Тема 11. Правовой режим лесопользования

Тема 11. Правовой режим лесопользования

Правовое регулирование охраны и использование лесов

Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов

Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования

Права и обязанности лесопользователей

Требование к охране и защите лесов

Контрольные вопросы к занятию

Лес как объект использования и охраны.

Характеристика лесного законодательства.

Право собственности на лесной фонд и право собственности на леса.

Право лесопользования и его виды.

Государственный лесной фонд и его виды.

Подразделение лесов на группы.

Правовая охрана и защита лесов.

Правовое регулирование заготовок древесины и побочных лесных заготовок.

Особенности правового регулирования отдельных категорий лесов.

Особенности государственного управления лесопользованием.

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.

Лесоустройство. Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов.

Государственный контроль за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесов.

Ответственность за нарушения лесного законодательства.

Возмещение вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства.

Разрешение споров о лесопользовании.

Задачи к практическому занятию

Главный государственный санитарный врач обратился с просьбой к прокурору области опротестовать решение областной администрации о выделении садоводческому товариществу «Вымпел» 20 га земли, занятой лесом первой категории, имеющим важное водоохранное значение. Участок расположен на берегу водохранилища, вода которого забирается в водопроводную сеть. Исполнение решения администрации привело бы к обмелению водохранилища, ухудшению качества воды и деградации природного ландшафта.

Скажите, законно ли решение администрации?

В роли прокурора примите решение по существу.

Вследствие выбросов загрязняющих веществ комбинатом «Химпром» произошла гибель лесов и иной растительности (кустов, растений), имеющих лекарственное значение. Комбинат был принят в эксплуатацию без очистных сооружений. Их строительство продолжалось в период эксплуатации. На момент проверки обеспечивалась очистка не более 45% газообразных и иных выбросов. По предварительным подсчетам ущерб составил более 34 млн. руб. Ответьте, какой орган может предъявить иск к комбинату «Химпром»? Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению в его обоснование?

В ходе прокурорской проверки, проведенной в лесхозе «Боровский», были выявлены следующие нарушения законодательства: заготовленная древесина длительное время не вывозится и гибнет; происходит повреждение и уничтожение подроста леса; не проводятся лесовосстановительные работы; протоколы (акты) о нарушениях лесного законодательства не составляются, и виновные в лесонарушениях лица к административной ответственности не привлекаются; ущерб с виновных лиц не взыскивается; материалы о незаконной порубке леса, содержащие признаки преступления, в следственные органы не передаются; лесная охрана лесхоза бездействует.

Что бы Вы предприняли на месте прокурора?

К судье обратился за консультацией директор лесхоза. Он, в частности, интересуется, можно ли привлечь к уголовной ответственности гражданина Сидорова, самовольно срубившего в лесу шесть дубов диаметром 50-60 см. Если Сидоров не может быть привлечен к уголовной ответственности, то какая другая ответственность может наступить?

Ответьте по существу поставленных вопросов.

В областной газете была опубликована корреспонденция под заголовком «Лес рубят — щепки летят», в которой сообщалось, что в Боровском районе идет сплошная вырубка ценных пород лесов. При этом лесовосстановительные работы никем не проводятся и на месте вырубленных лесов остаются безжизненные зоны. В корреспонденции ставится вопрос о необходимости немедленного прекращения «варварского» лесопользования.

Поясните, какие органы контроля и надзора может заинтересовать содержащаяся в корреспонденции информация и что им необходимо предпринять в связи с этим?

Граждане Сидоров и Иванов вели в лесу сбор и заготовку дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ, а также разжигали костры.

Скажите, имеются ли в действиях названных граждан составы правона­рушений, а если имеются, то к каким видам ответственности они могут быть привлечены?

Гражданин Громов, решив построить деревянный жилой дом, обратился за консультацией в районную адвокатуру по вопросу приобретения права (разрешения) на заготовку древесины.

В роли адвоката проконсультируйте гражданина Громова по данному во­просу.

Во время шквального ветра произошло падение опоры линии электро­передачи высокого напряжения и вследствие замыкания загорелся близлежащий лес. Несмотря на принятые меры, выгорело 9 га леса и 400 кубометров заготовленной древесины, а также служебные постройки лесозаготовительной организации. В ходе проведенной проверки было установлено, что линия электропередачи до произошедшего события находилась в аварийном состоянии.

Определите меры юридической ответственности за причиненный ущерб.

Тема 11. Эколого-правовой режим использования и охраны лесов

И других объектов растительного мира.

1. Леса и другие объекты растительного мира как экологическая система и объект эколого-правовой охраны.

2. Понятие и состав леса: леса на землях лесного фонда и землях иных категорий, лесной участок, лесничества, лесопарки.

3. Основные принципы лесного законодательства. Общие требования в области охраны окружающей среды, предъяв­ляемые к ведению лесного хозяйства и осуществлению лесопользования.

4. Деление лесов по целевому назначению: леса защитные, эксплуатационные и резервные.

5. Правовые основания возникновения лесных отношений. Основные виды использования лесов и правила их осуществления. Нормирование лесопользования: расчетная лесосека и порядок ее утверждения; виды и правила рубок лесных насаждений; перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. Ограничение и приостановление использования лесов. Красная книга объектов растительного мира Российской Федерации и красные книги объектов растительного мира субъектов Российской Федерации.

6. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и восстановления лесов. Государственная инвентаризация лесов, государственный лесной реестр, государственный кадастровый учет лесных участков, лесное планирование, лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, государственная и муниципальная экспертиза проекта освоения лесов.

7. Лесоустройство и порядок его проведения. Воспроизводство лесов, лесовосстановление, лесоразведение, уход за лесами и правила их осуществления.

8. Охрана и защита лесов. Правила пожарной безопасности в лесах. Лесопатологический мониторинг и порядок его осуществления. Правила санитарной безопасности в лесах.

9. Государственный контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Порядок их осуществления.

10.Ответственность за нарушение требований экологического законода­тельства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и других объектов расти­тельного мира.

Использование инновационных технологий:

проведение коллоквиумана тему «Эколого-правовой режим ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования»;

подготовка одним из студентов развернутого, полного и концентрированного докладапо теме коллоквиума и его публичное сообщение.

Литература:[1-3, 6, 7, 9, 12, 13, 15, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30]

Нормативные правовые акты: [1-5, 9,11, 17, 19, 23, 33, 35, 54, 57, 61, 70, 75-82, 84, 86, 89, 90, 192, 112, 113, 116, 117, 120, 125, 128, 141, 202-204, 206-208, 210, 212, 213, 222-224, 240, 252, 253, 259, 273]

Тема 12. Эколого-правовой режим использования

И охраны водных объектов.

1. Понятие водного объекта как объекта водных отношений и эколого-правовой охраны.

2. Основные принципы водного законодательства.

3. Водопользование, его цели, виды и правовые основания осуществления.

4. Управление в области использования и охраны водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов. Государственный водный реестр.

5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Водохозяйственные балансы, лимиты, квоты водопотребления и водоотведения.

6. Требования в области охраны окружающей среды при осуще­ствлении водопользования. Охрана водных объектов. Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и округа санитарной охраны водных объектов.

7. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

8. Ответственность за нарушение экологического законодательства при осуществлении водопользования.

Использование инновационных технологий: подготовка и изложение одним из студентов докладана тему «Экологическое состояние водных объектов и меры по обеспечению чистоты вод».

Литература: [1-4, 6, 7, 9, 10, 14, 15, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30]

Нормативные правовые акты: [2, 4, 8, 9-11, 17, 19, 23, 24, 33, 35, 39, 41, 42, 53, 54, 57, 70, 74, 85, 87, 88, 91-96, 98, 99, 116-120, 126, 128, 132, 133, 136, 141, 148, 150, 154, 155, 160-162, 190, 201, 209, 211, 214, 219, 240, 246, 248, 251, 258, 260, 265, 272, 274]

Тема 13. Эколого-правовой режим использования и охраны недр.

1. Недра как объект эколого-правовой охраны.

2. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении недропользования.

3. Эколого-правовые меры охраны недр.

4. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональ­ным использованием и охраной недр.

5. Ответственность за нарушение экологического законодательства при осуществлении недропользования.

Использование инновационных технологий: подготовка и изложение одним из студентов доклада на тему «Экологическое регулирование разработки месторождений полезных ископаемых».

Литература: [1-4, 6, 7, 11, 15, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30]

Нормативные правовые акты:[2, 4, 5, 9, 10, 11, 17, 19, 23, 28, 32, 38, 52, 54, 57, 65, 70, 72, 83, 88-1, 110, 111, 116, 117, 119, 120, 123, 124, 132, 136, 156, 157, 190, 199, 228, 230, 236, 240, 246, 248]

Тема 14. Эколого-правовой режим использования и охраны

Объектов животного мира.

1. Животный мир как объект эколого-правовой охраны.

2 Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении пользования объектами животного мира.

3. Правила охоты и рыболовства, нормирование использования объек­тов животного мира.

4. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира. Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.

5. Меры обеспечения биологического разнообразия.

6. Эколого-правовая охрана объектов животного мира и среды их обитания.

7. Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

8. Ответственность за нарушения требований экологического законодательства об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Использование инновационных технологий:

проведение коллоквиума на тему «Правовые меры обеспечения биологического разнообразия»;

подготовка и изложение одним из студентов докладана тему «Основные экологические аспекты нормирования пользования водными биологическими ресурсами».

Литература:[1-3, 6, 7, 15, 19, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30ъ

Нормативные правовые акты:[3, 4, 9, 11, 17, 19, 24, 33, 35, 39, 41, 42, 45, 53, 54, 57, 60, 61, 63, 68, 70, 71, 73, 105-109, 116-121, 128, 133, 136, 140, 145, 149, 151, 155, 158, 162, 176, 180, 181, 184, 187-190, 192-195, 197, 216-218, 220-222, 225, 227, 231, 238-240, 242-244, 246-250, 250, 259, 263, 273]

Раздел V. Эколого-правовая охрана отдельных компонентов

Экологической системы

Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха.

1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны.

2. Экологические и гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

3. Требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вред­ное воздействие на атмосферный воздух.

4. Государственный учет и регистрация вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. Мониторинг атмосферного воздуха.

5. Виды контроля за охраной атмосферного воздуха. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6. Ответственность за нарушение требований законодательства об охра­не атмосферного воздуха.

Использование инновационных технологий:

подготовка и изложение одним из студентов доклада на тему «Основные виды, источники и состав загрязнения атмосферы»;

подготовка и изложение одним из студентов доклада на тему «Законодательное обеспечение реализации в Российской Федерации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

Литература:[1-4, 6, 7, 8, 15, 19, 21, 22, 23, 25, 28, 29, 30]

Нормативные правовые акты:х1, 5, 9, 11, 17, 19, 28, 33, 38, 54, 71, 72, 104, 109, 116, 119, 124, 132-134, 136, 139, 146, 150, 151, 153, 156, 157, 159, 162, 190, 237, 240, 246, 262, 269, 271, 275, 276]

Тема 16. Эколого-правовой режим особо охраняемых природных

Территорий.

1. Понятие и цели создания особо охраняемых природных территорий. Виды особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и порядок его ведения.

2. Правовой режим государственных природных заповедников.

3. Правовой режим национальных природных парков.

4. Правовой режим природных парков.

5. Правовой режим государственных природных заказников.

6. Правовой режим памятников природы.

7. Правовой режим дендрологических парков, ботанических садов, зоо­логических парков.

8. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

9. Особо охраняемые объекты природы и правовой режим их охраны.

10. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природ­ных территорий и объектов природы.

Использование инновационных технологий:

проведение «круглого стола» на тему «Перспективы развития и систематизации законодательства о природно-заповедном фонде Российской Федерации»;

подготовка и сообщение одним из студентов доклада по теме «круглого стола».

Литература:[1-3, 6, 9, 10,15, 19, 21, 22, 23, 25, 28, 29, 30]

Нормативные правовые акты:[1-6, 9, 11, 17, 23, 30, 35, 39, 54, 57, 61, 62, 71, 90, 116, 117, 120, 133, 136, 158, 162, 180, 182, 183, 186, 190, 192, 200, 215, 228, 231, 244, 245, 257, 273]

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Тема 11. Правовой режим использования и охраны вод и лесов.

1) Воды и водные объекты как объект использования и охраны.

2) Право водопользования и его виды.

3) Основания возникновения и прекращения права пользования водными объектами.

4) Порядок предоставления водных объектов в пользование.

5) Правовая охрана вод. Правовые меры охраны водных бассейнов, морей, рек, озер.

6) Леса как объект использования и охраны. Классификация лесов и ее правовое значение.

Читайте также:  Причины увольнения на испытательном сроке

7) Право лесопользования и его виды.

8) Основания возникновения и прекращения права пользования лесными участками и лесными насаждениями.

9) Правовая охрана и защита лесов. Лесная охрана.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 12 янв. 2002.

3. Земельный кодекс РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 29.10.01. – № 44. – Ст. 4147.

4. Водный кодекс РФ от 3.06.06. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 5.06.06. – № 23. – Ст. 2381.

5. Лесной кодекс РФ от 4.12.06. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 11.12.06. – № 50. – Ст. 5278.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – ст. 3340.

7. Федеральный закон от 14.03.95. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. – 20.03.95. – № 12. – Ст. 1024.

Литература:

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. и др. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрайт, 2014.

2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. – М: Юрайт, 2015.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Городец, 2011.

4. Ильясов Р.В. Экологическое право: Учебник. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.

6. Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: Проспект, 2015.

Тема 12. Правовой режим охраны и использования животного мира.

1) Животный мир как объект правовой охраны и использования.

2) Правовые меры охраны животного мира.

3) Основания возникновения и прекращения права пользования объектами животного мира.

4) Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира.

5) Государственный мониторинг объектов животного мира.

6) Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.

7) Правовая охрана живых ресурсов континентального шельфа и экономической зоны.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 12 янв. 2002.

3. Лесной кодекс РФ от 4.12.06. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 11.12.06. – № 50. – Ст. 5278.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – ст. 3340.

5. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (в ред от 13.07.2015) «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.

6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (в ред. от 25.06.2015) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. –2009. – № 30. – Ст. 3735.

7. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5270.

8. Федеральный закон от 14.03.95. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. – 20.03.95. – № 12. – Ст. 1024.

Литература:

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. и др. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрайт, 2014.

2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. – М: Юрайт, 2015.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Городец, 2011.

4. Ильясов Р.В. Экологическое право: Учебник. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.

6. Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: Проспект, 2015.

Тема 13. Правовая охрана атмосферного воздуха.

1) Атмосферный воздух как объект правовой охраны.

2) Законодательство об охране атмосферного воздуха от загрязнения.

3) Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

4) Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха от загрязнения.

5) Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 12 янв. 2002.

3. Федеральный закон от 4.05.1999 № 96-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2222.

Литература:

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. и др. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрайт, 2014.

2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. – М: Юрайт, 2015.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Городец, 2011.

4. Ильясов Р.В. Экологическое право: Учебник. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.

6. Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: Проспект, 2015.

Тема 14. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

1) Природно-заповедный фонд Российской Федерации и его составные части. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.

2) Правовой режим государственный природных заповедников.

3) Правовой режим национальных и природных парков.

4) Правовой режим государственных природных заказников.

5) Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.

6) Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.

7) Ответственность за нарушение природно-заповедного режима.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 12 янв. 2002.

3. Земельный кодекс РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 29.10.01. – № 44. – Ст. 4147.

4. Водный кодекс РФ от 3.06.06. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 5.06.06. – № 23. – Ст. 2381.

5. Лесной кодекс РФ от 4.12.06. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 11.12.06. – № 50. – Ст. 5278.

6. Федеральный закон от 14.03.95. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. – 20.03.95. – № 12. – Ст. 1024.

Литература:

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. и др. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрайт, 2014.

2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. – М: Юрайт, 2015.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Городец, 2011.

4. Ильясов Р.В. Экологическое право: Учебник. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.

6. Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: Проспект, 2015.

Тема 15. Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций.

1) Понятие зон экологического бедствия и общая характеристика их правового режима.

2) Правовые меры по охране окружающей среды и ее отдельных объектов в зонах экологического бедствия.

3) Понятие зон чрезвычайной экологической ситуации и общая характеристика их правового режима.

4) Порядок природопользования и хозяйственной деятельности в зонах чрезвычайной экологической ситуации.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 12 янв. 2002.

3. Земельный кодекс РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 29.10.01. – № 44. – Ст. 4147.

4. Водный кодекс РФ от 3.06.06. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 5.06.06. – № 23. – Ст. 2381.

5. Лесной кодекс РФ от 4.12.06. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 11.12.06. – № 50. – Ст. 5278.

6. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4556.

7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (часть 1). – Ст. 5140.

8. Федеральный закон от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

9. Федеральный закон от 9.01.1996 № 3-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. – 17 янв. 1996.

Литература:

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. и др. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрайт, 2014.

2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. – М: Юрайт, 2015.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Городец, 2011.

4. Ильясов Р.В. Экологическое право: Учебник. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.

6. Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: Проспект, 2015.

Тема 11. Правовой режим лесопользования

Тема 27. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных населенных пунктах

Понятие
городов и иных населенных пунктов. Их
классификация.

Зонирование
территории городов и иных населенных
пунктов в зависимости от целевого
назначения.

Обеспечение
экологической безопасности в городах
и иных населенных пунктах. Обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения городов и иных
населенных пунктов. Обеспечение
радиационной безопасности в городах и
иных населенных пунктах. Обеспечение
промышленной (техногенной) безопасности
в городах и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана атмосферного воздуха в городах
и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана водных объектов в городах и иных
населенных пунктах Обеспечение населения
и объектов городской инфраструктуры
водой для питьевых и коммунально-бытовых
целей.

Правовая
охрана объектов животного мира в городах
и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана городских лесов, иной
древесно-кустарниковой растительности,
выполняющей защитные и оздоровительные
функции, зеленых зон городов.

Государственный
экологический контроль в городах и иных
населенных пунктах.

Экологическая
служба города: понятие, структура,
функции.

Это
достаточно широко представленная тема
в любом учебнике или курсе лекций по
экологическому праву.

В
познавательном плане неплохо ознакомиться
с источниками международного права
окружающей природной среды, можно
довольствоваться комментариями,
изложенными в учебной литературе, этого
вполне достаточно для подготовки
вопросов, выносимых на экзамен.

Тема 28. Правовое регулирование обращения с отходами

Понятие
отходов производства и потребления.
Классификация отходов по классам
опасности.

Понятие
обращения с отходами. Общие требования
к обращению с отходами. Требования к
обращению с отходами в хозяйственной
и иной деятельности. Требования к
обращению с отходами в городах и иных
населенных пунк­тах. Требования к
объектам размещения отходов.

Требования
к обращению с опасными отходами.
Лицензирование. Паспортизация.
Сертификация. Понятие трансграничного
перемещения опасных отходов.

Государственное
управление в сфере обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты
на размещение отходов. Учет и отчетность
в сфере обращения с отходами. Ведение
государственного кадастра отходов.

Государственный
контроль в сфере обращения с отходами.

Ответственность
за нарушение законодательства об отходах
производства и потребления.

Тема 13. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Зоны
чрезвычайной ситуации. Понятие. Порядок
объявления. Правовой режим. Единая
государственная система предупреждения
и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.
Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.

Зоны
экологического бедствия. Понятие.
Порядок объявления. Право­вой режим.

Критерии
оценки экологической обстановки
территорий для выявления зон чрезвычайной
ситуации и зон экологического бедствия.

Государственные
органы, принимающие решения об объявлении
террито­рий зонами чрезвычайной
ситуации и зонами экологического
бедствия.

Юридическое
значение отнесения территорий к зонам
чрезвычайной ситуации и зонам
экологического бедствия.

Законодательство
о зонах чрезвычайной ситуации и зонах
экологического бедствия.

Усвоение
этой темы связано с ознакомлением с
Водным
кодексом РФ,
ко­торый регулирует в общем виде
основные вопросы использования и охраны
вод, а также с изучением соответствующих
положений учебной литературы.

Особое
внимание необходимо уделить вопросам
правовой охраны вод.

Следует
четко усвоить основные функции
государственного управления водным
фондом: планирование использования и
охраны вод, ведение госу­дарственного
водного кадастра, осуществление
государственного мониторинга водных
объектов.

В
систему специально уполномоченных
органов в сфере использования и охраны
водных объектов в настоящее время входят
органы Министерства природных ресурсов
и экологии РФ (головной орган), Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(в части соблюдения санитарных требований
к качеству воды), Федеральное агентство
водных ресурсов, Федеральное агентство
по рыболовству (в рыбохозяйственных
водоемах). Конкретные функции каждого
из названных федеральных органов
исполнительной власти изложены в
положениях о них.

Читайте также:  Финансирование кредитором процедуры банкротства

За
нарушения водного законодательства
предусмотрена административ­ная и
уголовная ответственность. Также в
определенных случаях может насту­пать
дисциплинарная и гражданско-правовая
ответственность.

Базовым
нормативным правовым актом, в котором
закреплены основные вопросы рассматриваемой
темы, является федеральный закон «Об
особоохраняемыхприродных
территориях».
Поэтому, помимо изучения соответствующей
темы в учебной литературе следует
ознакомиться и с ключевыми нор­мами
законодательного акта.

Главное,
что должны усвоить студенты, это
назначение, порядок образования, правовой
режим основных категорий особо охраняемых
природных территорий и вопросы управления
такими территориями.

Специально
уполномоченным государственным органом
в рассматриваемой сфере является
Министерство природных ресурсов и
экологии РФ. В регионах, а также на
муниципальном уровне могут создаваться
собственные специализированные
подразделения, юрисдикция которых
распространяется на особо охраняемые
природные территории соответствующего
уровня.

В
настоящее время установлена административная
и уголовная ответственность за нарушения
законодательства об особо охраняемых
природных территориях. Виновные могут
привлекаться также к дисциплинарной,
материальной и гражданско-правовой
ответственности.

Экологические
проблемы и современное экологическое
состояние РФ

Понятие
экологического права РФ

Соотношение
экологического права с другими отраслями
права

Предмет
и методы экологического права

Принципы
экологического права

Система
экологического права

Источники
экологического права

Контрольные
вопросы к занятию

Современное
состояние окружающей природной среды
в Российской Федерации

Какие
экологические проблемы глобального
характера вам известны

Какие
основные пути разрешения экологических
проблем в мировом масштабе

Понятие
экологического права Российской
Федерации.

Предмет
экологического права.

Научно-методологические
основы экологического права.

Метод
правового регулирования экологического
права.

Экологическая
система как предмет правового
регулирования.

Экологические
отношения, нормы и правоотношения.

Участники
(субъекты) эколого-правовых отношений.

Объекты
экологического права.

Природа
как объект использования и охраны.

Окружающая
среда как объект правовой охраны.

Понятие
природных объектов, природных ресурсов
и природных комплексов.

Принципы
экологического права.

Экологическое
право как отрасль права.

Система
учебного курса экологического права.

Экологическое
право как наука.

Экологическое
право как учебная дисциплина.

Соотношение
экологического права с другими отраслями
права.

История
развития экологического права.

Понятие
источников экологического права.

Понятие
экологического законодательства.

Конституционные
основы экологического законодательства.

Система
российского экологического
законодательства.

Роль
права в оздоровлении окружающей среды
и рациональном ис­пользовании
природных ресурсов.

Понятие
экологической безопасности.

Факторы,
влияющие на экологическую безопасность.

Правовой
механизм обеспечения экологической
безопасности.

Конституция
Российской Федерации об экологической
безопасности.

Закон
«Об
охране окружающей среды»
об экологической безопасности.

Роль
общественности в обеспечении экологической
безопасности.

Задачи
к практическому занятию

Высший
орган исполнительной власти России —
Правительство РФ приняло постановление
«Об утверждении Порядка опре­деления
платы за загрязнение окружающей среды,
размещение отходов и другие виды
вредного воздействия».

ОАО
«Мосстройкомплект» направило запрос
в высший судебный ор­ган России —
Конституционный Суд РФ о проверке
соответствия дан­ного постановления
Конституции РФ.
Конституционный
Суд своим определением установил, что
это по­становление Правительства РФ
не противоречит Основному Закону
государства.

Существуют
другие варианты трактования этого
постановления судами основного звена
судебной системы, например Басманным
рай­онным судом.

Подпадает
ли данное постановление под юридическую
категорию «источник экологического
права»

Можно
ли считать определение Конституционного
Суда РФ ис­точником экологического
права

Генеральная
прокуратура России 26марта 2006 г.
пред­ставила в Конституционный Суд
РФ запрос о соответствии Консти­туции
Указа Президента РФ от 12 февраля 2006 г.
№ 68 «О возмож­ности отработки
переработанного ядерного топлива
зарубежных АЭС в г. Дубне Московской
области».

Сформулируйте
основные положения Конституции России
о регу­лировании правоотношений по
охране окружающей среды.

Возможна
ли ситуация, при которой Указ Президента
РФ не соот­ветствует Федеральному
закону «Об охране окружающей среды»

В
2006 г. Тульская областная Дума передала
проект за­кона «Об охране окружающей
среды в Тульской области» эксперт­ному
бюро «Экосаудитпартнер». По заключению
экспертизы введе­ние в действие
подобного закона нерационально, так
как существу­ет ст. 76 Конституции РФ,
где четко указано, что закон субъекта
Федерации должен приниматься по предмету
совместного ведения в соответствии с
федеральным законодательством. Кроме
того, при­нятие данного закона
потребует дополнительных, излишних
финан­совых затрат.

Оцените
законодательную объективность заключения
экспертно­го бюро «Экосаудитпартнер».

Охарактеризуйте
нормы ст. 76 Конституции РФ на соответствие
их Федеральному закону «Об охране
окружающей среды».

26
августа 2006 г. между Администрацией
Тульской об­ласти и Правительством
РФ был заключен договор о том, что
территория заповедника «Ясная Поляна»
относится к совместному ведению
Российской Федерации и Тульской области.

Можно
ли отнести данный договор к источнику
экологического права

При
противоречии данного договора федеральному
экологическому законодательству следует
применять нормы договора или Федераль­ного
закона «Об охране окружающей среды»

Тема 2.1. Право природопользования

Эта
тема базируется на знании отдельных
институтов гражданского права. Так,
необходимо учитывать, что природопользование
осуществляется как в целях удовлетворения
собственных потребностей человека
(например, если он дышит воздухом или
гуляет по лесу), когда для этого не
требуется согласование с кем-либо, так
и в рамкахосуществления
производственной и иной деятельности
(забор воды для технологических целей,
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу),
что обуславливает необходимость
получения на это лицензии или иного
разрешения специально уполномоченного
органа.

Кроме
того, отдельные виды природопользования
могут возникнуть только при наличии
заключенного договора с уполномоченным
на то органом.

Необходимо
разграничивать природопользование на
позитивное и негативное. Безусловно,
отстрел объектов животного мира приводит
к исчезновению конкретных особей из
среды их обитания, но осуществляемая в
разумных рамках охота не наносит вреда
популяциям животных. В то же время сброс
использованной технологичной воды в
водные источники или размещение отходов
на больших площадях земли однозначно
можно назвать негативным природопользованием.

Непосредственные
права и обязанности природопользователей
отражены в конкретных природоресурсных
законах. Вместе с тем, как права, так и
обязанности вытекают из содержания
выдаваемых лицензий (иных разрешений)
и заключаемых договоров на природопользование.

Необходимо
четко различать перечисленные в
природоресурсных законах основания
ограничения, приостановления и прекращения
права природопользования, исходя из
правовой природы таких оснований.

Тема № 7 Правовой режим использования и охраны лесов

1.Объекты и субъекты лесных отношений

2.Право собственности и иные права на лесные участки

3.Виды использования лесов

4.Документы на лесопользование. Лесные аукционы

5.Управление в сфере лесных отношений

6.Правовые меры охраны лесов

7.Плата за использование лесов

8.Ответственность за нарушение лесного законодательства

Вопрос

Основным НА в этой сфере является Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года.

В соответствии со ст. 5 ЛК РФ, регулирование лесных отношений осуществляется исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Лес – это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение ( преамбула ранее действующего ЛК 1997 года).

Лес– один из типов растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов с сомкнутыми кронами. Из других жизненных форм для леса характерны травы, кустарники, мхи и лишайники. Различают хвойные, лиственные, листопадные и вечно зелёные леса ( Советский энциклопедический словарь).

Если рассматривать лес как природный ресурс, то прежде всего речь идёт о заготовке древесины.

Леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются:

Защитные

Эксплуатационные

Резервные

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Защитные леса имеют своей целью сохранение средообразающих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, с одновременным использованием при условии, что оно совместимо с обозначенной целью.
В свою очередь защитные леса подразделяются на следующие категории:

1)Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях

2)Леса, расположенные в водоохранных зонах

3)Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а. леса, расположенные в зонах санитарной охраны

б. защитные полосы лесов вдоль авто или ж/д дорог

в. зелёные и лесопарковые зоны

г. городские леса

д. леса, расположенные в зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей

4) Ценные леса:

а. государственные защитные лесные полосы

б. противоэрозионные леса

в. леса, расположенные в пустынях, полупустынях, лесосостепях, степях, горах

г. леса, имеющие научное или историческое значение

д. орехово-промысловые зоны

е. лесные плодовые насаждения

ж. ленточные боры

з. запретные полосы лесов вдоль водных объектов

и. нерестоохранные полосы лесов

Эксплуатационные леса, подлежат освоению в целях устойчивого максимально эффективного получения высококачественной древесины и иных лесных ресурсов, а так же продуктов их переработки с одновременным сохранением полезных функций лесов. В таких лесах допускаются все виды использования лесов.

К Резервным лесам относятся леса, в которых в течении 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите данных лесов. Использование резервных лесов допускается только после отнесения их либо к защитным, либо к эксплуатационным.

И в защитных, и в эксплуатационных, и в резервных лесах. могут выделяться особо защитные участки лесов:

1) Берегозащитные и почвозащитные участки лесов вдоль водных объектов и склонах оврагов;

2) Опушки лесов граничащие с безлесными пространствами;

3) Постоянные лесосеменные участки;

4) Заповедные лесные участки;

5) Участки лесов с реликтовыми и эндемичными растениями;

6) Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) Иные особо защитные участки лесов.

Вопрос

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иные лица не собственники могут пользоваться лесными участками на следующих правах:

1) Право аренды лесных участков;

2) Право постоянного бессрочного пользования лесными участками ( для специально обозначенных субъектов);

3) Право безвозмездного срочного пользования лесными участками ( для специальных субъектов);

4) Право ограниченного пользования чужими лесным участками/сервитут ( по правилам, установленным земельным законодательством).

Граждане имеют право свободно и бесплатно прибывать в лесах и для собственных нужд заготавливать грибы, ягоды и иные лесные пищевые ресурсы, а так же недревесные лесные ресурсы. Гражданам запрещается собирать грибы и растения, занесённые в Красную книгу РФ ( порядка 700 видов), а так же те растения, которые подпадают под действие ФЗ «о наркотических средствах и психотропных веществах».
В некоторых случаях пребывание граждан в лесах может быть ограничено:

1) Обеспечение пожарной безопасности;

2) В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах;

3) Обеспечение безопасности граждан при проведении работ.

Право собственности на древесину, которое получено при использовании лесов в целях изучения недр, в целях разработки месторождений полезных ископаемых, в целях строительства линейных объектов и в некоторых иных случаях установленных ЛК РФ принадлежит Российской Федерации.

Вопрос

Виды использования лесов:

1. Заготовка древесины

Древесина заготавливается как в предпринимательских целях ЮЛ и гражданами, так и гражданами для собственных нужд. В предпринимательских целях древесина заготавливается. на основании договоров аренды лесных участков, в собственных нуждах гражданами – на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

2.Заготовка живицы.

Живица используется для приготовления скипидара, канифоли, лаков, клеев…. Может заготавливаться только в предпринимательских целях.

3. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов: пни, кора, береста, хворост. Вечный корм, пихтовые сосновые, еловые лапы, ели, созданные для новогодних праздников и т.п. лесные ресурсы.

4. Заготовка пищевых ресурсов и лекарственных растений.

К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи. Грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.

5. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

6.Использование лесов для ведения с/х – сенокошение, выпас с/х животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание с/х культур и иной с/х деятельности.

7. Осуществление в лесах научно-исследовательской и образовательной деятельности.

8. Осуществление рекреационной деятельности –отдых, туризм, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

9. Создание лесных плантаций и их эксплуатация (насаждение искусственного происхождения).

10.Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.

11. Использовании лесов для переработки древесины иных лесных ресурсов.

12. Использование лесов для осуществления религиозной деятельности.

13. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

14. Использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

15. Выполнение работ по изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Леса могут использоваться либо для одной либо для нескольких вышеперечисленных целей ЮЛ, ИП и гражданами. ЮЛ и ИП, ….. составляют освоение лесов на весь срок действия разрешительных документов. На основании данного проекта эти же лица ежегодно подают лесную декларацию (заявление об использовании лесов) в органы государственной власти или ОМСУ в пределах их компетенции. Освоение лесов осуществляется с соблюдение целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций. Резервные леса в отличие от защитных и эксплуатационных освоению не подлежат, за исключением: проведения рубок при выполнении по геологическому изучению недр и заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

Вопрос

Основными документами, удостоверяющими право пользования лесными участками являются – договор арены лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений.

Читайте также:  Долги по коммунальным платежам: переходят ли на нового собственника, должен ли новый владелец оплатить задолженность

По договору аренды лесной участок, находящийся в гос или муниципальной собственности предоставляется арендатору для одной или нескольких целей, перечисленных в 3м вопросе. Такие участки должны обязательно пройти ос кадастровый учет.

По общему правилу срок договора аренды составляет от 10 до 49 лет, а если лесные участки предоставляются для изучения недр, разработки полезных ископаемых, строительства водных объектов или линейных сооружений – срок от 1 года до 49 лет.

Арендатор, добросовестно исполнившей договор аренды имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.

По общему правилу договор аренды заключается по результатам лесного аукциона.

По договору купли-продажи лесных насаждений расположенных на землях, находящихся в гос или муниципальной собственности. Такому договору если иное не установлено лесным кодексом. судьба лесных участков при этом не затрагивается.

В договоре купли-продажи лесных насаждений указывается:

• Местоположение предполагаемых к вырубке лесных насаждений (лесной квартал или лесо-таксационный выдел)

• Объем подлежащей заготовки древесины – где и сколько можно вырубить.

Срок действия договора – не более 1 года. Искл случаи заготовки древесины на основании таких договоров могут устанавливаться и законами субъектов РФ. По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона. За искл. 1 – проведение мероприятий по охране, воспроизводству и защите лесов, при заготовке древесины гражданами для собственных нужд.

Договор аренды и договор купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.

Организаторами аукциона выступают продавцы права на заключение договора аренды, продавцы пав на заключение договора купли-продажи, либо действующий на основании договоров с этими основаниями специализированные организации. Продавцами вышеназванных прав являются гос или муниципальные органы в соответствии с их компетенцией.

Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись всей процедуры. А лица. Присутствующие на аукционе в праве осуществлять аудио и видео запись.

Вопрос

Основными территориальными единицами управления в этой сфере являются лесничества ли лесопарки. Раньше назывались лес. хозы.

Земли лесного фонда состоят исключительно из лесничества или лесопарков.

Лесничества и лесопарки также могут располагаться на землях поселений, где расположены городские леса либо особо охраняемых природных территориях, где расположены леса.

В области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов реализуются следующие функции управления:

1. планирование

Основным документов лесного планирования является лесной план субъекта РФ.

2. Лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков.

В них устанавливаются:

А) виды разрешенного использования лесов.

Б) параметры разрешенного использования лесов (возрасты срубов, расчетная лесосека и т.п.)

В) ограничения использования лесов

Г) требования к охране и защите лесов.

3. гос или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов.

4. гос инвентаризация лесов.

5. ведение гос лесного реестра.

6. гос кадастровый учет лесных участков

7. гос. регистрация прав на лесные участки и сделок с ними.

Порядок осуществления всех вышеназванных функций устанавливается либо иными ФЗ либо определяются постановлением правительства, либо ФОИВ в сфере лесных отношений – ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОСЛЕСХОЗ.

Вопрос

Все леса в РФ подлежат охране от пожаров, загрязнения, от воздействия вредных организмов. Охрана лесов от пожаров подразумевает следующие мероприятия:

• Противопожарные обустройства лесов (прокладка просек, противопожарных разрывов, строительство площадок для специализированных самолетов и вертолетов и т.п.)

• Создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

• Мониторинг пожарной опасности в лесах.

• Разработка плана тушения лесных пожаров.

• Самотушение лесных пожаров.

• Иные меры пожарной безопасности в лесах.

Сами правила пожарной безопасности в лесах утверждаются правительством РФ.

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется:

 Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

 Авиационные и наземные работы по ликвидации очагов вредных организмов.

 Санитарно-оздоровительные мероприятия. В т.ч. вырубка погибших насаждений.

 Установление санитарных требований к использованию лесов.

Правила санитарной безопасности устанавливаются правительством РФ.

Правила охраны и безопасности в лесах регулируется лесным кодексом, а также регулируется:

 Постановлением правительства РФ от 30.06.2007 в редакции от 5 мая 2011 об утверждении правил пожарной безопасности,

 приказ федерального агентства лесного хозяйства от 5.06.2011 об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной безопасности в лесах, в зависимости от условий погоды,

 постановление правительства РФ от 27.06.2007 от утверждении правил санитарной безопасности в лесах.

Кроме обозначенных мер охраны осуществляется:

• Лесо-патологический мониторинг (ст. 56 ЛК РФ)

• Авиационные работы по охране и защите лесов (ст. 57 ЛК РФ).

• Охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами (ст. 58 ЛК РФ)

• Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (ст. 59 ЛК РФ).

Вопрос

ЛК РФ – использование лесов является платным. Плата взимается либо в форме арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов, произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (как правило кубометр) и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

Произведение ставки платы определяется как за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Плата по договору КП лесных насаждений для собственных нужд определяется ОГВ субъекта РФ.

Что касается лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, в отношении действует постановление правительства РФ в ред. От 8.06.2011 о ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В 2011 году к ставкам. Установленным в 2007 году применяются следующие коэффициенты:

 В отношении древесины – 1,30

 В отношении иных лесных ресурсов – 1,13

Вопрос

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ, лица. виновные в нарушении лесного законодательства, несут уголовную и административную ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена следующими статьями УК РФ:

260-незаконная рубка лесных насаждений. 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Административная ответственность предусмотрена следующими статьями КоАП:

7.9 –самовольное занятие лесных участков,

7.10 – самовольная переуступка правопользования землей, недрами, лесным участком или водными объектами.

8.12– нарушение порядка предоставления гражданам, ЮЛ лесных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования.

8.24 – нарушение порядка предоставления гражданам, ЮЛ лесов для их использования, 8.25 –нарушение правил использования лесов,

8.26 – самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сх., уничтожение лесных ресурсов, .

8.27 м- нарушение правил лесовосстановления. Правил лесоразведения, правил ухода за лесами. Правил лесного семеноводства.

8.28 – незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев. кустарников, лиан.

8.29 –уничтожение мест обитания животных.

8.30 – уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов и пастбищ.

8.31– нарушение правил сан безопасности в лесах.

8.32– нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьей 100 ЛК РФ, лица, причинившие вред лесам возмещают его добровольно или в судебном порядке. Размер вреда рассчитывается на основании Постановления Пр-ва о 8 мая 2007 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам в следствие нарушения лесного законодательства (вместе с методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или неотнесенным к лесам лесным насаждениям – деревьям, кустарникам и лианам).

Лекция 15. Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКонстантин Полукарпов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Лекция 15. Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования.” — Транскрипт:

1 Лекция 15. Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования

2 1.Понятие и состав лесного фонда. 2.Право лесопользования: понятие и виды. 3.Основания возникновения, изменения и прекращения права лесопользования.

3 1. Понятие и состав лесного фонда Лес – это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Лесной фонд – все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

4 Древесно- кустарниковая растительность – растительный мир, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта и водного фонда.

5 Объектами лесных отношений по использованию леса являются – лесной фонд и его участки, а, также, леса, их участки, не входящие в лесной фонд. Законодатель вводит понятие лесной фонд и участки лесного фонда так, как лес (как древесно-кустарниковую растительность) нельзя передать другому лицу по договору аренды, безвозмездного пользования и другим основаниям, которые являются потребляемой вещью.

6 Состав лесного фонда: Леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса второй группы – леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.

7 2. Право лесопользования: понятие и виды Право лесопользования в объективном смысле – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию леса. Право лесопользования как субъективное право – предоставленная законом лесопользователям возможность удовлетворить свои потребности в древесине и иной лесной продукции либо использовать другие полезные свойства лесов в установленном порядке.

8 Состав лесопользования: Субъектами права лесопользования, то есть лесопользователями являются граждане и юридические лица, государство и муниципальные образования. Объектами лесных отношений по использованию леса являются – лесной фонд и его участки, а, также, согласно ст. 6 ЛК РФ объектами лесных отношений могут быть также, леса, их участки, не входящие в лесной фонд. Содержания права лесопользования в субъективном смысле – права и обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования.

9 Права и обязанности лесопользователей: ПРАВА (ст. 82 ЛК РФ): Получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; Осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах; Возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке; Иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.

10 Права и обязанности лесопользователей: ОБЯЗННОСТИ (ст. 83 ЛК РФ): Осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством РФ; Соблюдать условия правоустанавливающих документов; Не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде; Вести работы способами, предотвращающими возникновение негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов; Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; Не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; Проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины; Своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом; Выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством РФ.

11 Виды лесопользования: Критерий – основания возникновения права лесопользование. : Общее право лесопользования – является общедоступным, т. е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов (ст. 21 ЛК РФ). Специальное лесопользование – возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления участка лесного фонда, выдачи лесорубочного или лесного билета и т. д.

12 Виды лесопользования: Критерий – цель использования леса в качестве ресурса природы. Заготовка древесины; Заготовка живицы; Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры и других); Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота и другие); Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; Пользование участками лесного фонда для научно- исследовательских целей; Пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

13 Виды лесопользования: Критерий – способ использования леса. Использование леса с изъятием лесных ресурсов; Использование леса без их изъятия. Лесопользование с предоставлением участка лесного фонда; Лесопользование без предоставления участка лесного фонда.

14 3. Основания возникновения, изменения и прекращения права лесопользования Права пользования участками лесного фонда и право лесопользования возникают на основании: Аренды участка лесного фонда; Договора безвозмездного пользования участком лесного фонда; Договора концессии участка лесного фонда; Решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ( в виде служебного надела); Лесорубочного билета; Ордера; Лесного билета; Судебного решения; Нормативного правового акта.

15 Права пользования участками лесного фонда и право лесопользования прекращаются: Добровольно: При отказе лесопользователя от принадлежащих ему прав; По истечении срока пользования; И в других случаях предусмотренных законом. Принудительно: Нарушении лесопользователем требований лесного законодательства; Реквизиции; Изъятии земельного участка для государственных нужд.

Ссылка на основную публикацию