Законные основания для управления транспортным средством. Законные основания для управления транспортным средством

ВС РФ: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием ТС на законном основании

tommaso79 / Shutterstock.com

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016).

Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина”).

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.

С 24 ноября 2012 года управлять чужим автомобилем можно без доверенности

Правительство РФ издало Постановление от 12.11.2012 N 1156 (далее – Постановление), которым были внесены изменения в ПДД. Оно вступит в силу 24 ноября 2012 г. С указанной даты для управления чужим автомобилем больше не потребуется наличие доверенности, выданной собственником транспортного средства. Кроме того, увеличится срок, в течение которого нужно зарегистрировать автомобиль в ГИБДД.

Чтобы управлять чужим транспортным средством, водителю не нужна доверенность

В соответствии с Постановлением из ПДД [1] исключен абз. 4 подп. 2.1.1 п. 2.1, в котором была установлена обязанность водителя транспортного средства (далее – ТС, автомобиль) иметь при себе помимо прочих документов на автомобиль доверенность на право управления им. Под последней понимается документ, подтверждающий право лица, которое не является собственником, на владение, пользование или распоряжение ТС, а при наличии прицепа – соответствующее право в отношении прицепа. Теперь, с момента вступления в силу соответствующих поправок, сотрудник ГИБДД не сможет потребовать у водителя доверенность.

Интересно, что вопрос об обязанности водителей предъявлять доверенность на управление автомобилем был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ [2] . В деле оспаривалась указанная выше норма абз. 4 подп. 2.1.1 п. 2.1 ПДД как незаконно устанавливающая названную обязанность для водителей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявления. Он отметил, что исходя из смысла действующего законодательства все водители транспортных средств, участвующие в дорожном движении, обязаны иметь и предъявлять для проверки документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения управляемым ими транспортным средством.

С 24 ноября водитель автомобиля по общему правилу должен иметь при себе водительские права или временное разрешение на право управления ТС, свидетельство о регистрации ТС (прицепа), технический паспорт, а также полис ОСАГО.

Однако сама доверенность на право управления ТС остается. В некоторых случаях она по-прежнему будет необходима.

Например, как известно, оформить полис ОСАГО вправе владелец автомобиля, которым может быть не только его собственник, но и другое лицо, владеющее им на любом законном основании. Одно из таких законных оснований – наличие доверенности на право управления ТС, выданной его собственником (абз. 4 ст. 1 Закона об ОСАГО [3] ).

Зарегистрировать автомобиль в ГИБДД или снять его с учета может собственник либо иной владелец. Последний может подтвердить свои законные права на ТС доверенностью на право управления им.

В связи с принятием Постановления высказываются опасения по поводу того, что отмена обязанности иметь автодоверенность на практике может вызвать трудности. Ведь водитель без доверенности не сможет подтвердить своего законного права на управление ТС. Однако, с другой стороны, наличие доверенности еще не означает ее подлинности. Сотрудники ГИБДД не могут проверить факт подлинности подписи владельца автомобиля. Поэтому даже наличие у водителя доверенности не во всех случаях может означать наличие у него законного права на управление ТС.

Срок постановки автомобиля на учет в ГИБДД составит 10 дней

В соответствии с Постановлением увеличивается срок, в течение которого необходимо зарегистрировать в ГИБДД транспортные средства (в том числе прицепы) после их приобретения или таможенного оформления. Теперь этот срок составит 10 дней. Напомним, что до настоящего времени ТС (в том числе прицепы) необходимо было ставить на учет в ГИБДД в течение 5 суток.

Такое нововведение вызвано необходимостью привести срок регистрации ТС, указанный в Постановлении Правительства РФ N 938, в соответствие со сроком, отведенным на оформление полиса ОСАГО, установленным Законом об ОСАГО. До настоящего времени существовала некоторая несогласованность в этом вопросе. Дело в том, что на основании п. 2 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцу автомобиля предоставлен 10-дневный срок на оформление полиса ОСАГО, без предъявления которого невозможно поставить ТС на учет в ГИБДД. Таким образом, владельцы ТС были вынуждены проходить техосмотр (ч. 4 ст. 15 Закона о техосмотре [4] ) и оформлять полис ОСАГО в течение 5 дней с момента приобретения (таможенного оформления) автомобиля, чтобы не нарушить срок его постановки на учет в ГИБДД.

Законные основания для управления транспортным средством. Законные основания для управления транспортным средством

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика

Содержание публикации:

  • “Управление” припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
  • Термин “управление транспортным средством” в законодательстве РФ
  • В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
  • Определение понятия “управлять” в словарях
  • Определение понятия “управление транспортным средством”
  • “Управление транспортным средством” в разъяснениях Верховного Суда РФ

“Управление” припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!

В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия “управление транспортным средством”. Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже. Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…”, то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого “нарушителя”. Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку “сидел в салоне, то имел намерение начать движение”.

Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.

Рекомендуем определения понятий по теме:

  • Транспортное средство – это .. Определение понятия, категории, виды
  • Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
  • Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Термин “управление транспортным средством” в законодательстве РФ

Легальное определение понятие “управления транспортным средством” в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин “управление транспортным средством”, например:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (статья 12.2 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак “Инвалид” (статья 12.5 КоАП РФ)
  • Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (статья 12.6 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (статья 12.37 КоАП РФ).
Читайте также:  Взыскание задолженности по договору поставки

Термин “управление транспортным средством” используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 “О допуске к управлению транспортными средствами” и прочих нормативных актах.

Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия “управление транспортным средством”, соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.

В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

  • Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Открывание двери транспортного средства ключем (“вручную”);
  • Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
  • Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
  • Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.

Правильный ответ: ни в каком из приведенных случаев лицо не управляет транспортным средством, соответственно, не может быть привлечено к административной ответственности по любой статье КоАП РФ за “управление транспортным средством…”

Дело в том, что термин “управлять” не тождественен термину “использовать” (извлекать иные полезные свойства). Не управляя автомобилем, можно его использовать в иных целях, например, слушать в салоне музыку, пользоваться системой обогрева, кондиционирования и т.д.). Такого рода использование транспортного средства не запрещено законодательством РФ, более того, для этого не требуется получения специального права (право на управление ТС).

Определение понятия “управлять” в словарях

Управлятьнаправлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Управлятьправить, давая ход, направленье; … Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье… (Даль. Словарь Даля. 2012)

Управлятьприводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).

Как видим, термин “управление”, прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.

Определение понятия “управление транспортным средством”

Вышеназванное значение термина “управления” нашло отражение в законодательстве Республики Беларусь. Согласно пункту 2.74 Правил дорожного движения Республики Беларусь, “управление транспортным средством – воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального”.

Таким образом, следует согласиться с авторами, предлагающими следующие варианты определения понятия “управление транспортным средством”:

Управлением транспортным средством – активное воздействие водителем на элементы системы управления транспортным средством, предназначенные для его движения и приводящие к очевидному, хоть и малозначительному, изменению его положения относительно первоначального.

Управление транспортным средством – это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.

“Управление транспортным средством” в разъяснениях Верховного Суда РФ

В июне 2019 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию “управление транспортным средством”, указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:

“При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством”.

Бесплатная юридическая помощь

Законные основания для управления транспортным средством

N 196-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”. В настоящее время такой порядок отсутствует. В то же время ст. 32.6 КоАП РФ закреплен порядок исполнения постановления о лишении специального права. Указанной статьей определено, что по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения.

С 24 ноября 2012 года управлять чужим автомобилем можно без доверенности

Понятие «управление транспортным средством»

Это свидетели, которые должны присутствовать в процессе составления такого документа, как протокол об отстранении от управления транспортным средством, с обязательным обозначением места, даты и времени задержания управляющего водителя, а также личные данные самого сотрудника и причину отстранения. По окончании составления документа, протокол требуется подписать сотруднику ДПС и задержанному водителю.

6.3. документы, необходимые для управления транспортным средством

Данная действующая норма закона об ОСАГО прямо разрешает новому владельцу управлять автомашиной, если он не вписан в полис ОСАГО, но не более десяти дней. По мнению ВС РФ, водитель автомобиля получил от собственника ТС право безвозмездного пользования автомашиной.
Соответственно при возникновении права пользоваться автомашиной при любых основаниях, водитель обязан приобрести полис ОСАГО в течение 10 дней с момента возникновения этого права управлять автомашиной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Как следует из материалов дела, десятидневный срок у водителя не истек.
Соответственно, накладывать штраф, органы ГИБДД не имели право. Если бы водитель получившие в пользование автомобиль был остановлен органами ГИБДД по истечении 10 дней, то тогда на него могла сотрудниками ДПС быть наложена административная ответственность.

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами”; – ч. ч. 1, 2 ст. 12.21.1 “Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов”; – ч. 1 ст. 12.21.2 Нарушение правил перевозки опасных грузов”; – ч. ч. 1, 2 ст. 12.24 “Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”; – ч. 1 ст. 12.26 “Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения”; – ч. ч. 2, 3 ст. 12.27 “Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием”.

Как можно ездить без осаго

Срок постановки автомобиля на учет в ГИБДД составит 10 дней В соответствии с Постановлением увеличивается срок, в течение которого необходимо зарегистрировать в ГИБДД транспортные средства (в том числе прицепы) после их приобретения или таможенного оформления. Теперь этот срок составит 10 дней. Напомним, что до настоящего времени ТС (в том числе прицепы) необходимо было ставить на учет в ГИБДД в течение 5 суток.

Законные основания управления транспортным средством

КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, могут быть установлены только федеральным законом.

Так, лишение права управлять транспортным средством в качестве наказания предусмотрено санкциями ст. 264 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Законные основания для управления транспортным средством

Современное законодательство позволяет передать ключи от зажигания сотруднику ГИБДД и позволить ему проверить все, что его может не устраивать. Как показала практика, данным правилом мало, кто пользуется, так как мало у кого появляется желание строить из себя гордую птицу, но контролировать действия сотрудников ДПС.

Многим известны их неправомерные действия, вплоть до особых подставных действий. Именно по этой причине так важно знать, как происходит отстранение.

Процедура отстранения от вождения автомобилем Сотрудники ГИБДД и иных подобных правоохранительных органов имеют полное право проводить определенные меры относительно водителя, его отстранения от последующего вождения им автомобиля. Общая последовательность действий построена таким образом, что без присутствия двух понятых не обойтись.

Процедура проверки уровня алкогольного опьянения может затянуть порядок отстранения от управления транспортным средством, так как далеко не всегда в наличии присутствует специальный измерительный прибор. В этом случае водителя быстро отвозят на ближайший постовой пункт, где присутствует все требуемое оборудование.

Отсюда вырастает проблема, связанная с тем, что осмотр осуществляется на посту, а автомобиль остается на месте задержания. Это неправильная ситуация! Инспектор изначально должен провести процедуру отстранения без освидетельствования, причем сделать это при понятых. Сначала составляется протокол, а потом разрешается покидать место остановки. Многие специалисты не соблюдают данные требования и правила, опираясь на элементарное отсутствие знаний у стандартных водителей.

Законные основания для управления автомобилем

КоАП РФ “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения”; – ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ “Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения”; – ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ “Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием”. Согласно ст. 3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В соответствии с ч. 1 ст.

N 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств” утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда с примечаниями. Указанным Перечнем закреплены медицинские противопоказания в дополнение к общим медицинским противопоказаниям.

Наряду с проведение процедуры отстранения имеет внимание нужно обратить на составление официального протокола аналогичного направления и документа, являющегося направлением на официальное медицинское освидетельствование. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:

  • время задержания;
  • место на трассе или на улице населенного пункта;
  • основная причина для отстранения и на направление человека в поликлинику на проведение обследования;
  • личные данный и должность сотрудника ДПС, который составлял протокол;
  • информация о самом транспортном средстве, относительно которого были применимы меры обеспечения по делу о зафиксированном административном нарушении.
Читайте также:  Способы и срок принятия наследства по законам России

Чтобы удостовериться в правильном составлении документа, его всегда можно сверить с образцом, представленном на любом тематическом сайте или форуме.

Отстранение от управления автомобилем

За невыполнение правил ПДД РФ предусмотрена административная ответственность. Закон позволяет представителям Госавтоинспекции отстранить водителя от управления транспортным средством. Это один из способов административного наказания. После отстранения от управления автомобилем, лицо не сможет сесть за руль до того момента, пока не устранит причину, повлекшую за собой применение меры.

Основания для отстранения от управления транспортным средством фиксируются в постановлении, которое составляют сотрудники ГИБДД. Отстранить человека от вождения можно лишь с соблюдением установленных норм.

Что такое отстранение от управления транспортным средством?

Определение понятия вытекает из положений статьи 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством – мера наказания за совершение ряда административных правонарушений, влекущая за собой временное лишение права водить автомобиль. Ограничение может быть наложено на водителя любого ТС:

  • легкового или грузового авто;
  • речного судна;
  • автобуса;
  • трамвая;
  • прочих транспортных средств.

Отстранение от управления автомобилем осуществляется для предотвращения более серьезных административных правонарушений, к которым могло бы привести продолжение движения. Применить наказание имеет право сотрудник ГИБДД или иное лицо, контролирующее соблюдение норм ПДД РФ. Мера носит временный характер. Как только нарушение устранено, доступ к вождению вернут.

Основания и причины

Перечень оснований для применения отстранения от управления транспортным средством приведён в статье 27.12 КоАП РФ. Наказание наложат на нарушителя в следующих ситуациях:

  1. За рулем машины находится гражданин, который ранее был лишён права на управление авто, и срок возврата удостоверения ещё не наступил (ст.12.7 КоАП РФ).
  2. У представителя Госавтоинспекции присутствует основание полагать, что человек находится в состоянии опьянения. Причём неважно, наркотическое оно или алкогольное (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ). Гражданину предложат пройти медицинское освидетельствование.
  3. Лицо эксплуатирует автомобиль, зная, что тормоза, сцепление или рулевое управление неисправны. Это ведет к возникновению опасности для самого хозяина автомобиля и других участников движения (ст. 12.5 КоАП РФ).
  4. У гражданина отсутствует при себе полный перечень документации, который в обязательном порядке должен находиться в автомобиле (ст. 12.3 КоАП РФ). Список необходимых бумаг представлен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  5. За рулем автомобиля находится лицо, не имеющее прав (ст. 12.7 КоАП РФ).

Если у представителя Госавтоинспекции есть подозрение, что водитель находится в нетрезвом состоянии, гражданина отстраняют от управления авто и направляют на освидетельствование. Поводами для принятия подобного решения выступают:

Если продолжать движение в подобном состоянии, это может привести к возникновению серьезной аварии. Поэтому даже самый незначительный признак учитывается.

Отстранение выполняется в присутствии двух понятых. Если их привлечь к разбирательству не удалось, производится видеосъемка. В обязательном порядке составляется протокол об отстранении от управления авто.

Освидетельствование выполняется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и п. 227-232 Административного регламента ГИБДД. До начала процедуры сотрудник ГИБДД должен объяснить, что планирует делать, а также продемонстрировать прибор для измерения, предъявив документы на него и показав, что клеймо целое.

Затем производятся измерения с учетом погрешности прибора. По результатам процедуры составляется акт освидетельствования. Документ должны подписать понятые, если они присутствуют, инспектор и водитель.

Если водитель не согласен с полученными результатами, он может потребовать проведение освидетельствования в медучреждении, куда гражданина обязан доставить представитель ГИБДД. Если опьянение подтвердится, машину заберут на штрафстоянку. Исключение составляют случаи, когда водителя есть, кому заменить. Взять на себя управление авто может гражданин, имеющий права и вписанный в страховку ОСАГО. В этом случае автомобиль не заберут.

Если в результате освидетельствования факт опьянения не подтвердился, водитель сможет продолжить движение. Представитель Госавтоинспекции обязан доставить лицо к месту, где был оставлен автомобиль.

Нормативная база

Представители Госавтоинспекции руководствуются положениями ПДД РФ и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Если правила, закрепленные в вышеуказанных нормативно-правовых актах, нарушены, накладывается наказание. Возможность отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривает статья 27.12 КоАП РФ.

Условия, при наличии которых допустимо использование отстранения водителя от управления транспортным средством, отражены в следующих главах КоАП РФ:

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Процесс отстранения от управления авто осуществляется в соответствии с нормами п. 223-226 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года.

Если выявлены основания, позволяющие применить меру, представитель Госавтоинспекции составит протокол. Оформление документа выполняется в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, привлекаемых для удостоверения осуществляемой процедуры. Человек, выступающий в этой роли, должен достичь совершеннолетия. Понятыми могут быть только незаинтересованные лица. Об их участии делается запись в протоколе. Если дело дойдет до судебного разбирательства, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.7 КоАП РФ). Если понятые отсутствуют, разрешено произвести видеосъемку (ст. 27.12 КоАП РФ).

В протоколе указывается следующая информация:

  • место остановки;
  • дата и время задержания;
  • личные сведения водителя и сотрудника ГИБДД;
  • причина отстранения от управления.

Когда бумага оформлена, представитель Госавтоинспекции подписывает её и передаёт задержанному водителю. Гражданин должен ознакомиться с документом. Если все пункты соответствуют действительности, водителю предложат подписать документ. У гражданина присутствует право отказаться осуществить манипуляцию. В этом случае на месте подписи проставляется отметка, подтверждающая факт отказа. Копия готового протокола предоставляется нарушителю.

Машину забирают на штрафстоянку. Здесь она будет находиться до устранения нарушения. Процедуры удастся избежать, если присутствует гражданин, способный заменить водителя, отстраненного от управления. Правом сесть за руль обладают люди, имеющие водительское удостоверение и вписанные страховку. Лицо должно прибыть на место оформления правонарушения до момента эвакуации автомобиля на штрафстоянку. В ином случае придется забирать транспортное средство в стандартном порядке.

Составление протокола об отстранении от управления транспортным средством

Составление протокола выполняется в соответствии с п. 225 Административного регламента МВД. Для оформления документа рекомендуют использовать образец. Он отражен в положении № 14 вышеуказанного нормативно-правового акта. Составить протокол об отстранении от управления транспортным средством имеет право сотрудник Госавтоинспекции, остановивший нарушителя. В документе отражают следующую информацию:

  1. Время задержания нарушителя и место остановки транспортного средства. Если ситуация произошла в населённом пункте, фиксируется улица и номер ближайшего здания. Когда нарушителя остановили на трассе, указывается ее название, номер километра и прочие особенности, позволяющие идентифицировать место.
  2. Причина, повлекшая за собой принятие решения о необходимости отстранения водителя от управления транспортным средством.
  3. Сведения о сотруднике Госавтоинспекции, составившем протокол. В документе фиксируется должность, звание, подразделение, к которому он относится, а также ФИО.
  4. Информация о водителе, в отношении которого применяется административное наказание. В бланк протокола вносят ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, сведения о трудоустройстве, телефон для оперативной связи.
  5. Данные о понятых. Инспектор запишет ФИО, место жительства и телефон.

Водитель может следить за составлением протокола. Указание недостоверной информации или несоблюдение правил отстранения от управления может стать поводом для признания документа недействительным.

Скачать пример протокола об отстранении от управления транспортным средством можно здесь.

Если человек совершил правонарушение, но протокол не был составлен, привлечь лицо к ответственности не получится. П. 225 приказа МВД РФ №664 предписывает в обязательном порядке оформлять документ. Если человек откровенно пьян, и представитель Госавтоинспекции не отстранил его от управления авто, представителя уполномоченного органа могут обвинить в халатности.

Права и обязанности водителя

Права и обязанности водителей вытекают из норм ПДД, КоАП РФ, а также иных нормативно-правовых актов. Лицо может:

  1. Требовать составление протокола только в присутствии понятых или в процессе видеосъемки. Несоблюдение правила считается нарушением.
  2. Попросить предоставить все составленные в процессе оформления административного правонарушения материалы.
  3. Потребовать провести освидетельствование в медицинском учреждении, если отстранение от управления осуществляется в связи с подозрением в опьянении.

Водитель обязан соблюдать нормы ПДД РФ, предъявить по требованию представителя Госавтоинспекции права, документы на автомобиль и страховку, не препятствовать составлению протокола и помещению автомобиля на штрафстоянку.

На какой срок водителя могут отстранить от управления транспортным средством?

Точный период в действующем законодательстве не обозначен. Всё зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

Что происходит с автомобилем?

Если гражданина отстранили от вождения автомобиля, транспортное средство задержат. Правило закрепляет ст. 27.13 КоАП РФ. В ч. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта приводится исчерпывающий перечень случаев, при которых применяется мера. Все ситуации, влекущие за собой отстранение от управления транспортным средством, также попадают в список.

Сам процесс задержания автомобиля регламентируют пункты 244-257 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года. Решение о применении меры принимают должностные лица, имеющие право составлять протоколы. Соответствующий документ оформляется по факту задержания машины до начала ее перемещения на специализированную стоянку. Если причина задержания устранена, процесс эвакуации незамедлительно прекращается. Когда автомобиль находится вне населённого пункта, его доставят в ближайший город.

Протокол о задержании авто составляется в присутствии двух понятых. Если их привлечь не удается, применяется видеосъемка. Когда бланк заполнен, сотрудник Госавтоинспекции подписывает документ и предлагает выполнить аналогичную процедуру нарушителю. Если водитель отказывается осуществлять действие, в протоколе проставляется отметка об этом. Копия бумаги вручается нарушителю и лицу, привлеченному для исполнения решения о задержании машины. Владельцу авто сообщат, где будет храниться транспортное средство.

Обязательна ли видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством?

Видеофиксация применяется, если должностному лицу не удалось привлечь к разбирательству двух понятых (ст. 27.12 КоАП РФ). В ином случае можно обойтись без проведения съемки.

Отстранение от управления транспортным средством без понятых

Если понятые отсутствуют, отстранение от управления авто выполняется по классической схеме. Представитель Госавтоинспекции составляет протокол, предоставляет его копию нарушителю, а затем организует процесс задержания машины. Однако во время процедуры проводится видеосъемка (ст. 27.12 КоАП РФ). Запись рассматривают в качестве доказательства в процессе судебного разбирательства, если оно будет осуществлено.

Процесс возврата автомобиля со штрафстоянки

Когда нарушение устранено, гражданин сможет забрать транспортное средство. Решение о возврате автомобиля принимают лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Незамедлительно оплачивать услуги эвакуации необязательно.

Ранее получить машину без внесения необходимой суммы не удавалось. Теперь достаточно устраненить причину задержания, чтобы авто вернули. Подобные коррективы внес в законодательство ФЗ № 205 от 23 июня 2016 года.

Пошаговая инструкция возврата автомобиля со штрафстоянки имеет следующий вид:

  1. Гражданин берет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, ПТС и обращается в подразделение ГИБДД.
  2. Инспектор проверяет документацию и убеждается, что нарушение устранено.
  3. Заявителю предоставляется справка-уведомление, позволяющее получить машину со штрафстоянки.
  4. Собрав документы, необходимо посетить штрафстоянку, на которую доставили транспортное средство. Предъявив бумаги, гражданин получит машину обратно.

Что делать, если отстранение от управления транспортным средством было неправомерным?

Если гражданин считает, что сотрудники ГИБДД поступили неправомерно, можно попытаться обжаловать отстранение от управления автомобилем. Подача жалобы допустима, если произошло нарушение прав и свобод, и заявителя незаконно привлекли к ответственности. Список инстанций, готовых рассмотреть обращение водителя, отражен в ст. 53 ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции». Заявку можно направить:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

П. 246 Административного регламента МВД предусматривает возможность подачи жалобы по телефону горячей линии ГИБДД. Чтобы воспользоваться ей, необходимо позвонить по номеру 8(800)-222-74-47. Если лицо планирует предъявить классическую бумажную жалобу, ее можно передать в уполномоченный орган лично или отправить по почте.

Скачать образец жалобы на незаконное отстранение от управления автомобилем можно здесь.

В жалобе указывается адрес отправителя, фиксируются данные для оперативной связи, описывается характер противоправных действий сотрудника ГИБДД, а также приводятся основания, подтверждающие факт присутствия нарушения. Затем лицо выдвигает требования. В конце документа ставится дата и подпись.

Нюансы

На практике автомобилисты часто путают отстранение от управления авто с лишением водительских прав. С юридической точки зрения понятия кардинально отличаются. Первая мера считается временной. Достаточно устранить причину, послужившую основанием для принятия решения, чтобы вернуть себе возможность управлять автомобилем.

Читайте также:  Свидетельство на право собственности на землю

Получить права обратно после лишения сложнее. Гражданин должен будет дождаться окончания срока лишения, выполнить все предписания законодательства в зависимости от первопричины или оспорить принятое решение.

Отнять права могут лишь по решению суда. Отстранить от управления авто имеет право инспектор. Причём длительное разбирательство не осуществляется. Решение принимают на месте.

Понятие “Управление транспортным средством”

Здравствуйте, уважаемые специалисты в сфере юристпруденции.

Может быть, вопрос уже назойливый для вас, но, прошу прощения, он меня беспокоит уже давно; я перерыл кучу форумов, открыл кучу вебстраниц, а в результате прихожу к выводу, что: понятие

“Управление транспортным средством – это . “

Я не смог найти конкретного определения этому понятию.

Но в ПДД есть несколько пунктов, использующих это словосочетание: “Управление транспортным средством”, с продолжением, типа: “не имея на это. “, или, н. п.: (на что мне бы самому хотелось найти ответ и определиться) “в состоянии. “

Исходя из этого,

либо, растолковать языком закона понятие “Управление транспортным средством”, т. е.,

какие действия лица, находящегося внутри его (законно собственного, конечно) автомобиля, соответствуют понятию “Управление транспортным средством”,

либо дать мне понять, что этот термин (конкретизирую: только понятие: “УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ”, и всё) не определён в официальных документах на территории РФ как термин, которым можно монупулировать, н. п. в судебных разбирательствах.

__Спасибо__ Станислав. Тверь.

Сервис нравится. Качество вполне устраивает. Успехов !

18 Марта 2014 19:16

Ответы юристов ( 11 )

Станислав, законодательной дефиниции нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС могу определить как активное действие субъекта дорожно-транспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств.

В нормах действующего российского законодательства отсутствует понятие, что подразумевать под управлением транспортным средством.

Поэтому ссылаться в судебных заседаниях не на что. Судья будет растолковывать данное понятие исходя из общего понятия данного термина.

Здравствуйте, Станислав.
Согласен с коллегами, определения в законодательстве РФ нет.
На эту тему много дискуссий было, тем не менее в суд исходит из совокупности формальной логики и конкретных обстоятельств рассматриваемого «управления».
Для сравнения, п 2.74. ПДД РБ
управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;
А манипулировать при необходимости, можно понятиями водитель, пассажир.
Успехов!

Законом понятие в РФ не определено.

Есть подходяще определение только в комментариях к КоАП РФ: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства»

в теории «управление» = движение.

на практике же «заданный» термин, «пользуясь» отсутствием официального юридического определения, «толкуется» применительно к каждому конкретному вопросу/делу/спору,исходя (в т.ч.) из:

  • как «лица находящегося в машине на водительском месте, имеющего непосредственный доступ к источнику повышенной опасности и способного в любой момент начать движение на данном ТС » (по одному из дел от 27.05.2011)
  • как лица,управляющего ТС, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории, либо такое право отсутствует вообще (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года № 18).

по совокупности значимых фактов, характеристик ТС (исправно оно или нет, какая температура двигателя, присутствуют ли ключи в замке зажигания, занесен ли автомобиль снегом, в течение какого периода времени (не) трогалось с места и (не) заводилось и т.п.).

В судебной практике был случай, когда водителя привлекали за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, в автомобиле которого отсутствовал двигатель.

Не знаю с какой целью это интересует автора темы, но на мой взгляд нужно стремиться к тому чтобы данное понятие трактовалось для всех одинаково и по сути не важно как бы не было сформировано определение, но стоящая на месте машина не должна пониматься как источник повышенной опасности, но при этом она является объектом гражданских права( собственностью), как следствие к примеру подход гаишника к человеку который сидит на водительском сиденье в машине и попивает пиво в своей частной собственности, просто не допустим, стойте и ждите момента когда авто начнет двигаться, причем именно двигаться, а не просто будет включен двигатель

Вот в принципе неплохое определение из комментариев к КоАП

Под управлением транспортным средством понимается совершение технических
действий, связанных с приведением транспортного средства в движение,
троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в
соответствии с предназначением и техническими возможностями
транспортного средства.

Жаль только что это все лишь не более чем субъективное толкование норм права, если в законе нет прямо выраженной нормы дефиниции, то разумеется все занимаются своим личным толкованием, судьи своим, ГИБДД своим, юристы так же своим в зависимости от конечной цели

Станислав, понятие термина «управление
транспортным средством» раскрывается в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения»

Согласно
ст.25 в Российской Федерации
устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных
средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее
— правона управление транспортными средствами):

категория
«A» — мотоциклы; категория «C» – автомобили:

категория «D» – автомобили;
и т.л.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским
удостоверением,
а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными
средствами.

Полный текст статьи 25 прилагаю к консультации.

Удачи Вам. С уважением, Виктор
Богаченков.

Из уголовного права, в разъяснениях Пленума ВС РФ, есть такая формулировка… с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

В законодательстве отсутствует разъяснение данного понятия! Но если подойти к этому логически.

В«Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 12.03.2014) есть следующая статья-

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

Т.е. законодатель явно разграничивает два этих понятия –управления транспортным средством и пользование транспортным средством

Так, далее чтобы разобраться обратимся к словарю Ожегова –

УПРАВЛЕНИЕ, -я, ср. 1. ок. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления, местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к-рых управляется ход машины, механизма.

Т.е. управление это другими словами ХОД т.е. активное действие транспортного средства (а транспортное средство как мы знаем само не заведется и не поедет, следовательно это активное действие транспортного средства которое стало активно благодаря субъекту (человеку). )

с уважением и успехов Вам!

не совсем правильно выше выразилась

… управление транспортным средством это активное действие субъекта (человека) посредством которого(этого самого-активного действия) управляется ход машины, ее механизм… (в следствии чего машина оказывается на ходу. )

  • 10,0 рейтинг
  • 12677 отзывов эксперт

Добрый день. Вы не первый задаетесь жтим вопросом. В связи с тем сто закон напрямую никак это не определяет, то и на практике возникает много спорных вопросов. Бывает что и человека силящего в автомобиле с заведенным двигателем считают управляющим автомобилем и лишают прав за управление в пьяном состоянии. Скорее всего у Вас что то походее произошло. Если Вы раскроете ситуацию, то возможно мы сможем помочь. А приводить определения можно очень долго, все равно это народное творчество законодательно не подкреплено. Если рассуждать логически, то под управлением следует понимать процесс изменения траектории и скорости движения автомобиля вне зависимости от того работает двигатель или нет, то есть по сути кручение руля в движении и использование газа и тормоза, поскольку ПДД предписывают при бусксировке автомобиля в буксируемом автомобиле находится водителю, а следовательно даже при буксировке лицо остается водителем. То есть для того чтобы действия квалифицировать как управление, необходимо установить имело ли лицо возможность изменять пространственное положения автомобиля. Но тут опять же возникает много вопросов. Считать ли управлением когда лицо находясь вне автомобиля толкает его в одиночку или если отец посадил на колени ребенкаи жмет на газ и тормоз, а ребенок рулит.

Действительно понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение.

Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством.

Что конечно можно использовать на практике.

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 264 УК РФ ПОДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ЛИЦО,
УПРАВЛЯЮЩЕЕ АВТОМОБИЛЕМ И ДОПУСТИВШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДЫ ОБЛАСТЕЙ, КРАЕВ
14 августа 1998 г.
(БВСР 99-5)
(Извлечение)
Кунгурским городским судом Пермской области Белоусов осужден по
ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Он признан виновным в том, что 12 декабря 1996 г. в пос.
Комсомольский Кунгурского района, не имея водительского удостоверения,
при управлении автомобилем ГАЗ-53 допустил нарушение требований п.
8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные
повреждения Блохину и легкие телесные повреждения с расстройством
здоровья Ащрафзянову.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил
вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения
уголовного закона.
Президиум Пермского областного суда 14 августа 1998 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Как видно из показаний Белоусова, он и Ащрафзянов в качестве
пассажиров ехали в автомобиле ГАЗ-53, управляемом водителем Блохиным.
В пос. Комсомольский Блохин задним ходом подъехал к дверям кафе
«Витязь» и вместе с Ащрафзяновым вышел из кабины для разгрузки товара,
а он (Белоусов) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и он,
Белоусов, находясь рядом с местом водителя, по просьбе Блохина
повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив,
находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или
автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания
машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене
Блохина и Ащрафзянова.
За руль, как показал Белоусов, он не садился, никакого маневра
или управления автомобилем не осуществлял.
Эти показания подтверждены протоколом осмотра места происшествия,
актом расследования происшествия, а также показаниями потерпевшего
Ащрафзянова.
Дело в отношении Блохина прекращено на основании п. 8 ст. 5 УПК
РСФСР в связи с его смертью.
Таким образом, из совокупности собранных доказательств по делу
следует, что Белоусов автомобилем не управлял.
Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ уголовной ответственности подлежит
лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств.
Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Белоусов
не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий
своих действий, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е.
проявил небрежность, что повлекло причинение смерти Блохину и легких
телесных повреждений Ащрафзянову.
С учетом этого действия Белоусова подлежат переквалификации с ч.
2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ (предусматривающей
ответственность за причинение смерти по неосторожности), санкция
которой является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 264 УК РФ.

Ссылка на основную публикацию