Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Законом «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом в РФ действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Банковские операции могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБ РФ. Необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, поэтому они обязательно должны получать лицензии на совершение банковских операций и проходить регистрацию в ЦБ РФ. В противном случае банковские операции являются незаконными.
При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций, в которой указываются банковские операции, на осуществление которых банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление банковской деятельности без лицензии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
За регистрацию и выдачу лицензии на совершение банковских операций с банков и кредитных организаций взимается сбор в доход федерального бюджета в размере не более 1% суммы объявленного уставного капитала. Плата взимается и за открытие каждого нового филиала банка.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после государственной регистрации в ЦБ РФ. Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка – юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала. В качестве учредителей банка могут выступать юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Не могут быть участниками банков предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными.
Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов. Учредители – юридические и физические лица – оформляют и подписывают учредительный договор или договор о создании акционерного общества. В нем определяется организационно-право-вая форма банка, предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале; ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц, его подписавших.
До регистрации банка учредители не имеют право проводить банковские операции от его имени.
Учредители банка проводят учредительное собрание, на котором обсуждают все основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале банка, рассматривают проекты учреди тельных документов и принимают соответствующие решения. Учредительное собрание должно, в частности, принять решение о создании банка, утвердить его устав, наименование, избрать совет директоров банка, ревизионную комиссию, а также утвердить кандидатуры для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности и др.
Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление ЦБ РФ по месту своего нахождения вес документы, необходимые для регистрации банка: ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии, устав банка, утвержденный собранием акционеров, учредительный договор, протокол учредительного собрания, список учредителей банка и заключение аудиторской организации об их финансовом положении. Одновременно представляются нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Госналогслужбы, анкеты кандидатов на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера, а также копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за регистрацию банка и др.
Главное управление ЦБ РФ по месту нахождения коммерческого банка направляет в адрес Банка России заключение о целесообразности создания банка на данной территории, к которому прилагаются необходимые для регистрации документы.
ЦБ РФ рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации банка. В случае положительного решения Банк России направляет в территориальное учреждение по месту нахождения кредитной организации по 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее устава, сообщение о регистрации публикуется ЦБ РФ в печати.
В особом порядке регистрируются на территории Российской Федерации банки с участием иностранных инвестиций. При их регистрации Ц|Б РФ принимает во внимание очередность подачи заявок, имя, финансовое положение, деловую репутацию учредителей, их географическое представительство и характер двухсторонних отношений между Российской Федерацией и страной пребывания учредителей.
Для открытия совместным или иностранным банком каждого филиала на территории России требуется отдельное разрешение ЦБ РФ. При этом на территории России допускается открытие филиалов только банков-нерезидентов, обладающих прочным финансовым положением.
Внесение изменений в учредительные документы разрешается только после полной оплаты всех ранее выпущенных акций (или долей в уставном капитале банка). Для регистрации нового выпуска акций или объявления новой суммы уставного капитала необходимо внести соответствующие изменения в устав банка.
Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковской операции. Решение об отзыве лицензии публикуется в печати и доводится до совета ликвидируемого коммерческого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны формировать ликвидационную комиссию. До начала работы ликвидационной комиссии оперативный надзор за деятельностью коммерческого банка и сохранностью его имущества осуществляет Главное управление ЦБ РФ.
7. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков
Открытие и регистрация коммерческих банков (КБ) осуществляется в соответствии с законом о ЦБ и о банковской деятельности, а также инструкции ЦБ № 49 от 27.09.1996 года. Существует строгий порядок регистрации.
Кредитные организации регистрируются единым органом – ЦБ, хотя на практике все КБ проходят двойную регистрацию, идут в регистрационную палату и регистрируются как юридическое лицо, то есть напрямую нарушается закон о регистрации. ЦБ ведет учет банков в книге государственной регистрации. С лицензией и регистрацией ЦБ кредитные организации имеют право заниматься банковской деятельностью, то есть все фирмы МММ, Властелина и так далее действовали в нарушение закона.
Учредителями КБ могут быть юридические и физические лица. Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в законом порядке и иметь устойчивое финансовое положение и выполнять все обязательства. При создании банка учредители подписывают Учредительный договор, в котором определяют вид банка (ООО, ЗАО, ОАО), в соответствие с этим подготавливается Устав банка. При регистрации банка его учредители должны представить по месту его нахождения в главное управление ЦБ следующие документы: ходатайство о государственной регистрации и на выдачу соответственной лицензии. В этом ходатайстве дается экономическое обоснование о необходимости создания банка на этой территории. Кроме того, в этом ходатайстве должно быть подтверждено то, где будет здание под банк, как оно будет оборудовано, как будет обеспечен техникой банк. Третий документ – Устав КБ, в нем расписано все то, что должен содержать устав, где определяется форма банка, вид операций, которые будет осуществлять банк, схема управления банком, то есть вся организационная деятельность. Расписывается доля участников и сумма взносов в уставный капитал, при этом необходимо иметь в виду, что в момент создания банка учредители могут 20% уставного капитала внести материальными средствами, а в дальнейшей деятельности банка эта доля должна снижаться до 10%. Протокол собрания учредителей – это следующий документ – должен отражать решение о создании банка, в какой форме, кто руководитель, кто главный бухгалтер, порядок снятия и назначения. В практике присутствует такой принцип: председатель правления банка приглашается на работу, утверждается собранием пайщиков сроком на 5 лет. Также надо представить копию платежного поручения за оплату госпошлины составляет 1% объявленного уставного капитала, она зачисляется в федеральный бюджет.
Следующий документ – нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации учредителей банка – юридических лиц, а также аудиторские заключения о их состоянии в течение 3 лет, ну и некоторые другие данные. Например, физические лица – учредители должны представить декларацию, заверенную налоговой службой, что он не должен по налогам.
В пакет документов на регистрацию представляются также анкеты претендующих на должность руководителей и главного бухгалтера банка, притом у них должно быть специальное образование: экономическое, юридическое, не менее года опыта работы в банке. Прилагается также список учредителей банка, с расписанными долями акций и паевого взноса.
При регистрации есть еще требования к названию: на слова “Россия, центральный, федеральный” требуется разрешение. Территориальное управление ЦБ, приняв пакет документов, должно это подтвердить и приготовить замечания, после чего этот пакет возвращается на доработку. Если дается положительное заключение, то оно с пакетом документов направляется в ЦБ, в департамент регистрации и лицензирования банковской и аудиторской деятельности, там он еще раз проверяется и при положительном решении подписывается свидетельство о государственной регистрации этого банка и выдается штамп на экземпляр Устава, и ставится печать и подпись одного из заместителей председателя ЦБ. 2 экземпляра Устава и свидетельство о регистрации направляются в управление, которое потом один экземпляр вручает банку с уведомлением о регистрации и с требованием уплатить 100% уставного капитала в месячный срок.
Если банк создается в форме АО, то в 10 дневной срок банк должен направить в ЦБ документы о регистрации и отчет, о первой эмиссии акций. После подтверждения об оплате уставного капитала зарегистрированному банку выдается соответствующая лицензия.
В настоящее время существуют следующие виды лицензий: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права операций с физическими лицами, так называемая ограниченная лицензия. Второй вид лицензии – осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте, с правом привлечения физических лиц, то есть это расширенная лицензия, и лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и так далее – это лицензия генеральная, то есть дающая право выполнять все банковские операции, а также без ограничений устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками и правом открытия филиалов за рубежом.
После регистрации банка банк может создавать представительства или филиалы или отделения вне места нахождения главного офиса банка. С 1996 года их создание осуществляется в порядке уведомления, то есть сначала все создается, а потом уже регистрируется.
ЦБ и его территориальные органы могут отказать учредителям в создании КБ. Какие мотивы отказа? Во-первых, это несоответствие квалификации руководителей, во-вторых, это финансовая несостоятельность учредителя, потом, это не соответствие поданных документов. Если ЦБ отказывает в регистрации и выдачи лицензии или нарушает сроки, выделенные для выдачи лицензии, то это решение может обжаловаться учредителями в суде, где надо доказать, что ЦБ нарушил законодательство. Как правило, это бесполезное мероприятие.
Ликвидация осуществляется: отзывом лицензии, о чем происходит публикация в печати, причем отзыв производится по инициативе ЦБ. При отзыве лицензии, если не приняты меры по санации банка, то в банке должна создаваться ликвидационная комиссия с участием в ее составе представителя ЦБ. Вся операционная деятельность до начала работы ликвидационной комиссии прекращается, и контроль за деятельностью такого банка осуществляет то территориальное управление ЦБ, за которым числится этот КБ.
В ходе своей деятельности в соответствии с законодательством КБ могут производить различные реорганизации, это может быть: изменение формы собственности, слияние с другими банками, присоединение к ним, разъединение. То есть намерения банка провести реорганизацию должны в течение месяца с момента принятия решения сообщаться в территориальное отделение ЦБ, чтобы была выявлена закономерность реорганизации и она была утверждена.
Порядок создания и ликвидация коммерческих банков
Алгоритм открытия и регистрации коммерческого банка
Инициатива по организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка – юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала, кроме организаций государственной и местной власти, а также политических организаций и специализированных общественных фондов. Однако с 1993 года существуют исключения для местных властей, которые могут принять участие в открытии банка, но с разрешения местной Думы.
Учредители берут на себя оформление всех необходимых документов для создания КБ, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов (первые шаги маркетинговой деятельности) и видов совершаемых операций.
Если будущий КБ будет заниматься валютной деятельностью, то при его создании формируется уставной капитал одновременно в рублях и валюте, и готовятся документы на получение двух лицензий – на совершение рублевых и валютных операций. Кроме того, учредители оформляют и подписывают учредительный договор, в котором:
- – определяется характер банка – паевой, акционерный и т.д.;
- – предполагается размер уставного капитала;
- – определяется доля учредителей в уставном капитале, которая должна быть не менее 25 % общего размера уставного капитала, остальные могут добираться акционерами, пайщиками, спонсорами и т.п., в этом случае договор пополняется подписными листами, на основании которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении КБ;
- – распределяется ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;
- – указываются стороны, которые будут рассматривать споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд, местное отделение народного суда) и другие вопросы. Затем выполняются денежные операции по открытию и регистрации КБ, которые заключаются в следующем:
- 1. В отделении ЦБР открывается корреспондентский счет, на который в течение одного месяца после подтверждения получения документов и выдачи лицензии должны поступить средства уставного капитала в 100 % -м исполнении, с этого же счета ведутся все расчеты за регистрацию КБ, оплачиваются расходы, связанные с подготовкой учредительных документов.
- 2. За регистрацию на совершение банковских операций с КБ взимается плата в доход ЦБР в размере 0,1 % от суммы объявленного уставного капитала, за выдачу лицензии по работе с валютой взимается плата – 1000 долл. США, кроме того, плата взимается за открытие каждого нового филиала.
- 3. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемый как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, с 1 января 2012 года был повышен до 180 млн. руб. для всех банков (до 1 января 2012 сумма составляла – 90 млн. руб). Минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка с 1 января 2012 года и минимальный собственный капитал действующих банков с 1 января 2015 г. предполагается установить в размере 300 млн руб. (проект заявления Правительства и Центробанка “О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года”).
- 4. Далее учредители проводят учредительное собрание (конференцию), на котором обсуждают основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале, рассматривают проекты учредительных документов и принимают соответствующие решения.
- 5. Кроме этого Учредительное собрание должно:
- 6. – утвердить устав банка;
- 7. – избрать Совет банка;
- 8. – избрать ревизионную комиссию;
- 9. – избрать правление КБ.
- 10. Решение принимается 3/4 голосов, одна акция – 1 голос, председатель выбирается большинством голосов, на собрании должны присутствовать все учредители или их представители. Не позднее чем через один месяц после собрания учредители представляют в Головное Управление ЦБР по месту своего нахождения все документы, необходимые для регистрации КБ.
- 11. Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно представить алгоритм открытия и лицензирования кредитной организации в виде схемы, приведенной на рис. 3.
Рис. 3 Алгоритм открытия коммерческого банка
Документы, необходимые для получения лицензии.
Для государственной регистрации коммерческого банка и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
- 1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации КБ и выдачи лицензии на осуществление операций.
- 2. Учредительный договор.
- 3. Устав кредитной организации.
- 4. Протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.
- 5. Свидетельство об уплате государственной пошлины.
- 6. Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние 3 года.
- 7. Декларация о доходах учредителей – физических лиц, заверенная органами Государственной налоговой службы РФ.
- 8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.
- 9. Согласие Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур на создание КБ.
- 10. Расчетный баланс на конец первого года деятельности.
- 11. Расчет плана доходов, расходов и прибыли.
- 12. Копии платежных документов о внесении платы за регистрацию.
- 13. Акт денежной оценки о внесении денежных и не денежных вкладов учредителей в уставной капитал.
- 14. Справка о почтовых реквизитах КБ, заверенная главой местной администрации или его замом.
- 15. Документы на служебное помещение – о готовности оборудования кассового узла, документы об аренде помещения и т.п.
- 16. Все документы, связанные с первым выпуском ценных бумаг, если КБ создается как акционерное общество.
Регистрация коммерческих банков.
Не позднее одного месяца с момента подачи документов в Головное управление ЦБР по месту нахождения будущего коммерческого банка ГУ направляет заключение о целесообразности создания КБ и документы в ЦБР.
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе должно осуществляться ЦБР не дольше 6 месяцев. После принятия решения по выдаче лицензии и регистрации КБ в трехдневный срок ЦБР уведомляют об этом, и с этого времени в течение одного месяца необходимо осуществить 100 % оплату уставного капитала КБ; если срок будет нарушен, решение будет аннулировано.
При уведомлении об оплате Уставного капитала – Банк России в трехдневный срок выдает КБ лицензию на осуществление банковских операций.
В десятидневный срок необходимо подать документы в Государственную налоговую инспекцию по месту нахождения банка для начисления и оплаты налогов.
Существует особый порядок для регистрации совместных КБ. Порядок регистрации совместных КБ регламентируется Законом “О банках и банковской деятельности”.
3 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Наряду с уставом для открытия коммерческого банка необходимо представить в Главное террито-риальное управление Центрального Банка (ГТУ ЦБР):
учредительный договор с полной юридической характеристикой каждого учредителя;
балансы, составленные учредителями за предшествующий период и другие отчетные документы, определяющие финансовое положение учредителей;
сведения о руководящем составе банка: руководители должны иметь высшее экономическое образование, более чем трехлетний опыт работы на ведущих должностях в коммерческом банке, безупречную репутацию. Работникам органов государственной власти и управления запрещено участвовать в органах управления банков;
экономическое обоснование целесообразности и необходимости создания коммерческого банка.
Кредитные организации получают право осуществлять свою деятельность с момента получения лицензии. Однако, новым банкам, как правило, выдают лицензию на проведение ограниченного круга операций, который через два года успешной работы коммерческого банка может быть расширен. Если учредители банка планируют оказание услуг в иностранной валюте, им необходимо для получения соответствующей лицензии подготовить второй комплект учредительных документов и часть уставного капитала сформировать в иностранной валюте. Особое место среди разрешительных документов занимает генеральная лицензия, выдаваемая банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. С ее получением коммерческий банк приобретает право открывать филиалы за рубежом и формировать уставный капитал кредитных организаций- нерезидентов.
Получение лицензии ЦБ РФ дает коммерческому банку формальное право привлекать клиентов, но основным экономическим условием начала деятельности банка является наличие оплаченного уставного капитала, который складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. На долю учредителей банка должно приходиться не менее 25 % уставного капитала. Регламентирование размера капитала является одним из важнейших инструментов контроля со стороны государства за стабильностью банковской системы страны. С 1 января 1999 г. минимальный
размер собственного капитала банка должен быть эквивалентен 5 млн. евро. Политика ЦБ РФ направлена на стимулирование постепенного увеличения коммерческими банками их уставных капиталов с целью упрочения их финансовой устойчивости и соответствия банковской системы РФ международным стандартам. Значительная капитализация коммерческих банков способствует устранению случайных и ненадежных банков, подрывающих доверие клиентов к банковской системе страны в целом. Работа мелких банков на пределе возможностей повышает риск банкротства, так как любое нарушение кредит-ного процесса, не возвращенный вовремя кредит влечет за собой риск невосполнимых потерь.
При организации деятельности любого кредитного учреждения необходимо стремиться к обеспечению его финансовой стабильности, защите прав и интересов его кредиторов и вкладчиков. Для достижения этого все банки обязаны размещать в ЦБ РФ резервы в соответствии с установленными нормативами; иметь страховой и резервный фонды, соблюдать действующие экономические нормативы.
Создание головного учреждения коммерческого банка – начальный этап формирования банковской сети. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций-клиентов, территориально-удаленных от места расположения банка, следует организовать филиалы и представи-тельства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий.
Государство не регламентирует форму собственности, на базе которой создаются коммерческие банки, однако, текущая хозяйственная практика выявила потребности экономики в существовании банков с государственным капиталом для проведения специальных операций. Потребность в таких банках обусловлена тем, что в ряде отраслей доля централизованных кредитов во всех привлеченных пассивах достигает 60 – 90 %. Для финансирования отдельных целевых, республиканских, региональных и иных программ создают специальные банки развития, которые зачастую становятся посредниками между правительством, Банком России и предприятиями.
На основании российского законодательства ЦБ РФ не вправе исключительно административными методами руководить деятельностью кредитных учреждений, однако, в случае стойкого неисполнения экономических нормативов, регламентирующих деятельность банков, при обнаружении нарушений норм банковского законодательства и др. у кредитного учреждения может быть отозвана банковская лицензия как исключительная мера воздействия.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица производится ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в случаях:
установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
установления фактов недостоверности отчетных данных;
осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.
Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка.
Ходатайства подготавливаются ГТУ ЦБР и направляются в центральный аппарат ЦБ РФ для приня-тия соответствующего решения.
Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом в соответствии с Положением Банка России «О Комитете банковского надзора Банка России», утвержденным Приказом банка России от 18.12.96 г. № 02-463.
На основании решения Комитета издается приказ ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. После издания приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией.
В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии кредитная организация может выполнять, под непосредственным надзором территориального учреждения Банка России в лице уполномоченного на это распорядительным актом руководителя территориального учреждения банка России работника, определенный круг операции.
При отзыве либо после отзыва лицензии на осуществление банковских операций в необходимых случаях по решению Комитета банковского надзора ЦБ РФ в кредитной организации может быть введена временная администрация с целью поддержания функционирования кредитной организации в режиме общей правоспособности до начала ликвидационных процедур.
После получения приказа ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ изымает у банка подлинный экземпляр лицензии.
Сообщение об отзыве у коммерческого банка лицензии на осуществление банковских операций
ЦБ РФ публикуется в официальном органе Центрального банка Российской Федерации – «Вестнике
Банка России», территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по месту расположения банка и его филиалов – в местных средствах массовой информации.
При получении Приказа ЦБ РФ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций территориальные учреждения Банка России и другие кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и внебалансовым счетам данной кредитной организации (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте), кроме отдельных операций. Также прекращаются все операции по счетам клиентов в банке и его филиалах.
После отзыва лицензии на осуществление банковских операций в случаях, перечисленных выше (пп. 1 – 5), учредителями кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации с соблю-дением требований статей 92, 95 и 104 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае не-принятия такого решения учредителями кредитной организации в месячный срок после отзыва лицензии Банк России на основании статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации. Если лицензия на осуществление банковских операций отозвана у кредитной организации на основании неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, или если после отзыва лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям указанного выше пункта у кредитной организации выявятся признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», то ее ликвидация может быть осуществлена только в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ГТУ ЦБР, а также устанавливают порядок и сроки лик
При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) ликвидационная комиссия формируется конкурсным управляющим, назначенным арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с ГТУ ЦБР. В ликвидационную комиссию должны входить учредители банка, кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица, кроме ра-ботников Центрального банка Российской Федерации.
При наличии реальной возможности восстановить платежеспособность банка его учредители могут осуществить процедуры санации.
Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации представляет Департа-менту банковского надзора ЦБР свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии, под-линные экземпляры лицензии и Устава коммерческого банка, зарегистрированного в ЦБР, для внесения записи о ликвидации юридического лица в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Ликвидация коммерческого банка или небанковской кредитной организации считается завершенной с момента внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
На Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России возлагаются функции рабочего аппарата Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Банка России.
Ликвидация коммерческого банка
Предусмотренный порядок ликвидации коммерческого банка
Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.
Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный банк РСФСР сообщает в печати. Кроме этого соответствующее региональное управление Центрального банка РСФСР в письменной форме доводит его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка РСФСР.
В том случае, если по истечении указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка.
С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РСФСР по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РСФСР, сохранностью имущества банка, соблюдением интересов кредитора и вкладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), услуги хозорганов, имеющих расчетные счета в этом банке, а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка. Ликвидационная комиссия осуществляет меры по ликвидации:
– оценивает наличное имущество;
– выявляет должников банка и устанавливает порядок досрочного возврата кредитов, выданных ликвидационным банком, а также реализации по наиболее выгодным ценам залога под кредит, который не может быть возвращен;
– выявляет кредиторов и рассчитывается с ними;
– принимает меры к оплате долгов банка перед третьими лицами;
– определяет порядок распределения оставшихся средств между пайщиками банка.
Ликвидационной комиссии открывается лицевой счет на балансовом счете 161 «Счета коммерческих, кооперативных банков и других кредитных учреждений», на который зачисляются средства, поступающие банку, а также перечисляются остатки средств с корреспондентского счета и субсчетов. С этого же счета удовлетворяются претензии кредиторов в очередности, устанавливаемой комиссией на каждый конкретный день.
Право первой подписи по открытому счету имеет председатель ликвидационной комиссии, второй подписи – представитель Центрального банка и ликвидационной комиссии.
Ликвидационная комиссия может разрешить проводить со своего счета расчетные операции клиентов до решения ими вопроса о выборе другого банка для своего обслуживания.
Все претензии к банку должны быть предъявлены в предусмотренный при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий.
Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами – вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях, предусмотренных уставом банка.
По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается.
Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.
Порядок открытия, регистрации и получения лицензии коммерческим банком
Банковское дело
Характеристика современной кредитной системы
− Другие кредитные организации.
Кредитная система имеет многообразную структуру, основными элементами которой являются ЦБ или эмиссионный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
ЦБ не ведет операции с деловыми фирмами и населением. Его клиентами являются коммерческие банки, другие кредитные учреждения, а также правительственные организации. Основная функция ЦБ – проведение денежно-кредитной политики.
Коммерческий банк – созданное в соответствии с законом юридическое лицо, которое в целях получения прибыли осуществляет банковскую деятельность, т.е. привлекает денежные средства юридических и физических лиц, размещает их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Бывают универсальные и специализированные коммерческие банки. Если рассматривать специализированные коммерческие банки, существует различные классификаций.
1. Функциональная (инновационные, учетные или клиринговые, коммунальные или муниципальные, инвестиционные, сберегательные);
2. Отраслевая (с/х-ые, строительные, транспортные, внешнеторговые);
3. Территориальная (региональные, межрегиональные, международные).
Специализированные кредитно-финансовые институты (СКиФИ) – это небанковские кредитные организации, для которых основной деятельностью является не кредитование, а какие-либо другие операции. СКиФИ оперируют в узкой сфере финансового рынка, где требуются специальные знания или особые технические приемы.
Например, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и т.д.
![]() | ![]() |
Консорциумы, корпоративные и ассоциативные
объединения банков и парабанков
В ходе исторического развития банковской системы возникли сегментарные и универсальные банковские институты.
Сегментарная структура предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности.
При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания.
Банковская система Росси относится к универсальной структуре.
Центральный банк РФ
Наша система 2-х уровневая:
1 уровень – ЦБ РФ
2 уровень – коммерческие банки и другие кредитные учреждения.
История государственного банка Российской империи началась 31 мая 1860г., когда император Александр II подписал указ о его создании. Создание банка было обусловлено потребностями экономического развития страны и являлось составной частью реорганизации банковской системы России.
С октября 1924г. государственный банк вступил в новый этап своего существования. Сложившаяся в результате кредитной реформы 1930-1932гг. банковская система страны функционировала практически без изменений 55лет.
В 1987г. в ходе перестройки экономических отношений возникла необходимость в реорганизации системы государственного банка СССР.
Сначала на базе отдельных его управлений были созданы специализированные банки, предназначенные для обслуживания отдельных отраслей экономики. Наряду со специализированными банками стали учреждаться первые коммерческие банки и постепенно в стране сложилась 2-х уровневая финансовая система.
2 декабря 1992г. был принят закон о создании банка России, ставшего приемником государственного банка СССР. Нынешний статус банка России определен принятым 12 апреля 1995г. законом «О центральном банке РСФСР (банке России)».
ЦБ РФ находиться в федеральной собственности. По законодательству он не зависит от исполнительной и законодательной власти, но подотчетен государственной думе.
Основные цели деятельности ЦБ:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. обеспечение эффективной и бесперебойного функционирования системы расчетов;
3. развитие и укрепление банковской системы России;
1. разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3. является кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
4. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5. устанавливает правила проведения банковских операций, выдает и отзывает лицензии;
6. проводит регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии;
7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8. осуществляет валютное регулирование и контроль;
9. принимает участие в разработке и прогноза платеж. баланса РФ и организует его составление.
Функции ЦБ РФ формировались на протяжении десятилетий. С т.з. мировой практики можно выделить функции монополии денежной эмиссии, функцию банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции), функцию банка правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом), функцию проведения денежно-кредитной и валютной политики и функцию органа надзора за банками.
Денежно-кредитная полтика – совокупность мероприятий, направленных на воздействие на валютный курс, количество денежной массы в обращении, уровень процентных ставок, на общий объем ликвидности банковской системы.
Кредитное регулирование ЦБ может осуществлять двумя способами:
Административный метод включает в себя установление прямых ограничений на деятельность кредитных организаций, т.е. принятие законов, рассылка инструкций, писем, проведение инспекций и ревизий и т.п.
Экономический метод основан на прямом воздействии на кредитный потенциал банков.
Основными методами, но не единственными являются:
1. Политика обязательных резервов. Он представляет собой хранение части ресурсов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер которых устанавливается законодательно в определенном отношении к банковским обязательствам;
2. Политика открытого рынка. Этот метод заключается в купле и продаже ЦБ государственных ценных бумаг или других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу;
3. Политика рефинансирования или учетной справки. Установление ставки процентов по ссудам, которые ЦБ предоставляет коммерческим банкам.
Кредитные организации
Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, при получении лицензии б имеет право осуществлять банковские операции.
Существует 2 вида кредитных организаций:
1. банковские организации;
2. небанковские организации
Небанковские организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
В РФ кредитные организации могут осуществлять банковские операции и сделки, перечисленные в законе о банках и банковской деятельности, при получении соответствующей лицензии.
Небанковские кредитные организации могут осуществлять отдельные банковские операции за исключением:
- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вкладах до востребования и определенный срок;
- размещение от своего имени и за свой счет собственных и привлеченных денежных средств, в том числе в форме кредитов;
- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц.
Порядок открытия, регистрации и получения лицензии коммерческим банком
Инициатор организации коммерческого банка являются учредители. Ими могут быть юридические и физические лица.
Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии учредители не позднее, чем за месяц после подписания учредительного договора ООО или договора о создании АО предоставляют в ГТУ ЦБ по месту предполагаемого открытия кредитной организации:
1. Ходатайство о государственной регистрации и выдачи лицензии;
2. Учредительный договор;
3. Устав кредитной организации (чем будете заниматься).
Минимальный УК коммерческого банка устанавливается ЦБ. В настоящее время – не менее 5 млн. руб.
4. протокол общего собрания учредителей;
5. свидетельство об оплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
Сбор в размере 1% от объявленного УК организации.
6. нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации учредителей юридических лиц;
7. декларация о доходах учредителей – физических лиц;
8. анкета кандидатов на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
9. список учредителей кредитной организации.
В процессе создания коммерческого банка необходимо оплатить 100% УК в месячный срок после регистрации кредитной организации. Только после этого выдается лицензия.
Лицензия выдается без ограничения сроков деятельности. Максимальный срок принятия решения о государственной регистрации и выдаче лицензии или об отказе в этом – 6 месяцев с даты представления документов.
Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие лицензии:
1. лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения физических лиц);
2. лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
3. лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций, получив следующие виды лицензий:
3. лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рулях (может быть выдана проистечению 2-х лет работы);
4. лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рулях и иностранной валюте;
5. генеральная лицензия, которая может быть выдан банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций в рублях и валюте. Она не расширяет круга операций, а дает возможность открытия филиалов за рубежом или преображения доли в УК кредитной организации нерезидента.
06.09.08г. Лекция №2
Структура коммерческого банка
У каждого коммерческого банка существует своя структура, которая зависит от вида банковской лицензии и объема операций, которые осуществляет кредитное учреждение (см. схему в распечатке).
Порядок ликвидации кредитного банка
Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Решение об отзыве лицензии публикуется в печати.
Получив решение об отзыве лицензии, банк должен сформировать ликвидационную комиссию.
Отзыв лицензии означает запрещение каких-либо банковских операций, но не является решением о его ликвидации как юридического лица.
Лицензия может быть отозвана:
1. установлением недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;
2. задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренного лицензией, более чем на 1 год со дня выдачи лицензии;
3. установление фактов недостоверности отчетных сведений;
4. осуществление банковских операций, не предусмотренных лицензией;
5. неисполнение федеральных законов и иных нормативных актов, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия;
6. неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение своих обязательств является основанием для подачи заявления в суд для возбуждения дела о банкротстве кредитной организации.
Ликвидация коммерческого банка может осуществляться 2 путями:
1. добровольная (или внесудебная);
Добровольная ликвидация банка производиться на основании решения общего собрания учредителей.
Основанием для отзыва может быть решение учредителей о реорганизации или ликвидации банка.
На момент принятия решения у банка должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами.
При судебной процедуре ликвидации выноситься соответствующее решение суда, и формируется ликвидационная комиссия.
Ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:
1. помещает в печать объявление о ликвидации банка, в котором указывает адрес ликвидационной комиссии, реквизиты ее счета, порядок и срок предъявления кредиторами своих требований (не менее 2 мес.);
2. решение вопросов о создании подразделений комиссии по месту расположения филиалов;
3. выявление всех кредиторов ликвидируемого банка и персональное уведомление их о ликвидации банка;
4. принимает меры к сохранению наличного имущества, в т.ч. путем истребования имущества, находящего в обороте;
5. осуществление работы по выявлению и взысканию дебиторской задолженности;
6. принимает меры к реализации задолженного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств 3-ми лицами (гарантия, поручительство, страховка);
7. оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;
8. рассматривает требования, заявленные кредиторами;
9. составляет промежуточный баланс;
10. при недостаточности у ликвидируемого банка денежных средств – осуществляет продажу с публичных торгов (аукциона) имущества;
11. выплачивает кредиторам банка суммы по признанным требованиям;
12. составляет отчет, ликвидационный баланс и предоставляет указанные сведения на сбор учредителей, а за тем в ГТУ ЦБ и ЦБ РФ.
При недостаточности имущества ликвидируемого банка для удовлетворения всех признанных требований оно распределяется между кредиторами соответственно очереди пропорционально суммам требований.
Требования не удовлетворенные в виду недостаточности средств и имущества считаются погашенными.
Учредители ликвидируемого банка до завершения работ ликвидационной комиссии имеют право осуществлять реорганизационные процедуры (слияния, присоединение к другим и т.д.). Согласовав проведение указанных мероприятий с ГТУ ЦБ при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности банка, его учредители могут осуществить процедуру санации.
Ресурсы коммерческого банка. Пассивные операции банка