Возмещение фсс на спецодежду

Как осуществляется и учитывается покупка СИЗ за счет ФСС

В рамках оказания госуслуг по финансированию предупредительных мер, целью которых является сокращение профзаболеваний, производственного травматизма, ФСС уполномочено принимать решения о выделении сумм из бюджета на приобретение организацией СИЗ. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) подлежат строгой классификации по ГОСТ, их приобретение должно отвечать требованиям Стандартов. При этих условиях организация может рассчитывать на компенсацию расходов. В 2018 году в правила, по которым компенсируются расходы на СИЗ, законодателем были внесены изменения.

Классификация СИЗ

СИЗ – это одежда, обувь, предметы, приспособления, выдаваемые сотрудникам для личного пользования, с целью уменьшения (предотвращения) воздействия на человеческий организм широкого спектра вредных либо опасных факторов при работе на производстве (по тексту пр. №290н Минсоцразвития от 01-06-09 г.).

При выборе СИЗ целесообразно руководствоваться двумя нормативными документами:

  • техрегламентом Таможенного Союза «О безопасности СИЗ» ТР ТС 019/2011;
  • ГОСТом 12.4.011-89.

ТР ТС 019/2011 подразделяет СИЗ на категории, по их защитным свойствам, учитывающим химические, биологические, механические, радиационные, температурные факторы. Кроме того, упомянуты средства защиты от воздействия электричества, специальная сигнальная одежда (для повышения видимости работников), средства защиты кожи. Уделяется внимание и комплексным СИЗ, применяемым в случае потенциального воздействия нескольких вредных факторов.

ГОСТ 12.4.011-89 рассматривает средства защиты с точки зрения их назначения:

  • изолирующие костюмы, спецодежда;
  • средства защиты рук, ног, дыхательных органов, головы, лица, органов зрения, слуха, кожных покровов;
  • СИЗ, предотвращающие падения при высотных работах;
  • комплексные защитные СИЗ.

В соответствии с указанной классификацией, получить компенсацию можно на приобретение СИЗ только для сотрудников на определенных работах.

На заметку! Перед приобретением тех или иных СИЗ целесообразно проконсультироваться со специалистами ФСС. В этом случае вероятность отказа в компенсации расходов можно свести к минимуму.

Условия приобретения СИЗ за счет ФСС

Рассчитывая получить компенсацию при покупке средств индивидуальной защиты, необходимо согласовать сделку с органами ФСС, прежде всего, по сумме.

Компенсацию можно получить двумя способами.

Участники пилотного проекта по финансированию социальных выплат приобретают СИЗ за счет собственных финансовых средств. На сегодняшний день это такие регионы, как КЧР, Нижегородская область, Ростовская область, Крым и Севастополь, Адыгея, Алтай, др. Полностью список участников приведен в Постановлении Правительства №294 от 21-04-11 г. Расходы могут быть возмещены Фондом в размере, согласованном сторонами. Страхователь обращается в Фонд в срок до 15 декабря соответствующего года с заявлением, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы. Форма заявления утверждается Минтрудом, согласовывается с ФСС. Решение о перечислении средств принимается в течение 5-ти рабочих дней после подачи документов.

Организации, не участвующие в работе пилотного проекта, могут получить зачет истраченных на приобретение СИЗ средств в сумму уплаты взносов «на травматизм». Для этого следует обратиться в ФСС и получить официальное разрешение на закупку СИЗ, прежде чем она будет осуществлена. Обеспечение средствами индивидуальной защиты входит в состав предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Полный регламент, по которому предоставляется компенсация, содержится в Правилах финансового обеспечения таких мер №580н от 10-12-12 г. Минтруда. Правила предписывают, что объем финансирования предупредительных мер в текущем году должен быть не выше 20% от суммы взносов «на травматизм» предыдущего года, за вычетом сумм, истраченных по этой же статье расходов в предыдущем году.

Если за последние два года организация не обращалась за компенсацией предупредительных мер, то в расчет берутся сумма взносов за три предшествующих текущему года и та же процентная ставка. Кроме того, организация может рассчитывать на выплаты не выше сумм, перечисляемых в ФСС в текущем году. Обращаться с заявлением в Фонд следует не позже 7 августа текущего года.

2018 год принес ряд изменений в процедуру компенсации расходов на СИЗ со стороны ФСС. Они озвучены приказом №764н от 31-10-17 г. Минтруда. Теперь компенсации принадлежит приобретение спецодежды и иных СИЗ только российского производства. Копия заключения, подтверждающего, что продукция произведена из отечественных материалов, на территории РФ, выдаваемого Минпромторгом, берется у продавца.

К заявлению на компенсацию сумм по СИЗ прилагаются:

  • финансовый план и перечень мероприятий согласно этому плану по обеспечению предупредительных мер;
  • список СИЗ и профессий (должностей) с указанием норм их выдачи и количества выдаваемых средств. Указываются их характеристики: срок годности, стоимость и др.;
  • копии сертификатов (деклараций), подтверждающих соответствие защитных средств техрегламенту по линии Таможенного союза ТР ТС 019/2011 утв. 09-12-2011 г. решением его комиссии №878;
  • копии документов, свидетельствующих о российском происхождении СИЗ (об этом нововведении говорилось выше).

Полный перечень документов и их актуальных бланков (форм) целесообразно уточнить в отделении Фонда. Заметим, что ФСС выпущены и Метод. рекомендации по обращению за финансированием СИЗ в составе предупредительных мер. Они опубликованы на сайте ФСС и содержат развернутую информацию по теме.

На заметку! ФСС может отказать в компенсации, если у организации есть просроченная задолженность, пени, штрафы или в представленном пакете документов содержатся недостоверные данные. Отказ может последовать и по причине полного распределения бюджета Фонда в определенном периоде.

Бухгалтерский учет

Стандартные проводки по рассматриваемой нами теме БУ будут выглядеть так:

  • Дт76 /«расчеты по страхованию НС и ПЗ» Кт86 — получение разрешения от ФСС на сумму, указанную в разрешении.
  • Дт 86 Кт 98/2 — разрешенные средства на приобретение СИЗ зафиксированы в доходах будущих периодов.
  • Дт 69 — субсчет «страхование НС и ПЗ» Кт 76 — уменьшение задолженности перед ФСС по взносам на стоимость фактических расходов.
  • Дт 98-2 Кт 91-1 — зафиксирован прочий доход в объеме фактических расходов.

При необходимости НДС по приобретенным СИЗ отражают так: Дт19 Кт 60, 68/ НДС Кт19 — учтен и принят к вычету «входной» НДС.

Движение СИЗ отражают на счете 10: приходуют на субсчет «Спецодежда и спецоснастка на складе» по кредиту счета 60, далее внутренним перемещением передают на субсчет «в эксплуатации» (при выдаче сотрудникам), а затем списывают стоимость выданных СИЗ на прочие расходы, сч. 91.

Участники пилотного проекта применяют указанные корреспонденции счетов с учетом получения денежных средств от ФСС постфактум, после фактического осуществления ими соответствующих расходов за счет собственных финансовых ресурсов.

Налоговый учет

Организация не включает суммы взносов, которыми финансируются СИЗ и иные предупредительные меры, ни в состав расходов, ни в состав доходов для целей НУ. Суммы не несут экономической выгоды страхователю, а лишь покрывают его расходы, не могут влиять на налогооблагаемую базу (см. ст. 249, 250, 252 НК РФ, письмо-разъяснение Минфина №03-03-06/1/615 от 24-09-10 г., другие аналогичные). Если организация сначала понесла расходы на СИЗ и включила их в расчет прибыли, а затем обратилась с заявлением в Фонд, налоговая база подлежит корректировке. Период корректировки законодательно не определен. Целесообразным можно считать проведение этой операции в периоде получения разрешения (согласования) от ФСС, а не подачей корректировочных сведений. Это следует из логики ст. 54-1, ст. 81-1 НК РФ, поскольку на момент отражения расходов и доходов вести речь о подаче ошибочных сведений, занижающих налоговую базу, не приходится.

«Входной» НДС по расходам на СИЗ в рамках предупредительных мероприятий есть возможность принять к вычету (ст. 171-2 НК РФ, письмо Минфина №03-03-06/1/615 от 24-09-10 г.).

Главное

Приобретение СИЗ можно компенсировать за счет ФСС зачетом взносов «на травматизм», подлежащих уплате организацией, либо за счет прямых выплат на счет страхователя. Последнее доступно участникам пилотного проекта Фонда. Для получения средств необходимо обратиться в ФСС с заявлением и пакетом документов согласно действующему законодательству. После согласования и получения разрешения со стороны ФСС, расходы на СИЗ компенсируются из бюджета.

Cashback до 20% на СИЗ от ФСС!

Дорогие друзья, на дворе XXI век, и со всех сторон на нас сыпется огромное количество предложений различных товаров и услуг. Интернет и СМИ наполнены информацией о том, что та или иная компания предлагает лучший сервис и самый качественный товар. Среди прочих аргументов фигурирует уже привычный для нашего уха и глаза «кэшбек», который может называться как угодно, но суть от этого не меняется.

Оплачивая при помощи банковской карты продукты питания, используя на автозаправке карту клиента – да везде, где мелькают деньги, есть программы лояльности – и, как следствие, «кэшбек», часть стоимости покупки, которая вернётся на ваш счёт.

Интересно? Конечно! Реальная экономия без каких-либо усилий и вложений.

20% от ФСС

Причем тут средства индивидуальной защиты? А знаете ли вы, что наше государство также предлагает работодателям «кэшбек» до 20%, посредством Фонда социального страхования, на секундочку!

А теперь подробнее:

Основным действующим актом, регулирующими деятельность Фонда социального страхования (ФСС) при приобретении средств индивидуальной защиты (СИЗ) является Приказ № 580н от 10 декабря 2012 года. К этому приказу вышла серия изменений.

  • приказ Минтруда России № 201н от 29 апреля 2016 года
  • приказ Минтруда России № 353н от 14 июля 2016 года
  • приказ Минтруда России № 764н от 31 октября 2017 года вступил в силу с 06.01.2018

С 2017 года, компании, которые регулярно выплачивают предусмотренные законом взносы в ФСС, могут рассчитывать на получение компенсации за приобретенные средства индивидуальной защиты для работников. Но при этом вся приобретаемая спецодежда должна быть выпущена в России из отечественных материалов.

Приказ Министерства труда от 31.10.2017 №764н вносит изменения в принятую норму в части финансового обеспечения выполнения предупредительных мероприятий, направленных на уменьшение случаев травматизма на производстве и снижение риска возникновения профессиональных заболеваний работников. Они предусматривают право предприятий и организаций на компенсацию затрат на СИЗ, приобретенных для работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. Важно учитывать, при этом увеличен перечень документов, которые необходимо представить в фонд социального страхования для получения финансового обеспечения.

Теперь только «сделано в РФ»

Введение новшеств связано с изменениями в правилах ФСС, который с начала 2018 года компенсирует затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, изготовленных только на территории РФ.

Руководителям предприятий, рассчитывающим на компенсационные выплаты в следующем году, необходимо выполнить следующие требования:

  • приобрести спецодежду, спецобувь и СИЗ, изготовленные на территории России (норма вступила в силу 01.01.2017);
  • все изделия специального назначения должны быть выполнены из материалов российского производства (правило действует с 01.08.2017).

Как это работает

Работодатель ежемесячно отчислят в ФСС средства за всех сотрудников, традиционно до 15 числа каждого месяца.

Работодатель обязан обеспечивать сотрудников спецодеждой и СИЗ.

ФСС может компенсировать работодателю до 20% от суммы отчислений за предыдущий год.

Какие расходы подлежат финансированию за счет сумм страховых взносов?

Средства должны быть направлены на финансирование предупредительных мер:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • приведение уровня вредных факторов в соответствие с требованиями нормативно-технической документации и с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение охране труда и/или обучение сотрудников безопасному проведению работ;
  • приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи, в том числе на основании результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.

Какие документы необходимо предоставить для возмещения средств в ФСС?

Важным условием получения финансирования за счет ФСС является грамотное оформление документации. В соответствии с требованиями нового приказа список документов был заметно расширен.

Для получения выплат каждый работодатель обязан предоставить:

Читайте также:  Статья 24.5 КоАП РФ с комментариями - ст. 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по

1. Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности* приобретаемых СИЗ

(приказ №353н от 14.07.206)

2. Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, даты изготовления и срока годности* приобретаемых СИЗ

(приказ №353н от 14.07.206)

Срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»
Дата изготовления и гарантийный срок хранения указаны на маркировке изделия!

3. Копии сертификатов (деклараций соответствия СИЗ, произведенных на территории РФ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуально защиты» (ТР ТС 0911/2011)

Страну происхождения СИЗ подтверждает сертификат или декларация соответствия, а именно графа «изготовитель».

На сертификате справа (рис. выше) страной-изготовителем является Китай, ФСС откажет в возмещении средств при наличии такого сертификата.

4. Копии сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды и произведенных на территории РФ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).

Как подтверждается российское происхождение тканей, когда речь идет про спецодежду?

И здесь возникают тонкости. Согласно закону подтверждение соответствие СИЗ происходит в соответствие с ТР ТС 017/2011, но данный регламент не предъявляет требований к тканям специального назначения.

Если ткань узкоспециализированная, и в бытовом назначение применяться не может, производители могут оформить добровольный сертификат соответствия.

В ФСС понимают нелепость ситуации и принимают такие сертификаты, но в этом случае возможны варианты.

Если доказать невозможность производства некоего средства индивидуальной защиты на территории РФ, то теоретически можно рассчитывать на финансирование от ФСС и в этом случае. Но доказательная база «невозможности производства» должна быть очень серьезной.

Порядок взаимодействия работодателя с ФСС

  1. Приобретение СИЗ согласно типовым нормам за счет средств работодателя.
  2. Сбор необходимых, согласно Приказу 580н, документов и подача заявления в ФСС о возмещении средств на обеспечение работников.
  3. Рассмотрение заявления ФСС. Получение приказа на возмещение средств страхователю.
  4. Отчет в ФСС о целевом расходовании средств.

Рассмотрим на примере:

Компания за 2016 год отчислила в ФСС 5 млн рублей.

В 2017 году она может получить примерно 500 тысяч рублей из ФСС.

Откуда такая сумма, ведь возмещают до 20%?

Дело в том, что в эти 20% входят оплаты больничных, декретов и травм на производстве. Поэтому все 20% получить практически невозможно.

Интересный момент: можно получать всю сумму возмещение за приобретение одного, соответствующего требованиям ФСС, средства защиты, например, перчаток. А спецодежду – закупать без учета требований ФСС.

При учете роста объемов рынка спецодежды и средств индивидуальной защиты, а также увеличения объемов финансирования предупредительный мер ФСС, вопрос возврата средств из ФСС становится весьма актуальным и знание нюансов российского законодательства — уже необходимость.

Официальные поставки средств индивидуальной и коллективной защиты для ГО, ЧС и охраны труда

Покупка СИЗ за счет средств ФСС

Автор: Л. Ларцева, эксперт журнала

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок покупка СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха, глаз, предохранительные приспособления и пр.).

Обязанность работодателя по приобретению и выдаче СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, установлена ст. 212, 221 ТК РФ. При этом работодатель должен учитывать следующее:

1) СИЗ приобретаются за счет средств работодателя и выдаются работникам бесплатно;

2) приобретение и выдача СИЗ допускается только при наличии сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ;

3) выдача СИЗ работникам осуществляется согласно типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других СИЗ.

Нормы выдачи СИЗ.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила № 290н) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Согласно п. 14 Правил № 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

Полномочия по утверждению типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других СИЗ возложены на Минтруд (п. 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610). К примеру, для организаций культуры и высших учебных заведений типовые нормы утверждены Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66, для организаций здравоохранения – Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68, для воинских частей и организаций Минобороны – Постановлением Минтруда РФ от 22.07.1999 № 25.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (утверждены Приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 № 997н), а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Кроме того, согласно п. 6 Правил № 290н работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения сам устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, при условии что они улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Самостоятельно разработанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Финансовое обеспечение приобретения СИЗ из средств ФСС.

Поскольку мероприятия по приобретению СИЗ включены в перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, их финансовое обеспечение может осуществляться за счет средств ФСС. То есть работодатель-страхователь может покупка СИЗ за счет ФСС сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году. На это указывают п. 2, пп. «г» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (далее –Правила № 580н).

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Сумма страховых взносов по страхованию от травматизма, начисленных казенным учреждением за 2017 год, составила 50 000 руб. За счет этих взносов в 2017 году были произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 7 000 руб.

В 2018 году на финансовое обеспечение предупредительных мер, в том числе покупка СИЗ, из средств ФСС учреждение может использовать только 8 600 руб. ((50 000 – 7 000) руб. x 20 %).

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

20 % сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;

сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

За счет средств ФСС могут приобретены лишь те СИЗ, которые изготовлены на территории РФ. Причем расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению из средств ФСС, только если специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация. Такие уточнения добавлены в Правила № 580н Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н в 2017 году.

Порядок обращения за средствами ФСС на покупку СИЗ.

В целях получения финансового обеспечения на приобретение СИЗ из средств ФСС страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются следующие документы (п. 4 Правил № 580н):

1) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приводится в приложении к Правилам № 580н), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, определенного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;

2) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия либо выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

3) документы (их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. В части мероприятий по приобретению СИЗ такими документами являются:

перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 № 221;

копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданного Минпромторгом в отношении специальной одежды, специальной обуви или других СИЗ.

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями подается страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Читайте также:  Можно ли выписать ребенка из квартиры, если он не собственник в никуда: кто и как

Если сумма страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий год, не превышает 10 млн руб., решение о финансовом обеспечении предупредительных мер (отказе в таком
обеспечении) принимается территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов. Если сумма страховых взносов превышает указанную величину, то решение будет вынесено позднее, так как в этом случае территориальный орган ФСС направляет полученные документы на согласование в ФСС (п. 8 Правил № 580н).

Отказать в финансовом обеспечении территориальный орган ФСС может в следующих случаях (п. 10 Правил № 580н):

1) на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка по страховым взносам, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

4) страхователем представлен неполный комплект документов.

Согласно п. 12 Правил № 580н страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы.

Страхователь несет ответственность за использование по целевому назначению и в полном объеме сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Стоит отметить, что расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 13, 14 Правил № 580н).

Особенности возмещения расходов страхователей – участников пилотного проекта.

Страхователям, зарегистрированным в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС, средства ФСС на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в том числе на приобретение СИЗ, выделяются с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Напомним, что пилотный проект предусматривает механизм прямых выплат пособий (иных видов страхового обеспечения) органами ФСС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 294 предупредительные меры оплачиваются страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением из средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов в пределах суммы на эти цели, согласованной с территориальным органом ФСС.

Страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и представляет документы, подтверждающие произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. В течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведенные расходы, территориальный орган ФСС принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в заявлении.

Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в отношении участников пилотного проекта согласно Правилам № 580н.

Бухгалтерский учет.

В соответствии с п. 99, 118 Инструкции № 157н специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) подлежат учету в составе мягкого инвентаря на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».

Согласно Указаниям № 65н расходы казенных учреждений по приобретению для работников СИЗ в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, произведенные в счет начисляемых страховых взносов, отражаются по КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина РФ от 08.11.2016 № 02-05-11/65288.

Операции по приобретению СИЗ в бюджетном учете отражаются казенными учреждениями в соответствии с Инструкцией
№ 162н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 16.02.2017 № 02-07-07/8786.

В 2018 году объем средств, которые казенное учреждение вправе направить на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет
сумм страховых взносов по страхованию от травматизма, составляет 15 000 руб. В сентябре 2018 года учреждение приобрело для работников сертифицированную спецодежду на сумму 7 000 руб. Сумма начисленных страховых взносов в этом месяце составила 10 000 руб.

В бюджетном учете казенного учреждения такие операции отразятся следующим образом:

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %)

119 1 401 20 213

119 1 303 06 730

Поступила спецодежда в рамках мероприятий по сокращению травматизма

000 1 105 35 340

119 1 302 34 730

119 1 302 34 830

119 1 304 05 340

Начислены требования по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году

134 1 209 34 560

134 1 401 10 134

Зачтены расходы, произведенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

119 1 303 06 830

134 1 209 34 660

Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов

(10 000 – 7 000) руб.

119 1 303 06 830

119 1 304 05 213

Выдана спецодежда работникам (на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210))

000 1 401 20 272

Одновременно выданная спецодежда отражена на забалансовом счете

Забалансовый счет 27

Для учета имущества, в том числе спецодежды, которое выдается в личное пользование работнику при исполнении им служебных обязанностей, применяется карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). В ней регистрируется выданное в пользование имущество по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования (при наличии), количества выданных материальных ценностей (Приказ № 52н).

При возврате имущества регистрируется количество сданного имущества по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием количества возвращенного (сданного) имущества, даты возврата и с подписью лица, принявшего сданное работником имущество.

Обеспечение СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, является обязанностью работодателя.

Приобретение и выдача СИЗ работникам осуществляется в соответствии с типовыми нормами.

На финансовое обеспечение расходов по приобретению СИЗ могут быть направлены средства ФСС. Требования для получения такого обеспечения установлены в Правилах № 580н.

В бюджетном учете СИЗ учитываются на счете 1 105 35 000 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения». При отражении в бюджетном учете расходов на приобретение для работников СИЗ, произведенных в счет начисляемых страховых взносов, необходимо руководствоваться разъяснениями, доведенными Письмом Минфина РФ от 16.02.2017 № 02-07-07/8786.

Успейте возместить в ФСС расходы на спецодежду и медосмотры

У страхователей осталось чуть более 2 недель, чтобы успеть подать в ФСС заявление на выделение средств на мероприятия по сокращению травматизма.

Кому выделяют средства

Ежегодно организации и предприятия могут направить на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний до 20% страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на финансовое обеспечение за счет страховых взносов предупредительных мероприятий по охране труда, имеют все страхователи независимо от формы собственности, вида деятельности и численности, если они в предыдущем году осуществляли хозяйственную деятельность.

Финансирование осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Когда и куда обратиться

Заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер принимаются в срок до 1 августа 2018 года.

Подать заявление, в частности, можно в электронном виде через Единый портал госуслуг www.gosuslugi.ru. Документы, прилагаемые к заявлению, предоставляются на бумажном носителе, уточняют в ФСС.

В региональном отделении ФСС подготовили памятку для работодателей с алгоритмом передачи заявления через госуслуги. Скачать памятку можно здесь.

Что финансируют

  • проведение СОУТ;
  • реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда;
  • приобретение работникам-«вредникам» спецодежды и других СИЗ;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на «вредных» работах;
  • проведение медосмотров работников, занятых на «вредных» работах;
  • обеспечение ряда работников лечебно-профилактическим питанием;
  • приобретение алкотестеров;
  • приобретение тахографов;
  • приобретение аптечек для оказания первой помощи;
  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников;
  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ.

Для каждого мероприятия Правилами определены документы, обосновывающие необходимость проведения этих мероприятий.

Особенности

Но кроме копий сертификатов (деклараций) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», с заявлением необходимо представлять еще и копии заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданных Минпромторгом в отношении выбранных для финансирования СИЗ.

Заключение является обязательным документом при подаче заявления и действительно в течение 1 года со дня его выдачи. Перечень выданных заключений размещен в открытом доступе на сайте Минпромторга. Истечение срока действия заключения является основанием для исключения информации о соответствующем заключении из указанного перечня выданных заключений. Кроме того, уже при подаче заявления страхователь должен будет указывать дату изготовления СИЗ и срок их годности.

Отказ

  • если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в ФСС;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
  • при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Что изменится

Если сейчас обязательным условием для спецодежды является ее производство исключительно на территории нашей страны и только из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Россия, то в будущем это условие будет исключено.

Таким образом, можно будет возместить расходы на покупку импортной спецодежды

Возмещение фсс на спецодежду

В соответствии с п.2 Правил, максимальный объем средств, по которым страхователь может подать заявление в ФСС на возмещение (софинансирование) рассчитывается по формуле:

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Читайте также:  Обеспечение жильем многодетных семей

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Куда и когда обращаться?

Страхователь обращается с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Срок обращения – до 1 августа текущего календарного года.
Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п.4. Правил).

По каким мероприятиям можно претендовать на софинансирование?

Перечень мероприятий, по которым организация может претендовать на возмещение части затрат четко ограничен в п.3 Правил.

а) проведение специальной оценки условий труда
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

в) обучение по охране труда определенных категорий работников (включая отдельные категории работников опасных производственных объектов):
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

– руководителей организаций малого предпринимательства;
– работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
– руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
– руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
– членов комитетов (комиссий) по охране труда;
– уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
– отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном подпунктом 2.3.2 Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (пп.”г” п.3 Правил):

– средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств – членов ЕАЭС, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды;

– специальной обуви;

– других средств индивидуальной защиты (далее соответственно – СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда

– смывающих и (или) обезвреживающих средств.

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

За счет взносов на травматизм можно оплатить отпуск на период санаторно-курортного лечения работника

Компания вправе зачесть в счет взносов на травматизм сумму дополнительного отпуска за период санаторно-курортного лечения работника (п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). Такой отпуск положен работникам, получившим травму или профессиональное заболевание на производстве. Но на практике возникают споры, если компания зачла оплату за дни отпуска, выпавшие на нерабочие праздничные дни. Например, на 12 июня. По мнению ФСС, это запрещено, так как праздники не включаются в число дней отпуска (ст.120 ТК РФ). И фонд может исключить праздник из числа оплачиваемых дней и суммы не возместит.

В то же время по закону надо оплатить дни отпуска за весь период санаторно-курортного лечения работника (подп.10 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). И не имеет значения, что на эти дни выпали праздники. Значит, и ФСС должен возместить оплату полностью. Поэтому компании могут добиться в суде зачета оплаченного отпуска в счет взносов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2013 N А27-19609/2012).

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее – ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 года N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 года N 13796) (далее – Перечень);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

Также можно возместить за счет взносов на травматизм расходы на покупку аптечек. Возмещают расходы на медицинские изделия, которые обязательно входят в состав аптечек (приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 года N 169н).

Сроки принятия решения Фондом и сроки направления ответа страхователю

Сроки принятия Фондом решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается (п.8 Правил):

Сроки подачи в ФСС заявления на компенсацию расходов на покупку СИЗ

Успейте подать заявление на возмещение расходов

До 1 августа работодатели могут подать заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Заявление подают в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в порядке, предусмотренном Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Подать заявку можно через портал госуслуг, по почте, при личном посещении.

Вместе с заявлением подают пакетов документов, среди которых копии счетов на покупку СИЗ и их перечень, копии договоров на проведение обучения и проведение медосмотров, и многое другое. Перечень документов достаточно обширный, поэтому в ФСС подготовили памятку, какие документы должен приложить работодатель, чтобы ему не отказали в возмещении.

Напомним, за счет одобренных фондом средств можно оплатить следующие виды мероприятий:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • обучение охране труда;
  • обязательные периодические медосмотры;
  • закупку специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты;
  • санаторно-курортное лечение работников;
  • иные мероприятия.

По действующим правилам, Фонд может разрешить использовать до 20% от суммы страховых взносов на травматизм, уплаченной за прошлый год, минус расходы на выплаты пострадавшим от несчастных случаев в прошлом году (если таковые были), но не более суммы взносов на текущий календарный год.. Эта сумма увеличится до 30%, если работодатель направлял на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного и пенсионного возраста.

Обращаем внимание на Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, которым предусмотрено проведение Пилотного проекта по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний работников. В 2022 году по новым правилам должны начать работать сразу 20 регионов, поэтому стоит уточнить подробности подачи заявлений в отделении ФСС вашего региона.

Особенности закупки СИЗ

По официальным данным, в прошлом году страхователи чаще всего тратили средства на проведение обязательных периодических медосмотров. На втором месте – покупка средств индивидуальной защиты (СИЗ) и чистящих средств, а также траты на специальную оценку (график взят с официального сайта ФСС).

На компенсацию могут рассчитывать работодатели, которые не имеют задолженностей по страховым взносам на травматизм. При этом предприниматели, которые планируют получить компенсацию расходов, должны закупать средства индивидуальной защиты, которые произведены на территории государств – членов Евразийского экономического союзаРФ (правило действует с 5 октября 2018 года). В письме от 20 февраля 2017 г. N 02-09-11/16-05-3685 ФСС объяснял, что информацию, подтверждающую сведения о стране-производителе, следует искать в документах, подтверждающих соответствие средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011. Причем, страхователи должны самостоятельно проводить проверку подлинности копий сертификатов и деклараций о соответствии. Сделать это можно в реестре выданных сертификатов соответствия и реестре зарегистрированных деклараций о соответствии, имеющихся на сайте Росаккредитации.

Помните, что согласно пунктам 6.1 и 6.2 Технического регламента, все средства индзащиты должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Он выглядит так:

Такая маркировка должна быть в документации, на упаковке, а также на самом средстве защиты. Если ее нет, СИЗ не соответствует требованиям техрегламента, а значит, работодатели не имеют права раздавать такие средства защиты своим работникам. Об этом сказано в Письме Минтруда РФ от 06.03.2017 № 15-2/ООГ-577.

Поскольку в РФ действуют типовые нормы выдачи спецодежды, страхователи не могут уклониться от обязанности покупать ее для своих работников. Однако если продукция не будет изготовлена на территории государств – членов Евразийского экономического союза, компенсировать расходы на ее покупку не получится. В таком случае, возможно, организациям будет выгоднее обратиться за компенсацией иных затрат, например, на приобретение технических средств, с помощью которых проводится обучение по вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

На что еще обращают внимание в ФСС

Помимо отсутствия задолженностей по взносам и качества закупаемых СИЗ, чиновников интересует правильность оформления и ведения документов. Так, от страхователей требуют перечень приобретенных СИЗ, который должен учитывать сведения из журнала учета выдачи средств индивидуальной защиты. Как объяснял ФСС в письме от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779, важно, чтобы СИЗ попали к работникам, и этот факт был подтвержден документально.

Сотрудники фонда подчеркивают, что правильно сформированный полный пакет документов даст больше шансов получить возмещение. Если работодатель не представит нужные бумаги, они будут содержать недостоверные сведения или неправильно оформлены (каждая страница должна быть заверена круглой печатью или предъявлен оригинал), ему откажут.

Ссылка на основную публикацию