Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП
Особенности
Разновидности и цели автотехнической экспертизы
Сколько стоит автотехническая экспертиза и как ее инициировать
Оглавление
В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.
Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?
Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.
Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.
Разновидности исследований
Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:
- Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:
– Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.
– Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.
– Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.
- Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
- Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
- Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
- По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.
В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:
- Первичная экспертиза;
- Дополнительная – открывает нюансы первичной;
- Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
- Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
- Комиссионная – групповая экспертиза;
- Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.
Ходатайство о назначении
Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.
Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:
- Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
- Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
- В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.
Стоимость и сроки проведения
Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.
В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.
Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.
Исполнители АТЭ
Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.
Вопросы для автотехнической экспертизы
Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.
Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:
- определить, какая была степень видимости на трассе;
- вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
- определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
- вывести траектории движения машин;
- вывести градус угла при столкновении;
- понять причину потери устойчивости транспортного средства;
- определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
- в каком положении оказались машины после столкновения.
Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.
Порядок проведения
Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.
Частный порядок
Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.
Алгоритм в этом случае следующий:
- найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
- пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
- предоставить необходимые материалы для осмотра;
- произвести оплату;
- ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.
Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.
При административном расследовании
Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:
- причину, по которой назначена экспертиза;
- личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
- объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
- список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
- меры ответственности за недостоверные данные.
Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.
Судебная экспертиза
Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.
Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.
В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.
Заключение по результатам
В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.
Заключение может содержать следующие сведения:
- в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
- персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
- перечисление объектов исследования;
- методики и способы исследования;
- список участников и ответственных лиц;
- выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.
В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.
Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.
В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.
Полезные советы
Следующие советы могут облегчить жизнь многих:
- при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
- лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
- заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
- будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
- каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.
Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.
Видео
Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП
Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.
Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.
В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.
Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?
В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.
Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.
Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.
Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.
Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?
Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.
Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Независимая экспертиза может понадобиться для:
- расследования причины ДТП;
- установления скрытых повреждений;
- составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.
Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.
Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:
- определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
- страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
- сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
- необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).
Где и как можно ее сделать?
Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.
Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.
Критерии выбора независимой фирмы:
- Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
- Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
- Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
- Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.
Кто проводит?
Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.
Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.
Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.
Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.
Правила и порядок процедуры
После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.
- Заключение договора на оказание услуг. Здесь указываются общие права, обязанности сторон, а также сроки, в которые должна быть проведена экспертиза.
- Предоставление пакета документов заказчиком. Подробнее скажем, какие именно документы нужны для независимой оценки состояния авто. К ним относятся регистрационные документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС), копия паспорта заказчика, копия справки о ДТП. Дополнительно могут потребоваться: акт осмотра автомобиля страховщиками и заключение экспертной оценки, если такая имела место.
Определение даты и времени проведения экспертизы. Процедура оценки состояния и подсчёта полученного в ДТП материального ущерба обычно занимает не более 3-х суток, при сложных деформациях кузова и повреждениях ТС до 8 суток.
- Уведомление участников ДТП и страхового агента о проведении независимой оценки. Сообщить о проведении независимой экспертизы лучше всего с помощью заказного письма с уведомлением (о том, как сообщить виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте здесь). Документальное подтверждение действий заказчика поможет избежать неприятных ситуаций, если дело дойдет до суда. Экспертиза не потеряет своей законности даже в случае, если участники ДТП или представители страховой компании не будут присутствовать при ее проведении.
- Проведение осмотра автомобиля с фиксацией повреждений на фотокамеру. Этот этап является обязательным, т.к. станет фактическим подтверждением проведенных в будущем расчетов при предоставлении заключения в страховую компанию или суд.
- Проведение работ для калькуляции ущерба. Работы проводятся с помощью специального оборудования.
- Проведение расчетов для определения размера ущерба. Калькуляция производится в соответствии с Положением Банка России № 432-П от 19.09.2014 г.
- Получение заключения. Текст документа должен содержать список всех повреждений, которые были получены в результате аварии, опись технологии восстановительного ремонта, определение объема ремонтных и дополнительных работ и полную стоимость восстановительных работ.
- Скачать бланк договора о проведении экспертизы
- Скачать образец договора о проведении экспертизы
- Скачать бланк заключения экспертизы
- Скачать образец заключения экспертизы
Основания для назначения повторного комплексного исследования
Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.
Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.
Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:
- Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
- Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.
Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.
Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения
Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.
Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Предмет изучения
Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:
• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;
• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);
• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;
• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;
• определить рыночную стоимость транспорта;
• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.
Предметом расследования является не только транспортное средство, но и:
• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.
Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
2.1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
Источник: https://hiterbober.ru/legal-assistance/avtotehnicheskaya-ekspertiza.html#2__-_-5
Это исследование применяется реже всего из-за трудности установления некоторых нюансов, которые в случае неверного умозаключения могу негативно повлиять на само расследование.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Этапы проведения экспертизы
Экспертиза – это процесс, череда определённых действий, а не сам осмотр места аварии и автомобилей. Поэтому существует чёткий порядок проведения независимого исследования, который следует разобрать по конкретным шагам. Ведь именно от их правильности зависит успех экспертизы.
Выбор экспертной организации или эксперта
Главное условие для компании – это регистрация в базе саморегулируемых организаций оценщиков и наличие действующей лицензии. Если вы предпочитаете обратиться к индивидуальному предпринимателю, который единолично специализируется на проведении данной процедуры, то нужно уточнить у него наличие персонализированного идентификатора.
Заключение письменного соглашения о сотрудничестве и оплата предоставляемых услуг
Заранее обсудите размер оплаты: её сумма, срок выплат и от каких факторов зависит стоимость экспертизы, может ли ценник повыситься и т. п. Если это всё прописано в договоре, и вы его подписали, то автоматически становитесь носителем определённых обязательств, не соблюдение которых ведёт к негативным санкциям. Чаще всего даже последствия невыполнения договорных обязанностей прописывают в соглашении.
Оповещение всех заинтересованных лиц в проведении автотехнической экспертизы
Не забудьте уведомить не менее чем за 3 дня всех заинтересованных лиц в будущем мероприятии, а именно: и дате, и месте его проведения (это может быть страховая организация, иные участники аварии, ваш индивидуальный юрист или адвокат и др.). Причём сделать это нужно не устным «приглашаю», а через официальные документы с помощью заказного письма с уведомлением о доставке.
Подготовка автомобиля к осмотру
Эксперт должен легко видеть все повреждения и без труда добираться до каждого уголка повреждённого авто. Поэтому перед тем, как пригнать машину на место проведения осмотра, обязательно помойте ТС и уберите все лишние предметы из салона и багажника, отвяжите капот, если вы его привязываете и т. п. Если вы храните в авто пакеты или сумку с инструментами, то выложите это всё на время осмотра.
Это необходимо не только для облегчения работы эксперта, но также и для более чёткого осмотра, что может повлиять на его качество, так как за грязью или лишними предметами могут спрятаться важные улики для установления обстоятельств аварии.
Сбор необходимых документов и сам процесс осмотра
Перед тем как приехать на место экспертизы, соберите все нужные бумаги:
• паспорт гражданина Российской Федерации;
• водительское удостоверение;
• документы на машину: СТС, страховой полис, пройденный технический осмотр перед получением полиса ОСАГО, ПТС;
• документы о ДТП (протокол, постановление об административном правонарушении);
• судебное решение или иные бумаги от уполномоченных лиц, которые потребовали от вас прохождения процедуры.
Получение готового отчёта
После того как компания закончила отчёт, не хватайте бумаги сразу же и не убегайте за считанные минуты. Изучите все предоставляемые вам документы перед тем как их подписать. Прочтите каждый пункт и подпункт, если возникают вопросы или подозрения — уточните спорные моменты. Рекомендуется забирать и подписывать бумаги в присутствии собственного юриста, который более точно скажет, подходят ли документы.
Вопросы эксперту
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Заключение экспертизы
Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
Судебная практика
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;
• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Заключение
Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом.
Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.
Автотехническая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.
Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :
Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
Статьи в помощь:
а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).
Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.
Статьи в помощь:
Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
Статьи в помощь:
Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
Статья в помощь:
При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно – правовой формой деятельности.
Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.
Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.
Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.
Процедура проведения автотехнической экспертизы при ДТП
Дорожно-транспортное происшествие — это всегда стрессовая ситуация для его участников. Иногда у виновника и пострадавшего возникают разногласия по тем или иных вопросам, связанным с размером ущерба или суммой компенсации. В этом случае помогает разобраться автотехническая экспертиза при ДТП. Эта процедура предназначена для установления точной картины произошедшего и независимой оценки повреждений транспортного средства.
Зачем нужна автотехническая экспертиза
Техническое исследование автомобиля, попавшего в аварию, необходимо, чтобы ответить на различные вопросы, касающиеся причин ДТП и тех последствий, к которым оно привело. В первую очередь экспертиза назначается для определения, кто из участников происшествия является его виновником. Также выясняется, какую ответственность должна понести виновная сторона.
Чаще всего пострадавший требует возмещения нанесенного ущерба. Однако если в аварии есть пострадавшие, водитель понесет гораздо более серьезное наказание. В этом случае ему придется понести административную или уголовную ответственность.
Также стоит разобраться, чем для суда является заключение автотехнической экспертизы. Если между участниками возникают споры, решить которые может только судебный орган, то данный документ является основным доказательством в деле о ДТП.
Транспортно-трасологическая
Существуют и другие виды независимых исследований, направленные на выявление различных обстоятельств аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП помогает уточнить механизм и конкретные детали произошедшего на дороге по следам от шин автомобилей. Также благодаря данной процедуре эксперт может определить, какая из машин оставила эти следы на проезжей части.
Помимо этого, после столкновения на дороге остаются и другие элементы, позволяющие определить причастность того или иного транспортного средства к аварии. К ним относятся:
- обломки деталей;
- осколки стекла или зеркал;
- топливо или другие технические жидкости;
- куски лакокрасочного покрытия.
После анализа всех полученных данных эксперт выносит соответствующее заключение.
Инженерно-психофизиологическая
Еще один вид независимой экспертизы направлен на детальное изучение участников происшествия. Инженерно-психофизиологическое исследование помогает выяснить следующие сведения:
- особенности характера участников;
- их характеристику в качестве водителей;
- наличие или отсутствие факторов, которые могли повлиять на психоэмоциональное состояние человека и привести к аварии.
Эта информация используется в судебном разбирательстве. Она может как смягчить решение суда, так и ужесточить его.
Как проводится
Когда у одного из участников дорожно-транспортного происшествия возникает необходимость в проведении автотехнической экспертизы, ему стоит получить предварительную консультацию у специалиста в этой сфере. Там он сможет задать интересующие вопросы эксперту и узнать стоимость процедуры. Если полученная информация и условия конкретной оценочной компании устраивают водителя, заключается договор, в котором должны быть прописаны все права и обязанности обеих сторон.
Читайте также:
После этого инициатор исследования вносит оплату и договаривается о дате, времени и месте процедуры. Во время экспертизы специалист изучает все имеющиеся сведения и документы, а также проводит дополнительный анализ данных. На основании полученной информации он выносит заключение, которое должно содержать ответы на все вопросы, поставленные заказчиком.
Проведение автотехнического исследования заканчивается передачей всех материалов дела его инициатору. Если запускается судебный процесс, то эксперт, проводивший процедуру, может быть вызван в суд, чтобы дать показания или убедиться в достоверности результатов экспертизы.
Сколько стоит
Стоимость данной процедуры варьируется от 3 до 50 тысяч рублей. Такой разброс появляется, так как на окончательную цену влияет нескольких факторов:
- количество вопросов и задач, которые должна решить экспертиза;
- регион, где находится оценочная компания;
- опыт и гарантии качества услуг конкретной фирмы;
- срочность проведения исследования.
Конкретную стоимость услуг эксперта можно узнать после первичной консультации, которая в большинстве случаев является бесплатной.
Видео: Автотехническая экспертиза ДТП
Кто оплачивает
В любом случае оплачивать проведение независимой экспертизы должен ее инициатор. Если исследование желают провести оба участника ДТП, они могут разделить расходы пополам.
Если проведение экспертизы назначает судья или другое должностное лицо, то часть средств на ее выполнение берется из бюджета. Также бюджетные средства могут быть использованы, если у человека, желающего провести исследование, затрудненное финансовое положение.
После вынесения судебного решения проигравший по делу об аварии обязуется погасить все расходы пострадавшего, возникающие в ходе разбирательства. Поэтому заказчик исследования может вернуть свои деньги, если выиграет суд.
Сроки
В законодательстве не указаны точные сроки проведения автотехнической экспертизы. Поэтому конкретную информацию может уточнить только специалист, выполняющий процедуру.
Длительность исследования зависит от следующих факторов:
- размер нанесенного ущерба;
- количество материалов дела;
- модель и тип транспортного средства;
- наличие или отсутствие другой работы у выбранного эксперта.
Обычно срок проведения процедуры составляет 10-60 дней. Многие компании готовы провести экспертизу быстрее за дополнительную плату.
Виды автотехнических экспертиз
Чтобы лучше разбираться в том, на какие вопросы может дать ответ автотехническое исследование, стоит рассмотреть виды экспертиз при ДТП.
По содержанию
Чтобы дать полный ответ обо всех обстоятельствах произошедшего, эксперту необходимо рассмотреть ситуацию с разных сторон. Для этого он использует ряд методик, каждая из которых направлена на исследование конкретного предмета аварии.
В связи с этим можно выделить несколько категорий экспертиз:
- изучающие причины ДТП;
- исследующие технические характеристики автомобилей до момента аварии;
- определяющие влияние дорожных условий на возникновение столкновения;
- изучающие следы происшествия на дороге, на транспортных средствах или на одежде и коже участников;
- оценивающие изначальную стоимость машины и размер нанесенного урона.
Совокупность этих исследований помогает установить полную картину аварийной ситуации. Однако не в каждой ситуации необходимо проводить все экспертизы.
По очередности
Случаются ситуации, когда не все участники происшествия удовлетворены результатами экспертизы. В этом случае целесообразно провести новые исследования для более полного изучения обстоятельств.
По очередности выполнения выделяют следующие виды экспертиз:
Если водитель понимает, что проведенное исследование не раскрывает полную картину аварии или вычисляет недостоверные результаты, в его интересах запросить новую процедуру, чтобы получить самую точную информацию.
По исполнителям
Обычно данную процедуру проводит один эксперт. Но иногда его опыта и знаний может не хватить для выяснения обстоятельств сложного дела. В этом случае привлекаются дополнительные специалисты.
Существуют следующие виды экспертизы в зависимости от количества ее исполнителей:
- единоличная (один эксперт);
- комиссионная (несколько экспертов, работающих в одной сфере);
- комплексная (несколько специалистов, имеющих знания и навык работы в различных областях).
О необходимости привлечения нескольких экспертов стоит решать в зависимости от неоднозначности дела и объема материалов.
В частном порядке
В любом регионе существуют как государственные, так и частные оценочные компании. Заказчик может самостоятельно выбрать подходящую ему фирму.
Анализом ущерба и определением стоимости ремонта обычно занимаются частные организации. Такое исследование необходимо при возникновении разногласий о размере компенсации со страховой компанией. Если один из участников ДТП подал в суд, можно заранее провести частную автотехническую экспертизу, которая будет являться доказательством виновности или невиновности одной из сторон во время судебного разбирательства.
Как самостоятельно провести исследование
Чтобы самостоятельно инициировать автотехническое исследование, нужно обратиться в одну из фирм, предоставляющих такие услуги. После заключения договора и внесения платы за процедуру, специалист компании проведет экспертизу и оценит повреждение автомобиля.
В результате заказчику будет выдан документ, где будут прописаны все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, которые необходимо было выяснить. Чтобы эта бумага имела силу, нужно, чтобы она была составлена экспертом и соответствовала всем правилам и требованиям.
Видео: Судебная экспертиза по ДТП: автотехническая, трасологическая, автотовароведческая
При административном расследовании
Когда судебный орган или ГИБДД проводят административное расследование о дорожно-транспортном происшествии, может быть необходимо провести автотехническую экспертизу. В этом случае должностным лицом или судьей должно быть написано постановление, в котором указываются следующие пункты:
- причины назначения исследования;
- контактные данные оценочной фирмы и конкретного эксперта;
- список задач, поставленных перед специалистом;
- перечень материалов дела, которые передаются эксперту для проведения расследования;
- права и обязанности эксперта;
- меры наказания за предоставление недостоверных результатов.
Инициатор экспертизы обязан заблаговременно оповестить об этом участников ДТП.
Ходатайство о назначении
Истец или ответчик может подать ходатайство о назначении автотехнического исследования. В этом случае судья или следователь должен назначить данную процедуру. В заседании суда апелляционной инстанции просьба провести экспертизу должна быть подкреплена доказательствами того, что ранее эту процедуру сделать было невозможно.
Для составления ходатайства используется стандартный образец, благодаря которому документ будет содержать все необходимые сведения.
Правила составления
Ходатайство составляется в свободной форме. Однако в нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:
- название судебного органа;
- сведения о деле;
- на каких основаниях должна быть назначена экспертиза;
- цели исследования;
- список материалов, которые будут переданы эксперту для проведения процедуры.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы
Чтобы правильно составить документ, можно привлечь юриста или адвоката.
Оспаривание результатов
Для оспаривания результатов автотехнической экспертизы нужно подать соответствующее ходатайство. Если суд посчитает причины проведения повторной процедуры уважительными, исследование будет назначено.
Повторная экспертиза проводится другой оценочной компанией, чьи эксперты составят новую рецензию произошедшего на дороге.
Также водитель имеет право оспорить результаты исследования, проведенного страховой компанией. Для этого необходимо обратиться в проверенную частную фирму для инициирования самостоятельной экспертизы.
Видео: Проведение авто-экспертизы после ДТП! Реальное видео
Итоги
Автотехническая экспертиза — это полезная процедура, благодаря которой можно узнать подробные сведения о ДТП, а также разрешить разногласия со страховщиком или другим участников аварии. О целесообразности проведения исследования стоит решать в зависимости от того, будут ли компенсированы затраты на оплату услуг оценочной компании.
Автотехническая экспертиза при ДТП
Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.
После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были несправедливо им назначены? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.
Что такое
Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба, который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей, но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.
Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП, а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.
Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:
- По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
- Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
- Транспортно-Трасологическая. Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также его особенностей, восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
- Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.
Как назначить
Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам. Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы. В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.
Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как:
- Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне;
- Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизыВам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться;
- Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.
Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой. По этой причине потребуется указать, кто именно будет возмещать ее стоимость после судебного процесса.
Сроки проведения
После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы, однако она сама по себе занимает не так много времени.
Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней. Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.
На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:
- Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
- Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
- Давность происшествия;
- Общая нагрузка на эксперта, который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.