О статусе военнослужащих (с изменениями на 3 июля 2020 года), Федеральный закон от 27 мая

О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 15 Федерального закона

“О статусе военнослужащих”

Внести в абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1988, № 22, ст. 2331; 2013, № 44, ст. 5637; № 52, ст. 6970; 2014, № 23, ст. 2930) изменения, дополнив его предложениями следующего содержания: “При этом при признании тех военнослужащих – граждан, которые самостоятельно не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены такими военнослужащими и членами их семей в качестве членов семей других граждан, при условии, если такие военнослужащие и члены их семей не являются нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения, за исключением случаев, указанных в статье 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные во втором предложении настоящего абзаца военнослужащие – граждане также подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.“.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона О внесении изменений

в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”

Абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Федеральный закон) гарантируется предоставление государством военнослужащим жилых помещений в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

При этом абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона закрепляет, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и по прошествии 5-летнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Такая практика основывается на формальном подходе к применению в рассматриваемых случаях положений абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона, устанавливающим, что право на обеспечение жилым помещением один раз предоставляется военнослужащим и членам их семей, при условии, что такие военнослужащие имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении их с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при перемене места жительства, во взаимосвязи с вышеуказанной нормой.

Это положение правоприменители и суды распространяют и на военнослужащих – бывших членов семей других граждан. По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан.

Таким образом, фактически для военнослужащих вводится дополнительное основание, не предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому они не могут признаваться нуждающимися в жилых помещениях, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.

Необходимо отметить, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей. Лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учета положений статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нивелирует такую важную социальную гарантию для военнослужащих, как право на жильё, и создаёт среди этой категории граждан социальную напряженность.

Такая правовая неопределенность неприемлема и полежит устранению. Для чего предлагается дополнить абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона нормой о том, что при признании военнослужащих – граждан которые самостоятельно не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены такими военнослужащими и членами их семей в качестве членов семей других граждан, при условии, если такие военнослужащие и члены их семей не являются нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения, за исключением случаев, указанных в статье 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отдельно предлагается закрепить, что указанные военнослужащие также, как и другие военнослужащие, подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон позволят также исключить практику применения фразы “право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз”, содержащейся во втором предложении первого абзаца пункта 14 статьи 15 Федерального закона, к случаям, не описанным в первом предложении этого абзаца, и закрепить, что указанные требования распространяются только на военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жилыми помещениями на условиях, установленных в первом предложении рассматриваемого абзаца.

Реализация законопроекта будет осуществлена в пределах финансовых средств, выделяемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на жилищное обеспечение военнослужащих.

Замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации № 5825п-П4 от 28 июня 2019 года, устранены.

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания

Федеральный закон “О статусе военнослужащих”

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
“О статусе военнослужащих”

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 8, 16 ноября, 12 декабря 2011 г., 14, 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня, 4, 24 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 29 мая, 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Президент Российской Федерации

ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К лицам, обладающим статусом военнослужащих, закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих на период прохождения службы.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. В частности, запрещено участие военнослужащих в забастовках, в объединениях, преследующих политические цели. Не разрешается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской, творческой), предпринимательской деятельностью. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части.

Отдельное внимание уделено вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящим из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и дополнительных выплат.

Регламентирован порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе после окончания службы. Приобретение жилья осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений – членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предоставляемых лицам, являющимся получателями данной меры социальной поддержки

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2018 г. N 34-П пункт 15 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П абзац первый пункта 2 статьи 15.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих – преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан РФ, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих – преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими – преподавателями военных кафедр

Читайте также:  Судебное взыскание дебиторской задолженности

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма – по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П абзацы первый – четвертый статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, – препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона признаны не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 164-ФЗ

Федеральный закон о статусе военнослужащих

8 минут Автор: Елена Павлова 237

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предназначен определять правовые полномочия, свободы и возложенные на граждан Российской Федерации, имеющих статус защитников Отечества, обязанности. Охватывает лиц, находящихся в действующей армии, бывших военных, уволенных в запас, и их семьи.

На основании законодательного акта, на служащих в рядах ВС, возложена обязанность с оружием защищать своё государство. Выполнять поставленные боевые задачи, зачастую рискуя жизнью и здоровьем.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

  • мичманов, прапорщиков, офицеров;
  • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
  • матросов, солдат, старшин, сержантов;
  • проходящих службу по контракту.

Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия. Поэтому государство стремится компенсировать эту особенность жизни различными льготами, поощрениями и дополнительными правами. Тем самым поднимая престиж армейцев, и внося дополнительную мотивацию людям в погонах.

Правовые основы статуса

Правовыми основами статуса защитников Родины в 2020 являются такие нормативы:

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Настоящий Федеральный закон №76, работающий с 1998 года и заменивший ранее действующий №4338-1 от 1993 г.
  • Нормы международного права.
  • Международные договоры РФ.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Последняя редакция закона 76-ФЗ датирована 03.07.2020. Внесенные здесь изменения уже вступили в силу.

Основные статьи закона

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Законом устранено ограничение на участие служащих в армии в политических собраниях, митингах или демонстрациях. Однако введен запрет на участие в подобных мероприятиях, на территории ВЧ.

Законом предусмотрена статья, определяющая религиозные предпочтения армейца. Также отдельным подпунктом выделено право проведения религиозного обряда на местности расположения ВЧ. Проводиться они могут за счет личных средств инициатора, но с обязательным одобрением командира.

Закреплено право на создание и работу профсоюзов служащих в армии лиц (Статья 9).

Прописана система получения денежного довольствия и начисления дополнительного поощрения в виде денежных выплат. Законодательно закреплена обязанность повышать ДД по принципу – пропорционально увеличению минималки. Закреплены надбавки и дополнительные выплаты.

Продобеспечение защитников Родины согласно ФЗ№76 осуществляется по нормам, которые установило Правительство РФ, также как и регламент этого обеспечения.

Согласно нормативам определён такой порядок:

  • Воины-срочники и граждане, призванные на сборы, питаются по месту службы.
  • Армейцы-контрактники, которые работают за границей или в районах КС обеспечиваются продовольственным пайком. Но происходит это только по их просьбе.
  • На время нахождения в дороге к месту прохождения отпусков, или же в период пребывания в местах командировок, воинам выплачивается продовольственно-путевое довольствие.
  • Все служащие в армии, обеспечиваются вещевым имуществом. Разновидность выданных вещей зависит от условий прохождения службы. Порядок распоряжения выданными вещами, также как и сроки пользования ими определяется разработанными правилами.
  • Контрактники, правомочны заменить получение предметов личного имущества денежным эквивалентом.
  • Все армейцы обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием.

Охрана здоровья защитников Отечества также охвачена законодательством. Описание прав на медпомощь можно найти в ст.16. Важным моментом этой статья является то, что законом забота о сохранении здоровья солдат возлагается на их командиров. Для этого им необходимо обеспечивать ТБ при проведении учений, также при эксплуатации военного имущества и оружия и всех моментов, связанных с прохождением воинской повинности.

Права тех, кто несет военную службу

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Защита свободы, чести и достоинства

Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Право на свободу слова

Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

Служебное время и право на отдых

Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам – не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

Право на образование

ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.

Проезд на транспорте

Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

Увольнение с военной службы и право на трудоустройство

До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Читайте также:  ДТП на парковке в 2020 году - кто виноват, страховой случай, виновник скрылся что делать,

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Роль стимулирования, как материального, так и морального, направлена государством, для непосредственного обеспечения деятельности военного эффективностью. К группе общих прав в нормативах о воинской службе и статусе военнослужащих, обеспечивающих этот стимул, разумно отнести те, которые имеют отношение к матобеспечению, различным преференциям, поощрениям, продвижением по службе и правовой защите. Также немаловажным фактором являются предоставленные широкие возможности для членов семьи военнослужащего.

Поправки в закон о статусе военнослужащих 2020 году последние

О внесении изменений в статьи 7 и 285 Федерального закона «О статусе военнослужащих»


Статус документа: проектПроект № 546450-7 в третьем чтении ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Внести в от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2006, № 50, ст. 5281; 2009, № 7, ст. 769; 2013, № 48, ст. 6165; 2016, № 7, ст. 908) следующие изменения: 1) в : а) в пункте 1 слова «и военную» заменить словами «или иную охраняемую законом»; б) дополнить пунктом 11 следующего содержания: «11.

Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

“О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”

Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.

2331; 2006, N 50, ст. 5281; 2009, N 7, ст. 769; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 7, ст. 908) следующие изменения: 1) в статье 7: а) в пункте 1 слова “и военную” заменить словами “или иную охраняемую законом”; б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания: “1.1.

Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” распространять или предоставлять информацию: позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

Федеральный закон от 6 марта 2020 г.

N 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 285 Федерального закона «О статусе военнослужащих»»

Принят Государственной Думой 19 февраля 2020 годаОдобрен Советом Федерации 27 февраля 2020 годаВнести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2006, N 50, ст. 5281; 2009, N 7, ст. 769; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 7, ст.

908) следующие изменения:1) в статье 7:а) в пункте 1 слова «и военную» заменить словами «или иную охраняемую законом»;б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:»11. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам,

О статусе военнослужащих (с изменениями на 3 июля 2020 года)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ПринятГосударственной Думой6 марта 1998 годаОдобренСоветом Федерации12 марта 1998 годаНастоящий Федеральный закон в соответствии с определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.2.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Изменения В Закон О Статусе Военнослужащих В 2020 Году Последние Новости

/ / СодержаниеЭто разделение каникулярных отпусков повлекло за собой и сопутствующие изменения в других частях закона.

Так, пункт 1 статьи 20 в новой редакции предоставляет право бесплатного проезда один раз в году призывникам и курсантам военных образовательных учреждений только в период основного (летнего) отпуска.Принятый парламентариями закон №97-ФЗ внёс изменения в предыдущую версию пункта 1 статьи 23 закона №76-ФЗ. Суть нововведения сводится к следующему: у военнослужащего есть ровно один месяц на то, чтобы представить необходимые документы или написать письменный отказ от выделенной ему жилой площади или субсидии на приобретение собственных квадратных метров.Это разделение каникулярных отпусков повлекло за собой и сопутствующие изменения в других частях закона. Так, пункт 1 статьи 20 в новой редакции предоставляет

Федеральный закон от 06.03.2020 N 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 7 И 28.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» Принят Государственной Думой 19 февраля 2020 года Одобрен Советом Федерации 27 февраля 2020 года Внести в «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.

Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

О внесении изменений в статьи 7 и 28_5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Принят Государственной Думой 19 февраля 2020 года Одобрен Советом Федерации 27 февраля 2020 года Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2006, N 50, ст.5281; 2009, N 7, ст.769; 2013, N 48, ст.6165; 2016, N 7, ст.908) следующие изменения: 1) в : а) в слова «и военную» заменить словами «или иную охраняемую законом»;б) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:»1_1.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2020

Выбрать редакцию Текущая 10.08.2018 03.08.2018 01.07.2017 15.04.2017 01.01.2017 15.07.2016 03.07.2016 26.02.2016 01.01.2016 24.07.2015 02.05.2015 06.12.2014 16.11.2014 04.02.2014 01.01.2014 25.11.2013 14.11.2013 01.11.2013 01.09.2013 27.01.2013 01.01.2013 06.07.2012 26.06.2012 01.02.2012 01.01.2012 14.12.2011 08.05.2011 15.01.2011 11.01.2011 01.01.2011 06.08.2010 01.07.2010 08.01.2010 01.01.2010 28.03.2009 10.01.2009 01.01.2009 02.12.2008 09.11.2008 29.07.2008 29.06.2008 01.01.2008 01.12.2007 07.11.2007 07.09.2007 08.07.2007 06.04.2007 02.04.2007 21.01.2007 01.01.2007 01.11.2006 29.07.2006 22.05.2006 26.02.2006 01.01.2006 01.01.2005 28.07.2004 29.04.2004 15.11.2003 30.11.2002 03.07.2002 01.07.2002 23.05.2002 01.01.2002 31.07.2001 01.01.2001 01.07.2000 01.01.2000 01.01.1998

  1. вступил в силу 27.05.1998
  2. редакция от 31.01.2019
  3. проверено сегодня

Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 31 января 2020 года.

Право военнослужащих на получение жилья дополнительно защитят законом

На пленарном заседании во вторник, 17 сентября, депутаты поддержали принятие в первом чтении в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее, что при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилищной субсидии или жилых помещений не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены указанными военнослужащими и членами их семей в качестве членов семьи других граждан.

Как подчеркивали авторы законопроекта, эти изменения необходимы, поскольку в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии

Закон о статусе военнослужащих в 2020 году — обзор документа

Военнослужащие обладают особым статусом в любом государстве.

В статье сделаем краткий обзор основных положений этого ФЗ и свежих поправок, внесенных в него. Изменения в законе «О статусе военнослужащих» в 2020 году затрагивают важные темы, в том числе ограничения конституционных прав на свободу слова и распространение информации.

Какие изменения ждут военных и отставников в 2020 году?

Какие наиболее важные изменения в действующем законодательстве, касающиеся военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы (отставников) и членов их семей, произойдут в 2020 году?

  • С 1 октября 2020 года увеличиваются на 4,3 процента размер денежного довольствия военнослужащих. Подробнее можно

Размеры месячных окладов военнослужащих по воинской должности и воинскому званию, какими они будут с 1 октября 2020 года, можно Мы подготовили онлайн военнослужащих, который позволит самостоятельно рассчитать размер военной пенсии, какой она будет c 01.10. 2020 года.

  • Также с 1.10.2018 г. увеличивается военная пенсия (пенсия за выслугу лет). Общее увеличение военных пенсий (не считая увеличения понижающего коэффициента) с 1 октября 2010 г. должно составить 6,3 процента.

С 1 октября 2020 г.

понижающий коэффициент, применяемый при исчислении военных пенсий, будет увеличен с нынешних 72,23 до 73,68 процентов.

Последняя редакция закона “О статусе военнослужащих”: изменения 76-ФЗ в 2020 году

В 2020 году в федеральный Закон о “Статусе военнослужащих” №76 внесены ряд корректировок и правок.

Основные изменения пришлись на положения, касающиеся свободы слова служащих (ст.

1.1-1.4 ст. 7 Закона. В 2020 г. Закон однозначно запрещает разглашать сведения, охраняемые законом РФ, а также представляющие государственную тайну (п.

Изменения в закон о статусе военнослужащих 2020 году

Полное разъяснение по теме: «изменения в закон о статусе военнослужащих 2020 году» от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.Содержание Ст. 1 Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

О статусе военнослужащих с изменениями на 2020 год

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «О статусе военнослужащих с изменениями на 2020 год». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Права тех, кто несет военную службу

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

Заметим, что военнослужащий, претендующий на получение собственного жилья и члены его семьи не должны являться нанимателями либо собственниками жилых помещений, полученных от государства родителями, либо с момента ухудшения жилищных условий (отказа от доли или исключения из списка нанимателей) прошло не менее 5 лет.

Поправки касаются тех, кто претендует на обеспечение жильем по-старому и не является участником НИС. Вместе с тем, в нашей практике известны случаи направления надзорным органом представлений об устранении нарушения закона в части того, что в реестр участников НИС неправомерно включены военнослужащие, обеспеченные государством жильем в составе семьи своих родителей.

Читайте также:  Дисциплинарные взыскания: замечание, увольнение и выговор

На кого будут распространяться поправки

Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует рассмотреть возможность распространения законопроекта (в случае его принятия) на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, поскольку судебная практика по этому вопросу крайне противоречива.

Но на основании статуса применяются некоторые ограничения, которые регламентируются Федеральным законом и конституционными нормами. Военнослужащие обязаны выполнять поставленные задачи, подготавливать армию к вооруженной защите РФ и быть наготове, рискуя собственной жизнью. Статус регулируется федеральными конституционными законами и другими правовыми актами РФ.

Служащим по контракту в местностях с неблагоприятным климатом или экологическими условиями, а также занимающим должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, отпуск продлевается еще на 15 суток. Общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 дней, не считая времени на дорогу.

Изменения в закон о статусе военнослужащих 2020 году

Переговоры должны проходить на условиях, определенных сторонами. В ряде случаев они станут обязательными. Судебное примирение проводится с участием судебного примирителя. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, утвержденный Пленумом ВС РФ.

Глава 2 подробно описывает права и свободы защитников родины, членов их семей, а также военнослужащих, уволенных в запас. Поэтапно перечисляются основные конституционные права, способы их реализации, ограничения или, напротив, дополнительные гарантии. Уже в части защиты чести и достоинства проявляется специфика статуса, ведь оскорбление военнослужащего — это уголовное преступление по ст. 336 УК РФ.

Закон о статусе военнослужащих в 2020 году

Военнослужащие обладают особым статусом в любом государстве. Причины понятны: на них возложена миссия по защите страны, они могут обладать информацией, касающейся вопросов госбезопасности, обороны. В России военнослужащим посвящен специальный закон, принятый более 20 лет назад, — это Федеральный закон от 27 мая 1998 г №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». С изменениями на 2020 год документ опубликован на официальном портале нормативных актов, в справочных системах «Консультант Плюс» и «Гарант». Закон не раз подвергался правкам по объективным факторам: меняется ситуация в стране, положение Вооруженных сил, связанные с этим правоотношения.

Суть и назначение закона

Поправки в закон «О статусе военнослужащих» вносятся регулярно. К примеру, в 2020 году документ корректировали четыре раза. Последние изменения в закон внесены ФЗ-19 от 6 марта 2020 года. В соответствии с ним, военным, а также гражданам, призванным на военные сборы, запрещается распространять или предоставлять следующую информацию:

  1. распространять в Интернете информацию о других лицах, состоящих на военной службе, а также об их семьях;
  2. распространять сведения, отражающие аспекты военной и служебной деятельности, деятельности военных организаций и формирований, находящихся под охраной государства.
  3. публиковать в средствах массовой информации и сведения, демонстрирующие принадлежность к военной службе;

Федеральный закон о статусе военнослужащих с изменениями на 2020 год

Перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования утверждается Правительством Российской Федерации. . Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Федеральный закон от 6 марта 2020 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 285 Федерального закона «О статусе военнослужащих»»

Положения пункта 11 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;если предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.»;г) дополнить пунктом 13 следующего содержания:»13.

Внесение дополнений может производить Президент РФ — это право дает ему Конституция РФ. Многих интересует вопрос относительно того, что собой представляет данный статус и с какого момента гражданин приобретает его? Для начала объясним, что это такое.

При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток. В соответствии с ч. 11 указанной статьи 11. Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.

Пособие На Летний Отдых Детям Погибших Военнослужащих В 2020

Заявление на предоставление отпуска одновременно с отпуском мужа, я написала более, чем за месяц до его начала. Однако, работодатель отказал мне в реализации этого права (устно), ничем не аргументировав свой поступок. До начало отпуска остается чуть более двух недель, однако заявление на предоставление мне отпуска до сих пор не рассмотрено, работодатель со мной не разговаривает-попросту игнорирует.

Подробно регламентируется денежное довольствие, различные доплаты и отдельные выплаты. Особого внимания заслуживает статья 15, регулирующая право на обеспечение жильем. Эта норма сложна для понимания с учетом всех внесенных поправок и постоянно рождает споры, в том числе, судебные. Вкратце можно сказать, что служащие по контракту вправе рассчитывать на обеспечение жильем в период прохождения военной службы и после ее прекращения при соблюдении установленных условий (выработке стажа определенной продолжительности).

Закон о статусе военнослужащих в 2020 году

  • о своей деятельности или деятельности коллег;
  • о других военнослужащих и гражданских, а также членах их семей;
  • о деятельности органов военного управления, подразделения и т. д.;
  • данные, позволяющие установить принадлежность или предназначение военных и гражданских, призванных на сборы.

Суть и назначение закона

76-ФЗ федеральный закон «О статусе военнослужащих» с изменениями на 2020 год представляет собой нормативный акт, устанавливающий комплекс прав и свобод, а также обязанностей и ответственности представителей данной категории граждан, приобретаемый ими в связи с несением военной службы.

Глава 3 устанавливает специфические обязанности военнослужащих, их ответственность и порядок наложения дисциплинарных взысканий. Призывники размещаются на период несения службы в соответствии с Уставом. Контрактники могут реализовать свои права определенным способом в зависимости от периода несения службы и при соблюдении дополнительных условий (может потребоваться постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий).

Запрет на распространение сведений включает предоставление этих данных СМИ и размещение в сети Интернет. Исключение составляют случаи, когда распространение информации вызвано служебными обязанностями или делается в соответствии с законом.

Основное содержание закона

Военнослужащие обладают особым статусом в любом государстве. Причины понятны: на них возложена миссия по защите страны, они могут обладать информацией, касающейся вопросов госбезопасности, обороны. В России военнослужащим посвящен специальный закон, принятый более 20 лет назад, — это Федеральный закон от 27 мая 1998 г №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». С изменениями на 2020 год документ опубликован на официальном портале нормативных актов, в справочных системах «Консультант Плюс» и «Гарант». Закон не раз подвергался правкам по объективным факторам: меняется ситуация в стране, положение Вооруженных сил, связанные с этим правоотношения.

Новая редакция появилась и у абзаца 5 пункта 2 статьи 16 закона №76-ФЗ после принятия парламентариями закона №230-ФЗ в июле 2015 года. Ранее действующая редакция этой части нормативного акта обязывала военнослужащих раз в год проходить комплексный медицинский осмотр. Современная версия обязывает контрактников проходить ежегодно химико-токсикологическую экспертизу.

Изменения в закон о статусе военнослужащих 2020 году

Также внесены изменения в статью 28-5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым дополнен перечень дисциплинарных проступков, по своему характеру являющимися грубыми. Важно Так, пункт 1 статьи 20 в новой редакции предоставляет право бесплатного проезда один раз в году призывникам и курсантам военных образовательных учреждений только в период основного (летнего) отпуска. Пункт 1.1 статьи 20 сохраняет за военнослужащими, проходящими службу в районах Крайнего Севера, право на бесплатный проезд к месту отпуска.

Увольнение и предоставление жилых помещений (20 апреля 2015)

Ознакомиться с действующей редакцией закона можно в любой момент на порталах правовой информации. Например, на портале “Консультант” данный федеральный закон находится в этом разделе. В тех случаях, когда закон будет меняться, изменения в его тексте появятся на портале в тот же день, когда они вступят в силу.

Первое и второе чтения прошли поправки в ФЗ “О статусе военнослужащих”

На пленарном заседании 17 сентября 2019 года депутаты поддержали принятие в первом и втором чтениях поправок в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.

Повторное обеспечение жильем. Исправление негативной правоприменительной практики

Рассмотрено два законопроекта о внесении изменений в статью 15 указанного Закона:

  • в части защиты жилищных интересов военнослужащих из военных династий (законопроект № 757088-7)
  • о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (законопроект № 628525-7)

Военнослужащие, на которых родители ранее получили жилье от государства, смогут получить собственное жилье

Поправки касаются тех, кто претендует на обеспечение жильем по-старому и не является участником НИС. Вместе с тем, в нашей практике известны случаи направления надзорным органом представлений об устранении нарушения закона в части того, что в реестр участников НИС неправомерно включены военнослужащие, обеспеченные государством жильем в составе семьи своих родителей.

Согласно пояснительной записке к законопроекту в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и по прошествии 5-летнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан (своих родителей).

Значительная часть военнослужащих являются потомственными военными, их родители обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей. Лишение таких военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учета положений статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военнослужащих, как право на жильё, и создаёт среди этой категории граждан социальную напряженность.

Законопроект призван раз и навсегда устранить правовую неопределенность и исключить возможность возникновения спорных ситуаций в будущем.

Отметим, что поправки не касаются военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жилыми помещениями. Таким военнослужащим жилье предоставляется единожды.

На кого будут распространяться поправки

Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует рассмотреть возможность распространения законопроекта (в случае его принятия) на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, поскольку судебная практика по этому вопросу крайне противоречива.

Заметим, что военнослужащий, претендующий на получение собственного жилья и члены его семьи не должны являться нанимателями либо собственниками жилых помещений, полученных от государства родителями, либо с момента ухудшения жилищных условий (отказа от доли или исключения из списка нанимателей) прошло не менее 5 лет.

Участие в НИС одного супруга не повлияет на обеспечение жильем другого супруга

Данное нововведение уже напрямую касается участников программы “Военная ипотека”.

Законопроект принимается во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года № 34-П. Напомним, что спор возник из-за ситуации, когда военнослужащего исключили из очереди на предоставление жилого помещения по той причине, что его супруга является участником НИС.

Поправки направлены на то, чтобы военнослужащие, обеспечиваемые жильем по избранному месту жительства, в т.ч. жилищной субсидией, во-первых не лишились такого права из-за наличия супруги или супруга, состоящих в НИС, а во-вторых получили метры или средства для их приобретения с учетом члена семьи, состоящего в реестре на военную ипотеку.

О том, что положено и что не положено участнику НИС, вы можете узнать из нашей базы знаний (изображение кликабельно):

Ссылка на основную публикацию