Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301
“О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации”
С изменениями и дополнениями от:
30 апреля 2009 г., 30 января 2013 г.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г. N АКПИ17-357 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству
ГАРАНТ:
Во исполнение настоящего постановления изданы приказы Госстроя РФ от 4 декабря 1997 г. N 17-127, и от 20 июня 2000 г. N 138
В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
2. Установить, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 3 внесены изменения
3. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:
обеспечивать на основе федерального статистического наблюдения, бухгалтерского и технического учета жилищного фонда проведение комплексного анализа и обобщения тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства с последующим использованием полученных материалов при осуществлении государственной политики в этой сфере экономики;
разработать и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвердить в I квартале 1998 г. инструкцию о проведении учета жилищного фонда и обеспечить контроль за ее выполнением;
ГАРАНТ:
Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37
обеспечить методическое руководство и координацию деятельности по техническому учету жилищного фонда организаций технической инвентаризации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, используя положительный опыт Республики Карелия, Ивановской, Орловской областей, гг.Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившим силу распоряжение Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1985 г. N 264-р.
6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. N 136 “О порядке государственного учета жилищного фонда”.
Положение
о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301)
С изменениями и дополнениями от:
30 апреля 2009 г., 30 января 2013 г.
1. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
2. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
3. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются – БТИ).
4. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 5 внесены изменения
5. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.
Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения “Сведения о жилищном фонде” (форма N 1-жилфонд), утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 5 ноября 2001 г. N 81
Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 6 внесены изменения
6. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 7 изложен в новой редакции
7. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
техническую инвентаризацию жилищного фонда;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 8 изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N АКПИ18-418, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2018 г. N АПЛ18-410, пункт 8 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части
8. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 9 внесены изменения
9. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду;
Информация об изменениях:
исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;
Информация об изменениях:
определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.
12. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.
13. Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные БТИ до введения в действие настоящего Положения, считаются действительными.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 14 внесены изменения
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-532, оставленным Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N КАС06-301 без изменения, пункт 14 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
14. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Отчуждение архивов БТИ не допускается.
15. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
16. БТИ субъектов Российской Федерации осуществляют:
ведение государственных реестров архивов БТИ субъектов Российской Федерации;
ежегодную инвентаризацию архивов БТИ.
17. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.
Постановлением утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Также установлено, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Порядок ведения технического учета устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами.
Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 22 октября 1997 г. N 205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г. N 42 ст. 4787
Решением Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г. N АКПИ17-357 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388
4.1. Учет жилищного фонда
4.1. Учет жилищного фонда
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЖК к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов. Государственный учет жилищных фондов субъектов РФ относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений (ч. 1 ст. 13 ЖК). Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. В настоящее время действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно данному Положению основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п. 1). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Это вид учета возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. В настоящее время БТИ действуют как государственные унитарные предприятия и находятся в подчинении органов государственного управления субъектов РФ.
БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
БТИ обязаны осуществлять:
1) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
2) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
3) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
4) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
БТИ проводят следующие виды инвентаризации: основную (один раз в пять лет) и текущую (ежегодно), плановую и внеплановую. Этими же органами могут проводиться единовременные учеты на определенную дату всего обобществленного жилищного фонда, а также переписи жилищного фонда, находящегося в собственности граждан.
БТИ не осуществляют государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними. Такая регистрация возложена на специализированные органы — учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.
Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
3. Учет жилищного фонда
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г.
N 1301 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 388).
К компетенции федеральных органов государственной власти отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12 ЖК РФ), к компетенции субъекта Российской Федерации – государственный учет жилищного фонда субъекта Федерации (ст. 13 ЖК РФ). Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда (ст. 14 ЖК РФ).
Государственный учет жилищного фонда, наряду с иными формами его учета, должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Основная задача государственного учета – информация о количественном и качественном составе жилья, его местоположении, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Учету подлежат все жилые дома, жилые помещения независимо от форм собственности, принадлежности, и этот учет осуществляется по единой для Российской Федерации системе.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации .
——————————–
См.: Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу” от 28 января 2006 г. N 47.
Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. В настоящее время действует Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства земельного строительства Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37 .
——————————–
Действует с изменениями от 4 сентября 2000 г. (текст Инструкции официально опубликован не был).
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
– техническую инвентаризацию жилищного фонда;
– оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
– информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется федеральным органом исполнительной власти по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ. Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по статистике по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по жилищной и строительной политике .
——————————–
Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-жилфонд “Сведения о жилищном фонде” (утвержден Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 26 июля 2006 г. N 39).
Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами.
Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
– составление государственной статистической и бухгалтерской отчетности по жилищному фонду;
– исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;
– определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.
Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве федерального органа исполнительной власти по жилищной и строительной политике.
Архивы БТИ относятся к Государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. БТИ субъектов Российской Федерации осуществляют ведение государственных реестров архивов БТИ субъектов Российской Федерации и ежегодную инвентаризацию архивов БТИ.
Муниципальное образование “Поселок Черский”
Постановление № 19п от 04.05.2018 г. «Об утверждении Порядка учета муниципального жилищного фонда и управления муниципальным жилищным фондом в муниципальном образовании «поселок Черский»»
Республика Саха (Якутия)
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОСЕЛОК ЧЕРСКИЙ»
678830, Республика Саха (Якутия)
п. Черский, ул. Дзержинского, д. 3
тел.: 2-23-00, факс: 2-30-25
Саха Республиката
Б θ hY θ ЛЭК ЧЕРСКЭЙ
МУНИЦИПАЛЬНАЙ ОБРАЗОВАНИЯТЫН
АДМИНИСТРАЦИЯТА
678830, Саха Республика
ЧерскэйбΘ h ., Дзержинскайуул., 3 н y Θмэрэ
тел.: 2-23-00, факс: 2-30-25
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Черский от «14» мая 2018 г. № 19п
«Об утверждении Порядка учета муниципального жилищного фонда и
управления муниципальным жилищным фондом
в муниципальном образовании «поселок Черский»
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации , Уставом муниципального образования «поселок Черский»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить прилагаемое Положение «О Порядкеучета муниципального жилищного фонда и управления муниципальным жилищным фондом в муниципальном образовании «поселок Черский» (далее – Положение).
- Обнародовать настоящее Постановление на официальном сайте муниципального образования «поселок Черский».
- Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава МО «п. Черский» А.А. Марков
УтвержденоПостановлением
Главы МО «п. Черский»
от 14.05.2018 г. № 19п
ПОЛОЖЕНИЕ
«О Порядке учета муниципального жилищного фонда и
управления муниципальным жилищным фондом
в муниципальном образовании «поселок Черский»
Настоящее Положение о порядке учета муниципального жилищного фонда и управления муниципальным жилищным фондом в муниципальном образовании «поселок Черский» (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Уставом муниципального образования «поселок Черский».
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок ведения учета муниципального жилищного фонда, способы и условия управления жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «поселок Черский».
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении:
муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих городскому округу на праве собственности;
жилое помещение – изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства);
управление жилищным фондом – совокупность полномочий по эффективному и рациональному использованию жилищного фонда, в том числе учет, содержание, распределение, распоряжение и контроль;
учет жилищного фонда – совокупность действий по выявлению и включению объектов жилищного фонда в реестр муниципальных жилых помещений, а также ведение реестра муниципальных жилых помещений и другой учетной документации;
распределение жилищного фонда – деятельность, направленная на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда;
содержание жилищного фонда – деятельность, направленная на сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию жилищного фонда, развитие инженерной инфраструктуры, обслуживающей жилищную сферу;
распоряжение жилищным фондом – деятельность, направленная на изменение формы собственности объекта жилищного фонда в результате сделок и безвозмездной передачи объектов, а также на изменение вида жилых помещений.
2. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам управления жилыми помещениями муниципального жилищного фонда
2.1. Поселковый Совет депутатов муниципального образования «поселок Черский» (далее –Поссовет МО «п. Черский»):
утверждает порядок учета муниципального жилищного фонда и управления муниципальным жилищным фондом муниципального образования «поселок Черский»;
устанавливает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетную норму площади жилого помещения;
устанавливает размер платы за жилое помещение (наем) муниципального жилищного фонда для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма;
осуществляет иные полномочия, относящиеся к ее ведению, предусмотренные действующим законодательством, а также Уставом муниципального образования «поселок Черский».
2.2. Глава муниципального образования «поселок Черский» (далее – глава МО «п. Черский»):
представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с федеральными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), муниципальными учреждениями, с другими организациями в сфере управления жилищным фондом и подписывает необходимые документы;
принимает решения в сфере учета и управления муниципальным жилищным фондом, не противоречащие законодательству и настоящему Положению.
распоряжается средствами бюджета муниципального образования, направленными на управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом;
принимает решение о безвозмездном приеме объектов жилищного фонда в муниципальную собственность;
устанавливает вид жилого помещения специализированного жилищного фонда;
устанавливает при наличии жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования порядок предоставления этих жилых помещений;
принимает программы, направленные на обеспечение жильем граждан;
вносит в поселковый Совет депутатов муниципального образования «поселок Черский» проекты решений Поссовета МО «п. Черский»:
1) о размере платы за жилые помещения (наем) муниципального жилищного фонда для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма;
2) о порядке учета муниципального жилищного фонда и управления муниципальным жилищным фондом муниципального образования «поселок Черский»;
3) о норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения;
осуществляет иные полномочия в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
2.3. Администрация муниципального образования «поселок Черский» (далее – администрация МО «п. Черский»):
организует и проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности;
подписывает договоры на управление муниципальным жилищным фондом с управляющей организацией;
ведет учет жилых помещений муниципального жилищного фонда;
выступает наймодателем по договорам социального найма, найма жилых помещений, найма муниципального специализированного жилищного фонда.
выступает покупателем жилых помещений, в том числе во исполнение целевых программ по улучшению жилищных условий;
разрабатывает проекты программ, направленных на обеспечение жильем граждан;
создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда;
принимает в соответствии с установленным порядком решения:
1) о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
2) о согласовании переустройства и перепланировки;
3) о предоставлении муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, найма специализированного жилого помещения, коммерческого использования;
4) по итогам работы комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда;
осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
осуществляет защиту прав муниципального образования в отношении муниципального жилищного фонда;
осуществляет иные полномочия, отнесенные к ее ведению, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
- Формирование муниципального жилищного фонда
3.1. Муниципальный жилищный фонд формируется путем:
передачи жилых помещений в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством;
приобретения жилых помещений по гражданско-правовым сделкам в соответствии с действующим законодательством;
строительства жилых помещений за счет бюджета муниципального образования «поселок Черский» и иных средств;
принятия в муниципальную собственность жилых помещений по решениям судебных органов, в том числе жилых помещений, признанных бесхозяйными;
признания жилыми помещениями после перевода нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, в жилые помещения;
приобретения иным способом в порядке, установленном действующим законодательством.
Приобретенные жилые помещения включаются в состав муниципальной казны.
3.2. Муниципальный жилищный фонд подразделяется по целям использования на:
жилищный фонд социального использования;
специализированный жилищный фонд;
жилищный фонд коммерческого использования.
3.3. Бюджетное финансирование развития муниципального жилищного фонда осуществляется путем выделения бюджетных средств:
на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений), предоставляемых на условиях социального найма;
на реконструкцию и капитальный ремонт жилых помещений;
на строительство жилых домов (жилых помещений) для граждан в связи со сносом домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
на приобретение жилых домов (жилых помещений) для граждан в связи со сносом домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
на выкуп жилого дома, жилого помещения у собственника при изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд;
на другие цели, предусмотренные действующим законодательством.
4. Учет муниципального жилищного фонда
4.1. Учет муниципального жилищного фонда ведется администрацией муниципального образования «поселок Черский» и включает в себя деятельность администрации муниципального образования «поселок Черский», направленную на:
выявление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда;
выявление бесхозяйных жилых помещений;
ведение реестра муниципальных жилых помещений в составе Реестра объектов недвижимости муниципальной собственности муниципального образования «поселок Черский»;
исключение жилых помещений из состава муниципальной собственности в порядке гражданско-правовых сделок, приватизации, в связи со сносом, переводом из жилищного фонда в нежилой и по иным основаниям;
ведение и хранение учетной документации по жилым помещениям муниципального жилищного фонда;
иную деятельность в пределах предоставленных полномочий.
4.2. Количественный учет осуществляется по количеству единиц (жилых помещений) и по количеству общей площади.
4.3. Учет по целям использования муниципального жилищного фонда (в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения) осуществляется отдельно.
4.4. Данные муниципального учета используются для:
распределения муниципального жилищного фонда, его содержания и выбора способа распоряжения им, разработки программ переселения, сноса аварийного жилья и др.;
внесения необходимых изменений в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования «поселок Черский».
4.5. Учет ведется путем составления перечня жилых помещений, в котором должны содержаться следующие сведения:
вид жилого помещения;
адрес жилого помещения;
общая площадь жилого помещения;
основания постановки на учет;
год ввода в эксплуатацию;
информация о нанимателе жилого помещения.
4.6. Данные учета муниципального жилищного фонда учитываются при планировании расходов, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования «поселок Черский».
5. Распоряжение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда
5.1. Распоряжение муниципальным жилищным фондом осуществляется в следующих формах:
предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда;
передача на условиях коммерческого использования;
передача в собственность посредством приватизации;
иные формы, не противоречащие действующему законодательству.
5.2. Решение о выборе формы распоряжения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда принимается постановлением главы муниципального образования «поселок Черский».
5.3. Сделки с жилыми помещениями муниципального жилищного фонда совершаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, законами Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами.
5.5. Обмен жилых помещений муниципального жилищного фонда производится в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
6. Контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда
6.1. Контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда осуществляется администрацией муниципального образования «поселок Черский».
7. Защита прав муниципального образования в отношении муниципального жилищного фонда.
7.1. Защита прав муниципального образования в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Жилищное право (И. И. Ромашкова, 2009)
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Жилищное право России». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Книга поможет вам успешно сдать экзамен.
Оглавление
- Предисловие
- Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права
- Тема 2. Источники жилищного права. Жилищное законодательство
- Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного фонда
- Тема 4. Жилые помещения. Особенности, виды, законодательные требования
- Тема 5. Перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые
- Тема 6. Перепланировка и переустройство жилого помещения
Из серии: Завтра экзамен!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жилищное право (И. И. Ромашкова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного фонда
Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам.
Государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ) и субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов РФ).
Муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых им по договорам найма специализированных жилых помещений. Входит в государственный и муниципальный жилищные фонды.
Индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда.
Жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование.
Государственный учет – учет жилых помещений, суть которого заключается во всестороннем обследовании жилых помещений на предмет их технического, санитарно-эпидемиологического состояния, потребности в ремонте, соответствия градостроительным нормам, а также в определении количества жилых помещений и их отношения к тому или иному
жилищному фонду, соответствия тарифов платы за жилье и коммунальные услуги установленным стандартам.
Технический учет – государственный учет, заключающийся в технической инвентаризации, то есть в обследовании технического состояния жилого помещения и его паспортизации (выдаче технического паспорта – документа, который содержит техническую и иную информацию о жилом помещении).
Статистический учет – проводится для выяснения количества жилых помещений в каждом жилищном фонде.
Бухгалтерский учет – связан с оплатой коммунальных услуг и жилья, а также с определением тарифов оплаты.
В ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд определен как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности и цели использования таких помещений. ЖК РФ устанавливает классификацию жилищного фонда, основывая ее на двух признаках: 1) принадлежность к той или иной форме собственности; 2) в зависимости от целей использования.
По первому признаку — форма собственности на жилые помещения – различают три вида жилищного фонда:
1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц);
2) государственный (принадлежащий на праве собственности: Российской Федерации – жилищный фонд Российской Федерации, субъектам Российской Федерации – жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований).
В зависимости от целей использования различают четыре вида жилищного фонда:
1) социального использования;
4) коммерческого использования.
Между двумя способами классификации существует определенная связь, которая выражается следующим образом.
1. Жилищный фонд социального использования может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Такое ограничение обусловлено понятием договора социального найма, по которому наймодателем является собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. В отношении частного жилищного фонда также может быть заключен договор найма жилого помещения, однако регулироваться он будет не ЖК РФ, а ГК РФ (гл. 35).
2. Специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений. Он отличается от остальных фондов, поскольку является совокупностью разнородных фондов. В состав специализированного жилищного фонда входят следующие жилые помещения:
• в домах системы социального обслуживания населения;
• фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
• фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
• предназначенные для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Из указанных фондов в частной собственности могут находиться только жилые помещения в общежитиях и в домах системы социального обслуживания населения. Жилые помещения, входящие в состав остальных фондов, могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
3. Индивидуальный жилищный фонд может находиться только в частном жилищном фонде. Данный фонд используется собственниками таких помещений для личного проживания, проживания членов своей семьи, а также иных граждан на условиях безвозмездного пользования. Юридические лица – собственники таких помещений используют их для проживания граждан также на безвозмездной основе.
4. Жилищный фонд коммерческого использования представляет собой совокупность жилых помещений, используемых собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, регулируемых гражданским законодательством, например: договор коммерческого найма, договор аренды и т. д. Данный фонд может находиться в любой форме собственности.
В соответствии с жилищным законодательством за использованием и сохранностью жилищного фонда установлен государственный контроль (ст. 20 ЖК РФ). Данный контроль осуществляется вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется органами государственной жилищной инспекции, которые действуют на основании Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086. Система органов государственной жилищной инспекции в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации. Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие функции:
♦ координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
♦ анализирует отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливает предложения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, улучшению работы государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, сохранности и улучшению их использования, содержания и ремонта;
♦ разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции;
♦ осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
♦ осуществляет работу по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров органов государственной жилищной инспекции;
♦ участвует в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
♦ за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территориях;
♦ техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
♦ обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
♦ санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
♦ осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
♦ рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
♦ соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т. д.);
♦ соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
♦ соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
♦ наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
♦ проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
♦ выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
♦ наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго– и водоресурсов.
На объектах жилищного фонда, которые подконтрольны органам государственной жилищной инспекции, они вправе проводить инспекционные обследования и проверки. В случае выявления нарушений в ходе проверок ими даются предписания собственникам, владельцам и пользователям жилых помещений об устранении таких нарушений. В соответствии со ст. 23.55 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21-7.23 Ко АП РФ. К их числу относятся нарушения правил пользования жилыми помещениями, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Органы государственной жилищной инспекции наделены правом выносить заключения о пригодности жилых помещений для проживания в них граждан, а также вправе давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности предприятий, учреждений и организаций. Такое право они имеют, если юридические и физические лица, осуществляя свою профессиональную деятельность, грубо нарушают жилищное законодательство, правила и нормативы, связанные с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляет и каждый собственник соответствующего жилищного фонда. Так, органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации (п. 17 ст. 12 ЖК РФ); органы государственной власти субъектов Российской Федерации – за использованием и сохранностью жилищного фонда субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 13 ЖК РФ); органы местного самоуправления – за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (п. 9 ст. 14 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет производится на основе Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301.
Основная задача государственного учета жилищного фонда – получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Учету подлежат построенные и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
Государственный учет также должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию.
Государственный учет жилищного фонда включает в себя:
♦ технический (оперативный) учет;
♦ официальный статистический учет;
Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). Указанные организации осуществляют следующие функции:
♦ технический учет жилищного фонда, его техническую инвентаризацию и паспортизацию;
♦ контроль технического состояния жилых помещений;
♦ оценку и переоценку жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
♦ информационное и консультативное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Технический паспорт жилого помещения (квартиры), предусмотренный ч. 5 ст. 19 ЖК РФ, содержит следующие разделы.
♦ Раздел I. Сведения о принадлежности.
♦ Раздел II. Экспликация площади квартиры.
♦ Раздел III. Техническое описание квартиры.
♦ Раздел IV. Стоимость квартиры.
Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ. Статистический учет ведется в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25 июля 2002 г. № 158 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правонарушений, науки и инноваций на 2003 г.» (в ред. от 22 июня 2006 г.).
Государственному учету придается большое практическое значение: если помещение не учтено в составе жилищного фонда, то к отношениям, объектом которых является данное помещение, не применяются нормы жилищного законодательства, в частности о проживании, регистрации, вселении и выселении.
1. Что такое жилищный фонд?
2. Перечислите виды жилищного фонда в зависимости от права собственности на него.
3. Перечислите виды жилищного фонда в зависимости от целей использования.
4. В чем заключается необходимость обеспечения сохранности жилищного фонда и каким образом она осуществляется?
5. Как определяется понятие «государственный учет жилищного фонда».
6. В чем суть технического учета жилищного фонда?
7. С какой целью ведется бухгалтерский учет жилищного фонда?
8. Каким образом осуществляется статистический учет жилищного фонда?
9. В чем заключается цель государственной регистрации жилых помещений?
10. Какими органами осуществляется государственная регистрация?
Оглавление
- Предисловие
- Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права
- Тема 2. Источники жилищного права. Жилищное законодательство
- Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного фонда
- Тема 4. Жилые помещения. Особенности, виды, законодательные требования
- Тема 5. Перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые
- Тема 6. Перепланировка и переустройство жилого помещения
Из серии: Завтра экзамен!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жилищное право (И. И. Ромашкова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Порядок государственного учёта жилищного фонда
«Техническая документация многоквартирного дома – это его книга жизни: какую страницу не откройте, найдёте что-то важное», – говорит Олеся Лещенко, исполнительный директор ассоциации управляющих организаций «Новое качество». Где находить, как хранить и передавать техническую документацию на дом и какие изменения, связанные с государственным учётом жилищного фонда, готовятся в законодательстве, Олеся Лещенко и заместитель директора ассоциации Лариса Лапина рассказали на вебинаре 13 ноября.
Обязанность управляющей организации
Управляющая организация обязана вести, хранить и передавать техническую документацию МКД. Это установлено нормативными правовыми актами, которые мы рассмотрим ниже.
Передача техдокументации. За 30 дней до окончания срока действия договора управления управляющая организация должна передать техническую документацию выбранной управляющей организации или ТСЖ/ЖК (п. 10 ст. 162 ЖК РФ).
Также техническая документация передаётся, если сведения о многоквартирном доме исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, срок действия лицензии управляющей организации закончился или лицензия аннулирована (п. 1 ст. 200 ЖК РФ). В этих случаях передать документы нужно не позднее двух рабочих дней с названных событий.
За непередачу технической документации юридические лица получат административный штраф по ст. 7.23.2 КоАП РФ в размере до 200 тысяч рублей.
Ведение техдокументации. Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в МКД установлено, что в технической документации отражается информация о составе общего имущества в МКД и его состоянии.
Теми же правилами утверждён состав технической документации на дом. В него входят документы:
- о техническом учёте жилищного фонда и состоянии общего имущества, в том числе технический паспорт дома, сведения об установленных общедомовых приборах учёта и их ремонте, замене, поверке;
- о каждом индивидуальном приборе учёта, включая информацию о его технических характеристиках, датах установки, замены, поверки и последнего контрольного снятия показаний;
- о приёмке результатов работ, сметы, описи работ по содержанию и ремонту
- общего имущества в МКД;
- об осмотрах и испытаниях инженерных коммуникаций, приборов учёта, оборудования МКД, крыши, ограждающих конструкций, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие эксплуатационным требованиям;
- о проверках готовности МКД к отопительному сезону, включая паспорт готовности к отопительному сезону;
- по эксплуатации многоквартирного дома, по содержанию, использованию и ремонту общего имущества в МКД.
В составе технической документации могут быть и иные документы, связанные с управлением МКД. Это:
- Копия кадастрового плана земельного участка. Её заверяет орган по ведению государственного земельного кадастра.
- Выписка ЕГРП о зарегистрированных правах собственности на общее имущество МКД.
- Копия градостроительного плана земельного участка. Её удостоверяет уполномоченный орган местного самоуправления.
- Документы о действии сервитута или других обременений.
- Проектная документация на строительство/реконструкцию дома при наличии такой документации.
- Списки собственников, нанимателей помещений и лиц, пользующихся общим имуществом МКД по договору.
- Договоры об использовании общего имущества в МКД.
- Оригиналы решений и протоколов ОСС.
- Другие документы, связанные с управлением МКД, если их перечень утверждён решением общего собрания собственников.
Где найти документы, входящие в состав технической документации МКД, смотрите в видеозаписи вебинара.
Хранение техдокументации. Подпунктом 1.5 Постановления Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» выделяется техническая документация делится на документы долговременного хранения и документы, заменяемые в связи с истечением срока их действия.
Сроки хранения документов установлены приказом Минкультуры РФ № 558.
Восстановление техдокументации. Принимая дом в управление, УО должна получить от предыдущей управляющей организации все документы, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в МКД. Если в комплекте недостаёт документов, восстанавливать их должна УО, которая передаёт техническую документацию, а не управляющая организация, принимающая дом в управление.
Восстановлением утерянной документации занимаются региональный архив научно-технической документации, органы местного самоуправления и бюро техинвентаризации. Изготавливают техническую документацию специализированные и проектные организации, такие как проектные институты, бюро техинвентаризации.
Новые порядок госучёта жилищного фонда
21 февраля 2017 года в Госдуму на рассмотрение был внесён законопроект 107057-7 «О внесении изменений в ЖК РФ». Если документ примут, он установит новый порядок госучёта жилищного фонда. Правительство РФ будет уполномочено определять порядок проведения технического обследования многоквартирных домов, организации и ведения архива технической документации на объекты государственного учёта жилищного фонда.
Организовывать и вести архив технической документации будут органы государственной власти субъектов РФ. Новое полномочие появится и у органов местного самоуправления. На них будет возложена организация сбора информации об объектах государственного учёта жилищного фонда, включая сведения, которые они должны размещать в ГИС ЖКХ.
В тексте законопроекта уточняются понятие «государственный учёт жилищного фонда» и его объекты.
К объектами государственного учёта жилищного фонда относятся жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них.
Под государственным учётом жилищного фонда понимается сбор, обработка и хранение информации о названных объектах. Такая информация отражает технические характеристики и состояние этих объектов, позволяет индивидуализировать их и отслеживать использование жилищного фонда и обеспечение его сохранности.
Результаты государственного учёта жилищного фонда отражаются в электронных паспортах многоквартирных/жилых домов в ГИС ЖКХ.
С той же даты Госдума рассматривает ещё один проект Федерального закона 107661-7. Он предусматривает, что электронный паспорт многоквартирного дома заменит технический паспорт.
Оба законопроекта могут быть приняты до конца 2017 года.