Музыка в кафе, магазине и т.п. – кому платить?

Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?

Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Мы рассказываем, как быть с музыкой, на примере бара, но правила одинаковы для всех: коворкингов, караоке, салонов красоты или фитнес-клубов.

Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно

У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.

Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:

Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.

Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.

Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.

Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.

За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе

За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.

Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:

Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.

Бар нарушает закон, если включает:

  • плейлист из Вконтакте или Айтюнса;
  • радио;
  • музыкальные каналы на экране;
  • диск или пластинку;
  • музыку с флешки, ноутбука или телефона и играет через колонки.

При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.

Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.

Решение 1. Музыка с открытой лицензией

Что такое лицензионный договор и когда он нужен

Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.

Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.

С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.

Решение 2. Старая музыка

70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса

Мьюс-опен — библиотека классической музыки

Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.

Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.

Юрист Дарья Тимохина

У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.

Решение 3. Договор с авторским обществом

Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.

Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.

Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.

В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.

Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.

Дарья Тимохина

Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.

Решение 4. Договор с частным посредником

Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».

Частные посредники работают по двум схемам:

  • заключают договор напрямую с музыкантами или звукозаписывающими компаниями, а потом от их имени работают с барами;
  • берут на себя общение с авторским обществом — подписывают вместо бара договор и следят за оплатой.

Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не „Радиоспаркс“, поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.

Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».

В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.

У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:

  • в договоре не были указаны конкретные музыканты и песни, которые защищает посредник;
  • музыкант, чья музыка играла во время проверки, не подписывал отказ от работы с Российским авторским обществом.

Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.

Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.

Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.

Решение 5. Своя музыка или радиостанция

В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.

Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».

Антон Колесников, руководитель Додо ФМ

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.

Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.

Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.

Решение 6. Договор с правообладателем

Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.

Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.

У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.

700 рублей в месяц за музыку

Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.

Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.

У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:

«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:

Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:

Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.

Чем рискует бар из-за незаконной музыки

Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.

Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса

Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.

Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.

Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.

Юрист Дарья Тимохина

У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.

Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.

Юрист Александра Тюрина

Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.

Владелец фитнес-клубов из Краснодара

У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся.

Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.

Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.

В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.

Читайте также:  ТОП 8: Кредит наличными без работы и без стажа с 18 лет

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.

Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

ПосредникЦена в месяц
РАО и ВОИС(200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
«Бубука»2500 ₽
«МузКафе»от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
«Retail Media Group»от 500 ₽ — в зависимости от технического решения
Посредник:
РАО и ВОИС
Цена в месяц:
(34 ₽×М² × 200М²) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
Посредник:
«Бубука»
Цена в месяц:
2500 ₽
Посредник:
«МузКафе»
Цена в месяц:
от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
Посредник:
«Retail Media Group»
Цена в месяц:
от 500 ₽ — в зависимости от технического решения

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:

2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:

3. Перейдите в раздел Tracks:

4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:

Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:

Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Памятка

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Четыре законных способа получить музыку бесплатно:

  1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Здесь есть риск, что композиции есть в базе РАО и ВОИС. Тогда может возникнуть конфликт и придётся доказывать свою правоту в суде.
  2. Ставить старую музыку.
  3. Договориться с правообладателями напрямую.
  4. Писать музыку самому.

Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Музыка в кафе: как подвинуть РАО?

Красноярское кафе «Колобок» — типичная небогатая провинциальная закусочная, зарабатывающая в основном на проведении банкетов, свадеб и поминок. В апреле 2014 года сюда нагрянул неожиданный гость — инспектор Российского авторского общества (РАО). За обедом он задокументировал с помощью скрытой видеокамеры, что в заведении публично исполнили девять песен российских и иностранных артистов, не имея соответствующего лицензионного договора. На следующий день РАО подало исковое заявление в Арбитражный суд Красноярского края о взыскании с кафе более 180 тыс. рублей. Каждая композиция была оценена в 20 тыс., еще 2 250 стоили услуги эксперта с музыкальным образованием, расшифровавшего запись.

Аналогичный случай произошел в брянском ресторане «Августин» в начале года. Одиннадцать прозвучавших «фоном» композиций РАО оценило в 330 тыс. рублей — из расчета по 30 тыс. за песню. Правда, если в случае с «Колобком» суд обязал ответчика выплатить сумму штрафа полностью, то здесь ее скостили в три раза. Иначе ресторан мог попросту не свести концы с концами.

Похожих историй по всей стране наберутся тысячи. С каждым годом РАО наращивает свою статистику по количеству исковых заявлений в судах и объему сборов авторских вознаграждений правообладателям. В 2012 году общество направило более 2,2 тыс. исков против владельцев кафе, ресторанов, кинотеатров, супермаркетов, даже маршрутных такси (ведь звучащая из автомагнитолы в общественном транспорте музыка — тоже публичное исполнение!) — в семь раз больше, чем в 2008‑м. У РАО есть четкий регламент того, как обращаться с нарушителями: сначала направляются уведомления о том, что необходимо заключить лицензионный договор, затем проводится проверка с записывающим устройством, потом — обращение в прокуратуру, МВД или судебные инстанции. Объем компенсации по решению суда, как утверждают в РАО, всегда в разы больше тех сумм, которые компания выплачивала бы по ставкам лицензионного договора. Как правило, средняя «цена» иска — 150–300 тыс. рублей, но общество вправе увеличивать претензии до пяти миллионов.

Метод кнута в борьбе с неплательщиками приносит неплохие финансовые результаты: выручка РАО в 2012 году перевалила за 3,3 млрд рублей. Рост обеспечивают новые клиенты: количество лицензионных договоров с торговыми и сервисными компаниями неуклонно растет из года в год. Об этом говорит заместитель генерального директора РАО, директор департамента сбора авторского вознаграждения и работы с филиалами Олег Патрин. По его словам, РАО сейчас ежегодно подписывает около пяти тысяч договоров — в два раза больше, чем пару лет назад. Причем крупные пользователи (ритейлеры, торговые центры, сети предприятий общественного питания) приходят в РАО по собственной инициативе — от греха подальше. Заслуга ли это юристов РАО или бизнес в целом становится более сознательным в правовых вопросах — факт остается фактом: предприниматели предпочитают действовать легально и готовы платить за авторский контент, который они используют в своих заведениях. Как утверждает Патрин, в некоторых регионах — Волгоградской, Воронежской, Орловской областях — договоры с РАО имеют до 90% торговых и сервисных компаний. В других охват составляет 50% и более.

Платить бизнес платит, но делает это без особой охоты — с задержками, занижая сведения о своих доходах, искажая отчеты об используемом контенте. Основные претензии предпринимателей к авторско-правовым обществам связаны с непрозрачным ценообразованием в этой сфере. Вопреки логике, стоимость использования музыкальной композиции не привязана к количеству ее воспроизведений. Вместо этого исходной точкой становятся параметры заведения, где она проигрывается. В секторе общепита размер отчислений рассчитывается в зависимости от количества посадочных мест (даже не числа посетителей!), в секторе торговли — исходя из площади магазина. Кроме путаной формулы начислений, предпринимателей смущают и тарифы: компании жалуются на то, что расценки РАО взяты с потолка. По информации на сайте общества, публичное исполнение музыкальной фонограммы стоит от 32 до 97 рублей с посадочного места, при «живом» выступлении — от 75 до 90 рублей с каждого «стула». На ставку накручивается множество дополнительных платежей: за использование заведением караоке, бильярдных столов, проведение банкетов. Магазины платят от 500 руб. в месяц с каждого квадратного метра до 35 тыс.

— Вот уже восемь лет мы не можем получить от РАО экономическое обоснование привязки пустого стула в ресторане или баре к воспроизводимой музыке, — говорит Марина Безфамильная, президент Сибирской ассоциации гостеприимства. — Никто нам не объясняет и увеличение ставок на 150% в новогодние праздники. Как авторский совет РАО определяет затратную часть каждого типа заведений? Почему стул в кафе «стоит» 52 рубля, в ресторане — 64, а в столовой — 32? Откуда берутся эти цифры? В качестве объяснений РАО почему-то ссылается на ГОСТы общественного питания…

На взгляд Безфамильной, сама система вынуждает пользователей подделывать отчеты и всячески уклоняться от уплаты необоснованно рассчитанных сумм. Ведь для отдельных предприятий, особенно в небольших городах, авторские отчисления — бремя сродни дополнительному налогу: их доля в расходах заведений может достигать 5–7%. «Видимо, те, кто придумывал лицензионные тарифы для кафе и ресторанов, держали в голове московские заведения, работающие на Арбате и Тверской, — предполагает Елена Перепелица, генеральный директор консалтинговой компании «Ресткон». — Они забывают, что большинство рестораторов работают в совершенно иных условиях и получают совсем другую прибыль». При этом если плательщики жалуются на слишком высокие тарифы, то авторы сетуют на мизерные отчисления, которые до них доходят. Так, томский поэт Михаил Андреев, автор слов к песне «Тополиный пух», говорит, что получает от РАО всего несколько копеек за каждое исполнение песни. Распределение денег внутри авторского общества вызывает вопросы даже у налоговиков. Прошлым летом ФАС обязала РАО выплатить в бюджет около 550 млн рублей из денег, которые общество собрало в 2007–2008 годах в пользу авторов музыки. Поскольку не все авторы обратились за вознаграждением, общество, как установили фискалы, попросту оставило эти деньги себе, а налоги с доходов не перечислило.
РАО на земле

Обязанность по выплате правообладателям отчислений закреплена в российском законодательстве с 1993 года. Именно тогда для коллективного управления авторскими правами и было создано РАО — силами Юрия Антонова, Андрея Вознесенского и других известных деятелей культуры. В 2008‑м, с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ, проясняющей понятийную сторону вопроса защиты авторских прав, была создана Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) для управления смежными правами. Чтобы понимать разницу: авторские права на фонограмму принадлежат композиторам и поэтам, а смежные — исполнителям и звукозаписывающим студиям. Организации, впрочем, довольно тесно связаны: они работают фактически одинаковыми методами и по схожим ставкам, а генеральный директор РАО Сергей Федоров является членом правления ВОИС.

Для бизнеса, особенно регионального, отчисления в пользу обществ по коллективному управлению правами — бремя, которое сродни дополнительному налогу. Доля таких отчислений в расходах предприятий общепита может достигать 5-7%

«Заключать договоры с организациями по коллективному управлению правами обязаны все предприятия, учреждения и организации, которые публично исполняют, сообщают в эфир или по кабелю произведения и фонограммы, охраняемые законодательством РФ», — поясняет Ирина Тулубьева, управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры». Эксперт делает однозначный вывод: легально работают те торговые центры, рестораны и парикмахерские, которые делают полагающиеся отчисления в РАО и ВОИС. В 2008 году обе эти организации прошли государственную аккредитацию Министерства культуры и получили право заключать лицензионные договоры и собирать вознаграждения на бездоговорной основе — даже в пользу тех правообладателей, с которыми у них формально не заключены соглашения. Соответственно, накладывать штрафы они могут за публичное прослушивание фактически любых композиций. При этом прояснить схему выплаты авторских вознаграждений правообладателям, с которыми у общества нет договора, «Бизнес-журналу» в РАО не смогли.

Государственная аккредитация на время превратила РАО и ВОИС в фактических монополистов рынка — или, как за глаза их называют некоторые его участники, «легальный рэкет». Они установили свои тарифы и стали удерживать из сборов весомые суммы «на покрытие организационных расходов»: у РАО это, согласно годовому отчету, до 25% от объема вознаграждений, у ВОИС — до 40%. Интересно, что система коллективного управления правами в ее нынешнем виде должна была исчезнуть еще 1 января 2013 года. По крайней мере в той ее части, которая касается недоговорных отношений между обществами и правообладателями. Отмена практики управления правами по контенту, о котором у РАО и ВОИС нет договоренностей, являлась одним из условий вхождения России в ВТО. Однако вместо этого в августе 2013 года Минкультуры продлило на десять лет аккредитацию РАО, а в июле 2014‑го — аккредитацию ВОИС.

Лазейка в законодательстве, позволяющая пошатнуть позиции монополистов, все-таки есть. Заключается она в том, что Гражданский кодекс не запрещает создавать другие организации по управлению правами — но только на контент, «не покрытый» аккредитованными сборщиками вознаграждений. По умолчанию такого контента не существует, если только правообладатель не изъял его специально из управления РАО. Получается, если компании удается заключить договор с таким правообладателем напрямую, минуя «привилегированных» монополистов, то она вправе защищать его интересы и производить за него сбор вознаграждения. «Деятельность подобных компаний правомерна при условии очистки всех авторских прав», — подтверждает Олег Патрин из РАО.

Таких «контент-провайдеров», которые работают либо с небольшими лейблами, либо напрямую с авторами, за последние два года появилось в России около десятка: это Utivox, «Бубука», Muzrussia, Retail Media Group, UMix и др. Все они рассредоточились по узким нишам: кто-то создает под ключ корпоративные радиостанции, кто-то предлагает авторские композиции, кто-то фокусируется на обслуживании одного–двух крупных клиентов. Рынок реагирует с воодушевлением. Даже крупнейшие бренды начинают разворачиваться от взаимоотношений с аккредитованными организациями к альтернативным провайдерам. Один из показательных примеров — сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s, плей-листы для которой составляет компания Utivox. Однако РАО и ВОИС отпускать пользователей не хотят и всячески вставляют им палки в колеса. Сеть уже получила требования ВОИС выплатить около 700 тыс. рублей «просрочки», но заявила, что соблюдает закон и считает претензии неправомерными. Подробнее комментировать ситуацию в пресс-службе McDonald’s отказались, сославшись на «щекотливость» темы.

С другой стороны, и РАО, и юристы справедливо указывают на недостатки работы с «частными» авторско-правовыми организациями. «РАО представляет интересы десятков тысяч российских и более миллиона зарубежных авторов и иных обладателей авторских прав, — говорит Ирина Тулубьева. — Репертуар, представляемый и лицензируемый РАО, несопоставим с каталогами компаний, предлагающих фоновую музыку для бизнеса. Что касается объектов смежных прав, то здесь ситуация еще проще: никто, кроме ВОИС, не вправе осуществлять на территории страны сбор вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир и сообщение по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Прямые договоры пользователей с исполнителями и рекорд-компаниями ничтожны и не влекут правовых последствий». Другими словами, юристы утверждают, что платить ВОИС придется в любом случае, пусть и опосредованно. К тому же, даже заключив прямые договора с правообладателем, организации без госаккредитации не имеют права использовать произведения в живом исполнении, из теле- и радиотрансляций. Олег Патрин сообщает, что именно на этом моменте спотыкаются альтернативные контент-провайдеры: они включают «живые» версии музыкальных произведений в свой контент, тем самым нарушая права авторов — членов РАО.
Кто заказывает музыку

Читайте также:  Самые популярные и выгодные способы заработков по криптовалюте

В базе томской компании «Бубука», которая предлагает легальную фоновую музыку для бизнеса, значится 30 тысяч треков. «Больше и не нужно! — уверяет основатель и генеральный директор компании Дмитрий Пангаев. — Мы анализируем, какой музыкой реально пользуются люди, а какая лежит «мертвым грузом», и не наращиваем, а оптимизируем базу». Чем шире репертуар, тем дороже его использование, поскольку нужно заключить больше контрактов с правообладателями.

Альтернатива РАО и ВОИС — сервисы, которые пытаются сделать работу с фоновым музыкальным контентом максимально удобной и прозрачной — как для пользователей, так и для правообладателей. Себя они позиционируют не как «продавцы лицензий», а как провайдеры услуг

В сферу управления авторскими правами Пангаев пришел из ресторанного бизнеса, поэтому о «музыкальных» бедах российского общепита знает не понаслышке. Его цель — сделать работу с фоновым музыкальным контентом максимально прозрачной как для пользователя, так и для правообладателя. «Бубука», по его словам, это некий «iTunes для бизнеса»: купив лицензию, пользователь загружает веб-оболочку и мобильное приложение и начинает трансляцию треков, по которым заключены прямые договоры — минуя РАО и ВОИС. Стоимость лицензии фиксированная (от 1 090 до 2 990 рублей в месяц для общепита, исходя из объема контента и площади, что в 3–5 раз дешевле выплат аккредитованным организациям) и не зависит от количества треков, которые проигрываются на объекте. Зато от числа повторов какой-либо композиции зависит размер отчислений авторам, которые делает «Бубука». Например, если в течение месяца в заведении играло десять треков, то сумма делится на десять, если двести композиций — то на двести в равных долях. Получается по справедливости: чем чаще звучит композиция, тем больше за нее получает правообладатель.

— Я прекрасно понимаю недовольство предпринимателей, когда они говорят про «кровососов из РАО», — рассказывает Дмитрий Пангаев. — Когда-то ты им ничего не платил, а теперь почему-то должен немалые деньги. Мы же продаем не только права, а готовое решение, сервис. Система создана так, что ею удобно пользоваться в ресторанных и торговых сетях: один человек из офиса может одновременно управлять музыкой по всей сети. Можно запретить доступ персоналу, который теперь не поставит свой любимый компакт-диск на полную громкость. Можно менять плей-лист в зависимости от времени суток. Система умеет сама генерировать плей-листы с определенным настроением, жанром. Если нужно дать рекламные объявления или проинформировать посетителей, например, о специальной акции, можно запросто «внедрить» в плей-лист свой ролик. Это не просто фоновая музыка, а новый маркетинговый инструмент.

Каждые девять из десяти композиций в репертуаре «Бубуки» — иностранные. Работать с небольшими зарубежными лейблами, по словам Пангаева, проще и дешевле, чем с отечественными. Там процесс покупки лицензии привычен, и правообладатели рады лишнему шансу хотя бы что-то заработать. В России приходится договариваться с авторами напрямую, заодно проводя для них юридический ликбез: нужно тщательно проверять, не является ли еще кто-то обладателем прав на данную композицию, объяснять, что права не будут украдены. Порой случаются осечки. Как-то раз в Казани «Бубука» договорилась с местным автором и исполнителем татарских песен и выгрузила их в систему. Через некоторое время в компанию пришла претензия от автора музыки. Оказалось, что этот человек к тому же был членом авторского совета Татарстанского филиала РАО. Пришлось срочно убирать композиции из ротации.

Для пользователей, решивших сменить провайдера фоновой музыки с аккредитованного на независимого, стычки с РАО, скорее всего, неизбежны. «Заключив в 2014 году соглашение с компанией «Бубука», мы сразу попали под огонь РАО и ВОИС, — говорит Марина Безфамильная (Сибирская ассоциация гостеприимства). — Вместо возможности цивилизованно расторгнуть договор наши рестораторы стали получать нелестные отзывы о потенциальном партнере и его представительствах, даже угрозы. Нам говорили, что компания нелегально предоставляет контент, запугивали штрафами, которые понесут предприятия, если откажутся от услуг аккредитованных организаций». Дмитрий Пангаев добавляет, что методы иногда меняются: РАО вводит «индивидуальные» ставки, дает скидки, демпингует, если надо. «Когда одна и та же организация и проверяет, и собирает деньги, это абсурд!» — восклицает он. При этом до суда между РАО и «Бубукой» еще не доходило. Все заканчивалось прокурорскими проверками по заявлениям представителей РАО.

Сейчас к сервису «Бубука» подключено более пятисот объектов в 40 городах России, причем среди них есть и сети — пиццерии «Папа Джонс» в Краснодаре, закусочные Subway в Томске и Иркутске. Ежемесячный оборот компании составляет около миллиона рублей; по сравнению с махиной РАО это капля в море. Тем не менее Дмитрий Пангаев смотрит на рынок с оптимизмом: учитывая, что в 2013 году в России значилось около 300 тыс. предприятий торговли и общественного питания, даже 10-процентная доля рынка сулит рост годового оборота до 600–700 млн рублей. Кроме музыкальных композиций, «Бубука» взялась за освоение видеотрансляций и собирается продавать контент прямо вместе с проигрывающими его устройствами. В планах компании со следующего года развивать свой проект в Европе — в Германии, Франции и Великобритании, где за авторскими правами следят намного жестче, но удобного сервиса для бизнеса нет. По иронии судьбы, шансов в странах с многолетней правозащитной практикой у российской «Бубуки» едва ли не больше, чем на родине, где легальность ее деятельности до сих пор вызывает вопросы у РАО.

Музыка в кафе, магазине и т.п. – кому платить?

МЫ РАБОТАЕМ: с 8.00 до 20.00 без выходных

г. Ставрополь, ул. Октябрьская 269А

Часто, заходя в магазин, мы слышим играющую из колонок музыку или радио, какие либо телеперадачи и шоу, фильмы или сериалы, однако согласно законодательству, использование известных песен или фонограмм в публичном месте без заключения договора с правообладателем или организацией, представляющей его интересы, влечет за собой серьезные штрафы (до 5 000 000 рублей). Этот факт не слишком уж «на слуху» и поэтому может принести немало проблем.

Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако это не означает, что все авторы пользуются только их защитой.

Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляют права правообладателей на получение вознаграждения в разных сферах коллективного управления правами.

Российское авторское общество РАО является аккредитованной государством организацией по управлению авторскими правами (правами авторов слов и музыки), ВОИС – по управлению смежными правами.

Правомерное использование объектов авторского права и смежных прав, возможно, только на условиях лицензионного договора с РАО в части прав авторов и договора о выплате вознаграждения с ВОИС в части смежных прав. Причем договоры с указанными организациями должны быть заключены независимо от того, получает пользователь доход от использования произведений или нет.

Важно понимать, что включенный в торговом зале радиоприемник, телевизор или иное техническое средство (в том числе в качестве демонстрационного товара), с помощью которого используются произведения, iTunes на iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки, законодательство расценивает как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских и смежных прав.

Когда вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае вы по существу приобретаете лицензию, однако, вы можете воспроизводить его только в некоммерческой обстановке. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но их запрещено воспроизводить публично.

РАО и ВОИС – эти организации активно реализуют свои полномочия в области охраны прав правообладателей. Поэтому судебных решений по данному вопросу становится с каждым годом все больше и больше.

Что такое авторское право?

Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.

ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?

  • Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
  • Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.

Сколько платить за авторские права?

Информация о всех ставках авторского вознаграждения в РАО можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям».

Важное уточнение – вознаграждение, которое указано в приложениях выплачивается за весь репертуар, а не за отдельное произведение.

Проверить наличие трека в реестре РАО можно на официальном сайте в разделе «Об обществе».

Что такое смежное право?

Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:

  • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
  • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)

Предмет деятельности ВОИС:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях
  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.

Кто является плательщиком вознаграждения в пользу обладателей смежных прав?

За публичное исполнение фонограмм:

  • предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.);
  • предприятия общественного транспорта (авиакомпании, таксопарки, автобусные парки и т.д.);
  • культурно-досуговые учреждения (боулинг-клубы, ночные клубы, дискотеки и т.д.);
  • гостиницы, санатории;
  • спортивные объекты (фитнес-клубы, салоны красоты, спортивные центры и т.д.);
  • иные организации, которые используют фонограммы, опубликованные в коммерческих целях.

Сколько платить за смежные права?

Информация о всех ставках авторского вознаграждения в ВОИС можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям», см.пункт «Ставки для расчета вознаграждения».

Какие еще обязанности возложены на пользователей, помимо выплаты вознаграждения?

Пользователи фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Чем может обернуться не соблюдения авторских и смежных прав? Ответственность

Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.

Предусмотрены следующие её виды:

  • Административная ответственность – статья 7.12 КоАП РФ. Предусмотрены следующие штрафы: для граждан 1500 – 2000 рублей

для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей

для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей

Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются

  • Гражданская ответственность – статья 1301 ГК РФ. Автор вправе требовать возмещение убытков следующим образом:

компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения

в виде двойной стоимости прав на использование произведения

Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ

Важно корректно подавать отчет в ОКУ.

Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.

В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.

В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?

Да. Такая возможность, разумеется, существует.

Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.

Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?

Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.

Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.

Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Читайте также:  Сколько должен работать дворник?

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы по кабелю» понимается сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).

Должен ли пользователь заключать договор и выплачивать вознаграждение, если он не получает от использования фонограмм доход (т.е. пользователем не взимается плата за звучание музыки)? Может ли применяться в данном случае ст. 7.12 КоАП РФ?

В ст. 1324 ГК РФ указано, что публичным исполнением фонограммы считается ее использование вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

Отсутствие получения реального дохода на момент фиксации правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ..

Вправе ли пользователь обратиться напрямую к правообладателям за разрешением на публичное исполнение их фонограмм, минуя ВОИС?

ВОИС как организация по управлению правами на коллективной основе в соответствии с пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ получила государственную аккредитацию в сферах осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

П. 2 ст. 1326 ГК РФ устанавливает, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного п. 1 ст. 1326 ГК РФ, и распределение этого вознаграждения осуществляются исключительно организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на соответствующие виды деятельности. Других механизмов выплаты такого вознаграждения не предусмотрено.

Какие меры вправе предпринимать ВОИС для защиты смежных прав?

На основании положений ГК РФ ВОИС как аккредитованная государством организация, осуществляющая управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, вправе от имени правообладателей или от своего имени, а также от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия (обращения в органы прокуратуры и МВД), необходимые для защиты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, управление которыми осуществляет ВОИС.

На основании каких полномочий ВОИС вправе представлять интересы правообладателей в суде?

ВОИС вправе представлять интересы исполнителей и изготовителей фонограмм в суде на основании государственной аккредитации и в соответствии со п. 5 ст. 1242 ГК РФ.

Вправе ли ВОИС для выявления правонарушений в сфере смежных прав фиксировать публичное исполнение фонограмм в помещении пользователя (в кафе, магазине и пр.) с помощью аудио- и видеоаппаратуры?

Согласно ст. 1242 ГК РФ ВОИС вправе совершать определенные юридические действия с целью защиты прав, переданных ей в управление правообладателями, в том числе осуществлять сбор доказательств нарушения смежных прав – фиксировать факты бездоговорного публичного исполнения фонограмм с помощью аудио- и видеоаппаратуры в помещениях, принадлежащих пользователю.

В ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Осуществляя фиксацию публичного исполнения фонограмм в помещении пользователя, ВОИС реализует конституционное право на сбор информации, не нарушая при этом прав собственника, так как цель осуществления фиксации – это выявление неправомерного использования фонограмм, а не использование полученной информации в коммерческих целях.

Следует также заметить, что, основываясь на нормах ст. 1278 ГК РФ, ВОИС имеет право осуществлять фото- и видеосъемку в целях судопроизводства

Музыка в кафе

Последние вопросы по теме «музыка в кафе»

Воспроизведение музыки и публичный показ фильмов в общественных местах

Добрый день! Теоретически я понимаю, что за “Воспроизведение музыки и публичный показ фильмов в общественных местах.” надо платить. Практически это для меня не понятно как делать. Пример. В кафе, фоном проигрывается музыка в виде 10 часового .

Как реагировать на претензию от РАО за музыку в кафе?

Добрый день. Нужна консультация специалиста с опытом дел по взаимодействию с РАО по претензиям к музыке в кафе.

Как ограничить шум от кафе-бара напротив жилого дома?

Добрый день! В доме напротив жилого дома открыт кафе-бар с режимом работы до 23:00 часов с понедельника по четверг и до 02:00 в пятницу и выходные. Часто после 23:00 происходят шумные сборища в данном кафе, звучит громкая музыка, посетители курят .

Как законно не нарушая авторских прав использовать музыку на дискатеках в кафе?

Кафе платит РАО и ВОИС уже 7 лет, но оказалось, что мы имеем право только на воспроизведение музыкальных произведений онлайн с интернета, а записывать музыку для проведения банкетов с дискатекой права не имеем, действительно ли это так?

Громкая музыка из кафе рядом с домом

Добрый день. Рядом с новым жилым комплексом расположено открытое кафе, из которого каждый вечер пятницы, субботы и воскресенья с 20ч до 1-2ч звучит очень громкая музыка, мешающая спать. Кафе находится более чем в 100 метрах от дома, но эхо .

Можно ли воспроизводить в кафе музыку с сервиса Яндекс.Музыка?

Можно ли воспроизводить в кафе музыку с сервиса Яндекс.Музыка? В смысле, не нарушает ли это закон с точки зрения РАО и ВОИС.

Кому жаловаться на громкую музыку из ночного кафе?

Здравствуйте! Я живу в г. Батайске, Ростовской обл. Каждую ночь с 11 до 5 утра на территории парка культуры и отдыха раздается громкая музыка из открытого кафе. Вплотную к кафе примыкает территория действующего детского дома ( около 70 .

Громко играет музыка возле жилого дома

В частном секторе, возле дома, построили ТЦ, около которого громко играет музыка весь рабочий день, (+чужое исполнительство, нарушение авторского права). В какой орган обратиться с жалобой? Где можно взять образец жалобы? Ситуация происходит в г. .

Могу ли я не оплачивать сбор в РАО, если покупаю музыку в официальном интернет-магазине?

Добрый день ! могу ли я включать музыку в кафе и в магазине не уплачивая взносы в РАО и РосВОЙС если я ее купила на музыкальном сайте beatport.com? В информации о покупке сказано , что я заплатила за лицензию на использование этого трека но не .

Должно ли руководство кафе платить РАО за музыку, которую организовывают клиенты?

Кафе работает только для банкетного обслуживания. Предоставляет помещение и еду. Музыкальное оборудование отсутсвует. Тот кто проводит мероприятие самостоятельно ищет томаду и диджея. Должно ли в этом случае кафе платить РАО за музыку.

Правомерно ли использование интернет-радио в кафе, в качестве фоновой музыки?

Есть много авторских обществ как в России, так и за границей (возможно с представительством в РФ). Насколько правомерно использование интернет-радио в кафе в качестве фоновой музыки? Например, английского или американского интернет-радио. Да, там .

Правомерно ли открытие бара, работающего до двух часов ночи, в жилом доме?

Имеют ли право открывать бар в жилом доме? Музыка и шум от посетителей до 2х ночи. Запах из их кухни на весь подъезд

Договор с РАО на воспроизведение музыки в кафе

Здравствуйте! Помогите пожалуйста, я не понимаю. Я являюсь ИП, в 2009 году взял в аренду кафе и заключил договор с РАО(авторские права) на воспроизведении музыки в кафе. В середине 2010 года обанкротился и расторг договор аренды кафе. Про .

Документы, регулирующие авторские права и отчисления при воспроизведении музыки в кафе/барах

Доброго дня. Подскажите документы или объясните вкратце как работает авторское право в отношении музыки, воспроизводимой в общественных местах и в барах/клубах. И интересующий аспкт – часто вижу в заведениях телевизоры с музыкальными каналами или .

Кому жаловаться на кафе в жилом доме, нарушающие спокойствие граждан?

Я живу в многоквартирном доме по адресу Малая Бронная, д. 20а. На первом этаже у нас находятся кафе, которые очень популярны и часто (особенно на выходных собирают) более ста человек посетителей. Сами посещения очень маленькие и бОльшая часть .

Как проигрывать законно музыку в своем заведении?

Многие владельцы бизнеса и руководители задаются вопросом: «Как я могу проигрывать музыку в своем бизнесе на законных основаниях»? Но большинству из них не хватает времени, сил и источников информации, чтобы разобраться с вопросом лицензирования музыки.

Мы нашли время, чтобы ответить на 7 наиболее распространенных вопросов, которые владельцы бизнеса задают о легальности проигрывания музыки.

1. Могу ли я законно воспроизводить музыку с сервисов Вконтакте, Apple Music, Яндекс.музыка, Youtube или подобных в качестве фоновой музыки в моем бизнесе?

Все эти вопросы мы слышим постоянно:

могу ли я проигрывать Youtube-каналы в своем бизнесе?

является ли законным прослушивать музыку из Вконтакте в бизнесе?

возможно ли легальное проигрывание Яндекс.музыки в моем бизнесе?

Ответ прост: НЕТ!

С точки зрения бизнеса, потоковые услуги для воспроизведения музыки представлены в двух формах: B2C (бизнес для потребителя) и B2B (бизнес для бизнеса). Основные возможности для воспроизведения музыки, предлагаемые такими сервисами как Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте, Youtube и пр. построены в формате B2C — для потребителей, а не для бизнеса.

Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.

Но это не единственная возможность проигрывать лицензионную музыку законно. В этой статье мы научим Вас, как самым легким способом получить полностью легальный лицензионный и самый качественный контент, без выплат в РАО и ВОИС. Наконец-то Ваши отчисления достанутся исполнителям и музыкантам.

2. Является ли законным играть приобретенную музыку, например, в iTunes на моем iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки в бизнесе?

В наше цифровое время имеются недопонимания насчет того, владеем ли мы нашим цифровым контентом или нет.

Когда Вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае Вы по существу приобретаете лицензию, однако, Вы можете воспроизводить контент только в некоммерческих целях. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но не можете воспроизводить их публично.

Воспроизведение загруженной музыки для нужд Вашего бизнеса нарушает закон об авторском праве, поскольку это считается публичным воспроизведением, то есть для извлечения коммерческой выгоды — повышения лояльности покупателей, ассоциации определенных музыкальных композиций с Вашим брендом, уменьшения напряженности или наоборот возбуждения Ваших клиентов.

3. Как я могу получить лицензию на воспроизведение музыки публично в моем бизнесе? Каковы лицензионные сборы?

Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако, это не означает,что все авторы обязаны пользоваться их «защитой». Малоизвестные исполнители зачастую не получают никаких отчислений от данных организаций, вследствие чего отказываются от их защиты и заключают контракты с такими компаниями, как «Волна Медиа», от которых получают ежемесячные выплаты на постоянной основе.

Вы спросите: а законно ли это? Безусловно — ДА!

Несмотря на то, что представители РАО и ВОИС могут запугивать Вас и утверждать, что заключать лицензионные договоры можно только с ними, Гражданский кодекс Российской Федерации говорит об обратном.

Согласно пункту 2 статьи 1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Это означает, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет за собой прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе (РАО и ВОИС) по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.

Таким образом, мы получаем ответы на такие вопросы: нужно ли платить отчисления в РАО? Должен ли я платить лицензионные сборы ВОИС?

При заключении договора с «Волна Медиа» — НЕТ!

У нашей компании имеются прямые договоры с лейблами и исполнителями, которым мы выплачиваем отчисления. Когда Вы, как владелец бизнеса, подписываете договор, Вы можете законно использовать музыку из нашего каталога для своего бизнеса. На данный момент — это более 20 000 треков и композиций с профессионально подобранными плейлистами для любого типа бизнеса. Количество и качество треков в нашем каталоге постоянно растет.

Заключение аналогичного договора с РАО и ВОИС может быть дорогостоящим и зависит от множества дополнительных факторов — площадь помещения, количество посадочных мест, количество персонала и прочее. При этом Вы просто получаете право транслировать музыку. Составлять плей-листы Вам никто из РАО и ВОИС не будет. Компания «Волна Медиа» производит расчет стоимости исключительно исходя из полезной площади помещений, в которых проигрывается музыка.

4. Если мой бизнес имеет договор с вашей организацией, нужно ли мне платить кому-то еще?

Нет, если Вы планируете использовать музыку только из нашего каталога. Если же Вы хотите использовать популярную музыку для своего бизнеса, то — да. Однако, использование популярной музыки в качестве фоновой для бизнеса — очень сомнительная идея. Это может оттолкнуть существенную часть клиентов. Наш девиз — только качественная и адаптированная для бизнеса фоновая музыка.

Договор с организацией, предоставляющей лицензионный контент, позволяет Вам транслировать музыку, защищенную авторскими правами, и избежать выплат в РАО и ВОИС.

5. Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если Ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, Вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — Вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции, и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

6. Что произойдет, если я буду проигрывать музыку в своем магазине (или любом другом виде бизнеса), не заплатив никому?

Нам все время задают вопросы: нужно ли платить в РАО? Должен ли я платить ВОИС? Что будет, если я включу музыку в своем заведении без договора?

Чтобы публично проигрывать музыку, защищенную авторскими правами, в Вашем бизнес-учреждении, Вам необходимо получить разрешение от владельца или представителя авторского права — это регулируется законом об авторском праве РФ.

Если Вы не получили надлежащего разрешения и транслируете музыку без договора, будьте готовы, что сначала в Вашем заведении сделают аудио-видео фиксацию данного факта, а затем привлекут к ответственности и предъявят иск на сумму от 20 000 руб за каждый зафиксированный трек. Наша компания предоставляет музыкальный контент от 25 руб/день за более чем 20 000 треков, собранных в подборки для различных видов бизнеса, с регулярными обновлениями. И мы настоятельно рекомендуем не рисковать и подключиться к нашему сервису на законных основаниях. Это дешевле, качественнее и удобнее.

7. Какое наиболее доступное легальное музыкальное решение для моего бизнеса?

Музыка имеет жизненно важное значение для привлечения клиентов и получения дохода, но мы признаем тот факт, что большинство предприятий работают с ограниченным бюджетом.

«Волна Медиа» — это законный бизнес-потоковый сервис, начинающийся от 799 рублей в месяц с доступом ко всей нашей музыкальной библиотеке. У нас работают профессиональные музыканты и диджеи, чтобы у Вас всегда был качественный и актуальный для Вашего бизнеса контент.

Закажите бесплатный тестовый период на 7 дней прямо сейчас, прослушайте плейлисты и посмотрите насколько сильный эффект может дать правильная музыка для Вашего бизнеса!

Читать ещё по теме: Музыка для кафе

Читать ещё по теме: Музыка для салонов красоты

Ссылка на основную публикацию