Какой штраф за непропуск пешехода?
Штраф за непропуск пешехода
??? Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода? Когда нужно уступать пешеходу? Как правильно пропустить пешехода? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».
Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе (штраф за зебру) в 2022 составляет:
Статья 12.18. КоАП РФ (Можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней)
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Штраф 1500-2500 рублей за непропуск пешехода в большинстве случаев выписывается сотрудником ГИБДД за одновременное нахождение на зебре ступившего на проезжую часть пешехода и проезжающего перед ним по зебре автомобилиста.
Автомобиль источник повышенной опасности, способный лишить незащищенного пешехода здоровья и жизни. Следуя букве и духу закона, водитель обязан пропускать пешехода почти во всех возможных ситуациях.
Штраф относится как к нерегулируемым пешеходным переходам, так и к случаям поворота на перекрестках. Конкретный размер штрафа определяет инспектор ГИБДД.
Штраф за непропуск пешеходов на «зебре» в 2022 году
Штраф за непропуск пешеходов, переходящих дорогу по зебре (нерегулируемый перекресток, либо поворот на перекрестке налево/направо) предусмотрен Статьей 12.18 КоАП РФ. Он варьируется в размере от 1500 до 2500 рублей.
Статья 12.18 КоАП РФ
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Что значит не уступить дорогу пешеходу?
Споры вокруг Статьи 12.18 КоАП сосредоточены вокруг понятия «уступить дорогу». Трактовка этого понятия несколько раз изменялась, его до сих пор по-разному определяют некоторые водители, суды и сотрудники ГИБДД.
КоАП за разъяснениями отсылает к разделам ПДД РФ.
Определение в комментариях к ПДД РФ пункт 1.2
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
По факту доказать же, что изменение направления движения пешехода и его скорость изменились именно из-за действий автомобилиста чрезвычайно сложно. Формулировка очень расплывчатая и требовала пояснений.
29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.
ПДД РФ п.14.1 и п 14.2
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?
- Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
- Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
- Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
- Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
- Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.
Не пропустил пешехода – как доказать свою невиновность?
Автомобилист способен причинить пешеходу тяжкие телесные порождения или даже стать причиной его смерти. Автомобиль средство повышенной опасности и забывать об этом не следует. Однако часто сотрудники ГИБДД перегибают палку и ставят выписывание штрафа за непропуск «на зебре» на поток.
Если автомобилисту ставится в вину непропуск пешехода прежде всего стоит разобраться в обстоятельствах предполагаемого правонарушения. Посмотреть видео с инцидентом и по возможности опросить самого пешехода. Зачастую сотрудники ГИБДД сами понимают шаткость своей позиции и отпускают дотошливых водителей.
При неоспоримости вины, в некоторых случаях имеет смысл апеллировать к действиям в ситуации «крайней необходимости». Если вы везли ребенка в больницу или жену в роддом.
Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость
«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
Кроме того снизить штраф могут обстоятельства смягчающие вину.
Статья 4.2. КоАП РФ Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
- Раскаянье и осознание содеянного,
- Добровольное исправление поведения,
- Явка с повинной,
- Содействие в расследовании дела,
- Компенсация последствий (добровольная),
- Совершение правонарушения в состояние аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,
- Беременность, малолетний ребенок.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо (сотрудник ГИБДД), рассматривающие дело могут принять во внимание другие обстоятельства, смягчающие вину. Главное рассказать стороне, выносящей решение по вашему вопросу, о такой возможности и добавить от себя обстоятельства:
- Плохая видимость на дороге,
- Метеоусловия,
- Неудовлетворительное состояние дорожного полотна,
- Отвлекающая реклама,
- Высокая не прогнозируемая скорость пешехода.
Нормы ПДД и КоАП не являются истиной в последней инстанции. Случается, что слепое следование прописанным нормам приводит к еще более печальным последствиям чем их нарушение. Подтверждение этого прописано в Кодексе об Административных Правонарушениях, пункте 2,7 (Крайняя необходимость). Если непропуск пешехода был вызван экстраординарными обстоятельствами – сообщите об этом сотруднику ГИБДД!
Обстоятельства, при которых не нужно пропускать пешехода на «зебре»
- Если рядом с зеброй установлен светофор и для пешеходов горит запрещающий (красный) свет.
- Если есть риск столкновения с идущим сзади транспортного средства вследствие вашего экстренного торможения. Такой непропуск следует обозначить звуковым сигналом.
Когда еще нужно уступать пешеходу на дороге?
Уступать (предоставлять преимущественное право движения) пешеходу исходя из ПДД РФ следует не только на зебре! По закону пешеходы могут двигаться без помех и не останавливаясь в следующих случаях:
Правило
Пункт ПДД
Пример
Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорог, а машина появляется из-за поворота

Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина заезжает с дороги (во двор).

Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина выезжает на дорогу (из двора)


Пешеходы идут к общественному транспорту со стороны дверей рядом с остановкой
(Пункт 14.6. ПДД РФ)
Нарушение прав пешеходов в местах с отсутствующей разметкой (в местах без зебры) сложно доказать, и сотрудники ГИБДД редко «ловят» этих водителей. Однако, в случае ДТП, если при выяснении всех обстоятельств случившегося, факт нарушения подтвердится, обстоятельство приведет к ужесточению наказания виновного.
Штраф за непропущенного пешехода на зебре с камер ГИБДД
В России несколько лет подряд проводится тестирование автоматической системы фиксации нарушений на зебре (пешеходных переходах).
Эксперимент проводился в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград) а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).
Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе и за его пределами
В ПДД имеются четкие указания, определяющие поведение водителей при наличии на дороге пешеходов. В статье будут рассмотрены ситуации, которые обязывают автомобилиста остановиться и пропустить идущего, а также указан размер штрафа за несоблюдение требований.
Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
Многие трактуют словосочетание «уступить дорогу» по-своему. Четкие разъяснения приведены в п. 1.2 ПДД РФ. Это понятие обозначает обязанность водителя остановиться, чтобы не вынуждать пеших участников движения менять скорость или направление своего перемещения.
Кроме того, 29.11.2014 в ПДД были внесены изменения. Они регламентируют порядок пересечения пешеходных переходов, на которых отсутствует светофор или регулировщик. Теперь, согласно п. 14.1 ПДД, автомобилист, приближающийся к такому участку дороги, должен затормозить, если на «зебре» есть пешеходы или они только наступили на нее.
Также изменения коснулись п. 14.2 ПДД. Согласно нововведениям, если ТС, движущееся попутно и находящееся на соседней полосе, уменьшило скорость или затормозило перед переходом, не оснащенным светофором или регулировщиком, то и остальным водителям также нужно остановиться или сбавить темп езды.
Ранее п. 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Корректировки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к тому, что будет выписан штраф за пешехода.
Наказание
Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.
Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:
движение автомобиля по главной дороге;
отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;
зеленый свет светофора, горящий водителю.
ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.
Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.
В абсолютном большинстве случаев штрафы за пешехода назначаются сотрудниками ДПС, а не по данным камеры. Видеофиксация этого нарушения происходила в «пилотном» режиме в Москве, Зеленограде и Улан-Удэ. Такой способ отслеживания нарушений не был введен повсеместно из-за того, что алгоритм, заложенный в программу автоматических устройств, еще не доработан и часто выдает ошибочные результаты.
Ст. 12.18 КоАП РФ не предусматривает ужесточения наказания за повторное совершение описываемого проступка.
Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам
Кроме случаев, описанных выше, водитель может быть привлечен к административной ответственности, если он не уступил дорогу пешеходам в других ситуациях, предусмотренных ПДД.
Пешеход движется от одного тротуара к другому, а из-за поворота выезжает автомобиль
Пешеход движется вне перехода на прилегающей территории, а водитель съезжает с дороги
Пешеход переходит с тротуара на тротуар по прилегающей территории, а автомобиль выезжает на дорогу
Дорогу переходит слепой пешеход с белой тростью
Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны его дверей
Все случаи, приведенные в таблице, дают пешеходу преимущество перед машинами. Непропуск человека в такой ситуации также грозит штрафом в размере 1500-2500 рублей.
Как нужно уступать дорогу
Для того чтобы предотвратить ситуацию, при которой на водителя может быть наложен штраф за непропуск пешехода, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
перед дорожным знаком «Пешеходный переход» или соответствующей разметкой необходимо снизить скорость движения;
осмотреть тротуар на наличие пешеходов, направляющихся к переходу;
оценить ситуацию, расстояние от машины и пешехода до зебры, скорость человека и автомобиля;
если анализ показывает, что автомобиль успеет преодолеть зебру быстрее, чем на нее наступит пешеход – продолжить движение с сохранением или увеличением скорости;
в противном случае необходимо остановиться и дождаться пока пешеход пересечет дорогу.
Если пешеход уже пересек полосу, на которой расположен автомобиль, то водитель может возобновить движение, не дожидаясь, пока тот достигнет противоположного края дороги.
Также, если дорога имеет более 2-х полос в каждом направлении, то водитель может продолжать движение, если расстояние между его автомобилем и пешеходом превышает или равно ширине 2-х полос.
Можно ли обжаловать штраф
В соответствии с законодательством, водители могут оспорить штраф, назначенный сотрудником ГИБДД за непропуск пешехода. Для того чтобы обжаловать взыскание и доказать свою правоту, рекомендуется предоставить судье свидетельские показания или записи с видеорегистратора. Также можно указать на следующие обстоятельства:
неблагоприятные погодные условия;
неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;
невозможность оценить скорость пешехода.
Смягчить наказание могут обстоятельства, подпадающие под действие ст. 2.7 КоАП России «Крайняя необходимость». Можно сослаться на эту статью, если, например, в момент совершения нарушения водитель не уступил дорогу из-за того, что вез ребенка в больницу. Также снизить размер штрафа может наличие иных фактов. Согласно ст. 4.2 КоАП к ним относятся:
добровольное признание вины;
добровольная компенсация и исправление ситуации;
наличие малолетнего ребенка;
участие в изучении обстоятельств происшествия.
На обжалование административных наказаний дается 10 дней с момента составления протокола.
Для того чтобы избежать штрафа, необходимо внимательно следить за дорогой и всегда, если это возможно, уступать дорогу пешеходам.
Видео
Какой штраф за непропуск пешехода на переходе и вне его?
В соответствии со ст.12.18 КоАП РФ, за не пропуск пешехода (невыполнение требования уступить дорогу) положен штраф. На этом можно было бы закончить данную статью, если бы не ряд «но», сильно запутывающих правоприменение данной нормы.
Процессуальный конфликт часто возникает между участниками происходящего – пешеходами, водителями и представителями ГИБДД. Споры ведутся вокруг самого термина «уступить дорогу», момента, с которого пешеход считается вступившим на переход, и многих других аспектов. Обо всем этом и поговорим в данной статье.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей . Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Могут ли лишить прав за то, что не уступил дорогу?
Уже не первый год идут горячие споры о лишении ВУ за непредоставление преимущества пешеходу. Некоторые источники уверяют, что подобный закон существует. Что якобы имеется «статья 12.38 КоАП», предполагающая лишение за троекратное нарушение.
Мы не случайно взяли статью в кавычки – подобной нормы (да и самой такой статьи) на момент публикации в Кодексе нет. Слухи связаны с обсуждением законопроекта, предполагающего данные санкции, и такие предложения действительно рассматриваются Парламентом. Однако принятие поправок происходит с 2016 года, и на данный момент проект с трудом прошел только первое чтение в ГД РФ, после чего и забуксовал.
На данный момент лишение прав за невыполнение требований уступить дорогу – будь то первое, повторное или троекратное нарушение – не предполагается.
Есть ли скидка на штраф за пешехода?
Есть. Этот параметр споров не вызывает. В соответствии со ст.32.2 КоАП, штраф, если водитель не уступил дорогу пешеходу (ст.12.18 КоАП), может быть оплачен в размере 50% от указанного в постановлении.
При этом существует четко установленное правило: оплата должна быть произведена в течение 20 дней с момента фиксации правонарушения. Далее придется оплачивать полностью.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Согласитесь, тоже не самое четкое определение. Но вместе с остальными данными можно подытожить:
- Если пешеход начал переход, водитель обязан уступить ему дорогу.
- Изменения «скорости и направления» пешехода не должно произойти из-за действий водителя. Если он сам передумал идти или пошел в другую сторону – это не будет считаться нарушением.
- Штраф за невыполнение правила 1500 – 2500 рублей, с возможностью оплатить только половину.
Вот так непросто выглядит ситуация в теории. К сожалению, практика еще более неоднозначна.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Очевидно, что доказать правоту, да и верно рассчитать дистанции по п. 4, проблематично, поэтому лучше обращать внимания на п. 1 и 2.
Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?
Кроме уже упомянутой ст.14.1 ПДД РФ, есть и другие, прямо или косвенно связанные с пешеходами.
Ситуация, когда необходимо пропустить пешехода | Статья ПДД | Иллюстрация |
При повороте в любую из сторон | 13.1 | ![]() |
При въезде на прилегающие территории или выезде из них | 8.3 | ![]() |
Дорогу переходит слепой, обозначивший себя белой тростью | 14.5 | ![]() |
Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны дверей | 14.6 | ![]() |
Все эти случаи так же могут классифицироваться по ст.12.18 КоАП – непропуск пешеходов – со штрафом в 1500 – 2500 рублей.
Надо ли пропускать вне пешеходного перехода?
Здесь надо рассматривать два случая – переход в неположенном месте и места, не размеченные зеброй или знаками, но переход в которых не запрещен. Во втором случае неуступление дороги может быть зафиксировано. В предыдущем разделе мы как раз рассматривали нормы ПДД, требующие уступить пешеходу, наличие разметки при которых не всегда требуется (вне зебры).
Штраф за то, что не пропустил пешехода в неположенном месте
Если владелец автомобиля не пропустил пешехода, и инспектор ГИБДД или камера зафиксировала данное нарушение, то ему, несомненно, сулит наказание. В последнее время наблюдается рост штрафов за непропуск пешеходов и рейды инспекторов ГИБДД рядом с зеброй, что свидетельствует об актуальности данной темы. Принимая тот факт, что пешие участники не такие организованные, как автомобилисты, следует знать, как правильно проехать проезжую часть и не получить административное взыскание.
Размер штрафа
Размер штрафа за непропуск пешехода на зебре зависит от ряда факторов
Штраф за то, что не пропустил пешехода на пешеходном переходе или зебре колеблется от полторы до двух тысяч рублей. Точная сумма зависит от различных факторов. Например, если владелец автомобиля в первый раз совершил правонарушение, то с него обычно взимают минимально допустимую сумму, обычно 1500 рублей.
Однако эта сумма является самым безобидным наказанием. Если автовладелец причинил вред пешеходу, то размер взыскания составит:
- За легкую форму травмы – 2500 – 5000 рублей или полтора года лишения прав;
- За среднюю – 10 000 – 25 000 рублей или 5 лет лишения водительских прав;
- За тяжкий вред здоровью – лишение свободы до двух лет;
- За летальный исход (смерть) – тюремное заключение до 5 лет.
Ситуации, когда водитель обязан уступать дорогу
Согласно законодательству, если человек имеет преимущество при переходе дороги, но он не смог перейти ее из-за автовладельца, то водитель обязан оплатить штраф.
В категорию пешеходов включаются не только просто идущие люди, но и мотоциклисты, инвалиды.
Инспекторы выделяют несколько ситуаций, в которых они имеют преимущество:
- На дорогах без специальной разметки, водитель обязан уступать всем людям, которые переходят проезжую часть или только вступили на нее. Эта ситуация является наиболее знакомой и чаще всего ассоциируется с административным взысканием за непропуск пешехода, однако она является не единственной;
- Если автомобилист поворачивает на перекрестке, он также должен уступить всем дорогу, включая автомобилистов. Этот случай является наиболее спорным и всегда вызывает много вопросов. Он обязан уступать независимо от того едет ли он по главной дороге или ему горит зеленый светофор. Единственным исключением является такая ситуация, когда владелец авто намерен проехать прямо.
- Если он выезжает или въезжает во двор, то он обязан уступить как всем машинам, так и людям;
- Слепые люди всегда имеют приоритет;
- Владелец авто должен уступать пешеходам, идущим к общественной остановке.
Пешеходы имеют преимущество при движении к остановке общественного транспорта
В этом случае, они имеют преимущество при одновременно выполнении следующих действий:
- наличие остановки маршрутного средства;
- люди идут к троллейбусу, автобусу или трамваю. Соответственно, если они выходят из него, то водители не обязаны уступать им;
- пешеходы идут к троллейбусу или маршрутке со стороны дверей.
Выделяют два вида пешеходных переходов:
- Регулируемые — имеют специальную разметку и действующий светофор.
- Нерегулируемые — без разметок. Характеризуется неисправным светофором или его отсутствием.
Непропуск пешеходов в неположенном месте
Владельцам автомобиля также сулит взыскание наказания, если они не пропустили пешего участника в неположенном месте. Хотя пешеходы и нарушают правила ПДД и не имеют приоритета при таком переходе, автоводители будет признаны виновным, так как есть вероятность столкновения.
Обычно выделяют две распространенные ситуации:
- Владелец автомобиля нарушил правила ПДД, например, превышение скорости. Наряду с таким правонарушением, ответственность будет за причинённые травмы здоровью;
- Шофер специально не остановил авто, чтобы проучить пешего участника. В таком случае он уголовно наказуем, так как у него был умысел на причинение здоровья.
Если автоводитель был осторожен и соблюдал все правила ПДД, то административной ответственности можно избежать.
Инструкция о том, как правильно уступать дорогу
Фраза «уступить дорогу» многократно изменялась, что вызвало много споров и заблуждений среди автомобилистов. Согласно закону, она означает требование, при котором шофер не должен совершать любой маневр, если это приведет к изменению скорости или движения пешехода, имеющего преимущество перед ним.
Также является нарушением следующие ситуации:
- Совершение обгона на зебре;
- Если автовладелец сигналит пешим участникам, подгоняя их завершить переход.
Таким образом, лучше всегда пропускать пешеходов на зебре или в неположенном месте, чтобы избежать уплаты штрафов и дорожно-транспортных происшествий. Водителю стоит всегда смотреть по сторонам и лишний раз остановиться, чтобы уберечься от крупных неприятностей — не только штрафов, но и тюремного заключения.
Сумма штрафа если не пропустил пешехода в 2018 году
У множества водителей есть предубеждение, что на автомобильной дороге главный тот, кто за рулем. Однако постоянный рост суммы штрафов за не пропуск пешехода на пешеходном переходе, систематические рейды сотрудников ДПС вблизи «зебры» говорят о том, что пешеход — важный участник дорожного движения. В отличие от водителей, пешеходы не такие организованные, поэтому необходимо знать как безопасно проехать перекресток и не получить штраф за дорожный конфликт с пешим участником.
Размер штрафа
Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2018 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.
Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:
ситуация | Наказание |
человек получил легкие травмы | штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет |
вред здоровью средней тяжести | штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет |
тяжкий вред здоровья | тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет |
смертельный исход | лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения – до 7 лет. |
Когда требуется уступить дорогу
Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:
- Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
- На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
- Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
- Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
- Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
- Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Человек в неположенном месте
Непропуск пешехода в неположенном месте также сулит наказание. Хоть у людей, переходящих дорогу в неотведенном для этого месте, нет приоритета, хоть они сами нарушают правил движения, но автоводитель также будет признан виновным, если произойдет столкновение с человеком. И здесь могут быть две развязки:
- шофер нарушил какие-либо пункты ПДД, например, скоростной режим, выехал на встречку, автомобиль имел неисправности и пр. Наряду с основным нарушением будет и ответственность за травмы и увечья.
- водитель ничего не нарушил, но нарочно, чтобы проучить человека совершил наезд. То есть имел возможность, но не остановился/не увернулся. Такое поведение подразумевает умысел на причинение вреда здоровью или смерти, что преследуется уголовным законом.
А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.
Кто такой пешеход
Не все так очевидно. На самом деле таким признается:
- просто идущий человек;
- велосипедист/мотоциклист/скутерист, который идет, перекатывая двухколесное средство, то есть не управляет им;
- люди с колясками, ручными чемодан-тележками и т.п.;
- инвалиды на колясках с сопровождающим человеком или самоходом от ручного воздействия на колеса и пр.
Как правильно уступать дорогу
Еще один вопрос, который вызывает большой интерес – как уступать дорогу. Водитель должен передвигаться так, чтобы человек свободно шествовал по «зебре» или под знак без ускорений, замедлений или остановок. Считается, что водитель не пропустил пешехода, за что полагается штраф, если человек, хоть одной ногой наступили на проезжую часть.
Также является нарушением, если:
- совершать обгон на «зебре»;
- не притормаживать/не останавливаться, когда впереди/рядом едущий автомобиль уменьшил скорость или остановился;
- сигналить пешеходам, подгоняя их на переходе и другие действия.
При этом водитель может продолжать движение, если люди просто стоят около перехода, даже у самого края или пешеход удаляется от машины в другую часть дороги, то есть идет не навстречу автомобилю, а от него. В последнем случае нет необходимости ждать, когда человек сойдет с дороги. Либо автодорога имеет множество полос, допустим шесть и более, и пеший находится на противоположной стороне в значительном удалении, такого участника также можно не ждать, так как водитель без всякого риска и опасности проедет этот участок.
Как вести себя с сотрудниками ГИБДД
Если сотрудники госинспекции зафиксируют нарушение на видеорегистратор, где четко будет видно, что автовладелец не уступил дорогу пешеходу, то отпираться бесполезно, лучше вести себя миролюбиво, показывать свои положительные стороны, например, отсутствие наказаний и просить применить минимальный штраф или предупреждение.
Когда запись не производилась, то нужно:
- требовать приглашения человека для выяснения его данных, получения показаний и пр.;
- указывать на допущенные нарушения самим пешеходом, если они были;
- доказывать правомерность своих действий и просить подтвердить весомыми доказательствами нарушение;
- ссылаться на непредвиденные обстоятельства, которые оправдывают водителя, например, гражданин появился неожиданно, резко выбежав на шоссе и пр.
Следует знать, что плохие погодные условия, ограниченная видимость, нечеткая разметка, непродуманно установленные знаки не могут освобождать от ответственности.
В случае наезда на человека
В таких серьезных ситуациях порядок действий должен быть строгим:
- остановиться, включить аварийку, выставить аварийный знак;
- оказать пострадавшему первую медпомощь и срочно вызвать неотложку или на попутке отправить в больницу;
- установить свидетелей и взять их номера телефонов;
- вызвать ГИБДД, дождаться сотрудников для фиксации ДТП;
- оповестить, если есть возможность, страховую компанию по полису ОСАГО.
Если пешеход не пострадал и не желает оставаться на месте, то нужно узнать его ФИО, прописку, получить письменный отказ от претензий ввиду отсутствия травм и повреждений. Но всё равно нужно дождаться сотрудников ДПС, не покидая место ДТП, чтобы избежать лишения прав и прочих неприятных последствий.
Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов
Пару лет назад в СМИ и по телевидению, водителей пугали, что за непропуск пешехода на дорожном переходе будет выписываться крупный штраф. По факту, оказалось, что в 2019 году, сумма к взысканию, составляет всего 1,5-2,5 тыс. рублей. Если поторопиться и заплатить деньги в первые двадцать дней, то получится сэкономить 50% от суммы.
Когда нас с мужем оштрафовали, мы хотели оспорить штраф. Когда мы не стали останавливаться, пешеходы только встали на переход. Оказалось, что мы должны были пропустить людей, а потом уже ехать. Поскольку тема очень щепетильная, то стоит рассмотреть ее более подробно в представленной заметке.
Как регулирует назначение штрафа закон?
Обычно, денежное взыскание назначает гаишник. Если быть точной, то госинпектор составляет протокол и выписывает штраф. В составленном документе, основанием для назначения штрафа звучит, как расположение не зебре прохожего или автомобилиста сразу.
В российском законодательстве есть указание, что машина – это предмет, предоставляющий опасность для окружающих. Чтобы обеспечить защиту каждого участника ДД, нужно, чтобы граждане и водители придерживались стандартных правил. Если оперировать всеми возможными правилами, то они рекомендуют водителю авто пропускать пеших людей.
Штрафная санкция назначается, когда пешего человека не пропустили на любом виде пешеходного перехода (ПП) – на нерегулируемом или на регулируемом. Поскольку размер взыскания указан в определенном диапазоне, то конкретную сумму штрафа определяет гаишником. Больше подробностей по данному вопросу можно найти в ст. 12.18 КоАП РФ.
Что означает ситуация, когда участники ДД не пропустили пешего человека?
Данное сочетание вызывает немало споров до сих пор. За последние годы определение термина менялась несколько раз. В результате, многие судьи, инспекторы, да и водители, сегодня по-разному рассматривают данный термин. На самом деле, достаточно обратиться к разделу ПДД РФ и руководствоваться формулировкой, представленной в законодательном документе.
Там сказано, что «уступить дорогу» — это требование, согласно которому, участники ДД не должны дальше двигаться, либо производить другие маневры, когда это вынудит других людей и водителей изменить порядок перемещения или скоростной режим.
На деле, доказать факт того, что передвижение пешехода стало причиной изменений в режиме поездки автомобилиста или в обратном порядке, крайне сложно. Да и сама формулировка достаточно расплывчатая, поэтому, каждый конкретный случай нуждается в дополнительном пояснении.
Изменения в законодательстве РФ
Пять лет назад в правилах ДД были приняты поправки, согласно которым, были пересмотрены условия передвижения авто по нерегулируемым ПП. Сегодня работают такие правила:
- водитель ТС, при приближении к нерегулируемой «зебре», обязан пропустить пеших людей, уже ступивших или шагающих по проезжей части;
- когда другой транспорт перед ПП уменьшил скоростной режим, авто, передвигающиеся за ним, обязаны тоже уменьшить скорость.
Эти два правила продолжают действовать и сегодня. На самом деле, они достаточно просты и обязывают пропускать прохожих в большинстве случаев. С другой стороны, важно иметь представление и о нюансах. К примеру, если человек еще не ступил на «зебру», то пропускает автомобилиста уже он, а не наоборот.
Инструктаж по тому, как пропускать пешего участника ДД на «зебре»
Есть несколько совсем простых советов и правил, которые помогут водителю, да и пешеходам снизить риски получения штрафов и повысят безопасность пешехода. К таким правилам стоит отнести следующие советы:
- В первую очередь нужно обращать внимание на устроенную разметку и дорожные знаки.
- Перед знаком «пешеходного перехода» или разметкой с «зеброй» стоит замедлить движение.
- Внимательно изучить прилегающие тротуары, позволяющие выделить пешеходов, направляющихся к переходу.
- Оценить скорость передвижения пешехода, и сможет ли он дойти до «зебры» быстро. Соотнести данные и принять решение о дальнейшем движении.
- Рисковать не стоит, поскольку пешеход может побежать и это приведет к аварийной ситуации.
В дальнейшем, даже если водитель ни в чем не был виноват, доказать невиновность будет крайне сложно. Впрочем, сделать это можно, если последовать советам, представленным в следующем пункте.
Как водителю доказать невиновность, если он не пропустил пешехода?
Совершенно не следует забывать, что машина – это средство повышенной опасности. Нарушение действующих правил может привести к самой настоящей трагедии. С другой стороны, сотрудники дорожной полиции нередко выписывают штрафы за непропуск пешехода на переход просто так.
Если вы хотите избежать уплаты штрафа и не считаете, что вы что-то нарушили, то стоит внимательно разобраться в обстоятельствах случившегося. Когда есть видео доказательства или прочие доводы в пользу водителя, то вполне можно предъявить их инспектору. Дотошных водителей, ДПСники предпочитают отпускать, поскольку невиновность их слишком очевидна.
Заключение
Завершить материал стоит выводами:
- За непропуск пешехода на переходе полагается штраф в размере 1,5-2,5 тыс. рублей. Назначается взыскание не всегда, а лишь при несоблюдении действующих правил.
- Поскольку автомобиль считается средством повышенной опасности, то водитель в большинстве случаев, обязан пропускать пешехода.
- При проезде по «зебре» стоит руководствоваться действующими правилами, а в случае невиновности, доказать данный факт сотруднику ДПС.
Если пешеход ступил или подошёл к зебре с намерением перехода с ПРАВОЙ т. е. с моей стороны, пропускаю обязательно, если с левой при широкой проезжей части, можно и не останавливаться. Может я не прав, но это моё мнение. Никаких препятствий к переходу я не создам.
Пешеход должен убедиться в безопасности а потом переходить, об этом почемуто забывают ?
Не забывают, а просто не знают ПДД. Даже водители и те не все знают об этом. А между прочим и штраф полагается.
Пешеход должен заботиться о своем здоровье—а не о правилах ПДД.
Вот и пусть заботится,а не прет напролом,уткнувшись в смартфон.Много прав у пешеходов,а все потому,что их трудно,,безномерных,, контролировать.
«Поскольку автомобиль считается средством повышенной опасности, то водитель в большинстве случаев, обязан пропускать пешехода.»
То в большинстве случаев, ПЕШЕХОД обязан пропустить. Это логичнее.
Пешеход всегда прав, пока жив.
Бестолковее статьи я еще ни читал. Профанов не допускать к написанию подобных опусов.
В пдд написано если пешеход на зебре,или на проезжей части без зебры а в каком направлении нет,это влечёт за собой штраф,так что вот первый подводный камень и есть ещё другие камушки если не пропустишь пешехода.
Андрей,полностью с вами согласен, а особо с определением ,,уступить дорогу.
Действительно, на кой смотреть на дорогу и оценивать ситуацию, чтобы в дтп не попасть, а вот нужно искать глазами зебру и угадывать — побежит-не побежит пешеход. Ну а побежал, так по тормозам, чтобы в зад влетели! Если пешеход рванул на перерез авто и спровоцировал дтп — нго никто не отмажет — продаст хату за битые тачки. Хоть он на зебре, хоть нет!
Развалил несколько протоколов в суде, а именно: в данном правонарушении водителя присутствует другой участник, право которого нарушено-пешеход. При составлении протокола инспектор обязан опросить его на предмет «помешал ли ему автомобиль», а инспектор, в большинстве случаев, этого не знает. На этом основании суд отменяет постановление и штраф — за недоказанностью вины, причем видео инспектора, как правило, играет на руку водителю, так как на видео пешеходы спокойно переходят дорогу. А так, пешеходов нужно пропускать.
Прям режет ухо «пропускать», «не пропустил пешехода». Да нет такого в природе. Есть УСТУПИТЬ ДОРОГУ! Да, какой-то «умник» написал в ПДД, что если пешеход «вступил» на проезжую часть, то остановиться и т.д.. Формально, если он «вступил» на полосе встречного движения, то я должен стоять и ждать пока его высочество, вихляющей походкой, не продефилирует перед моим носом. Проеду, когда он только вступил — нарушение ПДД. Но вот беда, применить ко мне за это нарушение статью 12.18 КоАП нельзя, господин инспектор! Так как там сказано об «уступить дорогу»! А других статей нету. Читаем это определение в ПДД — заставить изменить направление или скорость. Не пойдёть, господин инспектор! Оно ещё на той полосе дефилировало, а я уже давно тютю и ничего я его не заставил. Не верите, догоняйте пешехода и опрашивайте его и свидетелей. У нас такие нерегулируемые переходы есть, что в час пик, особенно в районе проходных завода, наступает ступор, пешеходы идут практически сплошным потоком. Светофоры никто ставить не торопится. А дороги бывают многополосные, тогда как? Может лучше будет «вступил на полосу движения»? Станет ясно и понятно и меньше лазеек для гайцев. Никто из нормальных водителей не собирается давить пешеходов. А водятлам хоть расстрел за это назначь — не поможет!
Все пишут про водителя и ни кто про пешехода, мы сами виноваты в этом. Люди до того уверовали в свою правоту что стали переходить МКД и М4 лично видел. Потому что везде виноват водитель а про пешехода ничего. Введите серьёзный штраф для них может и задумаются. Хотя сомневаюсь.
перебегал пешеход проезжую часть в неположенном месте мент ловил его и в автобус и 3 часа долбили ему про пдд выписывали штраф и отпускали но если он попадал под колеса то 99 процентов был виноват водила а сейчас пешеход жизнь не ценит а машина не е-т она давит мало ли балон лопнул тормоза не сработали посмотри по сторонам нет опасности переходи а у них в ушах затычки в руке телефон вот и вся безопасность на дороге
Если сотрудник ГИБДД хочет составить протокол что не уступил дорогу пешеходу, а на самом деле этого не было, потребовать вписать в этот протокол показания участника дорожного движения — того самого пешехода. Если он подтвердит, что ему не уступили, то тогда да, не отвертеться. А если он уже уже ушел, то протокол без его показаний может быть оспорен.