при строгом соблюдении определенных условий.

Возводимые ограждения не должны препятствовать проходу и проезду экстренных служб, а также должны быть установлены с учетом интересов жителей расположенных поблизости домов.

Чтобы избежать недоразумений, целесообразно согласовывать монтаж подобных конструкций с местными комитетами по градостроительству, МЧС и прочими службами.

Какие существуют требования к благоустройству территории многоквартирного дома? Информация здесь.

Кто делает ремонт ступеней в подъезде многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Содержание

После межевания прилегающая к МКД территория полностью переходит в собственность жильцов, соответственно, и обязанности по его содержанию также возлагается на них.

Все работы, связанные с уборкой данной территорией, осуществлением ремонтных работ, расположенных на ней объектов и дорог, выполняются за счет средств собственников.

Однако это не касается таких объектов, как, например, теплотрассы, проходящие через данную территорию. Они находятся на балансах обслуживающих компаний, которые и отвечают за их эксплуатацию и обслуживание.

На видео о межевании придомовой территории

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию