Лишение прав за выезд на встречную полосу в спорных ситуациях

Лишение прав за выезд на встречную полосу в спорных ситуациях

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрено лишение прав за выезд на встречную полосу движения в спорных ситуациях.

Ранее на ПДД Мастер опубликована статья “Штраф за выезд на полосу встречного движения в 2020 году” и в ней рассмотрены стандартные ситуации, в которых запрещается выезд на встречную полосу, а также наказания за совершение этого маневра.

На всякий случай напомню, что первый выезд на встречную полосу наказывается штрафом 5 000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев, а за повторный водитель будет лишен прав на 1 год.

Все примеры в прошлой статье были довольно очевидными. Сегодня же речь пойдет о том, как водитель может получить лишение прав в ситуации, совершенно к этому не располагающей.

Цель этой статьи – помочь Вам избежать спорных ситуаций, приводящих к лишению прав.

За какие нарушения при выезде на встречную водитель может быть лишен прав?

Предлагаю рассмотреть четвертую часть статьи 12.15 кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую наказания за выезд на встречную полосу:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обратите внимание на подчеркнутую фразу: “Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения”. Она имеет очень важное значение. Именно эта фраза позволяет определить нарушителя, который впоследствии будет лишен водительского удостоверения.

Заметьте, в этой части КоАП ничего не говориться про то, какой пункт правил должен быть нарушен.

Например, некоторые водители считают, что лишение прав может быть получено только за пересечение двойной сплошной линии разметки. Ничего подобного. Разметка в этой части КоАП вообще не упоминается.

То есть теоретически наказание в виде лишения прав может быть получено за выезд на встречную полосу с нарушением любого пункта правил дорожного движения. Рассмотрим пару ситуаций, подходящих под эти требования.

Обгон без включения сигнала поворота

Итак, представьте себе двухполосную дорогу с прерывистой линией разметки посередине. Дорога загородная, прямая, видимость на ней отличная. Встречных автомобилей нет. На дороге установлен знак 3.31 “Конец зоны всех ограничений”. На первый взгляд кажется, что нарушить правила дорожного движения при обгоне просто-напросто невозможно.

Неожиданно перед автомобилем появляется медленно едущий трактор и водитель обгоняет этот трактор не снижая скорости. При этом он не включает сигнал поворота (требования пункта 8.1 игнорируют многие водители).

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

То есть получается, что имеет место выезд на встречную полосу в нарушение пункта 8.1 правил дорожного движения, за который предусматривается наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев или штрафа 5 000 рублей.

Будьте внимательны в подобных ситуациях. Ведь если исходить только из правил дорожного движения и кодекса об административных нарушениях, то лишение прав в данном случае является вполне логичным. Не исключаю, что сотрудник ГИБДД в похожей ситуации попробует убедить водителя в том, что тот виноват.

На самом деле, за не включенный сигнал поворота лишение прав накладываться не может и об этом речь пойдет ниже.

Обгон с нарушением других пунктов правил

Думаю, Вам стало очевидно, что теоретически нарушение любого пункта правил (не пристегнутый ремень, отсутствие ОСАГО) при обгоне может привести водителя к лишению прав.

Попробуем довести ситуацию до абсурда и рассмотрим пункт 1.3 правил дорожного движения, о котором помнят только единицы водителей:

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Пункт 1.3 в том числе говорит и о том, что водитель должен знать этот самый пункт 1.3. Так вот, на нарушении пункта 1.3 сотрудники ГИБДД могут поймать практически любого водителя.

Еще раз вернемся к ситуации на двухполосной дороге, описанной выше. Сотрудники ГИБДД останавливают водителя и задают следующий вопрос: “О чем говориться в пункте 1.3 правил дорожного движения?”.

Естественно, 95 процентов водителей не смогут дать ответ на этот вопрос, то есть они не знают относящиеся к ним требования ПДД. Соответственно, налицо нарушение пункта 1.3 правил дорожного движения, связанное с выездом на полосу встречного движения.

Примечание. Еще раз подчеркиваю, что данная ситуация чисто теоретическая. Она приведена лишь для примера. Мне ни разу не приходилось слышать о том, чтобы кого-то наказали за нарушение пункта 1.3 правил.

Список ситуаций, в которых возможно лишение прав за выезд на встречную полосу

Чтобы окончательно разобраться с вопросом, рассмотрим дополнительный нормативный правовой документ, который содержит перечень нарушений, влекущих лишение прав за выезд на встречную полосу. Это – постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:

15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД РФ);

в) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД РФ);

г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);

д) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ);

е) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД РФ);

ж) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД РФ);

з) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).

Кроме того, в силу пункта 3.2 ПДД РФ запрещен обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом либо транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) (например, организованной транспортной колонны).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 “Обгон запрещен”, 3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”, 5.11.1 “Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств”, 5.11.2 “Дорога с полосой для велосипедистов”, 5.15.7 “Направление движения по полосам”, когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Невыполнение требований дорожных знаков 4.3 “Круговое движение”, 3.1 “Въезд запрещен” (в том числе с табличкой 8.14 “Полоса движения”), в результате которого транспортное средство выехало на полосу, предназначенную для встречного движения, также может быть квалифицировано по данной норме.

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Пункт 15 постановления полностью описывает перечень ситуаций, в которых наказанием за выезд на встречную полосу является лишение прав. Так что рекомендую его внимательно прочитать и запомнить.

Также хочу заметить, что пункт 15 (подпункт з) в том числе предусматривает лишение прав за выезд на встречную полосу при повороте. Это наказание будет наложено на водителя в том случае, если он хотя бы одним колесом окажется на полосе встречного движения, независимо от наличия на дороге разметки. Например, водитель может пересечь двойную сплошную линию или прерывистую разметку.

Bushak › Блог › Когда выезд на встречку не карается лишением прав

ГАИ впервые дало разъяснение, когда выезд на встречку не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для “Российской газеты” разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Читайте также:  ОСАГО на мотоцикл в 2020 году: сколько стоит, как и где оформить

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он “совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом”. Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах “Российской газеты”.

Верховный суд разъяснил, когда при выезде на встречную полосу не лишат прав

Верховный суд вернул права водителю после «встречки»

Как обычно происходит в подобных случаях, история, приключившаяся на просторах нашей велико и необъятной Родины, началась с неприятного инцидента, продолжилась в судебных разбирательствах, где судьи были глухи к доказательствам мнимого нарушителя и чудесным образом разрешилась в высшем судебном органе Российской Федерации, признавшем неправомерность административного наказания.

Водитель из Краснодарского края был привлечен к административному наказанию предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях в связи с чем мировой суд города Краснодара постановил лишить водителя прав сроком на полгода. Решение суда первой инстанции было поддержано районным судом и зам. председателя Краснодарского краевого суда. Верховный суд усомнился в необходимости лишения прав после рассмотрения жалобы в которой была изложена просьба об отмене вынесенных по административному правонарушению постановления.

В постановлении отмечено: «Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, Давыденко М.Н. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он 13 февраля 2016 г. в 09.00 часов, управляя автомобилем «…», государственный регистрационный знак…, и двигаясь на 90 км+450 м автодороги Джубга-Сочи, допустил выезд на полосу встречного движения».

КоАП РФ, Статья 12.15. Нарушение “правил” расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4.Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Никаких данных о наличии на конкретном участке дороги сплошной линии разметки и знаков, запрещающих выезд на встречную полосу, нет. А это крайне важный факт, ведь как мы знаем, административная ответственность по части 4 ст. 12.15 КоАП может наступить за совершение действий, связанных именно нарушением водителя предписаний разметки, дорожных знаков или требований ПДД, при которых произошел выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления.

В постановлении Верховного Суда, с которым вы можете подробно ознакомиться здесь: ПОСТАНОВЛЕНИЕ подробно изложена логика признания административной вины водителя при выезде на полосу встречного движения. Главный вывод ВС звучит следующим образом: выезд на полосу встречного движения подлежит наказанию только в тех случаях, когда это прямо запрещено Правилами дорожного движения.

Поскольку в деле ни разу не упоминается наличие разметки и знаков, а решения, принятые судами низшей инстанции, не содержат ссылки на конкретные требования ПДД, значит их там и не было (запрещающих знаков и разметки), а значит не было и нарушения Правил дорожного движения. Верховный суд отменил решение, удовлетворив жалобу истца.

Также Верховный суд дает список при которых водитель понесет 100% наказание за встречную полосу при наличии знаков и соответствующей разметки:

3.20 “Обгон запрещен”,

3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”,

5.11 “Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств” (если такая полоса предназначена для встречного движения),

5.15.7 “Направление движения по полосам” (при выезде на «встречку»),

При нарушении направления движения под знаком 4.3 “Круговое движение”

При наличии разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющей потоки противоположных направлений)

Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу

Наказание водителю за то, что тот неправомочно выехал на встречную полосу, назначается только посредством судебного рассмотрения всех деталей правонарушения, а потом – вынесением соответствующего решения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

По мнению законодателей, движение автотранспортного средства по полосе навстречу другим машинам считается опасным манёвром.

Нарушение наказывается лишением права управлять автотранспортным средством какое-то время, но могут и назначить только один штраф.

Когда автомобилист попался, его остановили за пересечением полосы встречного движения, нужно не сопротивляться полицейским, а сразу приготовить внятные объяснения и документы.

Что это означает

Перемещение по встречной полосе – это нарушение, согласно закону, когда водитель направляет свою машину по встречному потоку движения других участников, против встречного движения.

За такой манёвр полагается штраф и лишение автомобилиста права управлять любой категорией автотранспорта, открытой для него в его удостоверении.

По ГОСТу строительства автодорог в России, каждая полоса должна быть равна 3 метрам. Нарушением будет считаться выезд даже одно колеса за пределы трехметрового участка автодороги.

Послаблением в назначении наказания могут быть некоторые ситуации, а также плохо нанесенная разметка автодороги, отсутствие запрещающего знака, либо неправильная его установка – в зоне плохой видимости водителей.

Обратите внимание! Выезд на встречную полосу при любых обстоятельствах – это огромный риск, спровоцировать аварию, риск лобового столкновения с машиной, движущейся на встречу.

При этом последствия удара «лоб в лоб» всегда намного страшнее, чем иные виды столкновений. В таких случаях часто гибнут люди, а автомобили практически не подлежат ремонтно-восстановительным работам.

В чем нарушение ПДД, и какие могут быть последствия

Очень часто нарушения в виде заезда на участок дороги, где встречный поток автотранспорта, совершается именно на перекрестках. В этом случае для водителя крайне важна его сноровка при управлении автотранспортом.

При неумелом либо неаккуратном вождении границы попутного движения автодороги часто нарушаются именно на перекрестках при поворотах:

  • за пересечение;
  • езда по встречной полосе;
  • пересечение по перпендикуляру встречного полотна автодороги;
  • заезд за ограничительную кромку своей полосы;
  • с целью обгона в неположенном месте.

Вообще встречаются следующие виды незаконных пересечений, нарушений ПДД, когда нарушаются границы попутного потока автодорожного движения:

  1. Аварийная ситуация с заездом на встречную полосу – серьезное преступление законов ПДД.
  2. Машина выехала со двора прямо на встречную полосу – несерьезное преступление.
  3. Объезд какого-то препятствия – серьезным нарушением считаются случаи с объездом затора (пробки).
  4. Разворот или поворот влево через сплошную линию разметки – серьезное преступление (есть послабления в некоторых случаях).
  5. Обгон авто с пересечением сплошной черты – серьезное преступление.
  6. Попутная сплошная пересечена любым способом (колесом, с выходом за рамки кузова, половины кузова и т.д.) – несерьезное преступление.
  7. Проезд навстречу движущемуся транспорту на запрещающий автодорожный знак.

Обратите внимание! На основании п. 9.2 Правил автодорожного движения, водители не имеют права пересекать сплошную линию разметки, совершая обгон на дорогах в 2 либо 4 полосы. Это можно делать исключительно тогда, когда стоит разрешающий знак.

Можно ли отделаться штрафом

Оставить при себе водительские права автомобилист может только тогда, когда манёвр пересечения сплошной линии на разметке автодорожного полотна является оправданным с точки зрения правил ПДД и закона.

На встречную полосу, когда пересекается сплошная разметка, пунктирная, либо она вовсе отсутствует, разрешено в определенных случаях.

Только при таких обстоятельствах, которые предусматривает законодательство, есть все шансы не схлопотать арест водительских прав.

Наказанием в таких случаях будет лишь только штраф, размер которого назначается мировым судьей после разбирательств и рассмотрения постановления об административном нарушении.

Обратите внимание! Один только штраф может быть назначен еще и тогда, когда нарушение в виде выезда на встречную полосу не было зафиксировано автодорожной полицией, но было снято на видеокамеру.

Читайте также:  Ст 127 УК РФ с комментариями: незаконное лишение свободы

Судить будут по записи с придорожной видеокамеры. По нормам законодательства при таких обстоятельствах прав не лишают, а назначают денежное наказание.

Не лишают водительских прав в следующих ситуациях:

  1. Наличие крайней необходимости у водителя для пересечения сплошной линии (ст. 2.7 КоАП РФ).
  2. Фиксирование нарушения видеокамерой, установленной у дороги, а не дорожной полицией.
  3. Наезд только на саму полосу, а не её пересечение.
  4. Объезд препятствия (кроме обгона «пробки»).

Разрешенное пересечение границ середины дороги возможно в следующих случаях:

  1. Узкая дорога. Движение по дороге, где нет никакой разметки, где требуется поворачивать налево, а ограничительная линия «рисуется» умозрительно участниками автодвижения.
  2. Дорога без разметки. У дороги нет предупреждающих знаков, оповещающих разрешение поворачивать налево. Знаки еще могут быть те, которые запрещают обгон. Если их нет, тогда водители могут на какое-то время выехать на «встречку» при отсутствии плотного потока машин.
  3. Трёхполосная дорога. Есть разметка, но нет запрещающих обгон по средней полосе знаков. Разрешается особенно при поворотах, например, налево.
  4. Объезд препятствия не карается законом в виде ареста прав, а лишь наказывается небольшим штрафом – 1000-1500 руб. Но и здесь судья может пересматривать дело с вынесением решения о полной невиновности водителя.
  5. Заезд на встречную полосу даже одним колесом при пересечении сплошной линии.

Если по каким-либо причинам впереди едущий автомобиль внезапно заглох и не смог выехать на обочину, то водителю, едущему за ним, придется его объезжать.

В этом случае объезд оправдан, даже если он совершается с пересечением или заездом на трамвайные пути.

То же самое касается и ситуаций, когда произошла авария на дороге, столкнувшиеся автомобили стоят посреди дорожного полотна, где сквозное движение, их объезжать придется каждому едущему водителю.

Если машина просто остановилась, создавая затруднение для других водителей, при этом она не поломана и не столкнулась с другими авто, такой случай не является препятствием.

Водителям следует подождать, пока тронется с места остановившаяся машина, а не объезжать её. Сюда же подходят ситуации с пробками, дорожными заторами.

Именно эти моменты не называют препятствиями, потому объезжать здесь нельзя, выезжая на встречную полосу.

Пересечение пунктирной разметки не является нарушением при аккуратном обгоне налево потому, что движение в России леворулевое – руль для водителей находится слева, а не справа как в автомобилях Японии или в Индии, к примеру.

Водитель при обгоне обязательно должен убедиться не только в отсутствии автомобиля, едущего на встречу, но также и рассчитать приблизительную скорость перемещения встречной машины.

А это можно сделать только при нахождении руля слева и обгоне налево. Такие предосторожности требуется соблюсти для того, чтобы избежать столкновения даже при разрешенном пересечении разметки, пусть и пунктирной.

Количество полос на узкой дороге определяется водителями самостоятельно, а также условно. Здесь соблюдается особая осторожность.

Обратите внимание! На тех дорогах, где отсутствует какая-либо разметка, обычно считается, что количество полос должно быть обязательно чётным.

В случае, когда дорожное полотно достаточно широкое, чтобы можно было его умозрительно разделить на 4 полосы движении, выезд навстречу другому потоку автотранспорта будет считаться злостным нарушением.

Поэтому в таком случае одним только денежным наказанием отделаться нельзя будет, судья будет рассматривать и возможность лишить водителя прав.

Как написать заявление на лишение водительских прав за неуплату алиментов, читайте здесь.

Что делать, если поймали

Если выезд на встречную полосу автодороги произошел при обстоятельствах, когда по закону запрещается это делать, то и здесь могут выявиться некоторые смягчающие обстоятельствах для водителя.

Существует некоторые манёвры, показывающие, что водитель вынужден был заехать на встречную полосу.

Обычно это случаи, когда на попутной полосе происходит предаварийная ситуация, либо что-то провоцирующее автомобилиста свернуть и заехать на запрещенный участок дороги.

Рассмотрим специфику некоторых ситуаций:

  1. Дорога в 4-ре полосы. Есть специальный участок дороги для обгона. Возможен манёвр налево, но только для разворота. Для этого не должно быть никаких запретных знаков у дороги, иначе наказание арестом водительского удостоверения будет неизбежным.
  2. Дорога со специальной запрещающей разметкой, коих может быть несколько видов. Ни в коем случае при таком положении нельзя выруливать навстречу другому транспорту. Доказать свои мотивы водитель дорожному полицейскому не сможет, если его остановит автодорожный патруль.
  3. Когда знак «Обгон запрещен» у дороги стоит, а водитель все равно наезжал за ограничительную полосу, то наказание лишением прав – неизбежно. При этом неважно, сколько полос у дороги и какой она была ширины. Но повернуть налево или развернуть авто можно при таком знаке.
  4. Дорога в 3 полосы. Водитель попал аж на третью полосу. В этом случае нет никаких послаблений – наказание лишением водительских прав неизбежно.

Эти примерные случаи могут подсказать водителю, какие оправдания и доводы он сможет привести автоинспектору, когда он его остановит при явном нарушении правила выезда на встречный поток автотранспорта.

Обратите внимание! Если подобное нарушение у водителя произошло в первый раз за календарный год, тогда он имеет право на более мягкие условия для того, чтобы понести по закону наказание. Таких лиц часто не лишают водительских прав, а лишь выписывают штраф.

На какой срок могут лишить водительских прав за встречку

Сроки лишения водительского удостоверения применяются разные. Они могут регулироваться законодательными положениями, а могут устанавливаться судьями.

Во многом величина срока будет зависеть от степени нарушения, а степень виновности определить экспертиза и судья.

Когда провоцируется аварийная ситуация, срок лишения прав и штраф максимальный, когда объезжается препятствие, сроки применяются – минимальные.

Поэтому имеет смысл рассмотреть более детально, какие обычно совершаются нарушения и какие при этом назначаются сроки ареста водительских прав.

Все случаи представлены в единой таблице с указанием сроков лишения прав водителя:

Ситуация заезда на встречную полосу на дорогеСрок ареста права управления ТСШтраф за нарушение, руб.
Объезд пробки, затора с поворотом налево, но через сплошную полосу. Манёвр правоохранителями признан провокационным.4-6 месяца5000
Повторное нарушение за календарный год в присутствии дорожного полицейского.1 год5000
Повторное нарушение за календарный год, заснятое придорожной камерой.5000
Заезд на встречную часть дороги при движении машины со двора, с места парковки и т.д.500
Пересечение сплошной слева.4 мес. – 1 год1000-1500
Обгон по встречной полосе с пересечением сплошной разметки.1 год5000
Разворот через сплошную разметку.1000-1500
Машина пересекла попутную сплошную черту.500

Перечисленные ситуации не являются исчерпывающими в водительской практике, поэтому они приведены как примеры, которые наиболее часто можно встретить в жизни.

Но случаев с разными «сценариями» развития событий на самом деле гораздо больше. Что следует запомнить здесь, так это то, что последнее слово по размерам штрафов или назначениям сроков лишения прав водителя остается всегда за мировым, апелляционным, либо иным судом.

Пример из судебной практики

Оправданием для того, чтобы права оставались при водителе, является плохое состояние дорожной разметки.

Если она пребывает в ненадлежащем виде, местами сильно стёрта, то водителя, совершающего обгон, могут и не наказывать арестов прав.

Но для того, чтобы такое доказать, нужны факты. Таковыми являются фотографии или записи видеорегистратора, камеры видеонаблюдения, установленной на улице в месте, где проезжал водитель.

Судебным решением будет вынесено либо оправдание водителю, либо уплата незначительного штрафа.

Судебная практика предусматривает послабления при следующих обстоятельствах, которые добавляются к уже описанным допущениям в данном материале:

  1. Водитель только начал объезжать впереди едущую машину по пунктиру, как вдруг наехал на начавшуюся сплошную полосу.
  2. Водитель не мог по объективным причинам объехать ДТП справа, пришлось объезжать слева (при наличии доказательств судом может опровергаться ст. 12.15 КоАП РФ).
  3. До вынесения решения суда у водителя отобрано водительское удостоверение дорожным полицейским. Это противозаконно!
  4. Протокол об административном правонарушении заполнен сотрудником ГАИ неправильно, с ошибками, либо заведомо ложными обвинениями.
  5. Недостаточно доказательств против обвиняемого.

Обжаловать приговор водитель еще может в течение 10 дней после вынесения судебного решения. Для этого нужно подать либо встречный иск, либо ходатайство, либо возражение. Конечно же, с подобной задачей лучше всего справится автоюрист или адвокат.

Очень важным моментом для обжалования в суде решений является доказательная база, которая чаще всего состоит из фото-, видеоматериалов, либо показаний очевидцев, изложенных в письменной форме с указанием их контактных номеров телефонов.

В 2020 году все еще рассматриваются предложения, внесенные в Проект поправок в законы относительно установления наказаний за нарушения с выездом на «встречку».

Предлагается таких водителей не наказывать лишением их прав управлять автотранспортом, а лишь штрафовать. Но размеры денежных санкций увеличат в 2 раза – до 10 000 рублей.

Но для нарушителей, которые выявлены вторично в течение года, таких послаблений не предусматривается. Будут ли приняты такие поправки, неизвестно, но в проекте такое уже существует.

Подводя итоги, следует отметить ключевые моменты. За обгон при запрещающем знаке (в том числе грузовикам), пересечение сплошной линии, обгон при заторе, заезд для маршрутных автобусов, езда по самим встречным полосам – назначается арест водительских прав.

Максимальный срок – 1 год, но чаще всего применяют период от 4 до 6 месяцев. Наказание в виде лишения прав могут быть назначены судом, как с оплатой штрафа, так и без такового. Но чаще всего штраф оплачиваются в любом случае.

Про замену международного водительского удостоверения в Москве смотрите на странице.

Про лишение водительских прав за превышение скорости 3 раза узнайте из этой информации.

Видео: Лишение прав за встречку(техника защиты) 2013 г.

Лишение прав за выезд на встречку

Консультация автоюриста. Ответим за 10 минут!

Большинство автолюбителей твердо верят, что посредством ПДД контролируется каждая деталь, касаемо Действий на шоссе. Но хватает единожды угодить в положение, грозящее лишением права управления за встречку, чтоб догадаться – данная уверенность не совсем соответствует реальности.

Обстановка на российских дорогах такова, что у автолюбителей иногда попросту нет иного выхода, если желают сберечь авто в целости и сохранности. Разметки на проезжих частях не самые качественные. Иногда ее нет, а могут попадаться отрезки пути, где разделение сплошной не предусматривается на несколько км вперед, и доступна только своя сторона дороги. По итогам не остается иного выхода, как, рискуя, проехать на встречную полосу. Риск заключается еще и в том, что это действие может завершиться административным взысканием, вплоть до изъятия водительского удостоверения.

Подобное административное взыскание весьма серьезно для автолюбителей. И, разумеется, они желали бы облегчить административную ответственность. В этом окажут помощь наши юристы. Мы на протяжении долгих лет занимаемся разрешением дел, связанных с автомобилями. И нам известны самые разные случаи, исходом которых становилось лишение прав. Опыт и позитивная судебная практика дают нам право обещать высокий уровень предоставляемых услуг. Когда наши специалисты возьмутся за вашу проблему, лишение права управления за встречку уже не будет казаться единственной мерой наказания. Или можно будет добиться смягчения административной ответственности, если решение суда уже есть.

Чем может грозить выезд на встречку

В основном лишение права управления за встречку провоцирует массу спорных случаев, по той причине, что в ПДД данная тема не раскрыта, как требуется. Это и становится основной причиной того, что дорожные инспекторы начинают злоупотреблять своими полномочиями. Нередко водителям нечем возразить, ведь удержать в голове все детали подобных ситуаций нелегко. А в ПДД часто заносят определенные правки. Это означает, что, когда лишение прав за встречку видится неотвратимым, вам очень нужен хороший юрист, специализирующийся на подобных делах.

Читайте также:  Как правильно рассчитываются отпускные дни? Советы бухгалтерии

Обсуждая изъятие водительских прав, важно четко разделять такие положения:

  • Пересечение встречной полосы;
  • Конкретно выезд на встречку.

Различие между ними небольшое, но оно есть. И от нее зависит тяжесть административного взыскания. При пересечении полосы продвижение транспорта происходит по определенному направлению. И нередко цель подобного маневра – полное прекращение движения. К примеру, это поворот, торможение на противоположной стороне дороги, и так далее. А второй случай означает заезд на встречку и продвижение на протяжении некоторого времени, и затем – возвращение на “родную” полосу.

Когда есть желание предотвратить лишение прав за встречку, смешивать оба эти понятия не следует. На итоговое постановление суда влияет то, как будут квалифицированы ваши маневры.

В не таком далеком прошлом за такое несоблюдение ПДД предусматривалась исключительно единая карательная мера – лишение водительских прав. Однако в условиях современности для автолюбителей все поменялось в лучшую сторону. В настоящее время, лишение прав – не единое наказание. Существует еще одно – административный штраф.

Штраф, точнее, его сумма время от времени корректируется. В настоящее время сумма его равняется 5 тыс. руб. Если говорить о длительности периода, на который назначается лишение прав, по обыкновению он длится четыре-шесть месяцев. Но это только в том случае, когда изъятие водительских прав происходит в первый раз. Но если их отнимают уже не впервые, водитель может потерять их на целый год, а это уже куда серьезнее.

Назначая меру административного взыскания за повторное нарушение, судья возьмет в расчет факт появления авто на стороне встречного движения. Если он был отмечен не сотрудником дорожно-патрульной службы, а видеофиксацией, лишение прав осуществлено не будет.

Совсем не лишним также будет запомнить всем автолюбителям – процесс возврата прав единый для каждой ситуации с их конфискацией. Иначе говоря, когда период лишения прав завершится, автолюбитель должен будет вновь сдать обязательный экзамен ПДД. Дополнительно возможно понадобится прохождение повторной медкомиссии. И только тогда автолюбитель сможет получить свое удостоверение обратно. Как видно, тут все не так-то просто.

По мнению юристов, все дела, которые относятся к лишению водительских прав за встречку, считаются действительно самыми сложными и хлопотными. Все дело в том, что собственными силами практически не представляется возможным пояснить на судебном заседании, что в несоблюдении ПДД, касающихся встречки, вы невиновны. Либо что пересечение было важной мерой, либо же что ваше поведение на шоссе требуется соотнести совершенно с иной статьей. Чтоб выполнить все это, необходим опыт деятельности в данной области, доскональное знание законодательной базы, а также некоторое представление о рассмотрении дел в суде. Другими словами, надо быть квалифицированным автоюристом. Его и готова предоставить наша компания.

Если у обвиняемого отсутствует грамотный адвокат, судебное разбирательство длится по обыкновению не дольше тридцати минут. В большем количестве всех случаев, которые связываются с несоблюдением ПДД, наиболее распространенной карательной мерой назначается лишение водительского удостоверения за встречку. Поскольку такое несоблюдение квалифицируется как угроза для жизни окружающих. Потому, выбирая одно из двух, судья часто останавливается именно на конфискации прав. Автолюбитель без опыта попросту не сможет создать на заседании эффективную защиту для себя. Поэтому приходите в нашу компанию, чтоб не утратить удостоверение!

Вариации маневров

Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав – не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.

А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:

  • Полное снятие обвинений;
  • Штрафная выплата;
  • Конфискация прав на конкретный период.

Сберечь права при себе невозможно, если речь идет об опережении по стороне встречного движения, либо выполнение поворота, не доезжая до допустимого участка дороги. Эти разновидности правонарушений прописаны в четвертой части ст. 12.5. Соответственно с упомянутым кодексом, карательная мера – лишение водительских прав за встречку. Зависимо от обстоятельств нарушения, период конфискации способен продлиться до двадцати четырех недель.

Автолюбители, которым пришлось столкнуться с подобным случаем в суде, частенько делают попытки пояснить причины своих действий. К примеру, довольно частый случай – движение за медленным транспортом, точно также не соблюдавшим ПДД в том смысле, что он не пропустил движущийся следом транспорт. Однако такое обоснование никак не объяснит факт обгона.

Имеются и прочие вариации развития такого же случая. Они относятся к участкам дороги, на которых обзор ограничен. Если и не стоит предупреждающих или запрещающих знаков, подобный маневр, еще и с учетом плохого обзора, позволит дорожному инспектору квалифицировать подобное действие автолюбителя как обгон с выездом.

Такой случай трактуется на судебном заседании по этой же самой статье. Деятельность водителя квалифицируется как угрожающая жизни и здоровью. Одновременное появление прочих машин на встречке может завершиться автомобильной аварией. И, как оговаривалось ранее, подобное поведение водителя станет для судьи достаточным обоснованием для того, чтоб выбрать высшую меру административной ответственности. Конкретно – лишение водительского удостоверения за встречку. Вариаций последствий может быть две и больше.

Известно большое количество маневров, которые могут быть рассмотрены сотрудником дорожной автоинспекции как разновидность вышеупомянутых случаев. Это означает, что, если при разговоре с дорожным полицейским, у водителя получится подтвердить, что правонарушение надо рассматривать по иной статье, скорее всего рассмотрение дела завершится назначением штрафной выплаты.

Очередная вариация – автомобилист совершил выезд на встречку, в попытке уйти от аварии. При рассмотрении подробностей ситуации, вновь не лишним будет обратиться к административному кодексу. Подобное поведение автолюбителя трактуется, как безысходность. Если данный факт имеет официальное подтверждение, беспокоиться нет причин – все завершится оправданием, не будет назначен даже штраф.

Как поступить, если сотрудник дорожно-патрульной службы квалифицирует вашу деятельность неверно, и угрожает конфискацией прав? Наша компания советовала бы обязательно прописать в протоколе несогласие с обвинением и найти для поддержки адвоката, специализирующегося на дорожных происшествиях. Если патрульный не желает фиксировать несогласие водителя, тогда требуется зафиксировать его отказ от изменений протокола. Это позволит пожаловаться на деятельность полицейского, опротестовать обвинения и попытаться избежать конфискации прав.

Что предпринять при лишении прав за встречку

Деятельность автомобилиста, проигнорировавшего ПДД и выехавшего на соседнюю полосу, важно рассматривать по ст. 12.15 вышеупомянутого кодекса.

Если конфликтная ситуация попадает под случаи, прописанные в третьей части данной статьи, последствия могут быть все теми же: штраф либо изъятие водительского удостоверения.

Если несоблюдение квалифицируют по четвертой части данной статьи, защититься от конфискации удостоверения будет нелегко.

Лишение прав за выезд на встречную полосу

В результате очередного пересмотра правил дорожного движения в 2017 году произошли изменения в прочтении отдельных дорожных ситуаций. В новой редакции несколько иначе истолковано правило, регламентирующее применение штрафных санкций за движение по встречной полосе. Раньше любое пересечение сплошной линии, зафиксированное инспектором ГИБДД, неизбежно означало повестку в суд и высокие шансы лишиться водительских прав. Сегодня, после опубликованных разъяснений департамента безопасности дорожного движения МВД, за подобное нарушение у водителя остается шанс отделаться штрафом. Итак, является ли выезд на полосу встречного движения основанием для лишения водительского удостоверения? На какой срок могут быть изъяты водительские права за движение по встречке? Всегда ли выезд на встречную полосу является основанием для лишения прав? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Как может быть наказан выезд на встречную полосу?

В общем случае ответственность за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, определяется статьей 12.15 КоАП. В пункте 3 этой статьи сказано, что, если водитель пересек сплошную линию и выехал на встречную полосу, объезжая препятствие на дороге, он может быть оштрафован на сумму от 1 000 до 1 500 рублей. В любых иных случаях штраф за такое нарушение может составить 5 000 рублей, а кроме того, водитель может лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если подобное нарушение водитель допускает не в первый раз, удостоверение могут изъять на год. Если же выезд на встречку был зафиксирован автоматическими средствами фото и видеосъемки, применяется максимальный в таком случае штраф в размере 5 000 рублей.

Наиболее типичные ситуации с выездом на встречку

Предусмотреть все ситуации, при которых водитель вынужден пересечь сплошную линию и выехать на полосу, предназначенную для встречного движения, довольно сложно, можно выделить только наиболее типичные случаи нарушений. Чаще всего выезд на полосу встречного движения случается при обгоне идущего впереди транспортного средства. В этом случае у нарушителя нет смягчающих обстоятельств: если даже автолюбитель обгонял трактор, двигавшийся со скоростью 20 км в час, и этот трактор не уступил ему дорогу (хотя, в принципе, должен был это сделать), наказан будет водитель, допустивший движение по встречной полосе.

Второй типичной ситуацией можно считать начало маневра до того, как закончилась сплошная полоса. Здесь срабатывает желание водителя успеть под зеленый цвет светофора, когда остается еще пара метров до прерывистой полосы. В результате получается выезд на полосу встречного движения и создание аварийной ситуации, т. к. из поворота навстречу тоже может выезжать в это время автомобиль. В этом случае поблажки от инспектора ГИБДД ждать не приходится – лишение прав однозначно.

Когда лишения прав можно избежать?

Существует ряд ситуаций, когда выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, не обязательно наказывается лишением прав. Такое возможно, например, при обгоне транспортного средства, перегородившего единственную полосу движения. По правилам в этом случае обгон следует осуществлять справа, но такая возможность есть не всегда. Если водитель, обгоняя стоящее ТС, выехал на встречную полосу, он может быть оштрафован на 1000-1500 рублей.

Новые правила коснулись и разворота через сплошную полосу. Новая формулировка истолковывает такое деяние как выезд на встречную полосу, соединенный с разворотом, т. е. нарушение правил было, но наказание может быть применено в виде штрафа в размере 1000-1500 рублей. Близкая к предыдущей формулировка нарушения может быть при повороте налево через сплошную линию. При этом водитель выезжает на встречку, но т. к. этот выезд совмещен с поворотом налево, то вместо лишения прав нарушитель может быть наказан штрафом на сумму от 1000 до 1500 рублей. Если автомобиль выезжает со двора и, поворачивая налево, пересекает при этом сплошную линию, он также грубо нарушает правила, и попадает под действие статьи 12.16 КоАП, согласно которой такое деяние предусматривает штраф от 500 рублей.

Заключение

Несмотря на то, что новые правила дают возможность избежать такой строгой меры как лишение прав за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, не стоит без острой необходимости совершать этот незаконный маневр. Практика показывает, что часто риск себя не оправдывает, и вместо преимущества, водитель получает множество неприятностей. За нарушение такого рода лишиться водительского удостоверения можно на 4 – 6 месяцев.

Ссылка на основную публикацию