Извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2020 году

Извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2020 году

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупка коммунальных услуг – это то, без чего не может обойтись любое учреждение. И за десятилетия существования системы регламентированных закупок заказчика уже трудно чем-либо удивить. Но 2019 год богат на закупочные новеллы, часть из которых вступила в силу летом текущего года, а часть еще только вступает в «свои права».
Рассмотрим отдельные вопросы закупок услуг коммунальной сферы с учетом актуальной редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконных актов.

Основания для закупки

В связи со спецификой функционирования рынка коммунальных услуг бюджетным учреждениям предоставлено право заключать контракты без проведения конкурентных процедур. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает большой набор оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В отношении коммунальных услуг предусмотрены следующие специальные пункты указанной нормы для заключения контракта:

пункт 1 – закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). Статьей 4 указанного закона перечислено 12 сфер деятельности естественных монополий. В отношении коммунальных услуг для заказчиков интерес представляют следующие:
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
пункт 8 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
пункт 29 – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

И отметим еще одно основание, которое опосредованно можно отнести к основаниям закупки коммунальных услуг, – это пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает право заказчика заключать контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В перечисленных случаях ограничения по цене контракта не установлены, но есть ограничения по предмету контракта – установлен перечень услуг, которые можно закупать. Обратите внимание, так называемые малобюджетные заказчики имеют право закупать коммунальные услуги по универсальному основанию – пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2020 году

Всех заказчиков, проводящих закупки по закону 223-ФЗ, неизменно волнует вопрос, какие именно закупки и в каких объемах можно осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), то есть без проведения конкурентных закупочных процедур, чтобы не возникало ненужных вопросов у потенциальных поставщиков и у ФАС.
Для ответа на данный вопрос обратимся сперва непосредственно к закону 223 ФЗ, часть 2 статьи 3 которого гласит, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, а также устанавливается порядок осуществления таких закупок.
В части 3.2 той же статьи говорится, что способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.
А в статье 3.6, которой закон 223-ФЗ был дополнен с 1 июля 2018 года, указано, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.
Таким образом, из прямого прочтения закона 223-ФЗ можно сделать вывод, что вопрос регулирования закупок у единственного поставщика в 2020 году, в том числе в части применяемых способов и случаев, в которых можно не прибегать к использованию конкурентных процедур, находится исключительно в ведении заказчиков по 223 ФЗ.
Именно поэтому очень важно прописать перечень важных для вашей организации случаев закупки у единственного поставщика в вашем Положении о закупке.
На сегодняшний день пока отсутствует ответственность за нарушение собственного Положения о закупке, но, возможно, в 2020 году в КоАП будут внесены изменения, которые будут предусматривать существенные штрафные санкции за выбор неправильного способа закупки по 223-ФЗ.
За основу можно взять перечень, предусмотренный для государственных и муниципальных заказчиков законом 44-ФЗ, и дополнить его ситуациями, характерными для вашей организации, в которых использование конкурентных процедур является нецелесообразным или экономически не слишком эффективным.
Много сомнений вызывает аспект, связанный с так называемым «дроблением» закупок, то есть с разделением одной крупной закупки на несколько мелких, укладывающихся по лимиту в возможность проведения закупки у единственного поставщика, как правило, не превышающих по стоимости 100 (300) тысяч рублей.
В данном случае, как и при проведении закупок в целом, необходимо помнить о существовании Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Законом 223-ФЗ такие действия не запрещены, но прецеденты обжалования заключенных таким образом договоров уже бывали. Поэтому рекомендуется такого рода закупками не злоупотреблять.
В 2020 году закон 223-ФЗ дает возможность не составлять извещение, документацию и протоколы при закупках у единственного поставщика (ч.5 ст.4), если Положением о закупке не предусмотрено иное. Поэтому, во избежание недопонимания и двусмысленных толкований, целесообразно прописать в Положении о закупке соответствующие пункты о том, что заказчик вправе не составлять и не размещать указанные выше документы при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
ВАЖНО: Отсутствие необходимости готовить извещение и документацию не освобождает заказчиков от обязанности включать информацию о такой закупке в план, а также направлять сведения о заключении, изменении и исполнении договоров с единственным поставщиком на сумму более 100 (300) тысяч рублей в Реестр договоров (ч.2 ст.4.1 закона 223-ФЗ). Функционалом ЕИС предусмотрена данная возможность.
Информации о заключении договора размещается в Реестре договоров в ЕИС в течение 3 рабочих дней, об изменении и расторжении договора – в течение 10 (календарных) дней.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» будут рады подготовить для вас качественное, соответствующее всем нормам 2020 года Положение о закупке, в котором будут прописаны все необходимые и важные для вашей организации нюансы осуществления закупок по 223-ФЗ, в том числе перечень возможных случаев закупок у единственного поставщика.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 – 2019 г.

Как составить извещение по 223-ФЗ

Для чего нужен документ

Образец извещения о закупке по 223-ФЗ в обязательном порядке готовится заказчиками в составе закупочной документации и является неотъемлемой ее частью (ч. 8 ст. 4 223-ФЗ). Неразмещение информации влечет наступление административной ответственности и штрафных санкций (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Процесс формирования и публикации регламентируется ст. 4 223-ФЗ.

В какие сроки размещать в ЕИС

По правилам ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, извещение либо изменения, вносимые в него, документация закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ публикуются в ЕИС наравне с прочими приложениями. Документы о госзакупках, содержащих государственную тайну либо сведения по п. 16 ст. 4 223-ФЗ, публикации не подлежат.

Заказчик также вправе не размещать в ЕИС сведения по следующим заказам (ч. 15 ст. 4):

  • до 100 000 руб. и до 500 000 руб. (в случае если объем выручки за истекший год превышает 5 млрд руб.);
  • по различным банковским и финансовым услугам — привлечение денег во вклады, получение кредитов и займов, открытие и ведение счетов, услуги депозитариев и проч.;
  • по договорам купли-продажи, аренды (субаренды), договорам доверительного управления с государственным, муниципальным имуществом.

Извещение о закупке у единственного поставщика 223-ФЗ также подлежит размещению в ЕИС на общих основаниях. В соответствии с п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1, закупка у единственного поставщика 223-ФЗ 2020 года и последующих периодов может проводиться, когда НМЦД — не более 100 000–500 000 руб. или когда госзаказ осуществляется по итогам несостоявшихся конкурентных процедур. Остальные ситуации в законе не оговариваются.

Если НМЦД не превышает 100 000 или 500 000 р. для крупных сделок, и если договор с единственным поставщиком заключается по факту несостоявшихся процедур, извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ не размещается.

Как составлять извещение в 2020 году

Изменения в 223-ФЗ в 2020 году вступили с 01.07.2018 — начал действовать ряд правил 505-ФЗ от 31.12.2017. При подготовке документа заказчик должен руководствоваться обновленными положениями ч. 9 ст. 4 223-ФЗ, которая регламентирует его содержательную часть.

223-ФЗ: сроки размещения извещения

Представим срок размещения извещения о закупке по 223-ФЗ в таблице:

Способ закупки

Срок подачи заявок

Сейчас

После 01.07.2018

По общему правилу для всех госзакупокЕсли закупка проводится среди СМП

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Публикуется не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Не менее чем за 5 раб. дн. до дня проведения такого запроса предложений.

При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб.

Публикуется не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Не менее чем за 4 раб. дн. до дня проведения такого запроса котировок.

При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

С 01.07.2018 в сведения о госзакупке необходимо включать следующую информацию:

  1. Выбранный заказчиком способ торгов.
  2. Полное (краткое) наименование заказчика, юридический, фактический адрес, номер телефона и электронную почту.
  3. Предмет договорных отношений и количественные характеристики объекта заказа.
  4. Адрес места поставки.
  5. Данные о НМЦК или цене лота.
  6. Порядок предоставления закупочной документации, в том числе дата и место ее предоставления, а также размер и срок внесения оплаты за предоставление ЗД, если такое условие установлено заказчиком.
  7. Сроки и место рассмотрения предложений, поступивших от потенциальных поставщиков, а также дата подведения итогов заказа.

Заказчик также имеет право вносить иную информацию в извещение, если это не противоречит его положению о закупке.

Для внесения изменений в извещение о закупке заказчик должен разместить скорректированный документ в ЕИС в течение 3 дней с момента принятия решения об изменении (ч. 11 ст. 4). Если заказ предполагает торговые процедуры, и изменения внесены позже, чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок, то такой срок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения в ЕИС изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.

Вся информация об осуществляемом заказе должна полностью соответствовать сведениям закупочной документации (ч. 8 ст. 4).

Как работать с шаблонами извещений

Заказчик может воспользоваться уже сформированными шаблонами извещений. Для этого ему нужно войти в свой личный кабинет в ЕИС и выбрать в меню раздела «Справочник» параметр «Шаблоны извещений».

Откроется соответствующий справочник, в котором можно создать новый шаблон или найти в справочнике уже имеющийся образец для конкретного способа закупки с указанием даты последнего изменения.

Если специалист хочет воспользоваться ранее сформированным шаблоном, он должен ввести в поисковую строку определенные параметры и найти искомый регистр. Если заказчику нужно создать новый шаблон, то ему надлежит выбрать действие «Создать шаблон».

В форму вводится наименование и способ заказа. В строке можно указать только те способы закупки, которые доступны для 223-ФЗ. После определения первоначальных данных нужно нажать кнопку «Сохранить» и продолжить вводить необходимые сведения во все доступные вкладки.

Читайте также:  Возврат товара на почте вернут деньги на почте

После того как вся информация по шаблону будет введена, пользователь сохраняет и закрывает документ. Шаблон извещения готов.

Созданные ранее шаблоны можно редактировать, выбрав соответствующее действие в контекстном меню. Данные при редактировании вносятся во все вкладки так же, как и при создании формы, затем сохраняются и документ закрывается. При необходимости шаблон извещения можно скопировать (дублировать) или удалить. Эти действия также доступны в контекстном меню.

Порядок публикации извещения по 223-ФЗ

Разберемся, как создать извещение в ЕИС.

Сам документ формируется непосредственно в личном кабинете заказчика с помощью функционала Единой информационной системы (ПП РФ № 908 от 10.09.2012).

При формировании извещения в личном кабинете заказчика можно воспользоваться ранее созданным шаблоном, указав на соответствующую команду, или ввести данные о проводящейся закупке вручную.

В первой вкладке вводится общая информация о заказе — наименование и способ закупки, требования к участникам закупки и контактная информация о заказчике. Для госзаказов, проводящихся в электронной форме, появляются строки для указания наименования и адреса электронной площадки. Название площадки выбирается из предложенного списка, адрес в интернете заполняется автоматически.

После введения данных на первой вкладке форму нужно сохранить и нажать «Далее» для перехода на вторую вкладку.

Теперь специалист заполняет требуемые сведения в разделе «Порядок проведения процедуры». Информация вносится на основании выбранного способа закупки.

Если госзаказ осуществляется в электронном виде, то открывается специальная форма для заполнения данных об электронной закупке.

Далее заполняется перечень лотов госзакупки. Все лоты можно редактировать или удалять при необходимости.

Добавить лот можно в разделе «Список лотов». Доступные варианты:

Для примера выберем параметр «Лот для одного заказчика». Откроется окно для формирования лота. В документ поочередно вводятся все данные о лоте — его номер, наименование предмета заказа, сведения о НМЦД, валюте и порядке формирования цены договора, информация о приобретаемых товарах, работах, услугах, в том числе ОКВЭД и ОКПД2, объем заказа и единица измерения. Затем сведения сохраняются и добавляется следующий лот.

Лоты также можно сформировать и на основании позиций плана закупок, выбрав соответствующий способ создания сведений.

Для этого пользователь выбирает план закупок и вводит в поисковую строку данные о конкретном заказе.

После введения всех лотов специалист сохраняет форму и переходит на вкладу «Документация».

Здесь указывается срок, место и порядок предоставления документации, а также прикрепляются необходимые документы заказа.

После ввода всех сведений извещение готово к публикации. Специалист выбирает действие «Разместить», система производит проверку на нарушения.

Если ошибок и нарушений нет, извещение публикуется и попадает в открытую часть ЕИС.

Инструкция по составлению извещения для закупки по 223-ФЗ

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ — это документ, которым объявляется процедура. Его необходимо опубликовать в Единой информационной системе.

В каком НПА прописаны правила

Закупочная деятельность по 223-ФЗ регулируется не только нормативами закона о заказах отдельными видами юридических лиц, но и положением о закупке самого заказчика. Именно положение определяет большую часть правил, в рамках которых организация проводит торги. Регламент закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ находится в полной юрисдикции заказчика (ст. 3.6 223-ФЗ). Касается это и информационного сопровождения заказов. Пошаговая инструкция для извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика поможет разобраться, в каких случаях публикуют сведения о закупке, и как это сделать.

Шаг 1. Определяем, требуется ли размещать извещение

По регламенту 223-ФЗ, заказчик обязан публиковать такой документ только в конкурентных заказах. Закрытые и неконкурентные закупки в Единой информационной системе не проводятся (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Но если организация-заказчик инициирует размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ, это надлежит закрепить в Положении наравне с ситуациями, при которых допускаются заказы у единственного исполнителя (ч. 6 ст. 4 223-ФЗ).

Обязанность публикации возникает, если цена контракта свыше 100 000 рублей, а для крупных заказчиков — свыше 500 000 рублей (ч. 15 ст. 4 223-ФЗ). Крупные — это те организации, чья выручка за один год исчисляется минимум 5 млрд рублей.

Закон четко формулирует ситуации, когда размещать нет необходимости (ч. 15 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Для малых заказов (до 100 000 и 500 000 для разных категорий заказчиков).
  2. Для приобретения услуг, связанных с вкладами денежных средств и операциями с ценными бумагами.
  3. Для заказа услуг по передаче прав собственности на государственное и муниципальное имущество.
  4. Для торгов, сведения о которых содержат государственную тайну. Объявления о таких закупках публиковать запрещено.
  5. Для покупок товаров, работ и услуг, входящих в перечень неразмещаемых по указу Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 223-ФЗ). Извещения по таким заказам не допускаются к публикации.

Размещать информационные сведения о проводимом заказе у единственного поставщика или нет, определяет только сам заказчик. В положении он прописывает обязательства о публикации и состав публикуемых сведений.

Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации

Организация-заказчик в положении устанавливает и сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика. Законодательство не обязывает проводить заказы в каких-то конкретных временных рамках. Единственное, чего стоит придерживаться, — это план закупок, в котором определены примерные даты проведения того или иного заказа. Не стоит публиковать после заключения договорных отношений с единственным поставщиком. Если заказчик работает по 223-ФЗ, он обязан соблюдать ряд принципов, а отложенное размещение документов о заказе нарушает принцип информационной открытости.

Изменения вносятся аналогичным образом — по регламенту, установленному нормативами заказчика о закупочной деятельности по 223-ФЗ. Сроки и порядок внесения изменений разрабатывает сам заказчик. Для вступления в силу коррективов исполнитель размещает обновленное объявление в ЕИС.

Шаг 3. Определяем состав публикации

Здесь все решает положение организации-заказчика. 223-ФЗ никак не нормирует состав информации. Некоторые специалисты по аналогии с конкурентными заказами к извещению прикладывают закупочную документацию и проект контракта. Но если заказчик ограничится одним лишь объявлением, это не нарушение.

Когда в положение учреждения внесен пункт о публикации других документов о закупке, то размещайте их одновременно с самим извещением (п. 22 Положения о размещении сведений в ЕИС). Содержание и разделы документации, наличие в ее составе проекта договора — все это утверждает заказчик в своем закупочном нормативе.

Шаг 4. Составляем извещение

Заказ у единственного поставщика — это прямая неконкурентная закупка. Рассматривать и изучать предложения потенциальных исполнителей здесь нет необходимости. Такой формат и определяет, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ. Нет необходимости подробно расписывать требования к участникам, определять правила подачи заявок и ограничения для потенциальных поставщиков.

В отличие от стандартных закупочных процедур с выявлением победителя, при публикации единственного поставщика не прописываются:

  • регламент подачи заявок (срок и место предоставления);
  • правила рассмотрения предложений участников;
  • условия и критерии оценки заявок;
  • требования к участникам;
  • требования к закупаемой продукции.

Помимо предмета заказа, допускается указать срок и место поставки приобретаемых товаров, работ и услуг. Целесообразно указывать такую информацию в проекте договора, равно как и объем закупки, стоимость продукции, порядок поставки и оплаты.

В документе рекомендуется указывать те же обязательные данные, что и в конкурентных процедурах:

  • наименование и реквизиты заказчика;
  • способ и объект закупки;
  • локацию организации;
  • начальную (максимальную) цену договора.

Формальная часть и информационная составляющая извещения (структура и содержание) закрепляются заказчиком в положении. Полезно разработать и утвердить единую форму извещения.

Шаг 5. Публикуем в ЕИС

В регламенте размещения документов в ЕИС указан порядок формирования извещения для закупки у единственного поставщика (п. 21 Раздел IV Положения). Делается это так же, как и для конкурентных заказов, — в личном кабинете пользователя в Единой информационной системе (ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Сформируйте новое извещение или воспользуйтесь созданным шаблоном. Алгоритм действий, как разместить извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  1. Создать новое извещение или выбрать существующий шаблон.
  2. Выбрать извещение для закупки у единственного поставщика.
  3. Заполнить все надлежащие позиции.
  4. Прописать состав лота заказа.
  5. Подгрузить необходимую документацию.
  6. Сохранить (система проведет автоматическую проверку).
  7. Разместить документ в ЕИС, выбрав соответствующую команду в бланке извещения.

Если в положении предусмотрена публикация закупочной документации совместно с извещением, то сведения из этих регистров должны совпадать и не идти вразрез друг с другом.

Шаг 6. Публикуем протокол

Приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика не является конкурентной процедурой. Такая процедура минует этап рассмотрения заявок, а извещение сразу переходит на этап работы комиссии. Публикация протокола производится на усмотрение заказчика и закрепляется в его закупочном нормативе. Если организация определила для себя такую обязанность, то исполнитель обязан придерживаться сроков, установленных 223-ФЗ.

Как и при любом другом заказе, протокол подведения итогов публикуется в течение 3 рабочих дней после подписания такого регистра (ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). Содержательная часть в законе не определена, заказчик включает в протокол только те сведения, которые сам считает необходимыми, и которые соответствуют его локальным закупочным нормативам.

Отмена извещения о закупке у единственного поставщика

Отменить тендер можно, предварительно закрепив возможность в положении. В 223-ФЗ нет установленных правил и формата отмены заказа. Специалисту по закупкам надлежит подробно расписать процедуру во внутренних нормах. Рекомендуется разработать и утвердить определенный документ, в котором будут описаны причины, основания для отмены и дата принятия решения. Это обезопасит заказчика от лишних проверок со стороны контролирующих органов. Если организация опубликовала в ЕИС извещение о заказе у единственного поставщика, то ей надлежит разместить и документацию об отмене процедуры.

Извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2020 году

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Изменения в закупках с 1 января 2020 года

Дополнено 09.01.2020г.

Заканчился 2019 год, запомнившийся, прежде всего, масштабными изменениями, внесенными в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). Сколько проклятий и стонов раздавалось по этому поводу. Как много интересного узнали о себе разработчики и служба техподдержки несчастной ЕИС, упорно не желавшей работать по новым правилам (да и по старым тоже).

Ничего, пережили и это. И как-то незаметно все стало налаживаться. А может быть, просто уже привыкли не обращать внимание на досадные недоразумения.

И вот наступил 2020 год. Что нового принес он в госзакупки. Да, на первый взгляд, ничего страшного. Большая часть изменений, вступающих в силу в начале 2020 года, касается организации работы заказчиков и носит методологический характер. Основной пакет изменений в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), как анонсировало правительство, будет рассматриваться Государственной думой не ранее февраля 2020 года. В этой статье мы перечислим уже принятые и вступившие в силу изменения (статья дополнена с учетом изменений, принятых в декабре 2019 года).

1. С 1 января 2020 года регистрация поставщиков в ЕИС стала обязательной. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752. Таким образом, с начала 2020 года принять участие в электронных процедурах по 44-ФЗ, в конкурентных закупках для субъектов МСП по 223-ФЗ или в процедурах предварительного отбора и электронных аукционах по постановлению Правительства РФ № 615 (185-ФЗ) смогут только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в Единый реестр участников закупок.

2. С 1 января 2020 года запрещено использовать в закупках квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001 (уведомление Минкомсвязи РФ от 14.11.2018). С 2020 года доступ к функционалу ЕИС будет осуществляться только с использованием сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2012. Заказчикам и участникам закупок, использующим сертификаты старого образца, необходимо срочно заменить их на новые.

3. С 1 января 2020 года вступили в силу постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок эксплуатации ГИС «Независимый регистратор»:

• от 28.07.2018 № 881 «Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации»;

• от 28.07.2018 № 882 «Об утверждении Правил мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы в сфере закупок, электронной площадки»;

Читайте также:  Отпуск беременным перед декретом 2020: оформление, оплата

• от 28.07.2018 № 883 «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке».

Первоначально предполагалось, что «Независимый регистратор» в полном объеме заработает с 1 октября 2019 года, однако Правительство РФ своим постановлением от 02.08.2019 № 1009 перенесло этот срок на 1 января 2020 года.

Напомним, что государственная информационная система «Независимый регистратор» призвана обеспечить независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения закупочных процедур в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия решения контролирующим органом на основе объективной информации.

4. С 1 января 2020 года вступили в силу 2 типовых контракта в области строительства:

• на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 346/пр);

• на выполнение проектных и изыскательских работ, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 347/пр).

5. С 1 января 2020 года начали действовать утвержденные распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р:

• перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год;

• перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;

• перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

• минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

6. С 1 января 2020 года заработала электронная версия Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). В настоящее время реестр размещается по адресу https://gisp.gov.ru/documents/10546664/ .

7. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (по закону 223-ФЗ):

• сокращается срок оплаты по контрактам с субъектами МСП с 30 календарных до 15 рабочих дней (внесено постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205);

• увеличивается минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (введено постановлением Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001) .

8. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов». В соответствии с указанными изменениями в 2020 году банки, выдающие банковские гарантии для целей обеспечения заявок, обеспечения исполнения контрактов и обеспечения исполнения гарантийных обязательств в рамках федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), должны соответствовать следующим требованиям:

1) Наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату.

2) Наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «В(RU)» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) или кредитного рейтинга не ниже уровня «ruB» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА».

Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 919.

9. С 5 января 2020 года вступили в силу изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным Казначейством в целях ведения реестра договоров. Изменения утверждены приказом Минфина России от 10.06.2019 № 92н и уточняют перечень сведений, которые формируются в процессе ведения реестра договоров.

Изменения, принятые в декабре 2019 года:

10. С 26 декабря 2019 года установлен запрет сроком на 2 года на государственные закупки иностранных систем хранения данных для использования на объектах критической информационной структуры (КИИ). Запрет введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 ё№ 1746. В 2020 – 2021 года заказчики смогут закупать для объектов КИИ только системы хранения данных, включенные в российский перечень радиоэлектронной продукции.

11. С 28 декабря 2019 года санируемым банкам разрешено выдавать банковские гарантии для целей обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в случае принятия Банком России решения о гарантировании непрерывности их деятельности. Соответствующие изменения в статью 45 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) внесены федеральным законом от 27.12.2019 № 469-ФЗ.

Это позволяет санируемому банку, вне зависимости от его соответствия (или несоответствия) установленным законодательством требованиям, осуществлять банковские операции по выдаче банковских гарантий в рамках 44-ФЗ для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

12. С 30 декабря 2019 года вступили в силу изменения в Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков. Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906.

  • ФАС России и её территориальные управления обязаны в течение 3-х рабочих дней с даты вынесения направлять копию решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков или об отказе в таком включении в адрес заказчика и лица, в отношении которого принималось такое решение.
  • Конкретизировано, что основанием для досрочного исключения информации из Реестра недобросовестных поставщиков теперь является решение суда о признании незаконным или недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и (или) недействительным решения ФАС России о включении информации в Реестр.

13. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), обязывающие участника закупки указывать страну происхождения товара при участии в любой конкурентной закупке. Изменения внесены федеральным законом № 449-ФЗ от 27.12.2019 года.

14. С 1 января 2020 года начинают действовать новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 и существенно упрощают процесс обсуждения.

15. С 5 января 2020 года действуют новые правила определения НМЦК на поставку лекарств. Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

16. С 8 января 2020 года вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), согласно которым допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла путем проведения конкурсов в электронной форме. Изменения внесены федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ.

17. С 8 января 2020 года Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1922 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок на право обслуживания медицинской техники.

Согласно постановлению при проведении торгов на обслуживание медицинской техники, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится закупка, превышает 10 млн. рублей, устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

– либо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключённого в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе или Законом № 223-ФЗ о закупках на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники;

– либо наличие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.

Устанавливается, что стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Обращаем внимание читателей, что дополнительные требования к участникам закупки распространяются не на всю медицинскую технику, а только на медицинскую технику со следующими кодами ОКПД2:

– 26.60.11 (аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета-, или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях);

– 26.60.12 (аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях);

– 26.60.13.130 (аппараты высокочастотной и низкочастотной терапии);

– 26.70.22.150 (микроскопы оптические);

– 32.50.12.000 (стерилизаторы хирургические или лабораторные);

– 32.50.21.121 (аппараты для ингаляционного наркоза);

– 32.50.21.122 (аппараты дыхательные реанимационные).

С 1 января 2020 года должны были вступить в силу утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 изменения в Требования к операторам электронных площадок и в Правила регистрации участников закупок в Единой информационной системе, касающиеся информации об исполнителях, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Однако в последний момент Правительство РФ постановлением от 27.12.2019 № 1906 перенесло начало действия указанных выше изменений на 1 января 2021 года.

Кроме этого, в конце декабря 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок был запущен функционал электронного актирования приемки товаров, работ, услуг. Об этом информирует совместное письмо Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы России от 18.12.2019 № 14-00-06/27476, № АС-4-15/26126@. Оформление документов о приемке в настоящее время является для заказчика правом, а не обязанностью. С методическими материалами и обучающими видеороликами можно ознакомиться на сайте ЕИС.

Банковские гарантии для участников закупок

Кредиты на исполнение контрактов

Страхование

На этом пока остановимся. Эксперты Кредитно-Страхового агентства будут и дальше информировать Вас о всех изменениях в сфере госзакупок. Удачи Вам в новом 2020 году!

Хотите быть всегда в курсе событий – читайте новости на нашем сайте или в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте». Удачных Вам закупок!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

По всей России звонок бесплатный !

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Понравилась информация – поделись с друзьями!

Планирование закупок на 2020 год: правила для автономных учреждений

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

От масштаба закупочной деятельности заказчиков, работающих по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ, напрямую зависит круг их обязанностей в части планирования закупок. Чем больше этот масштаб, тем больше обязанностей. Любое автономное учреждение должно утвердить и опубликовать до конца 2019 года два плана закупок (ежегодный и «инновационный»), а вот остальные требования надо выполнять далеко не всем АУ. Расскажем, что предписывают существующие и новые нормы.

Для всех автономных учреждений, руководствующихся Федеральным законом № 223-ФЗ, действует общее правило: будущие закупки отражаются в двух документах – ежегодном плане и плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Согласно ч. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ первый утверждается на срок не менее года, второй – на срок от пяти до семи лет. Оба плана должны размещаться в единой информационной системе (ЕИС). Это надо сделать в течение 10 календарных дней с даты утверждения документа, но до 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).

Дополнительные требования, распространяющиеся и на этап планирования, нужно учесть крупным заказчикам, закупающим обязательные объемы продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. К этой группе относятся автономные учреждения, которые по результатам закупок за предшествующий год заключили договоры на сумму свыше 250 млн руб. (абз. 10 п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352). Объемы целевых закупок необходимо отражать в планах на следующий год.

Наконец, еще больше процедур планирования должны соблюдать так называемые отдельные и конкретные заказчики, подпадающие под действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169. Для них предусмотрены специальные формы контроля, в рамках которых проверяются планы закупок либо проекты планов.

Ежегодный план закупки

В нем надо отражать все закупочные потребности автономного учреждения, поскольку договоры с исполнителями должны заключаться только по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но из этого правила есть несколько исключений: заказчик все же может подписывать договоры по результатам закупки, не включенной в план, при возникновении потребности в ней:

при иных чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;

вследствие непреодолимой силы;

при необходимости срочного медицинского вмешательства;

для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Помимо закупок срочного характера, в плане не отражаются закупки, поименованные в ч. 15, 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, – сведения, которые составляют государственную тайну или в отношении которых Правительство РФ приняло решение о неразмещении в ЕИС. Кроме того, в силу п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, заказчики вправе не вносить в план закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (при годовой выручке свыше 5 млрд руб. – менее 500 тыс. руб.).

Остальные приобретения надо отразить в ежегодном плане – либо при его первоначальном формировании, либо при внесении изменений. В частности, это касается иных закупок, информация о которых может не публиковаться в ЕИС на основании ч. 5, 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Один из таких случаев – закупка у единственного поставщика стоимостью более 100 (500) тыс. руб. Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик может не публиковать в ЕИС информацию о данной закупке (извещение, закупочную документацию, проект договора и пр.). Однако вносить закупки у единственного поставщика в ежегодный план все же надо – никаких исключений для этого случая Правила № 932 не предусматривают.

То же самое относится к двум другим видам закупок, перечисленным в п. 2, 3 ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ:

закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов;

закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Заказчики тоже вправе не размещать в ЕИС сведения об этих приобретениях, но в п. 4 Правил № 932 они не указаны. Следовательно, отражать их в плане закупки нужно, а вот формировать и раскрывать иную информацию (извещения, документацию и т. д.) не обязательно.

Форма плана утверждена приложением к Требованиям № 932 и предусматривает помесячную или поквартальную разбивку закупок. Процедура и сроки утверждения ежегодного плана должны быть прописаны в положении о закупке.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств

К обязанностям заказчиков относятся утверждение и опубликование в ЕИС не только ежегодного, но и «инновационного» плана (письма Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 № ОГ-Д28-3721, от 22.06.2015 № Д28и-1718, от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458). Если у автономного учреждения нет закупок, которые включались бы в «инновационный» план или их стоимость меньше 100 (500) тыс. руб., допускается разместить пустой план – это преду­смотрено функционалом ЕИС (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.08.2016 № Д28и-2046).

А вот если у заказчика нет потребности в инновационной, высокотехнологичной продукции, но он собирается закупать лекарственные средства, пустым «инновационным» планом ограничиться нельзя. В нем потребуется отразить информацию о закупке лекарств (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 № Д28и-207).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции определены федеральными министерствами в своих сферах регулирования (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ), но до 01.12.2019 эти критерии должны быть доработаны. Правительство РФ, приняв Постановление от 15.06.2019 № 773, установило единые требования к названным критериям – в соответствие им и должны быть приведены нормативные акты федеральных органов власти.

Теперь критерии должны учитывать не только новизну продукции и использование при ее изготовлении передовых технологий (техники), но и экономическую эффективность применения продукции. Эффективность может выражаться в следующем:

прогнозируемая совокупная стоимость владения инновационной, высокотехнологичной продукцией в заданном периоде ее эксплуатации ниже совокупной стоимости владения товаром, ранее применявшимся заказчиком, либо соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если аналогичный товар ранее им не применялся;

применение продукции снижает затраты на достижение целевого эффекта, требуемого заказчику.

Автономным учреждениям надо использовать новые критерии при отнесении товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции и формировании «инновационного» плана. А потому важно уже сейчас учесть требования Правительства РФ и отследить изменения в соответствующих нормативных актах федеральных министерств.

Закупки у малых и средних предпринимателей

Крупные автономные учреждения, заключившие по результатам закупок за 2019 год договоры на сумму более 250 млн руб., в 2020 году должны проводить целевые закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (правила работы прописаны в Положении № 1352). Объемы таких закупок нужно предусмотреть при планировании закупочной деятельности на следующий год.

Обратите внимание: с 01.01.2020 объемы закупок у предпринимателей увеличатся. Правительство РФ Постановлением от 01.08.2019 № 1001 внесло изменения в Положение № 1352. Это надо учесть при составлении плана закупки на 2020 год.

Согласно п. 5(1) Положения № 1352 годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен теперь составить не менее 18 % (вместо 15 %) совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок. По итогам года стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок исключительно у предпринимателей, тоже должен достигнуть 18 %, а объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у предпринимателей, – 20 % (вместо 18 %) (п. 5 Положения № 1352). Невыполнение данной обязанности квалифицируется как нарушение. Автономному учреждению придется с 1 февраля и до конца года, следующего за прошедшим (когда было допущено нарушение), руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части определения поставщика. Точные границы применения законодательства о контрактной системе установлены в ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Но закупки, осуществляемые только среди малых и средних предпринимателей, нельзя проводить, не имея специального перечня товаров, работ, услуг (п. 8 Положения № 1352). Заказчику нужно утвердить этот документ, а потом опубликовать в ЕИС и на своем сайте (п. 10 Положения № 1352).

Перечень, являющийся основанием для целевых закупок, необходим как при планировании, так и при совершении закупочных процедур. Минэкономразвития в Письме от 16.03.2017 № Д28и-1362 указывало, что заказчик не вправе приобретать у предпринимателей продукцию, не включенную в перечень. А вот привлекать к участию в закупке такой продукции любых лиц (в том числе малых и средних предпринимателей) можно.

Формы контроля при планировании целевых закупок

Крупные заказчики, обязанные закупать продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства, на этапе планирования таких закупок подвергаются контролю со стороны уполномоченных органов. Речь идет об оценке соответствия проектов планов требованиям об участии в закупках предпринимателей и мониторинге соответствия утвержденных планов названным требованиям (ч. 1, 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ).

Нормы об оценке и мониторинге соответствия должны выполнять разные заказчики (попасть одновременно в обе группы нельзя), но, по сути, все крупные АУ, руководствующиеся Положением № 1352, подвергаются той или иной форме контроля. Обязанность закупать продукцию у предпринимателей возникает у автономных учреждений при достижении годовой стоимости договоров в 250 млн руб., а такие объемы характерны только для федеральных и региональных АУ. Для муниципальных АУ указанный масштаб не характерен, а значит, на них не распространяется обязанность совершать целевые закупки. В свою очередь, нормы ч. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Постановления № 1169 тоже адресованы крупным заказчикам, в том числе федеральным и региональным автономным учреждениям. От уровня их подчинения и масштаба закупочной деятельности зависит то, какие контрольные мероприятия проводятся в их отношении.

Покажем эту взаимосвязь на схеме.

В отношении федеральных АУ оценку и мониторинг соответствия проводит Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, в отношении региональных АУ – органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Все процедуры проводятся с использованием функционала ЕИС.

Отметим, что оценке соответствия подвергаются заказчики, поименованные в двух специальных перечнях (ч. 1, 3 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ). В первый список в числе прочих вошли федеральные автономные учреждения, во второй включены в том числе региональные АУ. А мониторинг соответствия проводится в отношении отдельных категорий заказчиков, которые охарактеризованы обобщенно (организационно-правовая форма юридического лица, «пороговое» значение по объему выручки или годовой стоимости заключенных договоров), – списка с конкретными наименованиями юрлиц здесь нет.

Оценка соответствия проектов планов

Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Положению о проведении оценки соответствия, утвержденному Постановлением № 1169, данная процедура проводится в отношении проектов следующих документов:

плана закупки товаров, работ, услуг;

плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств;

изменений, вносимых в названные планы (если корректируется раздел об участии в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для этого автономные учреждения должны заполнить последние разделы ежегодного и «инновационного» планов – об участии предпринимателей в закупках. Раздел предназначен лишь для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1169, – остальным заполнять его не нужно (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.06.2016 № Д28и-1494).

Обратите внимание: для заказчиков, которые проходят оценку соответствия, расширен горизонт планирования закупок у малых и средних предпринимателей (поправка в ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ внесена Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ). Теперь соответствующий раздел плана закупки надо формировать на три года вперед (вместо одного). Данное требование относится и к заказчикам, подвергающимся мониторингу соответствия.

Все этапы процедуры оценки прописаны в Постановлении № 1169. Так, до утверждения планов (их изменений) проекты посредством ЕИС направляются контролирующему органу. Он проверяет:

соблюдение годового объема закупки, который планируется осуществить по результатам закупки исключительно у предпринимателей (в 2020 году эта доля должна быть не менее 18 % годового стоимостного объема);

соответствие позиций проекта плана, отражающих закупки исключительно у предпринимателей, утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг, закупка которых проводится у таких предпринимателей.

Если замечаний нет, уполномоченный орган выдает положительное заключение, которое заказчик тоже должен опубликовать в ЕИС (после этого можно утвердить план закупки). Если замечания есть, надо исправлять проект документа и подавать его на повторную оценку. Иначе уполномоченный орган выдаст отрицательное заключение.

Впрочем, заказчик вправе утвердить план закупки, проект которого подавался на оценку, и с отрицательным заключением. Но понадобится разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных для приостановки реализации плана. В перечень может войти любая продукция (не только та, которую предполагается закупать у предпринимателей), однако приостановить придется 18 % годового стоимостного объема планируемых закупок.

Мониторинг соответствия планов

В силу ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о проведении мониторинга соответствия, утвержденного Постановлением № 1169, предметом контроля в том числе становятся:

2) план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;

3) изменения, внесенные в такие планы (если уточняется раздел об участии предпринимателей в закупке).

Планы закупки размещаются в ЕИС до 31 декабря текущего года (п. 14 Положения № 908), о чем уполномоченный орган уведомляется посредством функционала ЕИС (с 1 января следующего года). В течение следующих пяти рабочих дней уполномоченный орган проводит мониторинг – проверяет те же параметры, что и при оценке соответствия. При этом раздел плана, посвященный закупкам у малых и средних предпринимателей, должен охватывать не один год, а три года.

Положительное заключение свидетельствует о том, что заказчик исполнил требования законодательства об участии предпринимателей в закупках. Он может осуществлять закупки в запланированных объемах. Уведомление о несоответствии выдается для устранения замечаний к плану, а отрицательное заключение становится основанием для приостановки реализации плана в объеме 18 % годовой стоимости запланированных закупок. Как и при оценке соответствия, здесь заказчик тоже должен разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных в целях приостановки закупок.

Заключение

У автономных учреждений с разным масштабом закупочной деятельности процедуры планирования будут разными. Если АУ небольшое, ему надо сформировать, утвердить и разместить в ЕИС два плана – ежегодный и «инновационный». Если же стоимость договоров, заключенных по результатам закупок за 2019 год, достигнет 250 млн руб., обязанностей прибавится. При планировании понадобится соблюдать объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей и отчитываться за эти объемы перед уполномоченным органом – проходить оценку либо мониторинг соответствия.

Ссылка на основную публикацию