Глава IV. Ответственность перевозчика
Автомобильные грузоперевозки
Доставка грузов автомобильным транспортом
в любую точку России и континента.
Статья 17
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.
Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
Перевозчик не может ссылаться для сложения с себя ответственности ни на дефекты транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, ни на вину лица, у которого был взят в аренду автомобиль, или агентов последнего.
С учётом пунктов 2 и 5 статьи 18 перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:
a) с использованием открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено и указано в накладной;
b) с отсутствием или повреждением упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их;
c) с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;
d) с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;
e) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
f) с перевозкой животных.
В тех случаях, когда согласно настоящей статье перевозчик не несет ответственности за некоторые обстоятельства, вызвавшие ущерб, лежащая на нем ответственность ограничивается лишь той мерой, в какой он отвечает согласно настоящей статье за обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба.
Статья 18
На перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 17.
Если перевозчик докажет, что при создавшихся обстоятельствах потеря груза или его повреждение могли явиться следствием одного или нескольких особых рисков, указанных в пункте 4 статьи 17, допускается презумпция, что таковые произошли вследствие этого. Правомочное лицо может, однако, доказывать, что частичный или полный ущерб не явился следствием одного из этих рисков.
Указанная выше презумпция не допускается в случае, предусмотренном в пункте 4 a) статьи 17, если убыль превышает нормально допустимую или при потере грузового места.
Если перевозка производится посредством транспортного средства, оборудованного так, чтобы груз не подвергался влиянию тепла, холода, изменений температуры или влажности воздуха, перевозчик может ссылаться на пункт 4 d) статьи 17 лишь в том случае, если докажет, что все меры, которые он обязан был принять, учитывая обстоятельства, были им приняты в отношении выбора, содержания и использования вышеупомянутых установок и что он руководствовался данными ему специальными инструкциями.
Перевозчик может ссылаться в свою пользу на пункт 4 f) статьи 17 только в том случае, если докажет, что все меры, которые он был обязан принять, учитывая обстоятельства, были им приняты и что он придерживался специальных инструкций, которые могли быть ему даны.
Статья 19
- Признается, что имела место просрочка, если груз не был доставлен в оговоренный срок или, при отсутствии оговоренного срока, если с учётом обстоятельств, в которых перевозка производилась, а в частности, при частичной погрузке, с учётом времени, необходимого для составления полной партии в нормальных условиях, фактическая продолжительность перевозки превышает время, необходимое при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком.
Статья 20
Правомочное по договору лицо может без представления иных доказательств считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного срока или, когда такового не было, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком.
Правомочное по договору лицо может при получении им возмещения за утраченный груз просить в письменной форме о его немедленном возвращении в том случае, если груз будет найден в течение года, следующего за уплатой возмещения. Принятие к сведению такого его требования должно быть подтверждено письменно.
В течение тридцати дней после получения извещения о том, что груз найден, правомочное по договору лицо может требовать, чтобы груз был ему сдан по уплате долговых обязательств, вытекающих из накладной, а также возвращении полученного им возмещения за вычетом возможных понесенных расходов, включенных в возмещенную сумму, и с оговоркой о сохранении всех прав на возмещение за опоздание с доставкой, предусмотренных в статье 23 и, если к тому имеются основания, в статье 26.
За отсутствием либо просьбы, указанной выше в пункте 2, либо инструкций, данных в тридцатидневный срок, предусмотренный в пункте 3, или же в случае, если груз был найден только по прошествии года со дня уплаты возмещения за его потерю, перевозчик может распоряжаться найденным грузом, соблюдая требования закона в месте нахождения груза.
Статья 21
- Если груз сдан получателю без взыскания наложенного на груз платежа, который должен был быть взыскан перевозчиком согласно условиям договора перевозки, перевозчик обязан выплатить отправителю компенсацию в сумме, не превышающей суммы такого наложенного платежа, без ущерба для своего права предъявить иск к получателю.
Статья 22
Если отправитель передает перевозчику опасные грузы, он должен ему указать точно характер представляемой этими грузами опасности, а также, если нужно, указать необходимые предосторожности, которые следует предпринять. Если эти указания не внесены в накладную, отправитель или получатель должен всяким иным путем доказать, что перевозчик был осведомлен в деталях о характере опасности, которую представляет перевозка упомянутых грузов.
Опасные грузы, о характере которых перевозчик не был осведомлен с соблюдением условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть в любой момент и в любом месте выгружены, уничтожены или обезврежены перевозчиком без всякого возмещения убытков за них; отправитель является, кроме того, ответственным за все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов для перевозки или их перевозкой.
Статья 23
Когда согласно постановлениям настоящей Конвенции перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.
Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.
Размер возмещения не может, однако, превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.
В случае просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку.
Более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика только в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была сделана декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза при доставке.
Статья 24
- Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.
Статья 25
В случае повреждения груза перевозчик оплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по стоимости груза, установленной в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 4 статьи 23.
Размер возмещения не может, однако, превышать:
a) в случае, если вследствие повреждения обесцениванию подвергся весь перевозимый груз, – суммы возмещения, которая причиталась бы при потере всего груза;
b) в случае, если вследствие повреждения обесцениванию подверглась лишь Часть перевозимого груза, – суммы, которая причиталась бы при потере той части груза, которая оказалась обесцененной.
Статья 26
Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.
В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.
Статья 27
Правомочное по договору лицо может потребовать уплаты процентов на сумму, подлежащую возмещению. Проценты эти исчисляются из расчета пяти процентов годовых со дня передачи перевозчику письменной рекламации или же, если таковой не последовало, со дня подачи иска.
В том случае, когда данные, служащие для исчисления подлежащей возмещению суммы, не выражены в валюте государства, в котором предъявлено требование о возмещении, пересчет в эту валюту производится по текущему курсу дня на месте выплаты возмещения.
Статья 28
В тех случаях, когда согласно применяемому закону в связи с потерей, повреждением или просрочкой в доставке, происшедшими при выполнении подпадающей под настоящую Конвенцию перевозки, может быть предъявлено внедоговорное требование, перевозчик может сослаться на положения настоящей Конвенции, исключающие его ответственность или определяющие или ограничивающие подлежащие уплате возмещения.
Когда встает вопрос о внедоговорной ответственности за потерю, повреждение или просрочку в доставке одного из лиц, за которых перевозчик отвечает согласно требованиям статьи 3, это лицо может также сослаться на положения настоящей Конвенции, исключающие ответственность перевозчика или определяющие или ограничивающие подлежащие уплате возмещения.
Статья 29
Перевозчик не вправе ссылаться на положения настоящей главы, которые или ограничивают его ответственность или переносят бремя доказательства на другую сторону, если ущерб был вызван его злоумышленным поступком или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
То же замечание относится и к тем случаям, когда ущерб был вызван злоумышленным поступком или виной агентов перевозчика или других лиц, к услугам которых перевозчик прибегает для выполнения перевозки, в момент выполнения этими агентами или другими лицами возложенных на них обязанностей. В таком случае эти агенты или другие лица также не вправе ссылаться на указанные в пункте 1 положения настоящей главы, поскольку дело касается их личной ответственности.
- Глава I. Область применения Конвенции
- Глава II. Лица, за которых несёт ответственность перевозчик
- Глава III. Заключение и исполнение Договора перевозки
- Глава IV. Ответственность перевозчика
- Глава V. Рекламации и иски
- Глава VI. Положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками
- Глава VII. Недействительность условий Контракта, противоречащих настоящей Конвенции
- Глава VIII. Заключительные положения
- Государства – участников КДПГ
Договор на перевозку груза
Многолетний опыт работы позволяет предложить нашим клиентам оптимальный вариант Договора на перевозку груза. Наш Договор на транспортно-экспедиторские услуги полностью соответствует требованиям российского транспортного и таможенного законодательства, всех международных Соглашений и Конвенций, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, как перевозчика и экспедитора с клиентом (отправителем груза), связанные с организацией перевозок и экспедированием грузов в международном сообщении.
Используя нашу форму договора с приложениями, вы сэкономите время на подготовительном этапе, при оформлении Заявки на перевозку груза.
Договор на поставку товара
Предоставляя услуги в сфере организации ВЭД, технического экспорта или импорта, наша компания предлагает стандартный внешнеторговый контракт на экспорт российских товаров за рубеж или – импорт зарубежной продукции для российских предприятий.
Наш Договор полностью соответствует российскому таможенному законодательству, всем международным правилам и торговым соглашениям, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, предоставляющей услуги Аутсорсинга ВЭД с клиентом (российской компанией – экспортёром или импортёром), связанные с юридическим обеспечением внешнеторгового контракта, таможенным оформлением грузов, транспортным и логистическим обеспечением доставки груза.
Ответственность по договору международной перевозки груза
Общие положения об ответственности по договору международной перевозки, сформулированные в транспортных конвенциях и соглашениях, заключаются в следующем: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договорных обязательств они несут установленную ответственность. Эта формулировка содержит, по сути, указание на основание ответственности, однако следует оговориться, что дана она в самом общем виде.
Основания ответственности
В международных транспортных конвенциях и соглашениях нет системного изложения перечней случаев, при которых наступает ответственность сторон. Тем не менее, исходя из участвующих в договоре перевозки сторон, можно выделить следующие две группы оснований ответственности: нарушения договорных обязательств отправителем груза и нарушения договорных обязательств перевозчиком. Рассмотрим каждую группу.
К нарушениям, допускаемым отправителем груза, относятся прежде всего те, которые связаны с неправильным оформлением транспортных документов, несоблюдением требований, предъявляемых к упаковке грузов, повреждением транспортных средств. Практически все международные правовые источники, регулирующие перевозки грузов, указывают на неточность или недостаточность сведений о грузе, повлекшие убытки перевозчика, как на основание ответственности отправителя. Наиболее полный перечень данных о грузе, неполнота или искажение которых влечет ответственность отправителя, дается в КДПГ.
Вместе с тем СМГС дополнительно указывает на такое основание ответственности отправителя, как внесение необходимых сведений не в ту графу накладной (§ 1 ст. 12).
Иной подход в определении нарушений обязательств отправителя обнаруживается в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. В этом международном правовом источнике отсутствует конкретизация нарушений обязательств. Смысл общей формулировки, данной в ст. 12 Конвенции, сводится к тому, что отправитель несет ответственность за виновное причинение им ущерба, понесенного перевозчиком. По сути, она воспроизводит положение, закрепленное в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. в следующей редакции: “Отправитель не отвечает за понесенные перевозчиком или судном потери, убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом любой причины, если при этом не имели место действия, вина или небрежность отправителя”. Отдельно указывается на ответственность отправителя за повреждение судна, происшедшее по его вине.
Вторую группу оснований ответственности по договору международной перевозки груза, связанную с нарушениями обязательств перевозчика, представляют неправильное использование транспортных документов, неисполнение распоряжений отправителя относительно груза, несохранность перевозимого груза, несвоевременная его доставка в пункт назначения.
Ответственность перевозчика за последствия потери или неправильное использование документов, прилагаемых к накладной, установлена только КДПГ. На нем не лежит обязанность по проверке правильности и полноты этих документов, но, получив их от отправителя, перевозчик должен использовать документы строго по назначению и обеспечить полную сохранность. Дело в том, что отсутствие какого-либо из транспортных документов означает невозможность осуществления перевозки груза.
В этой же Конвенции указано еще одно основание ответственности перевозчика – это неисполнение инструкций отправителя относительно изменения условий договора перевозки груза. Как уже отмечалось, отправитель имеет право распоряжаться грузом в процессе перевозки, в частности требовать от перевозчика перерыва перевозки, изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачу груза не тому получателю, который указан в накладной. Такие требования отправителя являются обязательными для перевозчика. Если последний не может их выполнить по причинам, указанным в Конвенции, он должен сообщить об этом отправителю.
Во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих грузовые перевозки, закреплено такое наиболее распространенное на практике нарушение перевозчиком обязательства, как несохранность груза. Разновидностями этого основания ответственности является потеря груза, а также его повреждение.
КДПГ конкретизирует понятие “потеря груза”, выделяя полную и частичную его потерю. В Варшавской конвенции 1929 г. указывается еще одна форма несохранности груза – это его уничтожение (п. 1 ст. 18).
Наиболее полный перечень разновидностей несохранности груза дается в СМГС. Среди них полная и частичная утрата, недостача массы, повреждение, порча груза. Наряду с несохранностью груза Соглашение называет и такое основание ответственности перевозчика, как снижение качества груза.
Следующим основанием ответственности перевозчика по договору международной перевозки груза является просрочка его доставки в пункт назначения. Этому основанию в литературе дается неоднозначная оценка. Встречаются высказывания, отрицающие ответственность перевозчика за нарушение сроков перевозки. Так, О. Н. Садиков утверждает, что ответственность транспортной организации при несоблюдении сроков перевозки в международном сообщении не наступает. Это мнение не соответствует положениям конвенций и соглашений, регулирующих перевозки грузов различными видами транспорта.
Прямое указание о возложении на перевозчика ответственности за просрочку доставки груза содержится в (п. 1 ст. 17 КДПГ). Также этот вопрос урегулирован в СМГС (§ 3 ст. 23).
Несколько иной подход в решении данной проблемы обнаруживается в Варшавской конвенции 1929 г. В соответствии со ст. 19 данной Конвенции перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров. Аналогичное положение закреплено в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. В и. 1 ст. 5 указывается, что перевозчик несет ответственность за ущерб, являющийся результатом задержки в сдаче груза. Помимо приведенных общих положений, в отдельных международных правовых источниках определены размеры санкций за нарушение сроков перевозки груза. Так, КДПГ содержит ограничение возмещения, которое не может превышать платы за перевозку (п. 5 ст. 23). В Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. указывается, что ответственность перевозчика за задержку сдачи груза ограничивается суммой, в 2,5 раза кратной фрахту, подлежащему уплате за задержанный сдачей груз, но не превышающей размеры фрахта, подлежащего уплате на основании договора морской перевозки (подп. “в” п. 1 ст. 6) .
Условия ответственности. Для решения вопроса об ответственности перевозчика недостаточно конкретного основания, необходимы еще и соответствующие условия. В работах, посвященных международным перевозкам, отмечается, что большинство международных правовых источников возлагают ответственность на перевозчика только при наличии его вины. В подтверждение этого мнения приводятся положения ряда конвенций и соглашений, содержащих перечень случаев освобождения перевозчика от ответственности. Наиболее сжатый их перечень дается в Варшавской конвенции 1929 г. Этот источник закрепил, по сути, концептуальное положение, продублированное впоследствии в той или иной редакции другими транспортными конвенциями и соглашениями, согласно которому перевозчик не несет ответственности, если докажет, что, во-первых, им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда или, во-вторых, такие меры невозможно было принять.
Большинство же конвенций и соглашений включают помимо указанного положения развернутый перечень случаев освобождения перевозчика от ответственности при причинении вреда. Наиболее типичными среди них являются следующие:
- – вина второй стороны договора (отправителя, получателя);
- – ненадлежащее качество груза, тары и упаковки;
- – убыль массы груза вследствие его особых свойств;
- – акты органа государственной власти;
- – действие непреодолимой силы;
- – военные действия.
Данный перечень содержится в КДПГ, а также в Монреальской конвенции 1999 г.
В дополнение к типовому перечню случаев освобождения перевозчиков от ответственности Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. включает также такие как:
- 1) спасение или попытка спасения жизней либо имущества на море;
- 2) риски, опасности или случайности на море или в других судоходных водах;
- 3) арест или задержание властями судна;
- 4) карантинные ограничения;
- 5) пожар, возникший не по вине перевозчика.
Дополнительные случаи освобождения перевозчика от ответственности содержатся и в СМГС:
- – перевозка груза на открытом подвижном составе, повлекшая несохранность груза, его порчу или снижение качества;
- – сдача к перевозке предметов, не допускаемых к ней, под неправильным, неточным или неполным наименованием;
- – неисполнение или ненадлежащее исполнение отправителем, получателем таможенных и других административных правил.
Опираясь на приведенные перечни оснований освобождения перевозчика от ответственности, некоторые конвенции и соглашения увязывают ответственность перевозчика с категорией его вины (например, п. 7 ст. 5 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.). Такой подход вызывает неоднозначную оценку юристов. В частности, на страницах юридической печати встречаются утверждения о том, что перевозчик несет ответственность независимо от вины. По мнению некоторых авторов, перечисленные в международных конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных источниках случаи освобождения перевозчика от ответственности как раз об этом и свидетельствуют. В подтверждение справедливости такого мнения следует указать, что в некоторых международных источниках, например в Монреальском протоколе № 4 1975 г. об изменении Варшавской конвенции 1929 г. предусмотрена ответственность воздушного перевозчика независимо от его вины.
Любопытен закрепленный в этом Протоколе перечень случаев, при наличии которых перевозчик не несет ответственности, – дефект груза, неправильная упаковка, акт органа государственной власти. По сути, это перечень типичных случаев, освобождающих перевозчика от ответственности, которые закреплены в конвенциях и соглашениях, рассматривающих их, как уже отмечалось, в качестве признаков, указывающих на виновный характер ответственности перевозчика.
Впрочем, как справедливо отмечает О. Н. Садиков, в практическом плане различие между ответственностью за вину и объективной ответственностью, т.е. ответственностью независимо от вины, “не является ныне значительным”. По его мнению, в современных условиях “быстрого роста технического прогресса и развития средств безопасности к действиям транспортных организаций предъявляются достаточно строгие требования. Тем самым случайные обстоятельства, которые могли бы освобождать транспорт от ответственности перед клиентурой, становятся редким явлением”.
Рамки ответственности перевозчика. При решении вопроса об ответственности перевозчика нельзя обойти стороной проблему временно́го параметра, в течение которого перевозчик несет ответственность. Другими словами, важно определить, с какого момента перевозочного процесса при наличии оснований и условий начинается его ответственность и каким моментом она прекращается. В конвенциях и соглашениях рамки ответственности перевозчика установлены с учетом особенностей видов транспорта. Так, КДПГ закрепила положение, согласно которому перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей (п. 2 ст. 17). Такие же временные рамки установлены СМГС (§ 1 ст. 23).
Для воздушных перевозок срок ответственности перевозчика определяется по-другому. В соответствии с Монреальской конвенцией 1999 г. перевозчик несет ответственность за причинение вреда при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки. Это время охватывает период, в течение которого груз находится под охраной перевозчика.
Близко к данной трактовке рамок ответственности перевозчика их определение в Конвенции ООП о морской перевозке грузов 1978 г. Статья 4 Конвенции закрепляет положение, согласно которому ответственность перевозчика за груз охватывает период, в течение которого груз находится в ведении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгрузки.
Пределы ответственности
Важное практическое значение имеет определение пределов ответственности перевозчика, т.е. вопрос о максимуме возмещения вреда, причиненного грузовладельцу. Единообразия в регулировании этого вопроса нет. В частности, КДПГ устанавливает предел возмещения в 25 франков за 1 кг недостающего веса брутто.
СМГС не фиксирует предельной суммы возмещения, а закрепляет положение, согласно которому его размер определяется на основании стоимости груза либо в сумме объявленной ценности (§1,2 ст. 25). В отношении домашних вещей, перевозимых с отметкой в накладной “без объявления ценности”, железная дорога выплачивает возмещение из расчета б швейцарских франков за 1 кг массы утраченного груза.
Что касается конвенций, регулирующих перевозки грузов воздушным и морским транспортом, то их анализ свидетельствует, во-первых, о тенденции роста пределов ответственности перевозчика, а во-вторых, об отказе от фиксации пределов ответственности суммами, начисляемыми франками, и переходе на так называемые специальные права заимствования – расчетные единицы Международного валютного фонда. Оперирование ими позволяет учитывать колебания курсов валют и процесс инфляции.
Так, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. при перевозке товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за 1 кг. А уже в Монреальской конвенции 1999 г. такая сумма определяется исходя из расчета 17 СДР за 1 кг веса груза.
При перевозках на морском транспорте пределы ответственности перевозчика также исчисляются в СДР. Например, Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. установила этот предел в 666,67 СДР за место либо 2 СДР за 1 кг веса. Более поздний международный правовой источник – Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. – повысил предел ответственности перевозчика соответственно до 835 СДР за место и 2,5 СДР за 1 кг веса.
Ответственность перевозчика по международным конвенциям
Далеко не каждый логист в своей практической деятельности уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. Например, несоблюдение сроков доставки груза или его повреждение могут привести как к материальным, так и к нематериальным потерям. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика и в каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Ответы на эти и другие важные вопросы, касающиеся ответственности перевозчика, вы найдете в данной статье.
При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Рассмотрим каждый из этих случаев.
Повреждение (порча), утрата перевозимого груза
При повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза. Как правило, указанное понижение стоимости соответствует стоимости ремонта поврежденного груза.
При утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей части. В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки.
В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза: полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении).
Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит. Однако необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими конвенциями.
Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.
Морские перевозки | Ответственность перевозчика за несохранность груза предусмотрена в размере стоимости груза, но не более 2 СДР* за 1 кг веса брутто (п. 5а ст. 4 Правил Гаага-Висби**). |
---|---|
Авиаперевозки | Ответственность перевозчика ограничивается суммой в размере 250 французских золотых франков (примерно $20) на 1 кг (Варшавская конвенция, 1929 г.) либо 17 СДР за 1 кг веса брутто (Монреальская конвенция). |
Железнодорожные перевозки | Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) ограничений по размеру ответственности перевозчика не предусматривает. Предельный размер ответственности европейских железных дорог (узкая железнодорожная колея) за несохранность грузов составляет 17 СДР за 1 кг согласно Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ). |
Автоперевозки | Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19.05.1956 (далее – КДПГ), ограничена: она не может превышать 8,33 СДР за 1 кг веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ). |
$1,5–1,6).
**Основной международный свод правил, определяющих объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.
Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке вашего груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на авто- и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной – оборотную).
ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Смоленск. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 10 ноутбуков общей стоимостью 7800 евро и весом брутто 23 кг. По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 315 803,28 руб. (7800 евро х 40,4876 руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 8955,05 руб. (23 кг х 8,33 х 46,7407 руб.).
Из указанного выше правила есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или произошел по вине, которая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль – Москва. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17 600 евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 712 581,76 руб. (17 600 евро х 40,4876 руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 14 016,60 руб. (36 кг х 8,33 х 46,7407 руб.). ООО «Б» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в арбитражный суд. В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы следственных органов и т. п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.
Несоблюдение срока доставки груза
На практике возможны два варианта несоблюдения срока доставки груза: перевозчик возмещает убытки грузовладельца в связи с просрочкой доставки груза, но в размере не более фрахта перевозчика (данное ограничение установлено транспортными конвенциями); перевозчик оплачивает неустойку в размере, прописанном в договоре. Ограничений нет, если только в договоре не указано иное, например, что неустойка за несоблюдение срока доставки не может превышать фрахт перевозчика.
Если несохранность груза либо просрочка его доставки вызваны ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик на соответствующем виде транспорта.
Наши рекомендации
Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогих и/ или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз совершайте простое арифметическое действие: вес брутто вашего груза умножайте приблизительно на $13. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате вашего груза. Если рассчитанная сумма максимального возмещения со стороны перевозчика значительно меньше реальной стоимости груза, то советуем дополнительно застраховать груз.
Ограниченная ответственность перевозчика в практике международных перевозок
На практике далеко не каждый уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика? В каком случае возмещение по закону может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Это те вопросы, ответ на которые должен знать каждый специалист по внешнеэкономической деятельности.
Повреждение (порча), утрата перевозимого груза
Все чаще приходится сталкиваться с мнением грузовладельцев, что транспортная компания в случае утраты или повреждения груза должна полностью возместить им все понесенные убытки. Между тем перевозка грузов осуществляется на основе договора, национального транспортного законодательства и международных транспортных конвенций. Ответственность, принимаемая на себя транспортными компаниями, четко определена и ограничена международными конвенциями. Обоснование очевидно: перевозчик, получая лишь фрахт, привязанный к тонно-километрам (количеству TEUs или паллето-местам), не может в полном размере отвечать за имущественные риски грузовладельца, так как характер перевозимых грузов и размер их стоимости могут в разы отличаться.
При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Размер возмещения при повреждении (порче), утрате перевозимого груза равен:
- при утрате всего груза или его части — документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей его части;
- при повреждении (порче) груза — сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — сумме в размере стоимости груза.
В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки (т.е. без учета торговых надбавок и предполагаемой прибыли покупателя товара). А указанное понижение стоимости, как правило, соответствует стоимости ремонта поврежденного груза. В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза, полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении). Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит.
Ответственность перевозчика ограничена международными конвенциями
Необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т.е. размер его ответственности лимитируется соответствующими международными конвенциями. Например, в международных автомобильных перевозках согласно п. 1 ст. 17 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. При этом перевозчик несет ответственность за груз в размере его стоимости, однако сумма возмещения не может превышать 8,33 SDR (Special Drawing Rights) за килограмм (кг) недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ), что составляет примерно 11,35 дол. США.
SDR — специальные права заимствования, платежное средство Международного валютного фонда. Курс SDR публикуется ежедневно центральными банками многих стран. Курс SDR, установленный Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 03.02.2017, — 2,6366 (1 SDR = 1,36 дол. США).
Например, ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава (Польша) — Минск (Беларусь). На месте разгрузки грузополучателем ООО «Н» была выявлена недостача 9 ноутбуков общей стоимостью 8300 евро и весом брутто 21 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на 04.02.2017 (на дату заявления претензии) 1 SDR составил 2,6366 бел.руб. ООО «Н» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 17326,25 бел.руб. (8300 евро x 2,0875 бел.руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 461,22 бел.руб. (21 кг x 8,33 x 2,6366 бел.руб.). Страхование груза не осуществлялось.
Необходимо учитывать легальное ограничение ответственности перевозчика, установленное п. 3 ст. 23 КДПГ, и риски, которые могут подстерегать грузовладельца (собственника груза) при перевозке дорогих и / или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз необходимо совершать простое арифметическое действие: вес брутто груза умножать на
=11,35 дол. США. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий — при полной утрате груза.
Ответственность перевозчика ограничена и в международных воздушных перевозках. Так, согласно Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве от 12.10.1929) (далее — Варшавская конвенция) и Монреальскому протоколу 1975 г. авиаперевозчики всегда ограничивают ответственность за сохранность груза (предел ответственности — 19 SDR (25,9 дол. США/кг)). Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.
Таблица. Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта
Вид транспорта | Международная конвенция | Предел ответственности перевозчика |
Автомобильный | КДПГ | 8,33 SDR за кг веса брутто |
Железнодорожный | Конвенция о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ) | 17 SDR за кг веса брутто |
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 01.11.1951) | Сумма, соответствующая понижению стоимости груза | |
Воздушный | Варшавская конвенция и Монреальский протокол 1975 г. | 19 SDR за кг веса брутто |
Морской | Конвенция Организации Объединенных Наций «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) | 835 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто |
Осуществляется расчет обеих сумм, большая из двух сумм определяет предел ответственности перевозчика.
Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на CMR-накладной и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной — оборотную).
Случаи освобождения от ответственности
Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение произошли по вине правомочного по договору лица вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ). В силу п. 1 ст. 18 КДПГ на перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17 КДПГ. Перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или вины лица, у которого был взят в аренду автомобиль.
Лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению
Из указанных ограничений ответственности перевозчика есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью или если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
Например, ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль (Франция) — Минск (Беларусь). На месте разгрузки грузополучателем ООО «Т» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17,6 тысяч евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заявления претензии 1 SDR составил 2,6366 бел.руб. ООО «Т» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 36740 бел.руб. (17,6 тысяч евро x 2,0875 бел.руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 790,66 бел.руб. (36 кг x 8,33 x 2,6366 бел.руб.). ООО «Т» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в суд.
В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы органов предварительного следствия и т.п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.
Минимизация рисков при международной автомобильной перевозке
При международной автомобильной перевозке существует возможность увеличить предел ответственности транспортного агента за груз по согласованию с ним. Для этого необходимо вписать в графу 13 «Объявленная стоимость груза» CMR-накладной стоимость груза. Данное условие выполняется при условии выплаты перевозчику установленной по обоюдному соглашению надбавки к стоимости перевозки. При этом важно при заполнении заказа на перевозку груза в графе, где указывается стоимость перевозки, выделить данную надбавку отдельной суммой с указанием на то, что данная сумма уплачена с целью повышения пределов ответственности перевозчика за груз. В таком случае осуществляется перевозка с объявленной стоимостью согласно ст. 26 КДПГ. Однако наилучший способ минимизировать возможные риски и избежать возможных конфликтов — позаботиться о страховании перевозимого груза (страхование карго).
Ограниченная ответственность перевозчика в международных перевозках
РАЗДЕЛ II. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАХОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ» ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-26 81 04 «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ» (ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Ограниченная ответственность перевозчика в международных перевозках
На практике далеко не каждый уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика? В каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Это те вопросы, ответ на которые должен знать каждый логист.
Все чаще приходится сталкиваться с мнением грузовладельцев, что транспортная компания в случае утраты или повреждения груза должна полностью возместить им все понесенные убытки. Между тем, перевозка грузов осуществляется на основе договора, национального транспортного законодательства и международных транспортных конвенций. Ответственность, принимаемая на себя транспортными компаниями, четко определена и ограничена международными конвенциями. Обоснование очевидно: перевозчик, получая лишь фрахт, привязанный к тонно-километрам (количеству TEUs или паллето-местам), не может в полном размере отвечать за имущественные риски грузовладельца, так как характер перевозимых грузов и размер их стоимости могут в разы отличаться.
При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Повреждение (порча), утрата перевозимого груза происходит:
-при утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей его части;
-при повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза.
В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки (т. е. без учета торговых надбавок и предполагаемой прибыли покупателя товара). А указанное понижение стоимости как правило, соответствует стоимости ремонта поврежденного груза. В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза, полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении). Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит.
Необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими международными конвенциями. Например, в международных автомобильных перевозках, согласно п. 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее – КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку в доставке. При этом перевозчик несет ответственность за груз в размере его стоимости, однако сумма возмещения не может превышать 8,33 SDR (SpecialDrawingRights) [1] за кг недостающего веса брутто(п. 3 ст. 23 КДПГ), что составляет примерно 11,35 долл.
Например, ООО «Автостар» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Минск. На месте разгрузки грузополучателем ООО «Ноутсистемс» была выявлена недостача 9 ноутбуков общей стоимостью 8 300 евро и весом брутто 21 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заявления претензии, 1 SDR составил 2,6366 бел. руб. ООО «Ноутсистемс» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 17 326,25 бел. руб. (8 300 евро × 2,0875 бел. руб. по курсу Национального банка). ООО «Автостар» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 461,22 бел. руб. (21 кг × 8,33 × 2,6366 бел. руб.). Страхование груза не осуществлялось.
Необходимо учитывать легальное ограничение ответственности перевозчика, установленное п. 3 ст. 23 КДПГ и риски, которые могут подстерегать грузовладельца (собственника груза) при перевозке дорогих и/или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всяких раз необходимо совершать простое арифметическое действие: все брутто груза умножать на ≈ 11,35 долл. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате груза.
Ответственность перевозчика ограничена и в международных воздушных перевозках. Так, согласно Варшавской конвенцией «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. авиаперевозчики несут ограниченную ответственность за сохранность груза – предел ответственности
20 долл. Согласно Монреальского протокола 1975 г. (вступил в силу в 1999 г.)– 17 SDR (23,5 долл./кг). Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице 2.1.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10347 – | 7640 –
или читать все.
194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Предел ответственности перевозчика по договору международной перевозки грузов
Вы здесь
Предел ответственности перевозчика по договору международной перевозки грузов
Положение перевозчиков, занимающихся автомобильными перевозками, сегодня во многом обусловлено тем, что они не являются монополистами в своей сфере, и потому владельцам груза гораздо проще диктовать свои условия, в том числе по размерам ответственности за ненадлежащее исполнение договора перевозки.
Основным нормативным актом, который регулирует отношения при международных автоперевозках, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее – Конвенция, КДПГ). СССР ратифицировал ее в 1983-м, и Российская Федерация – участница Конвенции, как правопреемница СССР.
Необходимо отметить, что Конвенция применяется ко всем договорам перевозки грузов автомобилем, согласно которым место погрузки груза и место его доставки находятся на территории различных стран, из которых хотя бы одна является участницей КДПГ. То есть возможна ситуация, в которой и отправитель груза, и перевозчик – российские лица, но перевозка должна быть осуществлена за пределы территории РФ. В этом случае на их отношения распространяется действие международной Конвенции, а российское законодательство применяется субсидиарно и только в той части, которая не противоречит Конвенции.
Согласно ст. 17 Конвенции “перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке”. Иные виды нарушений, такие как неподача, несвоевременная подача автотранспорта, в Конвенции не указаны.
Отсюда возникает вопрос, вправе ли стороны устанавливать ответственность за данные нарушения в договоре международной перевозки грузов? Ни Конвенция, ни российское законодательство прямого ответа не дают.
Однако, исходя из того, что при рассмотрении спора между двумя российскими лицами суд будет руководствоваться не только Конвенцией, но и российским законодательством (ГК РФ и УАТ РСФСР), а в последнем предусмотрены санкции как за утрату, повреждение груза или просрочку в доставке, так и за другие виды неисполнения обязательств по договору, санкции могут быть взысканы с перевозчика, но только в тех пределах, которые установлены КДПГ.
Пределы ответственности перевозчика предусмотрены ст. 23 Конвенции. Согласно статье размер ущерба, который перевозчик должен возместить при полной или частичной потере груза, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке, которая определяется на основе биржевых котировок или текущей рыночной цены.
Данное положение значительно отличается от ГК РФ, согласно которому стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки (купли-продажи).
Отсюда следует, что при заявлении требований о возмещении ущерба, вызванного полной или частичной потерей груза, отправитель по договору международной перевозки должен будет доказать, что размер требуемого возмещения соответствует рыночной стоимости груза, существовавшей в месте и во время его принятия к перевозке. При этом счет продавца, или инвойс, равно как и указание стоимости груза в транспортной накладной, не являются достаточными доказательствами действительной стоимости груза.
Суд может принимать их во внимание, но не вправе основывать свое решение исключительно на них.
На практике, однако, все выглядит несколько иначе. По гражданско-правовым спорам не разработан четкий механизм определения рыночной цены товара. И судам, и участникам процесса известно, что рыночная цена складывается при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых условиях. Но эти экономические категории используются на практике крайне редко. Чаще суды ссылаются именно на те цены, которые указаны в счетах (инвойсах) отправителей и на которые имеется ссылка в накладной.
Так, например, по одному из дел, рассмотренному арбитражным судом города Москвы, и первая, и апелляционная инстанции при определении стоимости груза основывались на цене, согласованной продавцом и покупателем в контракте купли-продажи, и, исходя из этой цены, сделали вывод о размере ущерба в результате потери груза.
ФАС Московского округа отменил оба решения и указал, что во внимание должен быть принят счет (инвойс), на который есть ссылка в накладной – CMR и в котором указана иная цена, чем в контракте купли-продажи.
С другой стороны, тот же ФАС Московского округа по делу, рассмотренному уже в 2001 году, не принял в качестве доказательств, подтверждающих стоимость утраченного груза ни инвойс грузоотправителя, ни счет, приложенный к товарно-транспортной накладной.
Суд указал, что Конвенцией иначе, чем ГК РФ, определяется размер возмещения, которое должен выплатить международный перевозчик. Согласно ч. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Следовательно, необходимо руководствоваться подп. 1, 2 КДПГ.
В любом случае размер возмещения, выплачиваемого перевозчиком, не может превышать 25 золотых франков за килограмм недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ) + платы за перевозку, таможенных сборов и пошлин, а также прочих расходов, связанных с перевозкой груза: полностью – в случае потери (обесценивания в результате повреждения) всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, – при частичной потере или обесценивании части поврежденного груза (п. 4 ст. 23 КДПГ).
Иные убытки возмещению не подлежат. Под иными убытками, в частности, понимаются косвенные убытки отправителя груза, возникшие в результате снижения цены перевозимого товара или понесенных перед покупателем санкций за недопоставку товаров. Таков максимальный предел ответственности перевозчика в случае повреждения или утраты груза.
Протоколом к КДПГ от 5 июля 1978 г. размер возмещения, установленный п. 3 ст. 23 Конвенции, был изменен и составляет сегодня 8,33 единицы специальных прав заимствования (СДР) за килограмм недостающего веса брутто.
СДР существует с 1974 года, в 1981-1999 гг. формировалась на основе корзины, состоящей из пяти валют, а с 1999 года корзина состоит из четырех валют (доллар США, фунт стерлингов, японская иена и евро). Курс СДР рассчитывается ежедневно как средневзвешенная величина от рыночной стоимости этих валют и публикуется агентством Рейтер.
Россия – член МВФ, и курс СДР определяется ЦБ РФ. Тем не менее, Российская Федерация не присоединилась к данному Протоколу, и формально предельный размер возмещения должен определяться, исходя из пересчета золотых франков в рубли, несмотря на то что такой механизм сегодня в нашей стране отсутствует. В связи с этим наши арбитражные суды часто применяют Конвенцию в редакции Протокола 1978 года, хотя встречаются и противоположные позиции по этому поводу.
В случае просрочки в доставке груза перевозчик несет ответственность только тогда, когда полномочное по договору лицо (контрагент по договору перевозки) докажет, что данной просрочкой был нанесен какой-либо ущерб, при этом размер ущерба должен быть документально доказан.
Перевозчик возмещает причиненный ущерб, но не более суммы провозной платы – это максимальный предел ответственности перевозчика при просрочке в доставке груза.
Конвенция не запрещает устанавливать в договоре международной перевозки неустойку в виде штрафа или пени за просрочку доставки, однако общая сумма неустойки также не может превышать плату за перевозку и не должна быть больше причиненного и доказанного ущерба. При этом взыскать возмещение за просрочку можно только тогда, когда в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение получателя была сделана письменная оговорка.
Если оговорка не сделана и срок для нее пропущен, перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке (ст. 30 КДПГ).
Установленный предел ответственности перевозчика за утрату, повреждение или просрочку в доставке груза может быть повышен только в двух случаях:
1) если отправитель, при условии уплаты надбавки к провозным платежам, задекларировал в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в п. 3 ст. 23 КДПГ.
Такая объявленная стоимость не имеет ничего общего с практикой проставления в накладной контрактной цены товара, которая используется для начисления таможенных пошлин и сборов, – в накладной должна быть сделана специальная оговорка о повышении предела ответственности перевозчика и уплате ему за это дополнительного вознаграждения (ст. 24 КДПГ);
2) если отправитель, при условии уплаты согласованной надбавки к провозной плате, установит сумму специального интереса в доставке на случай утраты, повреждения или недоставки груза в оговоренный срок (ст. 26 КДПГ). Как правило, отправитель указывает такой специальный интерес в том случае, если утрата, повреждение или просрочка в доставке груза могут нанести ему или получателю гораздо больший ущерб, чем размер возмещения, установленный п. 3 ст. 23 КДПГ.
Тем не менее, какой бы ни была сумма объявленного специального интереса, размер конкретного возмещения, требуемого от перевозчика, должен быть аргументированно доказан. Если же размер ущерба больше суммы объявленного интереса, возмещаются доказанные убытки, но не более величины, указанной отправителем в накладной.
И лишь в одном случае на перевозчика может быть возложена полная материальная ответственность за причиненный ущерб – если он был причинен умышленными неправомерными действиями перевозчика или лиц, за которых он отвечает, либо таким ненадлежащим исполнением обязательств, которое согласно закону, применяемому компетентным судом, приравнивается к умышленным неправомерным действиям.
Если будет доказано, что действия перевозчика были умышленными и неправомерными, он не вправе ссылаться на положения Конвенции, которые ограничивают или исключают его ответственность.
В заключение отметим, что всякое соглашение, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений Конвенции, является недействительным. Таким образом, какие бы санкции ни предусмотрел заказчик (отправитель) в договоре международной перевозки грузов, перевозчик не обязан платить больше того предела, который установлен нормами КДПГ.