Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 161 БК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 3.1 с 19 июля 2017 г. – Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ в пункт 6 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 7 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

ГАРАНТ:

Об административной ответственности за нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий см. ст. 15.15.8 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Пункт 10.1 изменен с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 11 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Доходы, поступающие казенному учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ и учитываются на отдельных лицевых счетах. Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, то есть «в полном объеме».

Согласно п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ для казенных учреждений устанавливаются особые условия оказания платных услуг в переходный период. Особыми условиями является наличие генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем бюджетных средств, на оказание платных услуг. В генеральном разрешении в обязательном порядке должны быть указаны: источники образования и направления использования внебюджетных средств; нормативно-правовые акты РФ, устанавливающие источники образования внебюджетных средств; положения устава казенного учреждения, регламентирующие порядок оказания платных услуг и виды оказываемых платных услуг; гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального Казначейства.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. То есть оно может самостоятельно, без уведомления, с собственником или исполнительным государственным органом, в ведении которого оно находится, инициировать судебные иски.

Читайте также:  Восстановить право на приватизацию

Казенное учреждение не имеет права получать или предоставлять кредиты (займы), а также приобретать ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Любой договор кредита (займа), по которому казенное учреждение выступает одной из сторон, будет считаться ничтожным, так как противоречит действующему законодательству. Это подтверждается и арбитражной практикой.

К казенным учреждениям будут относиться не всякие федеральные государственные (муниципальные), а только те, которые указаны в ст. 31 Закона № 83-ФЗ. К ним относятся:

– управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

– учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы ФСИН, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исправительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

– учреждения МВД РФ, ГУСП Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ РФ, СВР РФ, ФСО РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС РФ, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

– психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.

В переходный период казенные учреждения не имеют права переоткрывать лицевые счета по зачислению доходов, а все внебюджетные доходы, полученные казенными учреждениями, в доход бюджета не зачисляются. Согласно ст. 30 Закона № 83-ФЗ в 2011 году федеральные казенные учреждения имеют право использовать денежные средства, поступившие от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансирования выполнения ими своих функций, сверх доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований. Последнее потребует от органов государственного (муниципального) управления усиления и расширения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных казенных учреждений и за направлениями расходования ими полученных доходов.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 12.Особенности правового положения и организация финансирования бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение – это “некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах”. (согласно 83-ФЗ).

Способ финансирования – На основе финансирования государственного или муниципального задания.

Способ доведения денежных средств – Через субсидии.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение имеет право выполнять платные работы, оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (размер субсидий не зависит от иных доходов). В тоже время бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, в случаях, когда это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Что касается имущества, то оно закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым и недвижимым имуществом.

Дата добавления: 2016-12-07 ; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:
а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:
– Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
– местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.
В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:
а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).
Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:
– пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
– информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).
Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:
– финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
– операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
– казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
– казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
– казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
– казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
– казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
– размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;
– имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:
а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;
в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;
г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;
д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее – государственное задание);
ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;
з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду). Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия. В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;
л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;
м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

Критерии для определения типа государственного (муниципального) учреждения

В целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений (далее – государственные (муниципальные) учреждения) в соответствие с требованиями Федерального закона N 83-ФЗ разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения, а также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.
Среди основных критериев следует назвать:
– возможность исполнения государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления). С целью исполнения указанных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами;
– сферу деятельности учреждения. С учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к таковым только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом (п. 7 Методических рекомендаций).
В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический и управленческий потенциал такого учреждения.
В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:
а) средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
б) средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
в) средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
г) средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
д) средний рост заработной платы работников государственного(муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
е) коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения (за исключением административно-управленческого персонала) к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.
Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей (п. 11 Методических рекомендаций):
а) способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
г) наличие программы развития автономного учреждения.

Читайте также:  Журнал учета розничных продаж

Обратите внимание! Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом N 83-ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения (п. 12 Методических рекомендаций).

Устав казенного учреждения

После принятия правового акта об изменении типа федерального государственного учреждения на казенное необходимо внести эти изменения в его устав, в котором должны содержаться (п. 33 Порядка N 539):
а) общие положения, устанавливающие в том числе:
– наименование федерального казенного учреждения;
– информацию о месте его нахождения;
– наименование учредителя и собственника имущества;
– наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, собственника федерального казенного учреждения;
б) предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
в) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;
г) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:
– порядок распоряжения имуществом, приобретенным казенным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
– порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
– запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, если иное не установлено законодательством РФ;
– положения об открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному казенному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
– положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
– указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
д) сведения о филиалах и представительствах учреждения;
е) иные разделы – в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п. 32 Порядка N 539).

И. Зернова,
эксперт журнала “Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение”

“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.

Казенное учреждение

— государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Комментарий

Казенное учреждение — это одна из организационно-правовых форм предусмотренных для государственных учреждений. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) в п. 2 ст. 123.22 “Учреждение” указывает, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Казенное учреждение является некоммерческой организацией и, как и все учреждения, относится к некоммерческим унитарным организациям (не имеют членов).

Правовое положение казенных учреждений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (статьи 6, 161). Так, статья 6 определяет:

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основным документом является Смета доходов и расходов.

Казенные учреждения являются предпочтительной организационно-правовой формой для органов власти. На это указывает Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1):

“Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.”.

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций – не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Примеры казенных учреждений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ “ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЯКИМАНКА”

“УПРАВА ГАГАРИНСКОГО ОКРУГА” МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА “ГОРОД ЯКУТСК”

Налогообложение

Налог на прибыль

Не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом, не учитываются при налогообложении расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

НК РФ устанавливает еще одно льготу (пп. 14 п. 1 ст. 251) по доходам в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

– в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

НДС

– Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ);

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605 (Письма Минфина России от 26 января 2016 года № 03-07-11/2939, от 24.03.2013 N 03-07-15/12713) – Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

– Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);

Приложение

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений (Бюджетный кодекс РФ)

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Читайте также:  Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Связаные темы

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации

Автономное учреждение — Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ

Модернизация современной системы общего образования происходит в рамках бюджетной реформы, основной целью которой является снижение темпов роста бюджетных расходов и создание условий для привлечения организациями общего образования внебюджетных источников финансирования. С принятием в 2010 Закон №83-ФЗ вступили в силу нормативно-правовые акты, которые существенно изменили правовой статус бюджетных учреждений, поделив на три типа – казенное, бюджетное, автономное, и усложнили финансово-хозяйственный механизм их деятельности. [5]

Типы учреждений общего образования отличаются между собой по степени независимости от государства в управлении учреждением и по степени финансово-хозяйственной самостоятельности. В результате данных тенденций в модернизации системы общего образования появился особый тип некоммерческих организаций – казенные учреждения. [4]

Правовое положение казенных учреждений регулируются Бюджетным кодексом РФ, согласно которому данные учреждения полностью находятся введении органов государственной (муниципальной) власти.[1] Казенные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги и выполняют государственные (муниципальные) функции в целях обеспечить реализацию предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета.

Учредителем казенных учреждений в системе общего образования являются органы местного самоуправления, которые утверждают устав казенного учреждения, его изменения; принимаются решения о реорганизации или его ликвидации. Учредитель финансирует текущее содержание казенных учреждений, вне зависимости от объема и качества, оказываемых ими образовательных услуг и выполненных работ, за счет средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ и на основе бюджетной сметы. При этом для казенных малокомплектных сельских учреждений образования при определении норматива финансирования не учитывается количество обучающихся, а только фактические затраты на обеспечение образовательной деятельности. Расходование бюджетных средств казенным учреждением по смете полностью контролируется учредителем.

Объем бюджетной сметы составляется и утверждается в порядке, утвержденном главным распорядителем бюджетных средств и должен соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения основных функций казенным учреждением. Лимиты бюджетных обязательств определяют конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и устанавливают сумму, на которую они имеет право заключать с поставщиками услуг и товаров муниципальные контракты, договоры поставок на содержание имущества. Сверх лимита бюджетных обязательств казенное учреждение не имеет право принимать бюджетные обязательства перед контрагентами.

Все операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования.

Государственное задание для казенного учреждения общего образования не обязательно, но учредитель может его выдать. В этом случае для его финансирования необходима корректировка лимитов финансовых обязательств казенного учреждения, отраженных в бюджетной смете учреждения по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Казенное учреждение не имеет право получать и предоставлять кредиты, приобретать ценные бумаги. Другие формы бюджетного финансирования, в виде субсидий и бюджетных кредитов, казенному учреждению не предоставляются.

Казенное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую внебюджетный доход, только в случае если такое право определяется уставом учреждения, однако возможности для ее организации у них ограничены. Все иные виды деятельности, не указанные в учредительских документах будут считаться незаконными. Кроме того, казенные учреждения не могут самостоятельно распоряжаться своими внебюджетными доходами. Их внебюджетные доходы, полученные от использования муниципальной собственности, считаются неналоговыми доходами муниципального бюджета. Доходами, полученными от приносящей доход деятельности, распоряжается учредитель. Более того, главный распорядитель бюджетных средств может уменьшить финансирование казенного учреждения из бюджета на сумму дополнительных доходов учреждения.

Имущество казенного учреждения общего образования передается им на праве оперативного управления, которое оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться без письменного согласия собственника данного имущества. Таким образом, вопросы распоряжения имуществом для казенного учреждения всегда сопряжены с необходимостью согласования с собственником, что может создавать определенные организационные затруднения, такие например как, временные, или трудовые затраты на согласование.[2]

В системе общего образования к казенным учреждениям относят коррекционные школы, детские дома, интернаты, сельские малокомплектные школы и т.п. Основная деятельность казенных учреждений направлена на реализацию социальных гарантий граждан в сфере образования, на выполнение специфических услуг, которые не могут быть оказаны кем-либо, кроме публичного образования, поэтому их деятельность жестко контролируется учредителем. Решение о выборе казенного учреждения может быть принято учредителем и по ряду других причин: невозможности оптимизировать сеть учреждений образования из-за отсутствия транспортной доступности; или учредитель не может обеспечить необходимый объем государственного задания образовательному учреждению из-за отсутствия необходимого контингента обучающихся, например, малокомплектные сельские школы и др.

В любом случае, независимо от того по какой причине создается казенное учреждение, в их учредительных документах определяется исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение могут осуществлять в соответствии с целями их создания. Таким образом, казенные образовательные учреждения максимально ограничены в проявлении им какой-либо самостоятельности, что, безусловно, влияет на перспективы развития данных учреждений.

Сложившаяся в системе образования Саратовской области сеть казенных учреждений в 2013 году насчитывала 196 учреждений, что составило 24,53% от общего числа учреждений (по оценкам экспертов не должны превышать 5%). В основном это учреждения интернатного типа (их 33) и сельские малокомплектные школы (их 163 учреждения).[3]

Учреждения интернатного типа (их 33) В Саратовской области представлены: детскими домами – 9, общеобразовательными школами-интернатами – 2, санаторные школы-интернаты – 3, кадетские школы интернаты – 2, Марксовская школа закрытого типа -1, коррекционные школы – интернаты – 16. Общая численность воспитанника учреждений интернатного типа и коррекционного образования на 01.01.2014 год составляла 4439 человек. В рамках мероприятий по оптимизации сети учреждений казенного (интернатного) типа их число в Саратовской области к 2015 году будет сокращено до 27 учреждений (на 52,9% по сравнению с 2005г).[3]

Малокомплектные сельские школы казенного типа обычно расположены в отдаленных и труднодоступных районах, со средней наполняемостью в классах старшей ступени обучения не более 5 человек (при норме 14 человек).

Анализ материально-технического состояния казенных малокомплектных сельских учреждений по таким показателям как, горячее водоснабжение, наличие туалетов, оборудованных в соответствии с СанПиНом, современных кабинетов и др. свидетельствует, что в 9 районах Саратовской области менее половины школ данного типа имеют горячее водоснабжение (Александрово – Гайском – 0%, Новоузенском – 16%, Екатерининском – 26,3%). В 3 районах Саратовской области – Александрово – Гайском, Аркадакском, Романовском только 33,3%, 16,6%, 60% туалетов оборудованы в соответствии с требованиями СанПиНа. В 24 муниципальных районах казенные малокомплектные школы не имеют спортивного зала.

Учебно – материальная база малокомплектных сельских учреждений казенного типа нуждается в усовершенствовании, так, школах 23 отсутствуют кабинеты физики, в 33 школах кабинеты химии. Учебное оборудование многих кабинетов физики и химии не соответствует современным требованиям. Как следствие в 30 муниципальных районах Саратовской области результаты ЕГЭ по основным предметам у учащихся казенных малокомплектных школ ниже среднеобластных. Самые низкие показатели по результатам ЕГЭ по обязательным предметам – в малокомплектных школах Воскресенского и Перелюбского районов.

Сочетание двух фактов – низких результатов ЕГЭ и малого количества учащихся 1-2 классов (до 5 человек) в школах Дергачевского (МКОУ СОШ п. Зерновой), Екатерининского (МКОУ СОШ с. Бутурлинка, МКОУ СОШ с. Воронцовка, МКОУ СОШ с. Упоровка) районов обуславливает необходимость рассмотрения вопроса о понижении статуса данных школ. На основании представленных статистических данных по состоянию развития казенных учреждений образования Саратовской области можно сделать вывод, что основные проблемы их эффективного функционирования связаны с тем, что они имеют недостаточные кадровые, материально- технические и финансовые ресурсы для предоставления качественного образования.

Таким образом, по мнению многих специалистов, форма казенного учреждения не очень подходит современному образованию, которое должно быть свободным, экономически самостоятельным, открытым для инноваций. Дело в том, что в правовом статусе казенных учреждений образования заложены серьезные организационно-экономические ограничения их функционирования в условиях рыночной экономики:

во-первых, система сметного финансирования казенных учреждений обуславливает высокую степень зависимости от учредителя (централизации) при принятии решений относительно объемов и направлений использования бюджетных средств. Самостоятельность казенных учреждений в использовании бюджетных средств сведена к минимуму.

Во-вторых, в рамках сметного финансирования практически отсутствует корреляция между качеством предоставляемого образования и объемами бюджетного финансирования, которое носит явно затратный характер.

В-третьих, отменено право самостоятельного расходования средств от оказания платных услуг. Доходы от предпринимательской деятельности казенных учреждений поступают в бюджет, обезличиваются и подлежат распределению в ходе формирования и утверждения бюджета. Данная правовая норма, резко снижает экономические стимулы для организации внебюджетную деятельность казенных учреждений образования и выступает серьезным сдерживающим фактором их развития.

Вместе с тем, содержание казенных учреждений образования за счет средств государственного (муниципального) бюджета экономически оправдано, поскольку их деятельность направлена на решение стратегических задач государства, на реализацию социальных гарантий граждан. Экономическая отдача от деятельности казенных учреждений образования всегда отражается в долгосрочной перспективе, а социальный эффект получаемый человеком и обществом, трудно оценить количественно.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 – ФЗ (с изменениями 01.03.2015г)

2. Вавилова А.А. Финансирование деятельности образовательных учреждений разного типа. Справочник руководителя образовательного учреждения. №12, 2010

3. Итоговый отчет министерства образования Саратовской области о результатах анализа за 2013 год и перспективах развития системы образования на 2014год. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/analitics/ (дата обращения 17.03.2015)

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 163-Р от 7.02. 2011 г. URL: http://www.garant.ru/products (дата обращения: 13.01.2015).

5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”