Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором
Обязательность заключения договора на сбор и утилизацию отходов
Сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) в большинстве регионов России с 01.01.2019 осуществляют региональные операторы, выбранные на конкурсной основе. Подробнее о новых правилах читайте в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать».
Обязательность заключения договора на вывоз и утилизацию ТКО возложена:
- На управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив (ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, далее — Кодекс).
- Владельцев квартир, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) принято решение об оформлении договоров напрямую с ресурсоснабжающей организацией (ч. 1 ст. 157.2 Кодекса).
- Владельцев квартир при непосредственном управлении МКД собственниками (ч. 2 ст. 164 Кодекса).
- Владельцев частных домов (частей таких домов) в силу ч. 5 ст. 30 Кодекса.
- Владельцев нежилых помещений, расположенных в МКД (абз. 3 п. 148 (1) постановления Правительства РФ «О предоставлении…» от 06.05.2011 № 354, далее — постановление № 354). Исключение из этого правила составляют владельцы машино-мест (абз. 6 п. 148 (1) постановления № 354).
Вывод! Обычно отдельный договор на вывоз ТКО и их утилизацию владельцам квартир оформлять не нужно. Исключение составляют 2 случая: непосредственное управление МКД либо принятие решения об оформлении договоров с ресурсоснабжающими организациями собственниками квартир напрямую.
Типовой договор на сбор и утилизацию отходов
Договор ТКО (договор на сбор и утилизацию отходов) оформляется в силу п. 5 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ на основании типового договора. Он может быть дополнен сторонами другими положениями, которые соответствуют законам РФ.
Обратите внимание! Типовой договор на вывоз ТКО можно найти в постановлении Правительства от 12.11.2016 № 1156 (далее — постановление № 1156).
В документе, в частности, указывается:
- объем накопления ТКО и площадка, на которой они копятся, периодичность их вывоза;
- средства складирования отходов (мусоропроводы, контейнеры, пакеты и т. п.);
- права каждой из сторон и обязанности, которые они на себя берут;
- правила учета массы и объема ТКО (расчетным путем или исходя из массы отходов);
- правила фиксирования нарушений условий договора региональным оператором (порядок составления акта о нарушении, содержание такого акта);
- срок действия документа (не может превышать временной интервал, на который региональному оператору присвоен его статус) и т. д.
Прямые договоры на сбор и утилизацию отходов с физическим лицом
Как мы говорили ранее, прямые договоры с региональным оператором ТКО оформляют следующие группы физлиц:
- владельцы частных домов;
- владельцы квартир в МКД при непосредственном управлении ими таким домом;
- владельцы квартир, когда домом управляет товарищество собственников жилья или управляющая компания, но на общем собрании было решено оформлять прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Региональный оператор типовой договор ТКО, а также сообщение о его оформлении размещает на своем сайте в течение месяца с момента подписания соглашения с региональным органом госвласти.
В течение 15 рабочих дней физлицо, подпадающее под одну из названных выше категорий, должно подать заявку на оформление договора на вывоз ТКО с физическим лицом. О содержании заявки мы расскажем в одном из следующих разделов статьи.
Важно! Если потребитель услуги не направил заявку в указанный срок, договор считается оформленным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день.
Порядок оформления договора на сбор и утилизацию отходов
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО закреплен в Правилах обращения с коммунальными отходами, утв. постановлением № 1156. Представим его в таблице.
Действие, которое необходимо совершить
Публикация оператором извещения о необходимости оформить договор на сбор и утилизацию ТКО
1 месяц с момента оформления соглашения с региональным органом власти
Подача заявки на оформление договора
15 рабочих дней с даты публикации извещения
Направление извещения о необходимости представить дополнительные данные или документы
5 рабочих дней с момента получения заявки
Направление договора оператором (при наличии нужных данных и документов)
15 рабочих дней со дня получения заявки
Подписание договора потребителем со своей стороны либо направление мотивированного отказа
15 рабочих дней с даты поступления договора
Доработка оператором договора с учетом замечаний и его отправка
10 рабочих дней с момента получения отказа
Подписание потребителем доработанного проекта договора
10 рабочих дней со дня получения
Важно! При направлении оператором проекта договора, учитывающего замечания потребителя, последний не может отказаться от его подписания, а также предлагать другие условия договора.
Обратите внимание! При пропуске потребителем указанного выше срока договор считается заключенным на условиях типового договора и по цене, указанной оператором в первоначальном проекте договора (п. 8 (15) Правил обращения с коммунальными отходами).
Обязательность заключения договора на сбор и утилизацию отходов
В заявке на оформление договора на вывоз мусора указывают следующие данные:
- Для юрлиц:
- реквизиты: название, фактический адрес, ИНН, ОГРН, документы, подтверждающие полномочия генерального директора или другого уполномоченного лица, фактический адрес и банковские реквизиты;
- название и адрес объектов недвижимого имущества;
- данные о виде хоздеятельности, данные о составе ТКО и их количестве, которые образуются за один год.
- Предпринимателей:
- реквизиты: Ф. И. О., ОГРНИП, ИНН, адрес прописки, банковские реквизиты;
- название и адрес объектов недвижимости;
- данные о виде деятельности, составе и объеме образующихся за один год ТКО.
- Физлиц:
- собственные данные: Ф. И. О., реквизиты паспорта, адрес регистрации и контакты;
- название и местонахождение нежилого помещения, частного дома или квартиры.
К заявке надлежит приложить:
- документ о праве собственности (ином основании владения) на квартиру, дом, нежилое помещение;
- документ о том, что управляющая компания обязана предоставлять услугу по сбору и утилизации ТКО, лицензию управляющей компании;
- доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия лица на подписание договора;
- документы об общей площади МКД, здания, количестве расчетных единиц, утвержденных региональным органом власти или муниципалитетом при определении нормативов накопления ТКО;
- сведения о площади помещений, как жилых, так и нежилых, площади общего имущества собственников либо количестве проживающих в данном доме людей.
Итак, оформить договор на вывоз и утилизацию отходов должны владельцы частных домов, управляющие компании, товарищества собственников жилья, владельцы нежилых помещений в МКД (за исключением владельцев машино-мест). Собственникам квартир оформлять такой договор напрямую с оператором нужно, только если они непосредственно управляют своим МКД либо на общем собрании приняли решение о заключении договоров напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющую компанию. Типовая форма договора и порядок его оформления закреплены постановлением № 1156.
Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
Поговорим о необходимости заключения договора с региональным оператором. Кто должен заключать договор с региональным оператором, с какой даты, что относится к ТКО?
В октябре 2019 года по обращению с ТКО вышли разъяснения Минприроды, можете ознакомиться здесь.
Заключение договора с региональным оператором ТКО
Эта необходимость обусловлена соблюдением законодательства:
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, вывоз ТКО от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором при наличии заключенного договора на оказание соответствующих услуг.
Таким образом, если у вашего предприятия образуются отходы из группы ФККО 73000000000 – Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, то с 01.01.2019 у вас появилась прямая обязанность по заключению договора с региональным оператором.
Еще один нюанс:
Если ваше предприятие передает отходы из группы ТКО в собственность другому предприятию? Кто должен заключать договор с рег. оператором?
В данном случае – первоначально собственником отходов является именно ваше предприятие, следовательно, именно оно и должно заключать договор с рег. оператором!
Что входит в ТКО? Перечень отходов от предприятия
В эту группу отходов входят практически все отходы, представляющие собой мусор.
73310001724 | мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
73310002725 | мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
73315101724 | мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
Региональный оператор, в свою очередь самостоятельно заключает договор (договоры) с перевозчиком (перевозчиками) отходов, имеющих лицензии на транспортирование отходов.
Если у вас сейчас заключен договор с перевозчиком отходов (это ситуация большинства), а у перевозчика заключен договор с региональным оператором, то ваше предприятие рискует получить наказание в виде штрафа (если вам повезет и у вас плановая или внеплановая проверки идут), так как идет нарушение нормы закона.
Отказ от заключения договора с региональным оператором ТКО
В соответствии с разъяснительным письмом Росприроднадзора от 22 июля 2019 г. № АА-10-02-32/19273:
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Т.е. не заключают договор с региональным оператором только юридические лица, в собственности которых находится полигон для размещения отходов при условии, что отходы образуются на том же или смежном земельном участке, на котором находится полигон.
Остальные юридические лица, от деятельности которых образуются ТКО – обязаны заключать договор с региональным оператором!
Наказание за отсутствие договора с региональным оператором
Указанное нарушение будет являться составом ст. 8.2. КоАП РФ. Штрафные санкции: юридическое лицо – 100,0 тыс. руб., должностное – 10,0 тыс. руб.
Эта норма закона будет затрагивать интересы частных домовладений, владельцы которых ранее могли не заключать договор на вывоз мусора мотивируя это тем, что отходы частично сжигаются в печах, частично компостируются и т.д. Теперь к ним надзорные органы могут также применить ст.8.2 КоАП РФ, штраф для граждан будет составлять в минимальном размере -1,0 тыс. руб., в максимальном – 2,0 тыс. руб.
Некоторые скажут, что невозможно будет заставить владельцев домовладений поголовно заключать договора с региональными операторами.
Что хочу сказать – сейчас соседи сплошь и рядом не решают самостоятельно возникающие у них проблемы, связанные с “соседством”, а предпочитают писать друг на друга жалобы – обращения.
Данная норма закона очень поможет надзорным органам работать с гражданами, в плане привлечения их к административной ответственности.
Если есть вопросы, то задавайте их в комментариях.
МосОблЕИРЦ разъясняет порядок начислений и расчетов за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в городском округе Домодедово
Что изменилось? С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»? В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в Московской области. Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ. В Домодедово услуги по вывозу мусора осуществляет ООО «Каширский региональный оператор».
Для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.
В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?» Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получает абонент, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.
Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».
Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт».
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов? Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), норматива накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.
Объем накопления отходов, в свою очередь, складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения.
В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: тариф умножается на объем накопления (0,114 куб. м на кв. м), умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).
Для жителей Домодедово все данные по произведенным оплатам за предыдущие месяцы (периоды) будут учтены при расчете начислений и отразятся в платежных документах, которые жители получат в первых числах мая.
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений? Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.
Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома? Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора – г. Домодедово ул. Текстильщиков д.1 Б офис 201
Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения.
Основания для перерасчета платы за услугу «обращение с ТКО». Законодательство предусматривает перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе по следующим основаниям:
– в связи с временным отсутствием потребителя;
– в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.
Размер платы за услугу «обращение с ТКО» в Московской области определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающий. Таким образом. перерасчет платя за услугу в связи с временным отсутствием потребителя в помещении не предусмотрен.
Во втором случае, когда коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывалась за расчетный период в неполном объеме или не оказывалась вовсе, потребитель вправе требовать изменения платы вплоть до полного освобождения от ее внесения – в соответствии с положениями глав IX, X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов (утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и направляет претензию с обоснованным требованием перерасчета. Исполнителем услуги, в зависимости от договорных условий, может быть управляющая организация или региональный оператор по обращению с ТКО. На основании обоснованного требования потребителя исполнитель услуги производит корректировку потребленного объема услуги и направляет соответствующую информацию в адрес платежного агента – МосОблЕИРЦ, с указанием необходимости проведения перерасчета. На основании этой информации МосОблЕИРЦ формирует платежный документ с актуальной информацией по услуге «обращение с ТКО».
Льготы. Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23.03.2006 №36/2006-03 в редакции закона от 04.03.2019 №23/2019-ОЗ предусмотрены ежемесячные денежные компенсации по услуге «обращение с ТКО» для пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда и других категорий граждан. Также ежемесячная денежная компенсация предусмотрена для пенсионеров:
• 30% стоимости услуги – неработающим пенсионерам до 70 лет;
• 50% стоимости услуги -пенсионерам от 70 до 80 лет;
• 100% – пенсионерам старше 80 лет.
Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты. В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Своевременная и полная оплата ЖКУ позволяет регулярно получать все установленные законодательством субсидии и денежные компенсации.
Как оплачивать услуги по вывозу мусора без комиссии? Жители многоквартирных домов – абоненты МосОблЕИРЦ – могут без комиссии оплачивать услугу «обращение с ТКО» с помощью личного кабинета на сайте или в мобильном приложении МосОблЕИРЦ.
Безкомиссионная оплата в личном кабинете МосОблЕИРЦ доступна для тех абонентов, кто оплачивает услугу «Обращение с ТКО» в составе единого платежного документа за ЖКУ, а также для тех, кто получает отдельные платежные документы от МосОблЕИРЦ на оплату взноса на капитальный ремонт и услуги «обращение с ТКО».
Для жителей частных домов, расположенных в Московской области, услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Оплачивать услугу без комиссии жители индивидуальных жилых домов могут в личном кабинете АО «Мосэнергосбыт». Для удобства абонентов МосОблЕИРЦ и АО «Мосэнергосбыт» разработан новый Единый личный кабинет https://my.mosenergosbyt.ru.
По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию» Министерства ЖКХ Московской области – 8 (495) 123-36-46.
По вопросам начислений за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» организована единая «горячая линия» МосОблЕИРЦ 8 495 120-27-71.
Правомерность выставления счетов за вывоз ТКО
Региональный оператор выставил счет за 1 квартал за услуги по вывозу ТКО, которые по факту не оказывал. Официально договор с региональным оператором (бумажный носитель в «живыми» печатями и подписями) не заключался.
Правомерны ли действия регионального оператора?
Какие действия предпринять в данной ситуации?
Будут ли начисляться пени?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения ) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее Правила).
Согласно п.817. Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 88−816 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 818. Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, Вы обязаны были направить заявку на заключение договора регоператору и убедиться всеми возможными способами в ее получении регоператором. Если регоператор проигнорировал Вашу заявку и никак не ответил Вам, то договор все равно считается заключенным по форме типового договора.
В соответствии с разделом «VI. Порядок фиксации нарушений по договору» типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156, В случае нарушения региональным оператором обязательств по оказанию услуг по вывозу отходов Вы должны были составить акт о нарушении региональным оператором обязательств и в случае, если региональный оператор продолжил бы Вас игнорировать, то направить данный акт в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти (необходимо уточнить в Вашей администрации, кто именно контролирует работу регоператора в вашем регионе).
Если Вы сделали все возможное для заключения договора с регоператором, чтобы он выполнил свои обязательства, но были вынуждены организовать вывоз ТКО самостоятельно, учитывая необходимость соблюдения санитарных норм, и у Вас есть соответствующие подтверждающие документы, то Вам удастся отстоять свою правоту в суде.
В противном случае, если Вы не предпринимали никаких шагов, предусмотренных Правилами, то Вы обязаны будете оплатить выставленный счет, потом согласовать с регоператором договор и сделать перерасчет.
Так же согласно п. 22. Типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами
В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
1. Что такое ТКО?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.
2. Кто такие региональные операторы?
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».
Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.
3. Зачем эта реформа обращения с ТКО?
Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.
Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.
Стоит отметить, что при расчете тарифов регоператора учли и то, что в результате сортировки получается продукт: вторичное сырье, которое можно реализовать. Поэтому тариф регоператора уменьшен на всю прибыль, которую он может получить от продажи отобранного пластика, картона, металла и пр.
Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.
4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?
Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ульяновской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области.
Необходимо отметить, что региональные операторы в Ульяновской области предоставляют банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, они рискуют потерять десятки миллионов рублей.
5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?
Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т.д. Прибыль регоператора, обслуживание банковской гарантии, а также затраты на выставление контейнерного парка в Ульяновской области в тариф не включены.
При этом НВОС и НДС – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.
7. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.
При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:
– среднегодовая норма накопления ТКО;
– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.
8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).
Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.
9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?
Да, несомненно. С 01.01.2019г., когда начнет работать Региональный оператор, нагрузка по расходам на вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!
10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?
Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Компенсационные выплаты предусмотрены для порядка 303 тысяч жителей Ульяновской области.
Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.
11. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?
Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, но не позднее 01.01.2019г.
12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.
13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.
Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.
14. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?
Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).
15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?
Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.
Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
16. Кто является собственником контейнерной площадки?
Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.
Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).
17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?
Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).
18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?
В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Ульяновской области эта работа уже ведется.
19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.
20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?
В соответствии с Соглашением, в обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.
Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение тридцати дней, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.
Как Заключить Договор с Региональным Оператором Правильно!
Добрый день, уважаемые коллеги экологи, читатели сайта Блог Инженера! Предлагаю поднять вопрос о наболевшем — региональный оператор по обращению с отходами ТКО. Для тех кто ещё не в теме, ссылочка на обсуждения реформы по обращению с отходами.
Если вкратце — трансформировали систему обращения с отходами, перевели услуги вывоза и размещения ТБО в разряд коммунальных, ввели новое понятие ТКО и все длится с 2016 года. Но 1 января 2019 года Россия полностью должна перейти на новую систему обращения с отходами производства и потребления.
На сегодняшний день утверждены правила заключения договоров с региональными операторами.
Напоминаю, договор с региональным оператором должны заключить все юридические и физические лица, у которых образуются отходы ТКО или отходы подобные коммунальным на производстве.
Что относится к ТКО, а что не относится, материал и перечень предоставлен в заметке по ссылке.
Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами»)», в которое были внесены изменения по порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями.
Изменения действуют со 2 октября 2018 года. Так как у многих региональных операторов не своевременно были утверждены предельные тарифы на услуги, заявки активно начинают подавать только сейчас, разъясним схему взаимодействия при заключении договора с региональным оператором.
Заключение договора осуществляется по заявке потребителя. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Перечень документов:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;
б) документы, подтверждающие наличие:
- у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам твёрдых коммунальных отходов;
- у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (для представителя — физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
г) документы, содержащие сведения:
- о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешённого использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
- о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами).
Заявка потребителя и документы, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Исключения:
1. Если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
2. Если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает её с указанием причин возврата.
3. В случае поступления заявки потребителя от нескольких потребителей в отношении одних и тех же объектов (частей объектов) рассмотрение заявок потребителей может быть приостановлено региональным оператором не более чем на 10 рабочих дней для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах (частях объектов).
4. Если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
И вишенка на торте:
На рассмотрение проектов договоров оператора потребителю даётся 15 рабочих дней. В случае, если потребитель не предоставляет свои предложения и замечания по тексту договора, договор считается заключённым по типовой форме по цене, указанной региональным оператором в тексте договора.
На этом у нас все. Подписывайтесь на Блог Инженера РФ! Удачной договорной компании!
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.