Изъятие земельного участка у собственника 2020: основания, порядок

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. “Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы. “Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. “Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Изъятие земельного участка у собственника рассматривается как исключительная процедура. Провести ее получится если есть аспекты, отраженные в действующих правовых актах. Иногда предусматривается, что прежний хозяин может рассчитывать на получение компенсационных выплат.

Читайте также:  Могут ли и как выписать в никуда из квартиры, частного дома, общежития: бывшую жену, алкоголика

Условия

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка допускается в случаях, которые прямо оговорены законодателем. Положения, регулирующие отношения земельного характера, отражены в ГК И ЗК РФ. Там отражено, что изымать наделы могут для государственных нужд. Это касается не только государственных органов, но и муниципалитета. Кроме того, основанием изъятия становится то, что возникла необходимость развить конкретную территорию в комплексном плане. В РК отражено, что обязательно в наличии должно быть решение, принятое властными органами.

Также изъять наделы могут, если:
  • выявлены случаи применения земли, в отношении которой нарушено целевое назначение;
  • когда происходит реквизиция надела или его конфискация.

Каждая из указанных ситуаций предполагает то, что при отказе собственника исполнить требования властей, это приведет к изъятию надела в принудительном порядке. Иногда гражданин может рассчитывать на то, что ему в дальнейшем будет выплачена компенсация, учитывающая стоимость участка. Если лицо будет не согласно с произведенными расчетами, у него есть право подать обращение судье.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Процедура изъятия

Когда происходит изъятие для муниципальных нужд, то законность устанавливается, если в наличии есть документ, разработанный властями или вынесенное судом решение. Другая документация, к примеру, акты разных ведомств, служб не рассматриваются как достаточная основана для отобрания земельного надела. Если изъятие связывается с наличием необходимости у образований публичного назначения, то это говорит о том, что обязательным условием становится наличие компенсации. Указанному процессу присуща определенная последовательность действий. В частности, изначально властному органу потребуется принять решение относительно изъятия земельного надела. Главное требование – чтобы такой акт в полной мере отвечал установленным в законодательстве требованиям.

Кроме того, принятый акт в обязательном порядке передается гражданам. Происходит это при помощи использования уведомлений в письменном выражении. В этом акте отражается период, а также порядок и цели изъятия. Также должен быть указан примерный размер компенсационной суммы. Если собственник надела понимает, что при вынесении акт были нарушены требования законодательства, то он может обратиться в судебный орган, для чего пишется иск. Когда на протяжении времени, отраженного в уведомлении гражданин не выполняет требований властных органов, происходит принудительное изъятие надела.

ВНИМАНИЕ . Важным моментом выступает то, что при наличии на участке каких-либо объектов строительства, они также подлежат учету при расчете компенсационной суммы. Величина возмещения должна быть обсуждена сторонами. Также может применяться судебный порядок решения конфликта. Если основанием изъятия становится комплексное освоение территории, то применять нужно аналогичный порядок. Собственнику также полагается компенсация.

Изъятие надела, ввиду его ненадлежащего использования возможно, этот процесс влечет за собой образование других последствий правового значения. Относительно каждого участка установлены определенные характеристики, которые существенным образом влияют на целевое использование.

ВАЖНО . В частности, нужно говорить о том, что на каждого владельца ложиться обязанность по соблюдению разновидности допустимого использования и категории наделов. Для примера, на с/х землях закон не разрешает строить здания промышленного назначения или многоквартирные дома. В качестве исключения могут рассматриваться ситуации, описанные законодателем.

Иногда при проведении проверочных мероприятий выявляются нарушения. Реализуют эти проверки уполномоченные службы. Кроме того, основанием проведения становится обращение лица, заинтересованного в разрешении вопроса. Каждое нарушение потребуется зафиксировать в результатах обследования административного типа. Данный процесс подробно описан в Постановлении, разработанном Правительством под №251. Указанные действия вправе реализовать должностные лица Государственного земельного надзора. Если в ходе проверки установлены нарушения, то это приведет к применению мер административного воздействия.

Выражаются они в форме штрафных санкций. Применять такие меры будут в одно время с процессом изъятия земельного надела. Подобная мера применяется, если владелец земли, которая предназначения для с/х деятельности или постройки недвижимости, не применяет ее по этому назначению. В законе установлен предельный срок – три года. Изъятие может происходить в связи с неиспользованием в СНТ и в более поздние сроки. В каждой конкретной ситуации нужно руководствоваться положениями закона. К примеру, если надел предназначен для ИЖС, то указанный период составляет 10 лет.

Нюансы

Когда происходит изъятие надела, во внимание нужно принимать некоторые моменты.

В том числе:
  • иногда собственник не может рассчитывать на получение компенсационных сумм;
  • если земельному участку во время использования причинен вред, то возмещение реализуется за счет владельца;
  • период, на протяжении которого лицо не использовало землю, может продляться, если на то имеются уважительные причины, к примеру, когда достаточно много времени затрачено на то, чтобы освоить участок.

Закон говорит о том, что в данном случае потребуется использовать судебный порядок. Собственнику предоставляется время, чтобы он успел обжаловать принятое решение. Если в стране складываются чрезвычайные обстоятельства, то допускается изъятие на основании решения, принятого властными органами. Данный процесс имеет временное значение. Когда обстоятельства отпадают – землю возвращают собственнику. Если вернуть его не могут, то гражданину обязаны заплатить сумму, равную рыночной стоимости земли. Финансирование происходит из федерального бюджета.

Кроме того, допускается выдача надела в другой местности, если гражданин согласен.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

Условия для изъятия

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

  • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
  • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
  • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
  • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование. В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка. Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

  • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
  • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
  • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу. Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте. При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела: вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Когда у вас могут изъять земельный участок?

Изъятие земельных участков у частных лиц производится государством при наличии оснований.

После принятия решения об изъятии и соблюдения многокомпонентной процедуры должен соблюдаться порядок действий.

Землевладелец вправе подать иск в орган судебной защиты. Поэтому каждому собственнику земли нужно знать, какие он имеет права, и в каких случаях его надел могут забрать.

Закон об изъятии земель

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.

В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.

Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.

По данным Комитета по аграрным вопросам на 2020 год, 80% земель сельхозназначения до сих пор никак не оформлены юридически. Сюда относятся земли огородников, дачников, организаций и дольщиков.

Например, из 115 млн га земли государственную регистрацию своих прав осуществили только владельцы 18 млн гектаров. В собственности организаций находится 3,5 млн гектаров, остальные доли используются в качестве аренды или на правах представительства без оформления документов на землю, что можно назвать самозахватом невостребованных участков.

Новый закон позволит осуществить государственную регистрацию прав 9 млн гектаров земельных долей и на площади 95 млн га сформировать земельные участки. Только невостребованных земельных участков в руки муниципалитетов может перейти 22 млн гектаров.

Продав их за 15% кадастровой стоимости, местные бюджеты могут пополниться на 55 млрд рублей, что означает заинтересованность местных властей в данном вопросе. На многих официальных сайтах муниципалитетов имеются обращения к населению и информация о вступлении закона в силу.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, частная собственность находится под охраной закона, лишить человека имущества никто не имеет права без решения суда.

Закон об изъятии земельных участков для государственных нужд и весь перечень оснований представлен в ст. 49 ЗК. Основания для изъятия прописаны в ст. 15, ст. 25, 2, п. 10, ст. 32 ФЗ, ст. 310 ФЗ, п. 9, 10, ст. 95, в ст. 136 Земельного кодекса РФ, ст. 188 ЖК РФ, а также в Законе № 2395 «О недрах».

Кто может изъять участок

Кто может изъять земельный участок у собственника? Согласно гл. 7, 1 ЗК РФ изымать земли имеют право следующие государственные органы:

  • Исполнительные органы государства, если земля изымается под региональные нужды для ведения работ по недропользованию и строительства объектов областного значения.
  • Уполномоченный федеральных органов для недропользования и для нужд всей страны.
  • Местное самоуправление для строительства объектов местного значения.
  • Решение уполномоченных органов исполнительной власти принимается на основании ходатайства об изъятии земли (п. 1, ст. 56,4 ЗК РФ) или по собственной инициативе.

    Подать ходатайство могут:

    • предприятия государственного значения;
    • государственные органы для осуществления строительных работ или исполнения международного соглашения;
    • компании для использования земли для нужд федерального уровня.

    После принятия решения об изъятии земли в течение 7 дней государственный орган должен направить в учреждения копии решения, что бывший владелец больше не является собственником участка.

    Когда могут изъять

    Могут ли изъять земельный участок сельхозназначения? Могут, если владельцы наделов и дольщики не начнут приводить в порядок документы и земельные дела.

    Муниципалитет имеет право изымать не используемые много лет садовые и дачные участки, заросшие бурьяном. Добросовестным земледельцам можно не бояться, однако лучше будет привести свои документы на землю в порядок.

    Основанием для изъятия земель сельскохозяйственного назначения являются такие критерии:

  • Если земля собственника не используется по назначению. Например, если собственник имеет участок для ведения личного подсобного хозяйства, а сам хранит там химические отходы или совсем забросил свой надел, земля будет изъята.
  • Если участок нарушает порядок земельного законодательства, ухудшает экологическое состояние края и снижает плодородие земли.
  • Закон предоставляет землевладельцам возможность устранить данные нарушения во избежание изъятия. Если они не будут устранены, тогда органы исполнительной власти вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием об изъятии и продаже участка с публичных торгов.

    Могут ли изъять земельный участок под ИЖС, находящийся в собственности? Согласно ст. 284 ГК РФ, он может быть изъят, если участок не используется по прямому назначению больше 3 лет. В этот период не входит время, нужное землевладельцу для освоения участка.

    Также территория могла пустовать из-за стихийных бедствий, и поэтому не использовалась. Если же таких обстоятельств не было, и земля заброшена и пустует, государство имеет полное право произвести изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Основания

    Основания для изъятия земельных участков из частной собственности регламентированы в ст. 56,3 Земельного кодекса РФ.

    Для выкупа наделов с целью реконструкции объектов или строительства необходимо, чтобы объекты были предусмотрены документами и утверждены проектами территориальной планировки.

    Согласно п. 2 ст. 56,3 ЗК РФ для изъятия предусмотрены следующие основания:

  • выполнение международных обязательств;
  • признание жилого объекта аварийным;
  • разработка недр;
  • принято решение об увеличении и создании площади особо охраняемой территории.
  • Условия, которые следует соблюдать:

    • решения об изъятии принимают только компетентные органы;
    • решение можно принимать не позже, чем через 3 года после утверждения документации.

    В соответствии со ст. 49 ЗК РФ, земля может быть изъята у владельца в пользу государства при реконструкции или строительстве, объектов, которые имеют важное федеральное и региональное значение.

    Например, изъять землю могут, если в этом месте необходимо проложить региональные, муниципальные, федеральные трассы или линию электропередач, а также, если ведется застройка оборонного объекта или объекта атомной энергетики.

    Добровольный и принудительный порядок

    Перед тем как принять окончательное решение об изъятии, муниципалитет обязан отыскать владельца участка и заключить с ним соглашение. Без уведомления собственника отнять землю нельзя.

    Для его поиска местная власть:

    • направляет запрос в Росреестр;
    • объявляет о процедуре на сайте;
    • размещает сведения в СМИ.

    Если сведения о хозяине отсутствуют в электронных реестрах, поиск продолжается в данных из архивов. Если владелец надела не найден, муниципальный орган имеет право требовать переход земли через суд.

    Если собственник узнает об этом после завершения процедуры изъятия, то он может претендовать только на возмещение средств. Если не были выявлены правообладатели земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд на основании п. 10 ст. 56, 5 Земельного кодекса РФ.

    Порядок изъятия

    Процедура изъятия земельного участка за неиспользование предполагает добровольный порядок. Землевладелец получает уведомление о намерении муниципального или государственного органа получить земельный участок в свое владение.

    В обмен собственнику предлагается заключить соглашение и получить компенсацию с учетом:

    • упущенной выгоды;
    • цены объекта, размещенного на земле;
    • рыночной стоимости.

    Если стороны не пришли к согласию, то порядок и условия перехода прав собственности будет определен судебной службой.

    Изъятие включает в себя несколько этапов:

    • поиск правообладателей;
    • рассмотрение вопроса об изъятии земли для конкретных нужд;
    • вынесение постановления комиссией;
    • подготовка соглашения;
    • уведомление землевладельца;
    • отчуждение участка и регистрация перехода права.

    После обнаружения и оповещения правообладателей орган местной власти должен подготовить документы для оформления постановления.

    Для этого необходимо собрать информацию о:

  • о местоположении и площади изымаемого надела;
  • расположенных объектах на территории участка;
  • сведения о документах, инициировавших изъятие.
  • В окончательном варианте должны быть:

    • основания изъятия;
    • сведения о площади земли и кадастровых номерах;
    • информация о собственниках надела.

    Постановление об изъятии земельных участков готовится в течение 2 месяцев. Копии отправляются владельцам участка и в муниципальный орган.

    Реквизиция

    К принудительному отъему также относится реквизиция, которая бывает постоянной или временной. У владельца изымается участок для нужд государства.

    Хозяин утрачивает свое право собственности на землю и получает денежную компенсацию. Процедура не требует судебного разбирательства, так как осуществляется в интересах граждан.

    Применение данной процедуры обоснованно чрезвычайными обстоятельствами или острой необходимостью, осуществляется в особом порядке. Согласно ст. 51 ЗК РФ, реквизиция может применяться в связи с бедствиями, авариями или эпидемиями.

    Временная реквизиция означает, что по окончании оснований занятая территория возвращается собственнику. Владелец также можно получить иной равноценный участок.

    Стоимость изъятого участка

    На материальное возмещение могут претендовать не только владельцы участка, но и лица, владеющим им на правах аренды, а также безвозмездного, постоянного или пожизненного пользования, согласно п. 3 ст. 56, 8 Земельного кодекса РФ.

    Выкупная стоимость изымаемого надела определяется по результатам оценки, в соответствии со ст. 135-ФЗ. Компенсация включает также убытки при изъятии и упущенная выгода.

    Если с изъятием наделов одновременно осуществляется изъятие объектов недвижимости, расположенных на них, то, в размер суммы включается их рыночная стоимость. Не возмещается только цена той недвижимости, которая была построена после уведомления об изъятии земли (п. 2, п. 8 ст. 56, 8 ЗК РФ).

    Собственник может внести корректировки в изменении размера, приложив обосновывающие документы, например, договор купли-продажи, где указана цена участка, приобретенного недавно.

    Размер компенсации определяется не позже, чем за 2 месяца до направления землевладельцу соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества. Если хозяин территории не согласен с условиями договора, он вправе отказаться от подписания соглашения или предъявить альтернативные предложения.

    Если он не подписывает соглашения более 3 месяцев, то уполномоченное лицо имеет полное право обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии земли и объектов недвижимости, расположенных на ней. Ранее этот срок составлял 1 год.

    Компенсация

    В соответствии с законом, реализация земли, изъятой в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев после решения суда и возможна только с публичных торгов. Если торги не состоялись, земельный надел может быть приобретен в собственность муниципалитета или государства по начальной цене торгов.

    За право заключения договора аренды или купли продажи торги не проводятся, чтобы увеличить количество сделок с землей сельхозназначения. Также муниципалитет должен опубликовать информацию о торгах в СМИ и на официальном сайте в течение 2 недель.

    Оценка стоимости надела производится компетентным органом. Бывшему владельцу выплачиваются деньги после реализации участка, кроме расходов на проведение публичных торгов. Если он не согласен с суммой компенсации, он имеет право обратиться в независимую оценочную комиссию.

    Если предложенная цена землевладельца не устраивает, то назначается переоценка. Выплата формируется с учетом кадастровой стоимости. В качестве возмещения собственник участка может запросить другой надел, сопоставимый по стоимости.

    Изъятие и конфискация – это разные понятия. Конфискация осуществляется без компенсации и является наказанием за уголовное преступление.

    Судебная практика

    Решение об изъятии действительно 3 года и может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с п. 13 и 14 ст. 56, 6 ЗК РФ. Иногда государственные органы могут нарушать процедуру изъятия территории, что вынуждает суд отказать в принудительном изъятии участков.

    Зачастую чиновники могут нарушить порядок:

    • проведения оценки;
    • извещения землевладельца;
    • принятия решения.

    Если собственник обнаружит ошибки в процедуре и укажет на это суду, то он имеет право на:

    • отмену акта компетентного органа;
    • возмещение убытков;
    • восстановление положения, которое существовало до нарушения права.

    Итак, земельный участок может быть изъят для нужд муниципального или федерального органа. Государство имеет право изымать землю у собственников и использовать ее в интересах общества, но только при условии соблюдения порядка изъятия, установленного законодательством, и при наличии конкретных оснований.

    Если орган власти и владелец земли не придут к соглашению, то спорная ситуация решается в судебном порядке. Если суд признает действия муниципалитета законными, то землевладелец вынужден будет передать свой надел в их распоряжение на основании судебного приказа. Государство должно компенсировать убытки по рыночной цене и оплатить сумму упущенной выгоды.

    Видео: Изъятие земельного участка


    Изъятие Земельного Участка У Собственника В 2020 Году

    Можно ли изъять земельный участок у собственника в СНТ

    • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
      • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
      • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
      • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
      • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
    • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
    • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
    • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
    • совершение землевладельцем преступления.

    Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

    Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

    • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
    • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.
    • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
    • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
    • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

    Продажа, обмен, дарение и другие виды отчуждения земель

    Нередки случаи, когда земельный участок имеет несколько собственников и один из них решает продать, подарить или обменять свою долю. Общий принцип права собственности не запрещает им распоряжаться своей частью имущества. Но для этого необходимо известить остальных владельцев о намерении произвести долевое отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности.

    Порядок купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения устанавливает ст. 8 Закона РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Владелец обязан письменно и под расписку уведомить муниципальное образование о намерении продать надел, указать стоимость и другие условия сделки. Муниципалитет имеет преимущественное право покупки по цене, объявленной продавцом.

    Порядок изъятия земельного участка у собственника

    Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

    Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

    Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

    Владельцы любых земельных участков по общему правилу наделяются как правами, так и обязанностями, которые предусматривает Земельный кодекс РФ. Согласно статье 42 указанного кодекса, собственники землевладений с любыми целевыми категориями должны эксплуатировать их с учетом установленного законодателем назначения.

    • уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, производится проверка участков, оформленных в собственность либо предоставленных для ведения сельского хозяйства, ИЖС и тому подобное;
    • по итогам проверки гражданину, который не эксплуатирует землевладение должным образом, выносится предписание, с указанием необходимости устранения нарушений и уплаты предусмотренного законодателем штрафа;
    • по окончании временного интервала, отведенного соответствующим предписанием, происходит еще одна проверка. В случае неисполнения нарушителем предъявленных требований, местными органами власти подготавливается и подается судебный иск;
    • при удовлетворении судом заявленных в исковом заявлении требований, надел изымают у безответственного лица и продают на публичных торгах.

    Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка — в 2020 году

    Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

    Именно поэтому нужно знать все без исключения юридические тонкости рассматриваемого вопроса. В подавляющем большинстве случаев основанием для изъятия могут считаться государственные нужды. Например, может потребоваться прокладывание инженерных коммуникаций через территорию собственника.

    Нужен ли нотариус при продаже доли земельного участка в 2020-2020 году

    1. 1 %, но не менее 300 рублей – если стоимость доли земельного участка будет менее одного миллиона рублей.
    2. 10 000 рублей плюс 0,75 % – если стоимость варьируется от одного до десяти миллионов рублей.
    3. 77 500 рублей плюс 0,5 % – при цене от десяти до ста миллионов рублей.

    Любая сделка, связанная с реализацией долей недвижимого имущества, а, в частности, земельного участка, должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Расскажем в статье, как осуществляется продажа доли земельного участка в 2020-2020 году, нужно ли заверять документы у нотариуса и какими тонкостями сопровождается такая сделка, исходя из ситуации.

    Порядок процедуры изъятия земельного участка и возмещение убытков за него в 2020 году

    • выдается документ, где содержится решение государственного органа о проведении реквизиции;
    • устанавливают форму или размер компенсационной выплаты;
    • если человек не согласен с принятым решением относительно компенсации – акт оспаривается в судебном порядке.
    • взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
    • изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
    • национализация, конфискация или реквизиция наделов;
    • выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
    • участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
    • надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.

    Положения решения об конфискации

    Изъятие земельного участка

    Основания прекращения аренды земельного участка — основания, которые предусмотрены гражданским законодательством; а также по инициативе арендодателя в случае: а) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Кроме того, реквизиция может носить и временный характер. Как только время оснований реквизиции подойдёт к концу — земельный участок должен быть возвращен собственнику. Если это сделать нельзя или не представляется возможным, то рыночная цена на землю возвращается.

    Постановление об изъятии земельного участка

    Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли. Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    В случае удовлетворения ходатайства определенной организации, что предусмотрено на законодательном уровне, в постановлении должна быть указана личность, которая подала ходатайство. Помимо этого в данном решении необходимо перечислить те сооружения, на которые не распространяется процедура изъятия.

    Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

    Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие. Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции. Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены. Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

    Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

    Изъятие земельных участков в 2020 году по новому порядку: что землевладельцу нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

    Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

    Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

    Ссылка на основную публикацию