Что делать, если осаго не покрывает ремонт?
Максимальный лимит страховой выплаты по ОСАГО – 400 тыс. руб. Это значит, что при аварии данной суммы может быть недостаточно для покрытия всех убытков. И что тогда, доплачивать самостоятельно или обратиться в страховую компанию, взыскать плату с виновника или остаться без машины? Вопросов масса. И далее подробная инструкция о том, что делать в подобных ситуациях.
Алгоритм действий: что и как делать, если страховка не покрывает ущерб
Существует две причины, почему страховой выплаты недостаточно для оплаты фактического ремонта машины:
- страховая компания целенаправленно снижает итоговую сумму выплаты, понимая по факту реальный причиненный ущерб;
- ремонтные затраты автомобиля в общей сложности превышают допустимый лимит по страховке. Они ограничены даже законодательством – не более 400 00 рублей.
И далее более подробно о каждой из ситуации. Подробно о том: ” Сколько ущерба покрывает страховой полис осаго при ДТП “.
Кто обязан доплатить за ремонт
Популярный вариант: автомобиль пригнан на СТО, сумма ремонтных работает превышает страховую выплату, представители мастерской требуют у владельца ТС погасить разницу. Конечно, субъект может это сделать, если не желает терять время. Но такие требования абсолютно незаконные. Если субъект, то есть застрахованное лицо не виновный в ДТП, то и нести расходы на восстановление машины он не должен.
Если же средств все-таки не хватает, то дальнейшие действия зависят от ситуации: не хватает по причине занижения суммы со стороны страховой компании или за счет превышения лимита. Если реально сумма ремонтных восстановительных работ более 400 тыс. руб., то нужно выставить претензию на оплату виновнику ДТП. Как это сделать будет рассмотрено далее. Если по Вашим расчетам сумма целенаправленно занижена страховщиком, то претензия выдвигается компании.
Например, тоже требование по компенсации ущерба со стороны виновника регламентировано гражданским правом. Поэтому при отказе производить выплату можно обратиться в суд.
Вариант 1: страховая выплата реально занижена страховщиком
Экспертиза проведена корректна. У потерпевшего лица нет никаких замечаний и страховая компания соглашается на выплату страховой выплаты. Когда субъект получает деньги, то их реально становится недостаточно для покрытия всего ремонта машины. Частая ситуация, когда ремонтные работы превышают возмещение в раз 10.
Задача застрахованного лица найти «ошибки» и понять, кто допустил оплошность. Это может сделать как сама компания, так и оценщик. Второй вариант актуален, когда страховщик и эксперт – заинтересованные лица.
Решать проблему стоит с простого обращения к страховщику: нужно обязательно запросить отчет о проведенной оценке. Представитель СК обязан его предоставить. Если СК предоставляет отказ, то нужно предупредить ее об ответственности и обращение в суд. Как правило, такие аргументы срабатывают.
Когда документ получен, то стоит понять: какая часть работ занижена или какая-то вообще не учтена. Практика показывает, что зачастую в возмещение забывают включить какие-то маленькие поломки, царапины и т.д. Хотя все эти мелочи подлежат погашению.
Если есть желание, то владелец авто может самостоятельно провести экспертизу . И она покажет реальную ситуацию.
Но минус всей этой ситуации и в том, что цены на ремонт в реальных СТО отдельных регионов значительно отличаются от тех, которые указываются в справочных бюллетенях РСА. Поэтому и может возникать такая разница.
Вариант 2: Стоимость работы больше максимально допустимой выплаты
Если же ремонт больше установленных 400 000 рублей, то разницу обязан заплатить виновник ДТП. Это его обязанность, а не право. Например, если ремонт автомобиля пострадавшего лица составляет 550 000 рублей, независимая экспертиза потянула на 10 000 рублей, то виновник обязан компенсировать субъекту минимум (550+10) – 400 = 160 000 рублей. Подробнее о лимитах вы можете узнать здесь – ” Размеры и максимальные суммы страховой выплаты по ОСАГО “.
Порядок действий, если выплата по ОСАГО не покрывает ремонт
Обязательство по компенсации разницы между максимальной выплатой по ОСАГО и причиненным ущербом возлагается на виновника ДТП. При этом право взыскать размер ущерба пострадавший имеет как сразу после аварии, так и в течение еще трех лет после фактической аварии. Вариантов развития событий несколько: виновник может самостоятельно предложить возместить расходы, с ним можно договориться или придется обращаться в суд. Наиболее популярный вариант – это составление досудебной претензии, которая может урегулировать спорную ситуацию. И ее предоставление виновнику является обязательным этапом на пути урегулирования конфликта.
Пакет бумаг, необходимых для обоснования претензии
Любая претензия должна быть документально аргументирована. Если нет документов, то нет и оснований.
Для предъявления претензии виновному лицу необходимы:
- бумаги, подтверждающие понесенные расходы. Это может быть чек, квитанция, заключение и т.д.;
- документы, подтверждающие затраты на экспертизу;
- документы, подтверждающие полученную выплату от страховой компании.
По поводу экспертизы, то это обязательный этап для пострадавшего лица. Эксперт оценит реальный ущерб и выдаст заключение. Лучше проводить экспертизу в компаниях, которые не имеют никаких взаимоотношений со страховщиком. Не следует идти в ту организацию, которую навязывает СК. С полным перечнем оценочных организаций можно ознакомиться на сайте РСА. Стоимость услуг такой компании варьируется от 4 до 10 тыс. рублей. Но в мегаполисах цена может быть и выше.
Помимо документов, подтверждающих расходы субъекта, необходимы и стандартные бумаги:
- право собственности на автомобиль. Это может быть технический паспорт или свидетельство о регистрации;
- акт, подтверждающий проведение ремонтных работ;
- протокол дорожно-транспортного происшествия;
- извещение к страховщику.
Виновник ДТП при желании может потребовать дополнительные документы, подтверждающие расходы потерпевшего. Досудебная претензия позволяет договориться на обоюдных засадах. Полная информация о том: ” Какие документы нужны для страховой выплаты “.
Как взыскать разницу с виновника ДТП
Теоретически, пострадавшее лицо может требовать с виновника как недостающую сумму по ущербу, так и компенсацию причиненного вреда здоровью и моральный ущерб. Дополнительно субъект может запросить возместить ему расходы на судебных издержки, на хранение ТС на стоянке, на услуги эвакуатора, эксперта и т.д.
Интересный момент: законодательно предусмотрена возможность пострадавшего взыскивать с виновника полную сумму ремонта, без учета амортизации запасных частей ТС.
Досудебный порядок
Потерпевший обязан сначала попытаться урегулировать конфликт мирным путем. Для этого и нужна досудебная претензия. Она не может быть выдвинута в устном порядке. Только письменное обращение с соблюдением регламента.
Документ должен содержать:
- сумму, которая реально была затрачена на ремонт;
- сумма, которую выделила страховая компания в рамках ОСАГО;
- размер недостающей выплаты;
- мотивированную просьбу компенсировать нанесенный ущерб в рамках недостающей выплаты или в рамках компенсации еще и дополнительных расходов.
Претензия вместе со всеми документами направляется по почте. Это необходимо сделать для получения доказательства отправки.
Когда виновник ДТП получит документы, то он может:
- полностью удовлетворить претензии пострадавшего лица;
- частично удовлетворить пострадавшее лицо;
- договориться с пострадавшем о ином порядке возмещения;
- полностью отказаться от компенсации.
В последнем варианте, при отказе пострадавший вынужден действовать по единому направлению – обращаться в суд.
Рассмотрение дела в суде
Место подачи иска зависит от стоимости претензии. Если она более 50 000 рублей, то иск подается в районный суд. Если сумма меньше указанной суммы, то в мировой суд. В любом случае документ подается по месту проживания виновника, то есть ответчика.
Иск о взыскании с виновника компенсации подается по общепринятым нормам. Никаких специфических особенностей в этом нет. Справиться с задачей можно самостоятельно, без привлечения юриста. Тем более, что правда на стороне истца. Главное – это документально подтвердить все понесенные расходы. Список бумаг аналогичен тем, которые потерпевший подавал вместе с досудебной претензией (см. выше).
Судебное делопроизводство должно завершиться решением о взыскании. Задача потерпевшего лица – получить исполнительный лист, где будет указана сумма взыскания. С этим листом обязательно необходимо обратиться в ФССП – к судебным приставам. Их задача по исполнительному листу найти виновника и взыскать с него положенную сумму. Каким образом это будет происходить не так важно. Могут даже конфисковать имущество, продав его на торгах. Поэтому в интересах виновника договориться с потерпевшим до судебного решения.
Подводим итоги
Таким образом, если страховой выплаты недостаточно для погашения ремонта, то не нужно самостоятельно оплачивать разницу. Законодательно предусмотрена возможность взыскать сумму с виновного лица. При этом ситуацию не обязательно решать в судебном порядке. Если есть возможность и нет противоречий, то та же досудебная претензия легко решает вопрос. Если же страховая выплата занижена самой страховой, то нужно разбираться со страховой компанией. Они вполне могут «забыть» какую-то услугу по ремонту в общий прайс.
Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз
Спросить юриста быстрее, чем читать!
Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.
Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.
Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.
Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП
Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:
- сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
- подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
- страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.
Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):
- заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
- документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
- документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.
Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
Цена автоэкспертизы после ДТП
Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:
- модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
- стоимости запчастей;
- степени изношенности деталей;
- характера полученных повреждений;
- степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
- доступности деталей на российском рынке.
Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:
- в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
- сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
- какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
- предоставляются ли дополнительные услуги.
Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.
Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП
Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).
Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:
- расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
- степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
- остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.
Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.
Какие вопросы нужно задавать оценщику
Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.
Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.
Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:
- Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
- Какова рыночная стоимость ТС?
- Каков размер утраченной товарной стоимости?
- Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
- Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
- Сколько стоят запасные части?
Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.
Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.
Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.
Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.
Что такое дефектовка автомобилей после ДТП
Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.
Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.
При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.
Виды экспертиз
Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:
- Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
- Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
- Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
- Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.
Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.
Как оспорить экспертизу ТС
Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:
- Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
- Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
- Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.
В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.
Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:
- Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
- Представленный отчёт тщательно анализируется.
- Эксперта вызывают в судебное заседание.
- Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.
Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.
Что предпринять, если страховка не покрывает ущерб от ДТП?
При оформлении страховки на транспортное средство вы получите некую гарантию на получение возможной компенсации в случае аварии. Оценка возмещения ущерба при ДТП является одним из важнейших этапов. От этого и зависит сумма, которая будет выдана страховой компанией.
Размер компенсации от чего зависит?
Основными факторами являются: коэффициент износа машины, пробег.
Процент износа — это показатель, который используется не только при ремонте и отладке элементов безопасности. Речь идет о тормозной системе и рулевой, элементах освещения, а также защитных систем. А особые коэффициенты используют в частях, которые износились больше, чем планировалось.
Возраст транспортного средства вычисляется с момента пользования автомобилем. Если машина выпущена в 2010, а куплена в 2011 то возраст будет считаться именно с 2011 года.
Пробег можно узнать по электронному встроенному счетчику.
Чтобы страховка покрыла ущерб при ДТП что нужно?
- Документ с правом собственности на транспортное средство.
- Договор о купле или продаже ТС.
- Доверенность (если автомобиль управляется по доверенности).
- Полис (при наличие).
- Выписка ДТП с полным описанием ущерба.
- Техпаспорт на транспортное средство.
- Остальные документы, которые потребует страховщик.
Экспертная оценка причиненного урона как оценивается?
После ДТП страховая компания считает принесенные повреждения в такой форме:
- Оповещается владелец обо всех подробностях и мелочах процедуры.
- Согласовывается время и место для проверки транспорта.
- Приглашается виновник происшествия, при необходимости сотрудник ГИБДД.
- Подготавливается машина к осмотру путем освобождения багажника и салона от личных вещей.
- Осматривается машина, выявляются повреждения, составляется акт с фото.
- Подсчитывается сумма выплат страховки.
- Составленный отчет об экспертизе выдается клиентку.
Сроки проведения и стоимость экспертизы ущерба после ДТП
Экспертизу обязаны провести в течение 5 рабочих дней со дня предоставления машины для осмотра.
Материальная оценка повреждений напрямую зависит от:
- степени повреждения транспортного средства;
- марки машины;
- года выпуска;
- каркаса автомобиля.
Перед тем как заказывать экспертизу у компании, выясните насколько она ответственная перед клиентами и какая у нее репутация.
После ДТП страховая компания требует возместить ущерб
Для этого должны быть соответственные основания.
- Алкогольное или наркотическое опьянение.
- Вождение с утерянными правами или же, вообще, без них.
- При отсутствии записях о страховом полисе ОСАГО.
- Если виновник скрылся с места совершения ДТП.
- При умышленном повреждении транспортного средства.
Это перечислены ситуации, когда страховая требует возместить ущерб.
Не из-за всех выше перечисленных пунктов с вас страховщики могут требовать компенсацию возмещенного ущерба. Для полного понимания ситуации стоит обратиться к автоюристу, особенно если страховая компания в результате ДТП хочет взыскать высокую сумму.
Снижение размера ущерба
Первым делом нужно записаться на ознакомление с делом и снять копии имеющихся бумаг. Второе — сравнить вашу справку с той, что была подана. Вы можете заявить в суд о нарушении составления документа.
Зачастую пострадавшие дописывают повреждения уже в последующие дни после ДТП. Пострадавший, в свою очередь, может выступить с ходатайством о судебной экспертизе и определении цены без учета приписанных позже даты аварии повреждений.
Также следует убедиться в квалификации эксперта, который проводил досмотр, проверьте предоставленные им сертификаты.
Нужно проверить, не была ли оформлена или выписана новая страховка, что означало бы починку автомобиля и незаконное требование с вас денег.
Что делать, если страховка не покрывает ущерб ДТП?
Нередки ситуации, когда страховая выплатила меньше, чем была определена сумма ущерба. Пострадавший вправе подать в суд и обвинить виновника в административном нарушении.
Нужно также привести отчет оценки стоимости ремонта транспортного средства. Позаботьтесь о том, чтобы в акте о допущенных повреждениях машины стояла подпись виновника, как второй стороны. Таким образом, у судьи не должно возникнуть нареканий по поводу полученного иска. Обязательно приложите копии заявлений, с которыми обращались в страховую компанию.
Как оспорить оценку ДТП, если не согласны с суммой компенсации?
Вы можете подать предусмотренные претензии компании обязательно с предъявлением документов, которые обосновывают несогласие. При отказе страховой выплатить сумму выше — несите документы в суд.
Как посчитать самостоятельно онлайн на сайте РСА?
Потребуется зайти на сайт, где указать Ф. И. О. водителя, дату рождения, номер и серию водительского удостоверения и далее заполнить форму, в которую внести:
- согласие на обработку ваших данных;
- даты, когда водитель был допущен к управлению.
- подтвержденный код безопасности, указанный системой.
Если же вы попали в ДТП, то знайте, что своевременная экспертиза с проверенными экспертами и фирмой страхования поможет возместить полученный вред при ДТП.
Видео по теме
Несмотря на то, что ваша позиция очевидна, консультация и помощь опытного юриста повысит шансы на удовлетворительное завершение процесса выплаты ущерба, нанесенного дорожно-транспортным происшествием. А сама скорость получения компенсации будет напрямую зависеть от этапа привлечения к спору нужного специалиста. Ведь не факт, что после подачи документов, судебный процесс не затянется на долгое время. Ведь могут назначаться и дополнительные экспертизы.
5 правил оспаривания выплат по ОСАГО
Как оспорить выплату по ОСАГО, к сожалению, становится актуальным вопросом для большинства автолюбителей, ставших участниками ДТП. При заключении договора страхования по системе ОСАГО водители надеются, что при попадании в автоаварию, они получат сумму выплат, покрывающую ущерб.
На практике автовладельцы сталкиваются с тем, что сумма страховых выплат занижена и не компенсирует восстановление машины. Закон предусматривает возможность оспорить размер компенсации. Мы подробно рассмотрим этот вопрос.
Хочешь мира – готовься к войне
Ни для кого не секрет, что страховые компании, как коммерческие организации, для увеличения свой прибыли стараются уменьшить свои расходы за счет занижения сумм страховых выплат.
Мы выделили главные правила, которые помогут участнику автомобильной аварии выполнить полный восстановительный ремонт поврежденной машины за счет страховых выплат.
Правило № 1: Объём знаний напрямую влияет на сумму компенсации
Помните, что размер страховых выплат напрямую зависит от составленных на месте дорожно-транспортного происшествия документов. Несомненно, после столкновения, вы пребываете в состоянии стресса. Но, как бы вам тяжело не было, необходимо взять себя в руки, и принимать активное участие в оформлении автоаварии.
Обязательно контролируйте работу инспектора ГИБДД. При оспаривании размера страховых выплат вам понадобиться справка о ДТП, которую составляет только инспектор, прибывший на место автоаварии. Если вы пригласили аварийного комиссара, то за его работой, также, следует внимательно наблюдать.
В справке о ДТП должен быть зафиксирован полный перечень всех повреждений, полученных автомобилем при столкновении. Именно от этого документа отталкиваются эксперты при оценке причиненного ущерба. Проверьте всю информацию в справке: адрес и время аварии, пострадавшие автовладельцы и т.д.
Не стоит откладывать «на потом» изучение процедуры оформления Европротокола. Вы должны знать все тонкости и нюансы заполнения этого документа, а также изображения схемы ДТП. Ведь стать участником мелкого дорожного происшествия, к сожалению, можно в любой момент. От ваших знаний и действий напрямую зависит размер компенсационной выплаты.
Правило № 2: Ремонт машины, только, после получения всей суммы выплат
Выполнение этого правила позволит оспорить размер компенсационных выплат по страховке ОСАГО.
На протяжении 5 рабочих дней после обращения пострадавшего автолюбителя в страховую компанию с письменным заявлением о выплатах, с прилагаемыми к нему документами, страховщик проводит осмотр поврежденного автомобиля.
При каждой страховой компании имеется оценочная организация. Будьте внимательны при подписании акта осмотра машины. Обязательно проверяйте все ли повреждения включил в документ эксперт. Ведь, на основании этого акта сотрудники оценочной компании рассчитают калькуляцию стоимости восстановительного ремонта.
Законом об ОСАГО предусмотрено, что когда пострадавший водитель не достиг согласия с страховщиком о размере компенсационных выплат, то страховая компания организовывает независимую экспертизу на протяжении 5 рабочих дней с момента проведения осмотра машины. Автовладелец может самостоятельно заказать независимую экспертизу.
Экспертной организации, проводящей независимую экспертизу, нужно предоставить на осмотр поврежденную при ДТП машину. Если автолюбитель уже отремонтировал транспортное средство, то он не сможет провести независимую экспертизу. При обращении водителя в суд за объективной суммой компенсации возможно назначение судебной экспертизы.
Конечно, когда автомобиль уже отремонтирован, то судебную экспертизу проводят по документам: составленным на месте ДТП; акту осмотра авто, выполненного экспертом страховщика; результатам независимой экспертизы. Но все же, лучше предоставить на судебную экспертизу поврежденную машину или то, что от нее осталось, а также документы.
Правило № 3: Объективно оцениваем перспективы
С 01.12.2014 года все эксперты, которые работают в системе ОСАГО перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных машин при ДТП.
В частности:
- эксперты, работающие при страховых компаниях;
- специалисты экспертных организаций, проводящие независимую экспертизу;
- эксперты, выполняющие судебную экспертизу.
Таким образом, если разница между страховой выплатой, рассчитанной страховщиком и стоимостью восстановительного ремонта, согласно калькуляции независимой экспертизы, не превышает 10%, то ее считают статистической погрешностью. Суд откажется принимать у автовладельца исковое заявление.
Для того, чтобы иметь возможность обжаловать размер страховых выплат необходимо получить на руки калькуляцию, рассчитанную оценочной компанией при страховой фирме.
Согласно пункту 71 Правил ОСАГО водитель должен написать заявление страховщику с просьбой выдать ему на руки акт о страховом случае, акт осмотра машины с калькуляцией стоимости ремонта.
Правило № 4: Придерживаемся процедуры досудебного регулирования
С 01.09.2014 года п. 21 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 и п. 3 ст. 19 Закона об ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Теперь, автолюбитель может обратиться с иском в суд только после того, как обратится в страховую компанию с письменным заявлением о страховых выплатах и письменной досудебной претензией.
В досудебной претензии водитель просит:
- выплатить разницу между суммой затрат на восстановительный ремонт по калькуляции независимой экспертизы и размером выплаченной компенсации по страховому делу;
- уплатить стоимость независимой экспертизы и почтовые траты.
Также, он предупреждает, что в случае отказа или отсутствия ответа будет судебное разбирательство. Исковые требования дополнятся судебными расходами и размером гонорара адвоката. К претензии прилагаются копии результатов независимой экспертизы и документы, подтверждающие стоимость экспертизы и почтовых расходов.
Страховая компания обязана на протяжении 5 рабочих дней со дня получения претензии осуществить выплату или направить почтой мотивированный отказ в удовлетворении требований. Поэтому, среди приложений к претензии должен обязательно быть листок с банковскими реквизитами, на которые страховщик впоследствии переведет требуемую разницу выплат.
Правило № 5: Обращаемся в суд
Прежде чем писать исковое заявление нужно определить подсудность. Она зависит от суммы иска. Если общая сумма исковых требований не превышает 50 тыс. рублей, то дело рассматривает мировой судья. Когда сумма свыше 50 тыс. рублей, то районный суд общей юрисдикции. Также, необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой зависит от сумы требований.
Исковое заявление можно написать самостоятельно или обратиться за помощью к адвокату. Примеры исковых заявлений можно скачать в Интернете. Такие дела рассматриваются за 2-3 заседания суда. Для того чтобы получить оспариваемый размер страховых выплат следует после вступления в законную силу решения суда подать заявку и получить исполнительный лист.
К страховщику нужно обратиться с исполнительным листом, копией решения суда и реквизитами банковского счета, на который необходимо перевести деньги. Все документы обязательно регистрируются в канцелярии страховой компании. Вам выдают копию, на которой ставят печать, дату регистрации, ФИО и должность, сотрудника, принявшего документы.
Подводя короткий итог, хочется сказать, что участники ДТП могут оспорить размер страховых выплат в суде. Для этого им необходимо заказать независимую экспертизу. Иногда, страховщики выплачивают требуемую сумму компенсации после предъявления досудебной претензии.
Выполнение водителями всех пяти правил поможет получить необходимую сумму для восстановительного ремонта.
Что делать если страхования занижает оценку ущерба по ОСАГО
Если вашему автомобилю причинен вред в ДТП, виновником которого вы не являетесь, можно воспользоваться правом на страховое возмещение (выплату), направив соответствующее заявление и необходимые документы страховщику. В течение следующих пяти рабочих дней вы обязаны представить страховщику поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (п. п. 1, 10 ст. 12 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Примечание. Если в ДТП участвовали два автомобиля и более (в последнем случае, если ДТП произошло после 25.09.2017), ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, и вред причинен только автомобилям, заявление о прямом возмещении убытков направляется страховщику, застраховавшему вашу ответственность. В иных случаях заявление о страховом возмещении (выплате) направляется страховщику, застраховавшему ответственность виновника ДТП (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).
На практике страховщики сразу проводят экспертизу автомобиля силами экспертной организации, с которой у страховщика заключен договор. Если результат такой экспертизы вас не устраивает и вы не согласны с размером предлагаемого страховщиком страхового возмещения, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Получите рассчитанную страховщиком сумму страховой выплаты
Если вас не устраивает сумма страховой выплаты, которую страховщик рассчитал после проведения экспертизы поврежденного автомобиля, не отказывайтесь от нее, ведь это не препятствует дальнейшим вашим действиям в целях получения доплаты к страховой выплате.
По общему правилу страховщик должен произвести страховую выплату в течение 20 календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению вашего заявления и документов.
При нарушении указанного срока страховщик должен уплатить вам неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 1% от рассчитанной суммы страхового возмещения (п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).
Шаг 2. Самостоятельно обратитесь к экспертам для получения заключения независимой экспертизы (оценки)
Для того чтобы подтвердить, что полученная страховая выплата занижена и не покрывает ваши расходы на ремонт автомобиля, потребуется еще одна экспертиза. Ее вы должны организовать самостоятельно и за свой счет.
Обратите внимание!
Если вы не представили поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы страховщику в согласованную с ним дату, вы не вправе самостоятельно организовывать независимую экспертизу (оценку), а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное вами заявление. Результаты самостоятельно организованной экспертизы в таком случае не принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения (п. 11 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).
Обратитесь к эксперту-технику (физическому лицу, прошедшему профессиональную аттестацию и внесенному в государственный реестр экспертов-техников) или в экспертную организацию (к юридическому лицу, имеющему в штате не менее одного эксперта-техника) с заявлением о проведении экспертизы (п. 4 ст. 12.1 Закона N 40-ФЗ).
В заявлении наряду с предложением о заключении договора о проведении экспертизы обязательно указываются:
– полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
– ваши Ф.И.О., дата и место рождения, а также место жительства;
– вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы.
Стоимость проведенной экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению (п. 14 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).
Рекомендуем уведомить страховщика о месте и времени проведения инициированной вами экспертизы.
По результатам экспертизы вы получите экспертное заключение (отчет эксперта).
Шаг 3. Направьте страховщику претензию
В претензии необходимо указать о несогласии с размером произведенной страховщиком страховой выплаты и заявить требование о доплате к ней. Приложите к претензии документы, обосновывающие ваше требование, в частности договор ОСАГО и документы, подтверждающие наступление страхового случая и величину причиненного имущественного вреда (экспертное заключение).
В течение десяти календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня поступления претензии страховщик должен рассмотреть ее и удовлетворить ваше требование о доплате к страховой выплате либо направить вам мотивированный отказ в удовлетворении такого требования (п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).
Примечание. Указанный десятидневный срок рассмотрения страховщиком претензии потерпевшего подлежит применению к отношениям между страховщиком и потерпевшим, возникшим в связи с ДТП, имевшими место после 04.07.2016 (п. 4 ст. 3 Закона от 23.06.2016 N 214-ФЗ).
Если ответ страховщика на заявленное требование вас не удовлетворит или ответа не последует в указанный выше срок, переходите к следующему шагу.
Шаг 4. Подготовьте исковое заявление и предъявите его в суд
В случае отказа страховщика добровольно удовлетворить требование о доплате страхового возмещения вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части, неустойки, штрафа и морального вреда (п. 21 ст. 12, п. п. 2, 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 1 ст. 17, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).
Срок обращения в суд по спорам, вытекающим из договоров обязательного страхования риска гражданской ответственности, составляет три года и исчисляется с момента, когда вы узнали или должны были узнать об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков не в полном объеме (п. 2 ст. 966 ГК РФ; п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 58).
Следует учитывать, что сроки осуществления страхового возмещения и размер санкций за несвоевременность их исполнения страховщиком должны быть рассчитаны в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения договора лицом, виновным в ДТП (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
В части подсудности и уплаты госпошлины (освобождения от нее) к отношениям, возникающим из договора ОСАГО, применяется законодательство о защите прав потребителей. Так, вы вправе по своему выбору обратиться с иском в суд по месту нахождения страховщика (ответчика), по вашему (истца) месту жительства или пребывания либо по месту заключения или исполнения договора страхования (п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
К исковому заявлению необходимо приложить копии (по количеству ответчиков и третьих лиц) иска и документов, подтверждающих обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, а также соблюдение вами досудебного порядка урегулирования спора, например заявление страховщику о страховом возмещении (выплате), требование о доплате и отказ страховщика добровольно удовлетворить это требование (ст. 132 ГПК РФ).
Документы представляются в виде надлежащим образом заверенных копий (ч. 2 ст. 71 ГПК РФ).
Вы освобождаетесь от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).
При удовлетворении судом ваших требований, которые не были удовлетворены страховщиком добровольно, суд взыскивает со страховщика в вашу пользу штраф в размере 50% от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
Эта статья адресована участникам дорожных автотранспортных происшествий и заинтересованным лицам, которые желают, но не знают, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Мы дадим необходимые разъяснения, относительно порядка оспаривания, коснемся некоторых правовых аспектов, связанных с тем, как оспорить экспертизу.
В ходе производства по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, часто возникают вопросы, разъяснение которых требует специальных познаний в различных отраслях науки и техники.
Для этого назначаются и проводятся независимые экспертизы по ДТП, с выводами которых не всегда согласны стороны и заинтересованные лица.
Участники производства по делам о дорожных происшествиях наделены Законом правом оспаривания результатов независимых экспертиз.
Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП
Прежде чем ответить на вопрос о том, как оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию необходимо разъяснить суть понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные виды экспертиз, усвоить порядок назначения и проведения экспертиз.
Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.
Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу в результатах рассмотрения дела.
Таким образом, независимым является такое заключение, которое выполнено в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства РФ.
Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».
Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.
Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Закон «Об ОСАГО»).
Так в статье 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.
В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.
Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).
Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной Законом ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).
Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, значит доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела, либо выявить нарушения закона, при которых будет признано недопустимым доказательством.
Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.
Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определении величины причиненного ущерба, от повреждения транспортных средств, и в других случаях, на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.
Статьи в помощь:
Отвечая на вопрос о том, как опротестовать (оспорить) независимую экспертизу по ДТП, мы должны усвоить, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.
Существует два вида исследований.
Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.
Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием». Его доказательственное значение существенно ниже исследования, проведенного экспертом (заключения эксперта).
Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.
Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.
Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.
Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).
Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.
Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).
В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно – трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.
Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.
Статьи в помощь:
При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.
Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.
В такого рода вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».
Многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых мне приходилось оспаривать экспертные заключения, позволяет лишь дать общие рекомендации по исследуемой теме.
Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП
Алгоритм действий лица, по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:
Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.
Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.
В постановлении о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.
Статьи в помощь:
Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в постановлении и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то у защитника имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.
Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.
Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.
При анализе экспертного исследования следует выяснить:
а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;
б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;
в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;
г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.
При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.
Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.
Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.
Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.
Для того чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП нужно вызвать эксперта в судебное заседание.
Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.
Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.
В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы.
Ходатайство о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.
Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.
Комментарии
Здравствуйте, Альберт.
Прежде чем ответить на Ваш вопрос , считаю важным напомнить, что ответственность за вред , причиненный источником повышенной опасности, законом возлагается на его владельца ( собственника или иное лицо, владеющего транспортным средством на законном основании) . Таким образом, если на момент ДТП, Вы управляли чужим автомобилем без надлежащего оформления права владения ( управления), то возмещать ущерб, причинный Вами , должен собственник ТС.
Положения статьи 14 Закона ” Об ОСАГО” в качестве лица, к которому страховщик, предъявляет регрессное требования в порядке, предусмотренным законом, называет лицо, причинившее ущерб. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ в статье 1079 определяет основы гражданско-прав овой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Поэтому, при определенных условиях, Вы можете вообще уйти от ответственности , возложив ее на собственника автомобиля.Подр обности читайте в статье “Возмещение ущерба при ДТП”.
По существу заданных вопросов поясняю, что в соответствии со статьей 18 п. “Б” ФЗ ” Об ОСАГО”, размер убытков, подлежащих возмещению страховщиком, определяется суммой расходов , необходимых для приведения имущества в до аварийное состояние. Если автомобиль старый, то применяется 50 % износ , по новым правилам и 85% по старым ( у вас ДТП было 1,5 года, тогда действовали старые правила).
Вместе с тем, если ремонт автомобиля превышает его рыночную стоимость на момент ДТП, то страховая выплата не может превышать размер стоимости Т/С. В противном случае, страховое возмещение приведет к неосновательном у обогащению.
Если ситуация развивается по описанной Вам схеме, то вариант ее решения лежит в назначении независимой судебной ( автотовароведче ской )экспертизе).
Вопросы эксперту :
– Какова рыночная стоимость ТС на момент ДТП?
– Какова стоимость восстановительн ого ремонта ТС на момент ДТП ( с учетом износа запасных частей , подлежащих замене)?
– Является ли восстановление ТС экономически целесообразным?
Экспертиза проводится по материалам дела. Таким образом, если автомобиль отремонтирован , утилизирован или продан, то препятствий для экспертизы не будет.
В заключении отмечу, что из практики, такие дела имеют хорошую перспективу для ответчиков.
Желаю Вам удачи!