Сроки рассмотрения административного протокола и нюансы его составления

Каковы сроки рассмотрения административного протокола?

Срок, в течение которого должен быть составлен административный протокол, прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.

Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.

Какие сведенья требуют предоставить для составления протокола

Административный протокол содержит определенную информацию

К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:

  • данные об определенных обстоятельствах дела, которые способны отяготить либо смягчить ответственность или указать на то, что нарушение законодательства малозначительно;
  • сведения о физ. лице, относительно которого и планируется возбуждения административного дела (ФИО, дата рождения, где работает гражданин и какую занимает должность, место его постоянного либо временного проживания, каково семейное положение, сколько человек имеется на иждивении, какой размер заработной платы либо другого заработка, привлекался(лась) ли ранее за административные правонарушения и т.п.);
  • информация о юр. лице, относительно которого и ведется возбуждение дела (ИНН, ОКПО, полное название, юридический адрес и фактический, находится на учете в определенной налоговой организации, имеются ли банковские счета.

Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.

При расследовании каков срок оформления протокола?

Административный протокол: образец

Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.

Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об административных преступлениях, предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.

Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.

В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.

В каких случаях продлевается срок оформления протокола

В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:

  1. решением руководства органа, который занимается делом об административном преступлении, либо замещающего его должностного лица. Срок продления может составлять максимум месяц.
  2. решением руководства вышестоящего органа, занимающегося делами о нарушении ПДД либо правил пользования автотранспортом, что привело к нанесению незначительного вреда здоровью потерпевшей стороне. Срок продления может составлять максимум 6 месяцев

В каких случаях назначается наказание без составления протокола

В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола

Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:

  • в ситуации, когда в результате совершения административного преступления происходит назначение административного взыскания, которое выражается в виде предупреждения либо штрафа. Должностное лицо вместо того, чтобы составить протокол, производит оформление предупреждения либо постановления-квитанции о том, что на правонарушителя налагается штраф, который должен быть оплачен до определенного срока.
  • в случае выявления административного преступления в сфере дорожного движения и зафиксированного с использованием трудящихся в авто-режиме специализированного тех. оборудования, которое обладает функцией фото- и видеосъемки, либо средств фото- и видеосъемки. В данном случае не происходит оформление протокола об административном нарушении закона, а решение по делу выносится без участия лица, относительно коего происходит возбуждение дела об административном преступлении. Копии постановления направляются лицу в течение трех суток с той даты, когда было вынесено указанное постановление.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них федеральным законодательством, лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Для этого нужно просто убедить должностное лицо, которое его проводит, в необходимости проведении экспертизы. Эта затея занимает много времени, а это вам будет на руку. И еще, есть неточность в статье. Применяется термин административное преступление. Такой терминологии наше законодательство не предусматривает. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушения.

Правильное применение терминологии позволяет более квалифицированно выстроить свою линию поведения.

Что такое протокол об административном правонарушении, смотрите в видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1-3 ст. 29.6 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок. Этот срок:

а) исчисляется в календарных днях (т.е. нерабочие дни из подсчета не исключаются);

б) отсчитывается со следующего дня после даты получения судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (см. коммент. к ст. 29.2);

2) упомянутый выше срок может быть продлен, но не более чем на один календарный месяц:

а) судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении;

б) по ходатайству (оно должно соответствовать требованиям ст. 24.4) участников производства по делу (например, потерпевшего);

в) по инициативе судьи, органа, должностного лица, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела (см. коммент. к ст. 28.8, 29.4);

г) в соответствии с определением о продлении срока (оно должно соответствовать требованиям ст. 29.12, см. коммент. к ней);

3) дела об административных правонарушениях, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 3 ст. 29.6, должны рассматриваться судьей не позднее 5 календарных дней, отсчитываемых со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов. Судья не вправе продлить этот срок. Новая редакция ч. 3 в ст. 29.6 введена Законом N 93 и вступила в силу с 21.07.05.

2. Применяя правила ч. 4 ст. 29.6, нужно учесть, что:

1) они касаются лишь тех административных правонарушений, за которые может быть назначен административный арест; или административное выдворение (последнее правило введено Законом N 126 и вступило в силу с 28.11.04);

2) дело о таком административном правонарушении рассматривается только судьей (см. коммент. к ст. 3.9);

3) судья рассматривает дела данной категории в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов по делу;

4) если к лицу (против которого возбуждено дело) была применена такая мера обеспечения производства по делу, как административное задержание (см. коммент. к ст. 27.3, 27.4), то дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (этот момент отражается в протоколе об административном задержании).

См. также коммент. к ст. 29.7.

3. Часть 5 введена в ст. 29.6 Законом N 45 и вступила в силу с 18.08.05. Она:

1) подлежит применению, если за совершенное правонарушение (см. например, коммент. к ст. 9.2) может быть назначена такой вид наказания как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12) и применена такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности (см. коммент. к ст. 27.16);

2) устанавливает, что дела о таких административных правонарушениях должны быть рассмотрены судьей не позднее 5 календарных дней с момента фактического прекращения, деятельности (эксплуатации) филиалов (иных подразделений, объектов и т.д.);

3) предписывает включать срок временного запрета деятельности в срок административного приостановления деятельности.

4. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 6, 7 пост N 5), что в целях соблюдения сроков, указанных в ст. 29.6, участвующие в деле лица могут быть извещены о времени и месте судебного рассмотрения дела судебной повесткой, телеграммой, а также по телефону, факсимильной связью и т.п. При этом:

Читайте также:  Реализация имущества на комиссионных началах

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу;

2) прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним. А также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. также коммент. к ст. 25.11).

Сколько времени дается на рассмотрение протокола с момента правонарушения?

подскажите, остановили по сплошной, написали протокол, написал что прошу рассмотреть по месту жительства, т к считал что были причины по которым пришлось отступить от пдд. прошло 20 дней, ни штрафа в госуслугах, ничего. сколько времени дается на рассмотрение с момента правонарушения? сколько ждать?

Ответы юристов ( 1 )

Срок рассмотрения органом, должностным лицом 15 суток со дня получения протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) или в судом 2 месячный срок со дня получения материалов (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).

КоАП РФ Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Могут рассматривать месяц и более (поскольку, пока материалы дойдут до органа, должностного лица или суда, а также еще могут продлить срок рассмотрения).

1) не имеет; 2) протокол вам должен выдаваться (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ); 3) не запрещено проставлять прочерки (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ); 4) протокол составляется полностью до вашего подписания. Дописки обнаруженные (путем представления вами своей копии для сличения с копией инспектора) в суде могут явиться основанием для возврата протокола для устранения недостатков (п. 4 ПП ВС РФ от 24.03.2005г. №5).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Факты нарушений закона, за которые грозит административная ответственность, фиксируются в процессуальных протоколах. Этот документ составляется незамедлительно после обнаружения проступка, а в отдельных случаях – не позднее двух суток с момента выявления нарушения. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении отличается, в зависимости от того, какое должностное лицо или уполномоченный орган получат протокол.

Сроки составления протокола

Выявление фактов нарушений закона входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств, перечисленных в КоАП РФ. Например, в ГИБДД составляются протоколы о нарушениях правил движения или эксплуатации автотранспорта. Должностным лицом Госземконтроля будут оформляться документа о самозахвате участка, и т.д.

Составить протокол нужно сразу после выявления нарушений. Если нарушитель выявлен, протокол оформляется в его присутствии, с обязательным предоставлением права на дачу пояснений и возражений.

Сразу после оформления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в уполномоченный орган. Сроки разбирательства будут зависеть от следующих факторов:

  • от характера нарушения;
  • от статуса должностного лица или уполномоченного органа, в чьи полномочия входит назначение санкций;
  • от перечня возможных видов наказания.

При рассмотрении дела нужно учитывать и общий срок давности привлечения к ответственности. В большинстве случаев он не превышает одного года с момента выявления проступка. По отдельным составам КоАП РФ этот срок может составлять до трех лет.

В какой срок нужно рассмотреть дело

Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:

  • на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
  • при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
  • при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.

Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.

Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:

  • если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
  • если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
  • если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола, в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.

Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД. В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола. Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.

На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов. Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается. Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.

Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.

Последствия пропуска срока

Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:

  • при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
  • если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
  • если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.

Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Оформление протокола в случае выявления нарушения административных норм — отправная точка производства по делу, которое в конечном счете может привести к применению наказания.

У граждан нередко возникают вопросы о том, сколько времени занимает составление протокола, чем регулируется данный процесс, как не пострадать при составлении протокола от собственного незнания. К счастью, эти и многие другие вопросы уже довольно подробно регулируются российским законодательством.

Что следует признавать административным правонарушением

Административными правонарушениями признаются действия, бездействия, нарушающие правила поведения, установленные в КоАП РФ. К сожалению, их настолько много, что перечислить всё в одной статье не удастся, но в общем виде можно заключить, что это правонарушения с относительно небольшой (по сравнению с преступлениями) степенью общественной опасности: легкий или средний вред здоровью, материальный ущерб небольшого характера, нарушения правил дорожного движения, различных требований и нормативов (требования пожарной безопасности, санитарных норм) и др.

Сотрудник ДПС оформляет протокол административного правонарушения.

Читайте также:  Гарантийный срок ювелирных изделий по закону

Важно! С полным перечнем административных правонарушений можно ознакомиться в Кодексе об административных правонарушениях России. Это единственный акт, устанавливающий правила поведения в области публично-властных отношений. Некоторые правила лишь упоминаются в статьях, а в полноценном виде представлены в отдельных актах (те же самые Правила дорожного движения).

Дополнительная информация! Законодательством России предусмотрено, что размеры санкций (наказаний) за некоторые виды нарушений могут устанавливаться законами субъектов федерации (например, за нарушение тишины и покоя). Однако само деяние как норма все же фиксируется на государственном уровне.

Протокол по делу может и не составляться

Законом должным образом оговорены все случаи, когда при выявлении нарушения составляются иные акты, либо дело вовсе обходится без них.

  1. По факту нарушения было оформлено письменное предупреждение на месте.
  2. Сразу изготовлено постановление по делу (итоговый документ), назначен административный штраф. Это возможно, если нарушитель признал свою вину и согласен с назначенным наказанием.
  3. Нарушение было обнаружено с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации правонарушений. Речь идет, прежде всего, о «камерах наблюдения», установленных на дорогах для выявления нарушений Правил дорожного движения.
  4. Проступок не представляет серьезной опасности (малозначительно), и лицо, уполномоченное составлять протокол, ограничилось устным замечанием, которое, заметим, не является мерой ответственности, а представляет способ морального воздействия за совершенный проступок на человека.

Если нарушение было выявлено с использованием средств автоматической фиксации, протокол по делу не составляется.

Срок составления протокола об административном правонарушении можно узнать, обратившись к статье 28.5 КоАП РФ.

Немедленное составление протокола

По общему правилу важнейший документ по делу должен быть составлен незамедлительно, при условии, что все обстоятельства по делу выяснены и не требуется выяснения иной информации о событии.

Обратите внимание! В протоколе в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, обозначенные в статье 28.2 КоАП РФ, а именно: дата и место составления, информация о лице, составившем акт, контактные данные и иная информация о нарушителе, свидетелях и потерпевших, описываются подробности самого нарушения, статья закона, которая предусматривает ответственность за деяние, объяснение правонарушителя по поводу произошедшего.

Возникает вопрос о размытости термина «немедленно». Отметим, что законодательно закрепленного временного отрезка для написания каждого протокола по делу не предусмотрено. Нет и ведомственных разъяснений о том, что на каждый случай написания документов сотрудниками должно быть отведено 15, 30, или, скажем, 60 минут.

На практике реализация сложившегося правила выражается в безотлагательном характере оформления документа. Как только замечено правонарушение, составляется и протокол, что обычно занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от характера и сложности правонарушения, участия в нем иных лиц (свидетелей, потерпевших).

Важно! Из-за ограниченности во времени нередко граждане подписывают документы, не ознакомившись с их содержанием, а сотрудники, составившие протокол, не разъясняют гражданам всех их прав и обязанностей. Не стоит пренебрегать этим: в случае, когда не понятны какие-либо положения, зафиксированные в протоколе, следует повременить с оставлением подписи. Можно обратиться к сотруднику и выяснить, о чем идет речь. Много времени это не займет, зато позволит избежать недопонимания.

В случае несогласия с обозначенными обстоятельствами дела, нарушители имеют право оставить свои письменные замечания в соответствующей графе протокола.

Обратите внимание! Протокол по делу об административном правонарушении составляется в течение двух суток.

Бывает, для написания протокола необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела. Лицо, уполномоченное к оформлению акта, должно восполнить недостающие сведения за 48 часов, которые начинают течь с момента выявления нарушения. В такой ситуации правонарушитель вызывается в орган, в котором был составлен протокол, для получения его копии под расписку. Также копия протокола может быть направлена нарушителю по почте.

Срок в двое суток начинает исчисляться с момента выявления нарушения, вплоть до часа и минуты.

Важно! Если нарушителю не была выдана копия протокола, не рекомендуется ставить ему свою подпись в соответствующую графу в оригинале данного документа. Такое процессуальное нарушение непростительно с точки зрения права, и вполне возможно оспорить законность написанного протокола в суде.

Оформление протокола по делу после административного расследования

Административное расследование длится не более месяца и осуществляется, если сведения о выявленном сотрудниками нарушении могут быть получены исключительно с помощью экспертиз или других действий, занимающих значительное время. Когда все обстоятельства установлены, составляется протокол, и нарушитель также извещается о его оформлении с необходимостью получения копии акта.

Важно! О назначении административного расследования выносится специальный акт — определение, которое направляется или вручается под расписку нарушителю.

Обратите внимание! В исключительных случаях период расследования продлевается. Однако в совокупности он не может составлять более 6 месяцев. Таким образом, на срок продления расследования откладывается и составление протокола. Временные рамки для исключительных случаев проведения расследования установлены законодателем.

П. 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование продлевается:

  • по решению руководителя органа, ведущего дело, или его заместителя — на срок до одного месяца;
  • по нарушениям таможенных правил или в области безопасности дорожного движения, где причинен легкий или средний вред здоровью потерпевшего — по решению руководителя вышестоящего таможенного органа или органа ГИБДД — на срок до полугода;
  • по делам о незаконной организации и проведении азартных игр на срок до шести месяцев.

Обратите внимание! Расследование может быть закончено и без вынесения протокола в случае прекращения производства по делу. Это отличает его от немедленного составления протокола или его оформления в течение двух суток. В таком случае составляется, а затем направляется нарушителю или лично отдается под расписку копия постановления о прекращении дела.

Ошибки и недостатки в протоколе по делу

По мнению Верховного суда РФ, которое выражено в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 года № 5, условно недостатки юридических документов можно разделить на существенные, которые признают протокол незаконным, и несущественные, позволяющие использовать протокол в качестве доказательства по делу.

Так, существенными недостатками будут являться отсутствие данных, признанных обязательными, о которых говорилось ранее, или, например, создание протокола по делу в отсутствие нарушителя. Из-за грубых ошибок подобного рода может быть прекращено само производство по делу.

Нарушитель не обязан указывать на ошибки сотруднику при подписании протокола, а может сделать это при рассмотрении дела.

Важно! Если имеют место исправления, помарки в протоколе, такие недочеты должны быть правильно оформлены! За каждым исправлением должны стоять две подписи — нарушителя и лица, изготовившего данный акт.

К несущественным же относятся те недостатки, которые без особого труда и затрат времени можно устранить при непосредственном рассмотрении дела по существу. К таким недостаткам Верховный Суд РФ относит и нарушение сроков составления протокола по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание! К сожалению, за то, что должностное лицо нарушило срок и не оформило вовремя документы по делу, не предусмотрено никаких неблагоприятных последствий, поэтому обжалование такого обстоятельства окажется безрезультатным.

Важно! При обжаловании существенных недостатков протокола по делу следует соблюдать процессуальные сроки давности обжалования, которые составляют 10 дней со дня оформления протокола по делу и вручения его нарушителю.

Итак, сроки оформления протокола по делу колеблются от незамедлительного заполнения установленного бланка после обнаружения нарушения до максимального срока — шести месяцев при проведении административного расследования. Так или иначе, лицо, в отношении которого данный документ составляется, должно быть извещено обо всех ключевых процессуальных действиях, которые влияют на исход дела. Особая внимательность при оформлении данного правового акта поможет избежать указанных ошибок.

Сроки рассмотрения административного протокола и нюансы его составления

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Читайте также:  Пошаговая инструкция: как прогуливать работу и не вызывать подозрений

6. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 29.6 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 10 – 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 “О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

Сроки подготовки дела к рассмотрению, учитывая возможность продления только двухмесячного срока рассмотрения

Судам надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении.

Имея в виду, что Кодексом РФ об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 КоАП РФ оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Сроки совершения процессуальных действий должны быть указаны в определении судьи

В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Как суды должны реагировать на нарушения сроков совершения процессуальных действий?

Судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

Двухмесячный срок рассмотрения дела – общее правило

Обратить внимание судей на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в двухмесячный срок со дня получения судьей, полномочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, за исключением дел, для которых частями 3 – 5 статьи 29.6 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения.

Течение сроков рассмотрения дела начинается с применения задержания или фактического прекращения деятельности

.. Необходимо иметь в виду, что течение сроков, названных в части 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в части 5 статьи 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В случае возвращения судьей материалов дела, срок рассмотрения дела исчисляется с момента поступления судье материалов дела с устраненными недостатками

В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

Возможно продление только двухмесячного срока рассмотрения дела

Исходя из статьи 29.6 КоАП РФ при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление двухмесячного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Возможность неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более трех месяцев со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В п.п. 6, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

Способы извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В каком случае лицо считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела?

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда “Судебное”, утвержденных приказом ФГУП “Почта России” от 31 августа 2005 года N 343 (см. п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

Отложение судьей составления мотивированного постановления по делу

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 – 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).

Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (см. подробнее п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Вынесение постановления в день составления протокола об административном правонарушении

“Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?

Ответ: По общему правилу согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Указанной нормой установлены максимальные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наряду с общими сроками рассмотрения дел вышеуказанной статьей устанавливаются и специальные сокращенные сроки.

…Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше.

Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката”.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Непродление срока рассмотрения дела – не основание для отмены постановления по делу об административном правонарушении

“Вопрос 24: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?

Ответ: …В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Поскольку предусмотренное приведенной выше нормой требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также содержащееся в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.

Таким образом, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении”.

Ссылка на основную публикацию